ВТО. Вступление России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 23:23, реферат

Описание работы

Международные торговые отношения представляют собой определенный вид связи между торговыми производителями разных стран, возникшую на основе международного разделения труда и специализации той или иной страны и выражает взаимозависимость стран - участников торговых отношений друг от друга.
Таким образом, основная задача сводится к тому, чтобы определить роль ВТО в развитии международного сотрудничества и торговых взаимоотношений между странами.

Содержание работы

Введение 2
1. История создания Всемирной торговой организации 3
2. Структура ВТО 6
3. Функции и роль ВТО 7
4. Вступление России в ВТО 9
Заключение 13
Список литературы 14

Файлы: 1 файл

Макра.docx

— 37.33 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                                                                     2

1. История создания Всемирной торговой  организации                                                       3

2. Структура ВТО                                                                                                                       6

3. Функции и роль ВТО                                                                                                             7

4. Вступление России в ВТО                                                                                                     9

Заключение                                                                                                                                  13

Список  литературы                                                                                                                     14

 

Введение

 

Сегодня, во времена относительно мирного времени под сотрудничеством  чаще всего понимается совместная деятельность, направленная на достижение целей, выгодных для всех сторон, принимающих участие  в сотрудничестве.

Наиболее ярко на мировой арене  это выражается в политической и  экономической сфере.

Традиционно более развитой формой экономических отношений в мире выступает внешняя торговля. Торговые отношения составляют примерно 80 % от общих международных отношений в экономическом плане. Современные международные экономические отношения очень развились за последнее время, чем обуславливается их влияние на развитие национальной экономики страны, вовлеченной в международные экономические отношения.

Международные торговые отношения  представляют собой определенный вид связи между торговыми производителями разных стран, возникшую на основе международного разделения труда и специализации той или иной страны и выражает взаимозависимость стран - участников торговых отношений друг от друга.

Таким образом, основная задача сводится к тому, чтобы определить роль ВТО  в развитии международного сотрудничества и торговых взаимоотношений между странами.

 

1. История создания Всемирной торговой организации

 

Историю роста международной торговли следует рассматривать с 19 века, когда ведущие индустриальные страны пришли к решению установить таможенные пошлины и с их помощью поддерживать ограниченную кооперацию на должном  уровне. В 1929 году разразился глобальный экономический кризис, попытки преодоления которого основывались на защите внутреннего рынка отдельных стран с помощью повышения таможенных пошлин, чтобы предотвратить потоки импорта на внутренний рынок. Эта практика показала, что при подобных растущих объемах внешней торговли необходимо ее регулирование в определенных установленных рамках.

Для поддержки развития экономических  отношений на должном уровне стали  разрабатываться различные теории. Требовался некий фундамент для  либерализации внешней торговли. Таким фундаментом в начале 19 века послужила экономическая теория, разработанная Давидом Рикардо.

Господствующая на тот момент теория абсолютного преимущества вела в тупик. Поэтому в работе «Начала политической экономии и налогообложения» (1817 г.) Д. Рикардо предпринял попытку вывода классической теории из тупика.

Он преподносит рамки возможного и желательного товарообмена между  двумя странами, выделяет критерии международной специализации. Впервые была выдвинута теория специализации, доказана продуктивность того, что специализироваться на производстве, которое дает наибольшее преимущество и имеет наибольшую выгоду для страны-производителя, можно и нужно. В этом случае каждый продукт производился с наименьшими затратами и имел наибольшую выгоду при товарообмене. Эта теория Д.Рикардо была со временем развита и получила название теории сравнительных преимуществ.

Д. Рикардо продемонстрировал возможность и выгоду международного обмена между странами. Он сделал вывод, что ценовая зона, представляющая внутри себя выгодный обмен для каждого, лежит в кругу интересов всех стран.

В дальнейшем многие экономисты развивали  и дорабатывали теорию Рикардо. Так, Дж. Стюарт Милль в своей работе «Основания политической экономии» (1848 г.) показал, по какой цене осуществляется обмен. Согласно Миллю, цена обмена устанавливается по закону спроса и предложения на таком уровне, что совокупность экспорта каждой страны позволяет оплачивать совокупность ее импорта.

Дальше была теория Эли Хекшера и Бертиля Олина («теорема выравнивания цен на факторы производства», суть которой в том, что национальные производственные различия определяются разной наделенностью факторами производства – землей, трудом, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах). Теорема Хекшера и Олина была усовершенствована в 1948 году экономистами Я.Самумьсоном и В.Столпером (в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами.)

В концепциях торговли, основанных на модели Д. Рикардо с дополнениями Э. Хекшера, Б. Олина и П. Самуэлъсона, торговля рассматривается не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, с помощью которого можно сократить разрыв в уровне развития между странами.

Таким образов все эти теоремы  послужили первопричиной создания органа – международной организации, который будет регулировать и создавать условия товарообмена между странами.

