ВТО: плюсы и минусы вступления России в неё

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:01, контрольная работа

Описание работы

Всемирная торговая организация (ВТО) – международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
1. История ВТО………………………………………………………………………..3
2. Цели, задачи и принципы ВТО…………………………………………………….4
3. ВТО и Россия………………………………………………………………………..5
4. Условия присоединения……..……………………………………………………..6
5. Плюсы вступления России в ВТО…………………………………………………8
6. Минусы вступления России в ВТО………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………………11
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Мир.экономика.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Так, ведущие государства - члены ВТО требуют от России полностью отменить все экспортные промышленные субсидии, привести отечественное законодательство в соответствие с Соглашением по субсидиям и компенсационным мерам, т.е. так же резко ограничить или полностью ликвидировать поддержку производителей, в том числе за счет федеральных целевых программ и различных льгот, предоставляемых федеральными и региональными властями. Кроме этого, рассматривается вопрос о возможности подходить к России как стране с нерыночной экономикой в случае антидемпинговых и компенсационных расследований в течение длительного переходного периода (для Китая такой переходный период определен в 12 лет). Одновременно выдвигается условие о том, что на Россию не будет распространяться действие статей 27-29 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам, предусматривающих ряд льгот для стран с переходной экономикой и возможность сохранения действующих на момент присоединения программ промышленной поддержки.

Россию вынуждают  ограничить к моменту вступления в ВТО экспортные пошлины и в последствии полностью отменить их, снять количественные ограничения на импорт и экспорт, а также все ограничения на иностранные инвестиции (в том числе в такие сектора, как авиационная промышленность, энергетика, оборот алкогольной продукции). От нас требуют отменить статью о локальном компоненте в законодательстве о Соглашениях о разделе продукции. Россию вынуждают также присоединиться к необязательным соглашениям ВТО (Соглашение по торговле гражданской авиационной техникой, Соглашение о правительственных закупках) и "секторальным инициативам", хотя здесь и наметились позитивные подвижки, связанные с согласием России пойти на ряд уступок в сфере химических товаров и информационных технологий.

Наконец, России предлагается взять обязательство об отмене практики двойного ценообразования на газ и электроэнергию и о сокращении роли государства в ценообразовании на энергоносители, электроэнергию, перевозки и т.д. с тем, чтобы они определялись исключительно коммерческими условиями.

При этом по большинству многосторонних соглашений ВТО, таких как Соглашение о технических барьерах в торговле, Соглашение о санитарных и фитосанитарных мерах, Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер, Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, выдвигается не применявшееся к другим странам требование о выполнении Россией вытекающих из них обязательств в полном объеме с момента присоединения, т.е. не предусматривается наличие какого-либо переходного периода». (6).

В декабре 2006 года была опубликована подробная информация об основных результатах переговоров, где приведены как сведения по важнейшим товарным позициям, так и консолидированные данные по остальным. Результаты по всем тысячам позиций опубликованы на английском языке. До этого переговоры велись в закрытом режиме, что является обычной практикой для переговоров по экономическим вопросам, включая ВТО.

Обязательства России в случае присоединения к  ВТО частью уже содержаться в  международных соглашениях России: Соглашение о партнерстве с ЕС, Договор к Энергетической хартии, соглашения о защите и поощрении капиталовложений. Существенная часть этих общих обязательств совпадает с нормами национального законодательства. Значительно затрудняют проведение переговоров и подготовку российской промышленности к функционированию после присоединения к ВТО два фактора. Во-первых, это отсутствие промышленной и торгово-промышленной политики России и связанных с этим приоритетов развития отдельных отраслей и производств. Во-вторых, нехватка или полное отсутствие информации о действительных размерах и формах прямого и косвенного субсидирования отечественных производителей на федеральном и региональном уровне. Очень часто меры по поддержке предприятий носят индивидуальный характер, определяются лоббистскими возможностями отдельных руководителей и являются, по терминологии ВТО, специфическими и наказуемыми субсидиями, отнесенными к предприятию или группе предприятий, промышленным секторам или группе секторов или определенному географическому региону. (4).

В течение первого  года после вступления России в ВТО  ни одна внешнеторговая пошлина не будет снижена. По разным группам товаров предусмотрены переходные периоды от 1 года до 7 лет; в течение 7 лет пошлины на промышленные товары снизятся в среднем с 11,1 % до 8,2 %. Таможенные пошлины на потребительские товары, массово производящиеся в России, практически не снизятся (за исключением автомобилей и обуви). В то же время, будут отменены пошлины на компьютеры и элементную базу, снижены пошлины на бытовую электронику и электротехнику, лекарства, технологическое и научное оборудование. Государство сможет оказывать сельскому хозяйству помощь на сумму не более 9 млрд долл. в год (сейчас объём помощи составляет 3,5 млрд долл. в год, однако размер субсидий ещё будет обсуждаться на многосторонних переговорах).

