Взаимодействие экономической и социальной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика государства является неотъемлемым элементом современной системы государственного регулирования экономики. Ее существование и развитие обусловлено необходимостью сглаживания социальных проблем в рыночной экономике и постепенным усилением социальной ориентации современного общества.
Все это достигается посредством совершенствования распределительных отношений производимых в обществе материальных и духовных благ.

Содержание работы

1. Введение
2. Понятия и показатели уровня жизни.
2.1. Уровень жизни и доходы
2.2. Прожиточный минимум
Причины неравномерности в распределении доходов.
3.1. Измерение неравномерности в распределении доходов
3.2. Основные концепции справедливого распределения доходов
4. Взаимодействие экономической и социальной политики государства .
5. Современная социальная политика России
6. Заключение
7. Используемая литература

Файлы: 1 файл

П Л А Н.docx

— 32.40 Кб (Скачать файл)

Последним из наиболее часто  употребляемых показателей дифференциации доходов является децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.

Для переходной экономики  России 90-х годов был характерен рост показателей дифференциации доходов. Децильный коэффициент вырос с 5,4 в конце 1991 г. до 13,4 в 1995 г. и до 13,5 в 1998 г. Коэффициент Джини повысился с 0,256 в 1991 г. до 0,376 в 1998 г. В идеале дифференциация общего уровня доходов сопровождается различиями в уровне оплаты труда в отдельных отраслях и сферах деятельности. В рыночной экономике отраслевая и межпрофессиональная дифференциация уровней оплаты труда отражает общественную полезность тех или иных занятий, служит ориентиром занятости, подготовки и переподготовки кадров.

3.2. Основные концепции справедливого  распределения доходов. 

Термин «распределение доходов» означает:

а) источник и направление  движения доходов к индивидам;

б) равенство или различие в располагаемом доходе между  отдельными людьми или группами населения.

Соответственно, «равномерное распределение доходов» означает равный располагаемый доход всех представителей района, области, государства, работников какой-либо отрасли иди другой исследуемой  общности.

Существуют следующие  типы распределения доходов:

1. Эгалитарный – все  население получает равный доход  («уравниловка», «принцип Шарикова»,  по имени персонажа повести  М.А. Булгакова, предлагавшего  все поделить).

2. Утилитарный – доход  распределяется в соответствии  с потребностями каждого члена  общества (в соответствии с различными  функциями полезности каждого  индивида).

3. Роулсианский – максимизация  полезности для наименее обеспеченных  лиц. По мнению Джона Роулса, современного американского философа, справедлива такая версия дифференциации  доходов, при которой относительное  экономическое неравенство допустимо  лишь тогда, когда оно способствует  достижению более высокого абсолютного  уровня жизни беднейших членов  общества.

4. Рыночный – соответствие дохода каждого владельца фактора производства предельному продукту, полученному от данного фактора.

В современных условиях рыночные отношения являются наиболее эффективными с точки зрения развития экономики.

4. Взаимодействие экономической  и социальной политики государства.

Социальная политика государства  является одним из элементов его  экономической деятельности. Она  направлена на регулирование социально-экономических  условий жизни общества, на поддержание  отношений между различными социальными  группами, слоями населения и внутри них, на обеспечение условий для  повышения благосостояния, уровня жизни  малообеспеченных членов общества, создания системы социальных гарантий. В основе социальной политики государства лежит  принцип субсидиарности, который  предполагает, что социальная поддержка  должна оказываться, главным образом, тем членам общества, которые действительно  в этом нуждаются.

Социальная политика государства  является органическим элементом системы  мер государственного регулирования  экономики в целом, обеспечивающих нормальное общественное воспроизводство  – денежно-кредитной, фискальной, антиинфляционной политики, мер по поддержанию макроравновесия  и т.д., обеспечивая функцию перераспределения  доходов, осуществляя поддержку  социально незащищенных слоев населения  и поддерживая социальный мир.

