Вывоз капитала из страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 19:32, доклад

Описание работы

Использование хозяйствующих субъектов, которые ведут свою деятельность на
территории РФ, а центр накопления прибыли размещают за ее пределами,
приводит, с одной стороны, к сокращению налоговых поступлений в российский
бюджет, а с другой – к несанкционированной утечке капитала за рубеж. Как
следствие этого, Россия финансирует целый ряд и без того благополучных
стран, испытывая при этом острую потребность в инвестициях для модернизации
собственной экономики.

Файлы: 1 файл

вывоз капитала.docx

— 131.27 Кб (Скачать файл)

изъятий; из-за отказа от схем оптимизации налогов на фоне происходящей

«показательной порки»; из-за роста потребности в источниках для инвестиций;

из-за «ввода в эксплуатацию»  нового, более «гуманного» закона о валютном

регулировании, позволившего легализовать вывод капитала через  банковские

операции. Новый Федеральный  закон РФ «О валютном регулировании  и валютном

контроле» от 10.12.2003 №173-ФЗ в редакции от 26 июня 2004 года предполагает

снятие к 2007 году практически  всех ограничений на вывоз капиталов  из России.

В частности, это касается необходимости получения разрешения Центрального

банка на вывоз капитала из России, а также обязательств по возврату валютной

выручки экспортерами. Сейчас они обязаны продавать на российском рынке до 25%

иностранной валюты, вырученной от продажи своей продукции за рубеж [1]. Эта

норма, как считают аналитики, создает излишнее давление на рубль, заставляя

его укрепляться и снижая тем самым инвестиционную привлекательность

российской экономики. Дискуссии  по поводу принятия этого закона в  прошлом

году были не просто острыми, а жесткими. Причем, не только внутри

Государственной думы, но и  в правительстве и в Центральном  банке. И корни

противоречий лежали в  разном понимании роли государства  в экономике и причин

роста производства в России. Грубо говоря, одни утверждали, что  для

достижения роста производства необходимо ограничить вывоз капитала из страны,

а другие настаивали на том, что, напротив, его следует разрешить  и

стимулировать. При этом сторонники более либерального закона о валютном

регулировании справедливо указывали, что в условиях глобализации мировой

экономики никакие административные ограничения на пути капиталов не

действуют. Это наглядно продемонстрировал опыт стран Юго-Восточной  Азии в

период валютных кризисов 1997 года и России в 1998 году. Более  того, приток

иностранной валюты в Россию, связанный с высокими ценами на нефть,

увеличивает издержки в отраслях с высокой добавленной стоимостью и делает их

продукцию менее конкурентоспособной. А в такой ситуации ждать притока

сторонних инвестиций в другие отрасли, кроме добывающей, не приходится. Такая

картина в экономической  науке носит название «голландская болезнь». И страны,

страдавшие от нее, наоборот, стимулировали вывоз капиталов, а не запрещали

его. И только это позволяло  диверсифицировать экономики таких  государств. Тем

не менее, вступившим в  силу законом недовольны не только те, кто считает

вывоз капиталов из России чуть ли не диверсией, но и те, кто  называет

поощрение такого экспорта – необходимостью. Первые оценивают  закон как

слишком либеральный, вторые требуют отменить и другие заложенные в него

ограничения. Например, право  ЦБ устанавливать режим специального счета при

ввозе иностранной валюты в Россию или требовать депонирования 20% суммы

сделки при импорте  товаров в РФ, или даже заморозить на два месяца все

вывозимые российским контрагентом за рубеж деньги. Эти нормы, как  говорят

специалисты, менее жесткие, чем существовавшие до сих пор. И  их появление в

законе стало плодом компромисса между сторонниками полной конвертации

российского рубля и противниками вывоза капиталов из России. Впрочем, после

2007 года будут отменены  и эти ограничения [7].

Таким образом, статистически  оба отмеченных выше обстоятельства

предопределили существенное сокращение вывоза (и чистого вывоза) капитала

реальным сектором, несколько  смягчив последствия «разворота»  тенденции по

банковским операциям  и с наличной валютой.

Обобщая вышесказанное можно  сказать, что среднесрочная стратегия  должна

предусматривать график постепенной  отмены мер контроля с одновременным

проведением комплексных  мер по совершенствованию управления и

макроэкономических показателей, а также по укреплению банковской системы.

