ВТО и Россия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Поступательное движение внешней торговли в развитии национальных экономик – это тенденция, характерная не только для России, но и для всех стран мира. Мировой экспорт сегодня составляет около трети ВВП всех стран мира вместе взятых. Для большинства стран внешняя торговля уже давно стала важнейшим двигателем экономического роста. В этом – одна из причин создания Всемирной торговой организации (ВТО) и нашего стремления войти в состав этой организации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Основные сведения о Всемирной торговой организации. ………………….6
1.1. ВТО: немного истории………………………………………………….6
1.2. Организационная структура и функции ВТО…………………………9
1.3. Принятие новых членов в ВТО………………………………………..13
2. Вступление России в ВТО. …………………………………………………..16
3. Последствия присоединения России к ВТО: плюсы и минусы……………25
Заключение………………………………………………………………………35
Список литературы ……………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 38.72 Кб (Скачать файл)

 Можно отметить следующие  позитивные направления совершенствования  внешнеторгового правового механизма  Российской Федерации, связанные  с присоединением России к  ВТО:

а) Правовые нормы законодательства РФ станут сопоставимыми с правовыми нормами ВТО, а следовательно, будут соответствовать общепринятой мировой практике;

б) Законы РФ в области внешней торговли станут гласными, ясными и стабильными;

в) Исполнение законов не сможет менять их содержание, поскольку подзаконные акты, ведомственные инструкции будут точно укладываться в содержание законов;

г) Россия должна будет регулярно проходить своеобразный международный экзамен на соответствие своего законодательства правовым нормам ВТО. Каждая страна – член ВТО регулярно сообщает в Секретариат ВТО обо всех изменениях в своём внешнеторговом законодательстве по 178 позициям.

  4. Вступление России  в ВТО, очевидно, приведёт к  стимулированию отечественной экономики.  Наличие ограниченного во времени  переходного периода по отдельным  отраслям будет способствовать  развитию производства и повышению  конкурентоспособности их продукции.

Следствием снижения таможенных пошлин за счет увеличения импорта  может стать повышение доходов  государственного бюджета от внешнеэкономической  деятельности. В то же время оно  может способствовать перераспределению  средств в более эффективные  отрасли и таким образом оказать  положительное влияние на экономику. В связи с этим нельзя утверждать, что последствия либерализации  таможенных тарифов будут негативными.

5.Следствием присоединения  к ВТО и либерализации внешней  торговли станет расширение предложения  товаров и услуг и соответственно  усиление конкуренции на внутреннем  рынке, а также снижение цен.  Цены на импортные товары и  услуги понизятся за счёт снижения  таможенных тарифов и ставок  на импорт; станут несколько дешевле  и товары, производимые из импортных  материалов. В результате Россия  сможет добиться снижения инфляция  до 2% в год.  Кроме того, на внутренний  рынок будут поступать более  качественные товары модернизируемых  под влиянием иностранной конкуренции  отечественных предприятий и  расширится ассортимент предоставляемых  услуг.

6.Ещё одним преимуществом,  которое страна получит в случае  присоединения к ВТО, является  создание более благоприятных  условий доступа на зарубежные  рынки для российских поставщиков  промышленной продукции и ряда  видов услуг за счёт расширения  круга стран, распространяющих  на Россию режим наибольшего  благоприятствования и национальный  режим.

7. Согласно теоретическим  выводам развитие торговли в  долгосрочной перспективе к повышению  занятости, особенно в экспортных  отраслях экономики. Эксперты  ЦЭФИР не исключают роста занятости  в отдельных отраслях, в том  числе в связи с развитием  в условиях ВТО российского  экспорта или же в связи  с импортозамещением, возможным по согласованным условиям присоединения России к ВТО. О такой же возможности говорят эксперты РАН и МОТ. Однако, в краткосрочной перспективе потери рабочих мест в результате конкуренции отечественных предприятий с импортными производителями скорее всего неизбежны.

8. Применение принципов  ВТО позволяет повысить эффективность  внешнеэкономической деятельности  государства прежде всего за  счёт упрощения системы таможенных  пошлин и других торговых барьеров. Как следствие, предсказуемость  и прозрачность экономики привлекают  партнёров и повышают товарооборот. Недискриминационный подход, прозрачность, большая определённость условий  торговли и их упрощение –  всё это способствует понижению  расходов компаний, оптимизации  их деятельности и созданию  благоприятного климата для торговли  и инвестиций.

9. Система свободной торговли  создаёт также предпосылки для  принятия разумных политических  решений, борьбы с коррупцией  и привнесения позитивных изменений  в законодательную систему.

