Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:01, контрольная работа
Всемирная торговая организация (ВТО) – международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.
Введение……………………………………………………………………………….3
1. История ВТО………………………………………………………………………..3
2. Цели, задачи и принципы ВТО…………………………………………………….4
3. ВТО и Россия………………………………………………………………………..5
4. Условия присоединения……..……………………………………………………..6
5. Плюсы вступления России в ВТО…………………………………………………8
6. Минусы вступления России в ВТО………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………………11
Список использованной литературы……………………
Федеральное агентство Российской Федерации по образованию
Российский государственный
торгово-экономический
Кафедра мировой экономики
Контрольная работа
по дисциплине «Мировая экономика»
по теме «ВТО: плюсы и минусы вступления России в неё»
Исполнитель:
студентка II курса ФЭФ
21 группы заочного отделения
специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Пантелеева Ю. В.
Проверил:
Сергиенко Н.Е.
Москва 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. История ВТО………………………………………………………………………
2. Цели, задачи и принципы ВТО…………………………………………………….4
3. ВТО и Россия………………………………………………………………
4. Условия присоединения……..…………………………………
5. Плюсы вступления России в ВТО…………………………………………………8
6. Минусы вступления России в ВТО………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………………………..
Введение
Всемирная торговая организация (ВТО) – международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.
ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организаций всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. Эти документы обеспечивают юридическую базу и основные правила организации международной коммерческой деятельности. В основном, это договоры, в рамках которых государства принимают на себя обязательства проводить торговую политику в согласованных с международными стандартами рамках. Хотя такие договоры обсуждаются и подписываются на уровне правительств, основная их цель состоит в оказании содействия производителям товаров и услуг, компаниям, занимающихся экспортно-импортными операциями. Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы.
ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986 – 1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды). Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария. Глава ВТО (генеральный директор) – Паскаль Лами. На июль 2008 года в ВТО состояло 153 страны, на долю которых в сумме приходилось 97% мирового торгового оборота. (1).
Тема вступления России в ВТО (Всемирную торговую организацию) на сегодня является исключительно важной и актуальной для России. Так как очень большая вероятность вступления России в ВТО наступает в 2011 году. Переговоры об этом идут с 1995 года. Но именно сейчас вопросы присоединения приобрели реальное практическое значение, поскольку наступила фаза конкретного определения условий, на которых это присоединение должно происходить.
Внешняя торговля в настоящее время является одним из важнейших секторов российской экономики, так как именно она определяет динамику многих макроэкономических параметров. И задача правительства в этой связи – создать условия для дальнейшего развития внешнеэкономических связей и их эффективного использования в целях повышения конкурентоспособности экономики и жизненных стандартов населения.
Цель моей работы заключается в раскрытии и анализе плюсов и минусов вступления России в ВТО.
1.История ВТО
Разразившийся в 1929 году глобальный экономический кризис и попытки его преодоления в отдельных развитых странах путем прямой защиты внутреннего рынка высокими таможенными пошлинами от иностранного импорта показали, что при всевозрастающих объёмах внешней торговли необходима ее институционализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках.
Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла еще до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на конференции в Бреттон Вудсе были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка предлагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года. СССР не был приглашён к участию в Гаванской конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Конгресс США, однако, неожиданно отказался от ратификации Устава МТО, несмотря на то что Соединённые Штаты были главной движущей силой организации МТО, и ГАТТ, первоначально временное соглашение, продолжало действовать без всякой организационной структуры, которой должна была стать МТО. В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном от первоначально задуманного виде, оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с 40 % к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4 % в середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами. Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года. Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века — около 20 %) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО. Таким образом, спустя почти 50 лет после неудачных попыток создания международной организации и существования временной конструкции ГАТТ, регулирующей вопросы внешней торговли, с 1 января 1995 года ВТО приступила к работе. (1).
2. Цели, задачи и принципы ВТО.
Наиболее важные принципы, на которых строится многосторонняя торговая система:
1. Торговля без дискриминации - страны не должны предоставлять кому-либо лучший торговый режим по сравнению с тем, какой они предоставляют всем остальным странам, и не должны предоставлять лучший режим своим национальным товарам по сравнению с иностранными.
2. Либерализация международной торговли – проведение многосторонних переговоров по снижению таможенных тарифов и устранению других препятствий на пути международной торговли.
3. Применение мер, ограничивающих импорт только на основе правил ВТО – отказ стран от использования протекционизма как средства торговой политики. Правилами ВТО, однако, предусматривается достаточно широкий набор инструментов, с помощью которых страна, в случае необходимости, может защитить свой внутренний рынок. Он включает: защитные меры – временное ограничение импорта определенного товара в случае, когда его масштабы наносят или угрожают нанести серьезный ущерб отечественным товаропроизводителям; антидемпинговые пошлины – применяемые против конкретного источника демпинга защитные пошлины; компенсационные пошлины - применяемые против экспорта товара, экспорт которого субсидируется в явной или скрытой форме.
4. Предсказуемость торговой политики – проведение торговой политики в соответствии с установленными правилами и недопущение одностороннего нарушения принятых на себя обязательств. Главным механизмом обеспечения предсказуемости торговой политики является связывание тарифов – принимаемое страной обязательство не увеличивать ставку импортного тарифа сверх установленного предела.
5. Содействие конкуренции – отказ стран от использования несправедливых методов торговой политики, таких как демпинг, экспортные субсидии. Многосторонние соглашения в рамках ВТО предусматривают санкции, применяемые к экспортерам и странам, которые пользуются несправедливыми методами торговой политики.
6. Прозрачность – члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.