    

3.2 Внешняя задолженность России

В результате принятия на себя всех обязательств бывших Советских  республик по погашению внешнего долга СССР, внешний долг России, составлявший на начало 1992 года $57 млрд. достиг в начале 1993 $96.6 млрд. и сравнялся со всем годовым ВНП страны.

 К концу 1993 года  обязательства России составили  уже более $110 млрд., увеличившись  по сравнению с предыдущим  годом на $15 млрд. (в первую очередь  за счет привлечения займов  международных финансовых организаций)  Причинами стремительного роста  задолженности стали: дефицитность  государственного бюджета и заметное  ухудшение ценовых условий внешней  торговли в совокупности с  сокращением экспорта. Несмотря на это, в 1993 году соотношение внешнего долга к ВНП сократилось до 65 %. Для оценки остроты долговой проблемы существуют 2 базовых критерия. Первый, - на основе сопоставления задолженности и долговых платежей с экспортом, второй, - на основе их сопоставления с ВВП.

  В действительности, именно от экспорта зависит  поступление валюты в страну, а значит и возможности по  обслуживанию кредитов, номинированных  в иностранной валюте. Границей  опасности считается превышение  суммы долга по сравнению с  экспортом в 2 раза, повышенной  опасности - в 3 раза. Также границей  опасности считается отношение  процентных платежей к экспорту 15-20%, границей повышенной опасности: 25-30%.

  Отношение размера  государственного долга к валовому  внутреннему продукту (ВВП) - основной  показатель финансовой устойчивости  государства. В 2000 году внешний  долг России сравнялся с ВВП  (на тот момент Россия по  этому показателю стояла в  одном ряду с Мозамбиком и  Эфиопией, пожалуй, самыми проблемными  странами третьего Мира).

  Сегодня Россия занимает  десятое место в мире (шестое  место среди развивающихся стран)  по размерам внешней задолженности  после США, Бразилии, Канады, Мексики,  Китая, Австралии, Южной Кореи,  Индонезии и Аргентины. На начало 1994 года, по официальным данным, общая  внешняя задолженность страны  составляла $112,8 млрд. Задолженность  бывшего СССР за счет капитализации  невыплачивавшихся процентов выросла до 104 млрд. долларов (92.2% общей внешней задолженности), а вновь образованная российская задолженность составляла - 8,8 млрд. долларов.

Затем, в 94-97 годах задолженность  росла меньшими темпами (1994 - $119 млрд., 1995 год - $120.4 млрд., 1996 - $121 млрд.), отношение  же задолженности к ВНП и экспорту постепенно сокращалось (с 55% в 1994г. до 30% ВНП в 1996г., с 260% экспорта страны в 1994г. до 190% в 1996г.).

По официальным данным Минфина на 31 декабря 1997 г. внешний  долг России составлял $123.5 млрд., из которых $91,4 млрд. - составляли долги, доставшиеся в наследство от Советского Союза. Однако в 1998 году вновь были сделаны масштабные заимствования. К 1 июля внешний долг вырос до $129 млрд. (рост задолженности был связан, в первую очередь, с попытками предотвратить дефолт по внутреннему долгу). Во второй половине 1998г. произошла конвертация части внутреннего долга во внешний - объем задолженности на конец 1998 года составил уже - $143,9 млрд., а в 1999 году достиг своего исторического пика - $167 млрд. (более 90% ВНП в долларовом исчислении) В 1997-98 годах затраты на обслуживание долга составляли половину бюджетных расходов.

С 2000 года благодаря политике по обслуживанию внешних обязательств без осуществления новых заимствований  происходит постепенное (до $10 млрд. в  год) сокращение внешнего долга России. В 2000 году благодаря списанию части задолженности бывшего СССР долг сократился до $148.7 млрд., в 2001 году за счет проведенных выплат долг сократился до $138 млрд. По оценкам Министерства Финансов к концу 2002 года внешний долг страны сократился до $130 млрд. В последние годы также наблюдается тенденция к сокращению внешнего долга по отношению к ВНП страны (2000г. - 62%, 2001г. - 50%, 2002 - 48 %). По состоянию на 01 января 2003 года внешняя задолженность России составляла 122,1 млрд. долларов.[2]


Информация о работе Вывоз капитала из страны