Идея создания международной организации, призванной регулировать международную  торговлю возникла еще до окончания Второй Мировой Войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на Конференции в Бреттон Вуде были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, а также предложить заинтересованным странам Устав этой организации, которая должна была взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное Соглашение о Тарифах и Торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации.

ГАТТ — многостороннее международное  соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. ГАТТ являлась одной из крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности которой охватывала 94 % объема мировой торговли.

Правовой механизм ГАТТ основывался  на ряде принципов и норм:

− недискриминация в торговле, обеспечиваемая взаимным пре-доставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций, связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой – национального режима, уравнивающего в правах товары импортного и отечественного производства применительно к внутренним налогам и сборам, а также правилам, регулирующим внутреннюю торговлю;

− режим наибольшего благоприятствования, означающий предоставление договаривающимися  сторонами друг другу всех тех  прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется (или будет пользоваться) у них любое третье государство. Этот принцип может распространяться на ввоз и вывоз товаров, таможенные пошлины, промышленность, мореплавание, правовое положение юридических  и физических лиц;

− использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, устранение импортных квот и других нетарифных ограничений;

− прогрессивное снижение таможенных тарифов путем проведения многосторонних переговоров;

− предоставление преференциального режима в торговле с развивающимися странами;

− разрешение возникающих торговых споров путем переговоров;

− взаимность в предоставлении торгово-политических уступок.

Деятельность ГАТТ осуществлялась посредством многосторонних переговоров, которые объединялись в раунды. С  начала работы ГАТТ было проведено 8 раундов, результаты которых привели к  десятикратному сокращению средней  таможенной пошлины. После 2-й мировой  войны она составляла 40 %, в середине 90-х годов — около 4 %.

К началу 1996 г. в ГАТТ состояло около 130 стран. Как отмечалось выше, с января 1996 г. ГАТТ заменила Всемирная торговая организация (ВТО) Ее членами-основателями стала 81 страна. Соглашению о создании ВТО предшествовал 7-летний период переговоров в рамках «уругвайского раунда». По мнению Р. Руджеро, генерального директора Всемирной торговой организации (ВТО), уругвайский раунд приведет к росту объемов торговли «почти такому же, как в золотом веке» (т. е. в 50-70-е годы).

Всемирная торговая организация помимо принципов ГАТТ включает в себя Соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС). Новая организация будет также регулировать международный обмен услугами и интеллектуальной собственностью и контролировать защиту инвестиций. По оценкам, ее компетенция распространяется на товарооборот в 5 трлн. долл. Деятельность Всемирной торговой организации должна принести мировой экономике около 250 млрд. долл. дополнительного дохода ежегодно.

К концу 90-х годов средневзвешенная ставка таможенных тарифов развитых стран должна снизиться примерно до 3 %. У России в середине 90-х годов  она составляла около 15 %.

Во время действия соглашения ГАТТ государства, снижая таможенные пошлины, компенсировали их т. н. нетарифными барьерами. К ним можно отнести дотации национальному производству, введение различных стандартов и норм, сертификацию товаров. На Уругвайском раунде ГАТТ были подняты вопросы об охране интеллектуальной собственности, санитарном и фитосанитарном контроле, которые также могут стать преградой на пути свободной торговли. Все эти вопросы теперь решаются силами Всемирной торговой организации.

 

2. Структура ВТО

 

Структура ВТО отражает три основных договоренности государств-членов в  системе международной торговли: о торговле товарами (Генеральное  соглашение по торговле товарами –  ГАТТ 1994г.), услугами (Генеральное соглашение по торговле услугами – ГАТС) и правами  на интеллектуальную собственность (Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности – ТРИПС). В своей  работе Генеральный совет опирается  на три других Совета:

– Совет по вопросам торговли товарами, который наблюдает за исполнением  и действием Генерального соглашения по торговле товарами (ГАТТ 1994г.) и ему  сопутствующих соглашений;

– Совет по вопросам торговли услугами, который наблюдает за исполнением  и действием Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), и

– Совет по вопросам Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), который наблюдает  за исполнением этого Соглашения.

Решения на высшем уровне в ВТО  принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум  один раз в два года.

В подчинении Министерской конференции  находится Генеральный совет, который  отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в  год в штаб-квартире в Женеве в  составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также  находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным  с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

Генеральный совет делегирует функции  трем советам, находящимся на следующем  уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью  специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления  контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО  и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура  присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.

Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных  сотрудников; его возглавляет генеральный  директор. Секретариат ВТО, в отличие  от подобных органов других международных  организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается  на сами страны-члены. Основные обязанности  Секретариата – обеспечивать техническую  поддержку различным советам  и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое  содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует  правительства стран, желающих стать  членами ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается более  двадцати.

Информация о работе ВТО. Вступление России в ВТО