Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 19:32, доклад
Использование хозяйствующих субъектов, которые ведут свою деятельность на
территории РФ, а центр накопления прибыли размещают за ее пределами,
приводит, с одной стороны, к сокращению налоговых поступлений в российский
бюджет, а с другой – к несанкционированной утечке капитала за рубеж. Как
следствие этого, Россия финансирует целый ряд и без того благополучных
стран, испытывая при этом острую потребность в инвестициях для модернизации
собственной экономики.
изъятий; из-за отказа от схем оптимизации налогов на фоне происходящей
«показательной порки»; из-за роста потребности в источниках для инвестиций;
из-за «ввода в эксплуатацию» нового, более «гуманного» закона о валютном
регулировании, позволившего легализовать вывод капитала через банковские
операции. Новый Федеральный закон РФ «О валютном регулировании и валютном
контроле» от 10.12.2003 №173-ФЗ в редакции от 26 июня 2004 года предполагает
снятие к 2007 году практически всех ограничений на вывоз капиталов из России.
В частности, это касается
необходимости получения
банка на вывоз капитала из России, а также обязательств по возврату валютной
выручки экспортерами. Сейчас они обязаны продавать на российском рынке до 25%
иностранной валюты, вырученной от продажи своей продукции за рубеж [1]. Эта
норма, как считают аналитики, создает излишнее давление на рубль, заставляя
его укрепляться и снижая тем самым инвестиционную привлекательность
российской экономики. Дискуссии по поводу принятия этого закона в прошлом
году были не просто острыми, а жесткими. Причем, не только внутри
Государственной думы, но и
в правительстве и в
противоречий лежали в разном понимании роли государства в экономике и причин
роста производства в России. Грубо говоря, одни утверждали, что для
достижения роста производства необходимо ограничить вывоз капитала из страны,
а другие настаивали на том, что, напротив, его следует разрешить и
стимулировать. При этом сторонники более либерального закона о валютном
регулировании справедливо указывали, что в условиях глобализации мировой
экономики никакие административные ограничения на пути капиталов не
действуют. Это наглядно продемонстрировал опыт стран Юго-Восточной Азии в
период валютных кризисов 1997 года и России в 1998 году. Более того, приток
иностранной валюты в Россию, связанный с высокими ценами на нефть,
увеличивает издержки в отраслях
с высокой добавленной
продукцию менее конкурентоспособной. А в такой ситуации ждать притока
сторонних инвестиций в другие отрасли, кроме добывающей, не приходится. Такая
картина в экономической науке носит название «голландская болезнь». И страны,
страдавшие от нее, наоборот, стимулировали вывоз капиталов, а не запрещали
его. И только это позволяло
диверсифицировать экономики
не менее, вступившим в силу законом недовольны не только те, кто считает
вывоз капиталов из России чуть ли не диверсией, но и те, кто называет
поощрение такого экспорта – необходимостью. Первые оценивают закон как
слишком либеральный, вторые требуют отменить и другие заложенные в него
ограничения. Например, право
ЦБ устанавливать режим
ввозе иностранной валюты в Россию или требовать депонирования 20% суммы
сделки при импорте товаров в РФ, или даже заморозить на два месяца все
вывозимые российским контрагентом за рубеж деньги. Эти нормы, как говорят
специалисты, менее жесткие, чем существовавшие до сих пор. И их появление в
законе стало плодом компромисса между сторонниками полной конвертации
российского рубля и противниками вывоза капиталов из России. Впрочем, после
2007 года будут отменены и эти ограничения [7].
Таким образом, статистически оба отмеченных выше обстоятельства
предопределили существенное сокращение вывоза (и чистого вывоза) капитала
реальным сектором, несколько
смягчив последствия «
банковским операциям и с наличной валютой.
Обобщая вышесказанное можно сказать, что среднесрочная стратегия должна
предусматривать график постепенной отмены мер контроля с одновременным
проведением комплексных мер по совершенствованию управления и
макроэкономических
3.2 Внешняя задолженность России
В результате принятия на себя всех обязательств бывших Советских республик по погашению внешнего долга СССР, внешний долг России, составлявший на начало 1992 года $57 млрд. достиг в начале 1993 $96.6 млрд. и сравнялся со всем годовым ВНП страны.
К концу 1993 года
обязательства России
В действительности,
именно от экспорта зависит
поступление валюты в страну,
а значит и возможности по
обслуживанию кредитов, номинированных
в иностранной валюте. Границей
опасности считается
Отношение размера
государственного долга к
Сегодня Россия занимает
десятое место в мире (шестое
место среди развивающихся
Затем, в 94-97 годах задолженность росла меньшими темпами (1994 - $119 млрд., 1995 год - $120.4 млрд., 1996 - $121 млрд.), отношение же задолженности к ВНП и экспорту постепенно сокращалось (с 55% в 1994г. до 30% ВНП в 1996г., с 260% экспорта страны в 1994г. до 190% в 1996г.).
По официальным данным Минфина на 31 декабря 1997 г. внешний долг России составлял $123.5 млрд., из которых $91,4 млрд. - составляли долги, доставшиеся в наследство от Советского Союза. Однако в 1998 году вновь были сделаны масштабные заимствования. К 1 июля внешний долг вырос до $129 млрд. (рост задолженности был связан, в первую очередь, с попытками предотвратить дефолт по внутреннему долгу). Во второй половине 1998г. произошла конвертация части внутреннего долга во внешний - объем задолженности на конец 1998 года составил уже - $143,9 млрд., а в 1999 году достиг своего исторического пика - $167 млрд. (более 90% ВНП в долларовом исчислении) В 1997-98 годах затраты на обслуживание долга составляли половину бюджетных расходов.
С 2000 года благодаря политике
по обслуживанию внешних обязательств
без осуществления новых