7. Взаимность – все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными. (2).
Функции ВТО:
1. Контроль за выполнением торговых контрактов ВТО.
2. Создание условий для торговых переговоров.
3. Урегулирование споров между сторонами.
4. Контроль за политикой государств-членов ВТО в области торговли.
5. Оказание технической
помощи и обучение
6. Сотрудничество
с другими международными
Задачей ВТО является не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли..
3. ВТО и Россия.
В 1986 г. СССР обратился с заявкой о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ. США, однако, отклонили эту заявку, мотивировав тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 г. СССР получил статус наблюдателя в ГАТТ, которым позже пользовалась Россия. Этот статус не дает права на участие в голосовании, но позволяет присутствовать на заседаниях, выступать на них и получать в свое распоряжение все рабочие документы организации. В 1993 г. Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ. В 1995 г. начались переговоры по вступлению России в ВТО. Присоединение России к ВТО способствовало бы не только развитию российского экспортного потенциала, но и в защите российских интересов за рубежом. Наиболее трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности. Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам).
На сегодняшний день Грузия остается единственной страной, выступающей против вступления России в ВТО. Однако Грузия не входит в рабочую группу по присоединению России к организации и не может в одностороннем порядке блокировать вступление России в ВТО. В октябре 2008 г. для вступления в организацию России необходимо было провести лишь многосторонние переговоры. Вступление России в ВТО было отложено на неопределенный срок в августе 2008 г. в связи с обострением ситуации на Кавказе. Однако события на Кавказе являлись далеко не самой главной проблемой для вступления России. В сентябре 2008 г. группа министров финансов стран Евросоюза обратилась к России с советом «побыстрее вступить в организацию», однако получили ответ, что Россия вряд ли станет членом ВТО до середины 2009г.
Вступление России в ВТО постоянно откладывалось из-за необходимости подготовиться к ВТО, чтобы потери от присоединения значительно снизились, а выгоды возросли. Осложнил вступление в ВТО и начавшийся в мире финансовый кризис, заставивший множество стран задуматься не о свободной торговле, а, наоборот, о жестоком регулировании своих экономик.
В июне 2009 г. на заседании межгосударственного совета ЕврАзЭС в Москве премьер-министр России Путин В.В. сделал официальное заявление о прекращении индивидуальных переговоров по присоединению России к ВТО. Одновременно он объявил, что в переговорах по вступлению в ВТО с 1 января 2010 г. Россия будет участвовать в рамках (от лица) единого Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Но в ВТО могут вступать только страны, а не Таможенные союзы. 21 октября 2009 г. первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявлял, что Россия, Белоруссия и Казахстан будет вступать ВТО одновременно и на согласованных условиях. Это позволит и вступить в ВТО, и сохранить Таможенный союз. 5 октября 2010 г. пресс-спикер президента Грузии заявила, что позиция Грузии по вопросу присоединения России к ВТО остается «неизменной». Основным требованием Грузии в связи с принятием России в ВТО было то, чтобы были легализованы два нелегальных пограничных КПП в конфликтных зонах Грузии (Абхазия и Цхинвальский регион).
7 декабря 2010 года в Брюсселе прошел саммит Россия – ЕС. Накануне саммита глава Министерства экономики Эльвира Набиуллина и комиссар ЕС по торговле Карел де Гюхт подписали меморандум о завершении переговоров по вступлению России в ВТО. В документе отмечается, что стороны сняли все проблемные вопросы. В том числе по урегулировке российских экспортных пошлин на лес. Россия отказалась от планов их повышения со следующего года, а после вступления в ВТО пообещала и вовсе снизить.
Вступление России намечено российским правительством и руководством ВТО на 1-е полугодие 2011 года. (1).
4. Условия присоединения
Все члены ВТО принимают на себя обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных названием «многосторонние торговые соглашения». Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт, нормами и правилами которого регулируется свыше 92% всей мировой торговли товарами и услугами. (4).
Согласно установленному в ВТО регламенту переговоры о присоединении ведутся по четырем направлениям:
1. тарифные переговоры, т.е. доступ на рынок товаров;
2. доступ на рынок услуг;
3. государственная поддержка сельского хозяйства;
4. системные вопросы.
По одной из версии, которую опубликовал Глазьев С.Ю. «Ход переговоров свидетельствует о том, что участники рабочей группы (около 60-ти государств-членов ВТО) предъявляют России очень жесткие требования. Вопреки заявлениям о политической поддержке присоединения России к ВТО, сделанным ведущими членами этой организации, они пытаются добиться на переговорах значительных преимуществ для собственных производителей и экспортеров и расширить свое участие на российском рынке. Их основная задача - получить свободный доступ к дешевым сырьевым ресурсам и продвигать своих товары и услуги на потенциально емкий российский рынок.
В связи с этим не приходится говорить о стандартных условиях присоединения России к ВТО - их с точки зрения руководства ВТО просто не существует, и к каждой принимаемой стране, помимо обязательных требований, основанных на многосторонних соглашениях, выдвигаются индивидуальные и все более жесткие условия. Об этом свидетельствует и опыт Китая, который уже на заключительной стадии переговоров вынужден был пойти на значительные уступки, неприемлемые в современных экономических условиях для России.
Следует отметить, что российской стороной до настоящего времени под системными вопросами в основном понимается приведение отечественного законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО. В то же время основополагающие системные вопросы, связанные с поддержкой российских производителей и повышением конкурентоспособности продукции, общими условиями хозяйствования практически не рассматриваются, хотя и имеют более важное, чем сокращение уровня таможенного тарифа, значение для экономики страны.
Информация о работе ВТО: плюсы и минусы вступления России в неё