Прозрачность и обеспечение  доступности всей информации по правилам торговли для общественности; более  чёткие критерии по правилам, охватывающие вопросы безопасности и стандарты  на продукцию; применение принципа недискриминации также оказывают положительное влияние на политическую обстановку, сокращая возможность произвольного принятия решений и обмана.

Таковы основные предполагаемые преимущества вступления России в ВТО. В то же время российская экономика  в связи конкурентоспособностью производств подвержена большому количеству рисков в связи с выполнением  обязательств, принятых при вступлении в ВТО. Эти риски касаются всех сфер жизни страны – политической, социальной, производственной и финансово-экономической.

1. К негативным последствиям вступления России в ВТО в первую очередь можно отнести потерю доли внутреннего рынка российскими предприятиями вследствие более высокой конкуренции со стороны иностранных фирм. В ходе переговоров по тарифным вопросам по каждой товарной позиции согласовываются лимиты ввозных таможенных пошлин, которые Россия обязуется не превышать в адаптационный период. При этом многие специалисты считают, что по многим товарным позициям Россия сегодня имеет более либеральный режим доступа на свой внутренний рынок, чем у стран ВТО. Вступление в ВТО представляет наибольшую опасность для предприятий следующих отраслей: авиастроение, автомобилестроение, пищевая промышленность, фармацевтика, лёгкая и электронная промышленность, связь, сфера услуг, банковский сектор. В целом российские предприятия, производящие высокотехнологическую продукцию с большой добавленной стоимостью, не выдерживают конкуренции с западными производителями. Причём отечественной промышленности придется конкурировать не с абстрактными среднестатистическими зарубежными компаниями, а с сильнейшими мировыми игроками, которые обладают достаточными ресурсами, чтобы захватить открывшиеся рынки в России.

2.           Либерализация внешней торговли подразумевает в краткосрочном периоде рост числа безработных в стране из-за увольнений на неконкурентоспособных предприятиях. Предполагается , что после реструктуризации экономики уровень безработицы должен снизиться вслед за ростом числа инвестиций в экономику и переходом рабочей силы в другие отрасли, регионы. Но из-за низкой мобильности рабочей силы в другие отрасли, регионы. Но из-за низкой мобильности рабочей силы и недоразвитости институтов рынка труда в России это повлечет за собой увеличение региональных диспропорций в экономике и уровне жизни населения. Кроме того, присоединение к ВТО будет способствовать росту концентрации производства, повышению его технического уровня, использованию современных методов организации и управления. Такого рода процессы, как правило, приводят к росту производительности труда, высвобождению рабочей силы, а если не будет соответствующего расширения производства, то и к безработице.

3. Страны – члены ВТО при вступлении России будут требовать скорейшего «подтягивания» уровня внутренних цен на энергоносители к мировым ценам. Россия уже объявила курс на сближение внутренних мировых цен на энергоносители, но форсированный рост внутренних цен на энергоносители, опережающий меры по поддержке и реструктуризации предприятий, будет иметь негативный инфляционный эффект и вызовет снижение платёжеспособности предприятий.

4. К нежелательным последствиям могут привести также сокращение или даже полная отмена экспортной пошлины на поставки за рубеж топлива и сырья из России. Государство лишится значительной части своих доходов, поскольку в настоящее время высокие экспортные пошлины на нефть, газ и цветные металлы являются источником крупных поступлений в государственный бюджет.

5. При открытии российского рынка для иностранных компаний предприятия малого бизнеса России не смогут выдержать конкуренции с сильнейшими мировыми корпорациями, в результате чего возникает угроза, что они будут скуплены мировыми гигантами. При этом целью их покупки может быть не только включение их мощностей в состав иностранных компаний, но также и ликвидация конкурентов.

6. Существуют опасения, что после либерализации аграрного рынка России и сокращения государственной поддержки сельскохозяйственных производителей доля импортного продовольствия на внутреннем рынке страны существенно увеличится.

7. Ещё один аспект присоединения к ВТО, который с точки зрения национальных интересов России может оказаться более серьёзным, чем прямые экономические последствия, - это обязательства в рамках региональных торговых соглашений, в частности СНГ. В этом смысле членство России в ВТО грозит будущему всей экономической интеграции на постсоветское пространстве. Несмотря на то что экономика России по своим масштабам несопоставима с экономиками стран СНГ, формирование интегрированного экономического пространства с ними играет принципиально важную роль для развития российской экономики в долгосрочной перспективе.