Согласно критической  статье в журнале «Эксперт», «максимальная  теоретически возможная выгода отечественных предприятий от присоединения России к ВТО равна 23 млрд долларов в год», при этом, как пишут авторы статьи, «можно прикинуть», что Россия «отдаст часть своего рынка, эквивалентную примерно 90 млрд долларов в год».(1).

 

5. Плюсы  вступления России в ВТО.

 

Членство в  ВТО дает странам следующие преимущества:

1. Защищает от  дискриминации между торговыми  партнерами.

2. Предполагает  взаимное предоставление режима  наибольшего благоприятствования  в отношении экспортных, импортных, транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов. Этот принцип обеспечивает одинаковое отношение ко всем партнерам.

3. Предусматривает  взаимное предоставление национального  режима, то есть равного подхода к товарам импортного и отечественного производства в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю.

4. Обеспечивает  информацией о деятельности данной организации.

5. Дает договаривающимся  сторонам правовую базу для  осуществления торговых операций  национальным участникам внешнеэкономической  деятельности.

Преимущества  для России:

1. Принятый в  цивилизованном мире инновационный  путь экономического развития невозможен без приобщения к высоким технологиям. Их стандарты задает система ВТО, стимулируя, таким образом, е столько товарообмен, сколько технический прогресс.

2. Со вступлением  в ВТО повышается инвестиционная  привлекательность страны за счет введения в национальное законодательство общепринятых норм внешнеэкономического регулирования. И вместе с этим растет и уровень жизни, и зарплаты, и настроение граждан.

3. ВТО защищает  права на интеллектуальную собственность,  в частности, регулирует острую для России проблему «утечки мозгов».

4. Открытие экономических  границ размоет и границы политические. То есть изменится визовый режим и гражданам РФ будет проще посещать другие страны ЕС.

5. Без развития  экспорта, экономика России, так  и будет отсталой. Потому что без здоровой конкуренции России никогда не выйти на мировой уровень. (5).

6. Возможность регулярным образом защищать интересы России.

7. Получение  лучших в сравнении с существующими  и недискриминационных условий  для доступа российской продукции на иностранные рынки.

8. Расширение  возможностей для российских  инвесторов в странах членах  ВТО, в частности, в банковской сфере.

9. Участие в  выработке правил международной  торговли с учетом своих национальных  интересов.

10. Улучшение  имиджа России в мире, как полноправного участника международной торговли.

По мнению Алексея  Кудрина: «К безусловно положительным моментам относится, прежде всего, внедрение в российское законодательство стабильных, предсказуемых правил игры и единых подходов в применении механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности. Распространение этих правил на Россию повысит ее инвестиционную привлекательность для иностранных инвесторов и сделает более предсказуемым экономический и правовой климат для российских субъектов экономики. Во-вторых, хоть и не сразу, существенно улучшатся условия доступа на мировые рынки российских товаров и услуг. Понятно, что это позитивно отразится и на экономической деятельности российских предприятий, и, как следствие, на доходах российского бюджета. Кроме того, Россия получит доступ к механизму разрешения торговых конфликтов и право участия в выработке новых правил международной торговли. Необходимо упомянуть также о создании лучших условий для интеграции в рамках СНГ, укреплении роли Федерации во взаимоотношениях с субъектами по экономическим вопросам, создании оптимальных стартовых условий для начала переговоров о присоединении России к Единому Европейскому экономическому пространству».(4).

 

6. Минусы  вступления России в ВТО.

 

Заявленная цель ВТО – распространение идей и принципов свободной торговли и стимуляция экономического роста. Многие считают, что свободная торговля не делает жизнь большинства более процветающей, а лишь приводит к дальнейшему обогащению уже богатых (как стран, так и личностей). Договоры ВТО также обвинялись в частичном несправедливом приоритете транснациональным корпорациям и богатым странам. Критики полагают, что небольшие страны имеют очень малое влияние на ВТО, и, несмотря на заявленную цель – помощь развивающимся странам, - развитые страны концентрируются, прежде всего, на своих коммерческих интересах. Также, по их утверждениям, вопросы здравоохранения, безопасности и защиты окружающей среды постоянно игнорируются в пользу дополнительных льгот для бизнеса. Противники вступления в ВТО  аргументируют свою точку зрения тем, что вступление в ВТО предполагает снижение тарифов, что приведет к росту международной и внутренней конкуренции во всех секторах экономики.(1).