Современная экономика не может эффективно функционировать, если она не служит прямо или косвенно своему естественному назначению –  удовлетворять потребности человека, росту уровня жизни населения  и национальному благосостоянию. Социальная ориентация становится абсолютно  необходимой при принятии стратегических решений о направлениях развития экономики. Тем самым социальная политика государства органически  включается в систему государственного регулирования экономики. В соответствии с изменением общеэкономической  ситуации в стране, появлением новых  социальных проблем и решение  старых цели, объекты и методы социальной политики могут меняться. Конкретные цели, формы и методы реализации социальной политики государства предопределены характером экономической системы  страны.

Система государственной  социальной защиты определяется не только поддержкой малообеспеченных слоев  населения или тех, кто не включен  в общественное производство – учащиеся, пенсионеры, инвалиды. Она включает в себя защиту лиц, участвующих в  общественном производстве, и прежде всего людей работающих по найму, через регламентирование труда  в законодательной форме, его  оплаты, определение прав работников при приеме на работу и увольнении.  

Переход к рыночной экономике  в России делает необходимым формирование новых принципов, направлений, конкретных форм и методов реализации социальной политики, иного механизма финансирования. Сложившаяся в советский период система социальных гарантий обеспечивалась централизованным механизмом их реализации на основе взаимодействия основных субъектов  власти: правительства, парламента, профсоюзов. Источником финансирования социальных мероприятий был централизованный бюджет СССР и средства предприятий. Децентрализованные внебюджетные источники  играли подчиненную роль в реализации системы социальных гарантий. В переходной экономики России эта структура  существенно меняется. В условиях федерального устройства государства  необходимым условием действенности  и эффективности социальной политики является четкое разграничение полномочий по финансированию и реализации различных  социальных выплат и их гарантий между  центром, субъектами федерации и  местными органами власти. Необходимо решить проблемы разграничения компетенции  федеральных и региональных властей, определить баланс социальных прав и  ответственности с целью сохранения в новых условиях единства социального  пространства и обеспечения общефедеральных  минимальных гарантий в области  социальной защиты населения. Разделение полномочий при разработке и реализации социальных программ объективно обусловлено  различиями регионов по уровню жизни, сложившейся структуре доходов  и потребления, структуре и уровню занятости населения, его демографическим  характеристикам. 

Современная система организации  и финансирования социальных гарантий в России выглядит следующим образом:  

1. Федеральный бюджет, бюджеты  субъектов федерации и местные  бюджеты. Из бюджетных средств  государство финансирует сферы  здравоохранения, образования, просвещения,  осуществляет также трансфертные  платежи. 

2. Внебюджетные фонды.  К ним относятся: пенсионный  фонд; фонд социального страхования;  фонд обязательного медицинского  страхования; фонд занятости;  федеральный фонд социальной  поддержки населения. 

3. Собственные средства  предприятий и организаций. При  условии стабильной финансовой  ситуации и получения значительной  прибыли предприятия могут нести  весьма существенную нагрузку  в области социальных выплат  работающим. Они могут приобретать и содержать жилье, оплачивать дополнительное медицинское обслуживание и страхование своих работников, финансировать льготы на питание, транспорт, отдых, спорт, приобретать товары длительного пользования, осуществлять льготное кредитование и т.д. Существующее значительное различие в финансовом положении предприятий обуславливает неравномерные и часто несравнимые выплаты по социальной внутрифирменной политике.  

Финансирование всех социальных программ в переходной экономике  усложняется недостаточным финансовым обеспечением социальных выплат. В  условиях экономического спада с  полным набором соответствующих  негативных явлений – инфляцией, снижением уровня реальных доходов  населения, кризиса неплатежей и  т.д. практически неизбежным становится хроническое недополучение средств  бюджетами всех уровней и внебюджетными  фондами. Эту проблему усиливает  неучетное движение денежных средств, оборотных фондов рабочей силы, не участвующих в налогообложении. Возникновение финансовых трудностей с обеспечением социальных выплат связано  также с тем, что движение денежных средств осуществляется через коммерческие банки, которые всячески стараются максимально увеличить продолжительность нахождения средств на своих счетах.

С точки зрения функционирования экономической системы, социальная политика играет двойную роль.

Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства  создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической  деятельности, и в этом смысле в  социальной политике концентрируются  цели экономического роста, все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средства реализации социальной политики.

Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической  деятельности. Одновременно, чем выше «достигнутая ступень», экономического развития, тем выше требования к  людям, обеспечивающим экономический  рост, их знаниям, культуре, физическому  и нравственному развитию. В свою очередь это требует дальнейшего  развития социальной сферы.

5. Современная социальная политика  России.

С переходом к рыночной экономике будет значительно  возрастать армия безработных, ухудшаться уверенность в завтрашнем дне  и т.д. Это требует от руководства  проведения активной социальной политики на уровне государства, предприятий.

Социальная политика - это  комплекс социально-экономических  мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, роста цен и т.д.

Основными принципами проведения социальной политики являются:

1) защита уровня жизни  путем введения разных форм  компенсации при повышении цен  и проведение индексации;

2) обеспечение помощи  самым бедным семьям;

3) выдача помощи на  случай безработицы;

4) обеспечение политики  социального страхования, установление  минимальной заработной платы  для работающих;

5) развитие образования,  охрана здоровья, окружающей среды  в основном за счет государства;

6) проведение активной  политики, направленной на обеспечение  квалификации.

Следуя статье 25 Декларации прав человека, современное правовое государство должно гарантировать  право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение  людей едой, одеждой, жилищем, медицинским  обслуживанием, которое необходимо для поддержания здоровья, и права  на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или других способов к существованию  при независимых от человека обстоятельствах1.

Целью социальной политики в России в переходный период являлось разумная политика налогообложения, осуществление  активной политики на рынке труда, стимулирования предпринимательской активности, обеспечение социальной защищенности от безработицы и инфляции. 

Важное значение, в социальной политике приобрел переход от социального иждивенства к социальным гарантиям со стороны государства. Эти гарантии подразумевают: защиту права на труд, обеспечение пособий для уже и еще нетрудоспособного населения, обеспечение личной безопасности граждан, обеспечение нормального уровня жизни за счет доходов от трудовой деятельности и пособий.

1 Всеобщая декларация  прав человека (принята на третьей  сессии Генеральной Ассамблеи  ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)

Ключевое средство в решении  этой задачи - развитие отношений самозащиты граждан при помощи государства  в различных общественных и экономических  формах, среди которых профсоюзы, страховые общества, местные и  центральные органы власти, осуществление  функции социальной защиты трудящихся.

6. Заключение

Что же такое социальная политика государства? Социальная политика государства - одно из направлений его  деятельности по регулированию социально - экономических условий жизни  общества. Суть социальной политики общества государства в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутренних, обеспечении  условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия  в общественном производстве. При  этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая  как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях  регулирования условий общественного  производства в целом, тесно увязана  с общеэкономической ситуацией  в стране.

Следует отметить, что возможности  решения тех или иных задач  социальной политики определяются ресурсами, которые могут направить государство  на их решение. В свою очередь, ресурсная  база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны  с экономическим развитием страны.

Россия может сохранить  высокое звание великой державы, одно из лидирующих мест в мировом  сообществе XXI века не путем увеличения добычи и экспорта исчерпаемых полезных ископаемых (нефти), не на основе могущества своего ВПК (который теряет одну позицию  за другой). Основа ведущего места России в мировом сообществе - в ее духовном потенциале, высоком интеллекте и  богатейшем культурном наследии, развитой системы образования. Если у нас  сохранятся преобладающие ныне тенденции, то народ будет продолжать нищать, страна надолго откатится на дальнюю  периферию мирового прогресса, накопленное  за тысячелетие российской истории  духовного богатства будет бездарно растрачено. Но если мы сумеем изменить приоритеты социально - экономической  стратегии государства и частного капитала, сделать сферу науки, культуры, образования и здравоохранения  полем выгодного применения государственного и частного капитала, перспектива  возрождения России и решения  сложнейшего комплекса проблем  социального характера будет  успешно решена.

Информация о работе Взаимодействие экономической и социальной политики государства