  В случае присоединения  России к ВТО вся система  отношений подвергнется значительным  корректировкам в первую очередь  потому, что двусторонние соглашения, являющиеся организационно-правовым  механизмом согласования интересов  и принятия решений в СНГ,  не только не позволят скоординировать  позиции стран СНГ, но и не  признаются ВТО в качестве  основы преференциальных торговых  отношений. Одним из первых  кризисных последствий может  стать резкое понижение конкурентоспособности  товаров из СНГ на российском  рынке и наоборот, а также снижение  взаимного торгового оборота.

8. В сфере политики принятие обязательств, налагаемых соглашениями со странами – участницами ВТО, приведёт к неизбежному ослаблению национального суверенитета. Ограничения коснутся всех ветвей власти – исполнительной (с неё постоянно будут требовать выполнения международных обязательств даже в ущерб национальным интересам), законодательной(придётся привести нормативные акты в соответствие с требованиями ВТО), судебной(юридические споры при возможных нарушениях будут рассматриваться в международных судах).

Каков же будет реальный баланс выгод и издержек от вступления России в ВТО? Учитывая неоднозначность  последствий вступления России в  ВТО, необходимо очень внимательно  просчитать баланс положительных и  отрицательных последствий и  предусмотреть многогранную и многоплановую стратегию вступления и развития в качестве члена этой организации, дабы избежать плачевных последствий для нашей страны.

Заключение.

 

 Подводя итог, совершенно очевидно, что ВТО – это не просто орагнизация, регулирующая мировую торговлю. Это организация, которая исторически закрепила своё место и значение в системе международных отношений. С её мнением, а именно мнением её ведущих членов необходимо считаться, если Россия хочет завоевать лидирующие позиции на мировом рынке. Поэтому, вполне ясно, что обязательным условием для этого является вступление в ВТО. В то же время членство в этой организации может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для Российской Федерации.

Трудность оценки возможных  последствий вступления в ВТО  заключается в том, что негативные последствия в виде спада ВВП  и роста безработицы краткосрочны, а позитивные результаты либерализации  торговли, вызванные более эффективными размещением ресурсов, отнесены на более поздние периоды. Следовательно, эффективность от вступления в ВТО  во многом обусловливается продолжительностью периода спада и временем наступления  экономического подъёма экономики, более эффективно встроенной в мировую  экономическую систему. Эти параметры  зависят от принятия ряда реформ в  сфере внутренней экономической  политики. С другой стороны, реформирование экономики, необходимое для достижения положительного результата при вступлении в ВТО, уже стимулировало экономический  рост и без вступления в ВТО.

Таким образом, в отношении  вступления России в ВТО нельзя однозначно становиться на сторону либо активных сторонников этого шага, либо на сторону противников. Вопрос, вступать России в ВТО или нет, нельзя рассматривать  только исходя из текущей ситуации, это вопрос стратегический. Членство в ВТО рассчитано на десятилетия. Следует чётко уяснить, что вступление в ВТО не способствует решению  краткосрочных задач, но отказ от него приведёт к тому, что пострадают долгосрочные интересы России.

Суммировать ситуацию можно  словами В. Путина, который ещё  будучи президентом в своём послании Федеральному Собранию 19 апреля 2002 года сказал: «ВТО – не абсолютное зло  и не абсолютное добро. ВТО – это  инструмент. Тот, кто умеет им пользоваться, становится сильнее».

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1. ВТО: угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок. Механизм взаимодействия национальных экономик / под ред. С.Ф. Сутырина. М.: Эксмо, 2008. – 395 с.

2. Глобальное экономическое регулирование / под ред. проф. В.Н. Зуева – М.: Магистр, 2011. – 547 с.

3. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. Экономика, политика, право. – М.: ВАВТ, 2008. – 347 с.

4. Россия и мир. Новая эпоха. 12 лет, которые могут всё изменить / под ред. С.А. Караганова. М.: АСТ; Русь-Олимп, 2008. – 448 с.

5. Халевинская Е.Д., Вавилова Е.В. Всемирная торговая организация и российские интересы. – М.: Магистр, 2009. – 367с.

6. Загашвили Ю.В. Государство на новом этапе экономической глобализации. // Мировая экономика и международные отношения. – 2009. - №5.

7. Оболенский В.П. Переговоры о присоединении России к ВТО: новый формат, новые проблемы. // Мировая экономика и международные отношения. – 2010. - №6.

8. Сабельников Л.В. Влияние ВТО на внешнюю торговлю России инновационными товарами и услугами. // Российский Внешнеэкономический вестник. – 2009. - №6.

9. Журнал «Эксперт» online: http://www.expert.ru/

10. Официальный сайт ВТО: http://www.wto.org/

11.  Россия и Всемирная торговая организация – WTO: http://www.wto.ru/

12. Сурин А. Вступление России в ВТО. Что сулит и чем чревато вступлен


Информация о работе ВТО и Россия