Главный минус  от того, что Россия станет членом ВТО, увидел бывший заместитель министра экономики России Иван Стариков. «Ряд отраслей российской экономики не выдержат конкуренции. Под большим вопросом, например, стоит судьба российского авиапрома» - заявил он. По мнению экспертов, вступление в ВТО является шагом навстречу глобализации. Вступление России в ВТО откроет для России внешние рынки, но и рынок России для внешнего мира, а значит, его участники окажутся в гораздо более жесткой, чем сейчас, конкурентной среде. При этом самый сильный удар получат российский автопром, гражданское авиастроение, сельское хозяйство. (7).

Выполнение  обязательств, вытекающих из многосторонних соглашений ВТО и дополнительных требований, повлечет за собой изменение российского законодательства и серьезно повлияет на общие условия хозяйствования в нашей стране. Это приведет к изменению форм, методов и механизмов государственного регулирования экономики и в первую очередь в области государственной поддержки предприятий. Бытует мнение, что Российское правительство форсирует вступление России в ВТО, поскольку это очень выгодно нефтяникам, приближенным к Кремлю – это даст им возможность получать больше прибыли с проданной нефти, так как снизит импортные пошлины в других странах-членах ВТО до общего уровня.

Россию после вступления в ВТО ожидает немало проблем.

Во-первых, сегодня  на мировом рынке Россия представлена главным образом сырьем. Уровень отечественных высокотехнологичных продуктов серьезно уступает, как западному, так и восточному. Иными словами, нам поставят то, что захотят и сколько захотят, а мы - то, что всегда.

Во-вторых, защита прав на интеллектуальную собственность  на практике обращена в пользу сильнейшего.

В-третьих, дело может закончиться полным вытеснением  российского малого бизнеса из освоенных им секторов экономики. Отмена импортных пошлин, сокращение госсубсидий, допуск иностранных компаний к конкурсам на государственные закупки в конечном счете обернется ростом безработицы с ожидаемыми последствиями для небогатой части населения. В наибольшей степени это затронет интересы авиа- и автостроителей, производителей лекарств, мебели, текстиля, одежды, но главное - сельхозпроизводителей.

В-четвертых, интересы национальной безопасности требуют  снижения зависимости от импорта высокотехнологичных товаров. Тем более нельзя допустить захвата иностранным капиталом ключевых позиций в стратегически важных сегментах российского рынка.

В-пятых, ВТО  строит свою политику в смычке с  Международным Валютным Фондом - известным лоббистом интересов США. Вливаясь в американскую систему расчетов, мы берем на себя не только радости свободного рынка, но и риски. Тот же мировой кризис, будь Россия в ВТО, ударил бы по стране во стократ ощутимее. (5).

Вступив в ВТО, Россия в значительной степени должна:

- либерализовать  свой внешнеторговый режим, реализуя принципы свободной торговли со странами-членами ВТО. Это может отрицательно повлиять на ее собственное производство, подрывая его и так невысокую конкурентоспособность;

- Россия станет  еще более зависимой от импортного  продовольствия;

- вступление в ВТО может привести к гибели достаточно конкурентоспособной металлургической промышленности России вследствие снижения на 30% таможенных тарифов на металлургическую продукцию

- страховой  рынок может быть полностью  захвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чем отечественные, и развитую инфраструктуру;

- наплыв дешевого  импорта приведет к закрытию  ряда производств и нарастанию  безработицы.

Анализ имеющейся информации о состоянии российских предприятий, принадлежащих к отраслям с высокой степенью переработки, свидетельствует о том, что российская экономика в настоящее время не готова к вступлению в ВТО. В частности, результаты анкетирования предприятий, проведенного Российским союзом товаропроизводителей, говорят о том, что лишь немногим более 10% предприятий считают себя готовыми к присоединению. При этом изучение анкет большинства предприятий, заявивших о своей готовности, позволяет предположить, что их руководство не представляет себе вероятных последствий такого шага.

В настоящее  время реальный сектор экономики, несмотря на структурный кризис, еще сохраняет существенный потенциал для развития. Так, у 28% предприятий машиностроения, 37% предприятий химической промышленности и 42% пищевой промышленности доля конкурентоспособной продукции составляет свыше 70%. Вместе с тем, низкая загруженность производственных мощностей в сочетании с ростом цен продукции естественных монополий ведет к ценовой неконкурентоспособности отечественных производителей. После присоединения к ВТО влияние негативных факторов на российскую промышленность, если не будут приняты адекватные угрозам меры, усилится.

Информация о работе ВТО: плюсы и минусы вступления России в неё