Взаимодействие экономической и социальной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика государства является неотъемлемым элементом современной системы государственного регулирования экономики. Ее существование и развитие обусловлено необходимостью сглаживания социальных проблем в рыночной экономике и постепенным усилением социальной ориентации современного общества.
Все это достигается посредством совершенствования распределительных отношений производимых в обществе материальных и духовных благ.

Содержание работы

1. Введение
2. Понятия и показатели уровня жизни.
2.1. Уровень жизни и доходы
2.2. Прожиточный минимум
Причины неравномерности в распределении доходов.
3.1. Измерение неравномерности в распределении доходов
3.2. Основные концепции справедливого распределения доходов
4. Взаимодействие экономической и социальной политики государства .
5. Современная социальная политика России
6. Заключение
7. Используемая литература

Файлы: 1 файл

П Л А Н.docx

— 32.40 Кб (Скачать файл)

П Л А Н:

1. Введение

2. Понятия и показатели  уровня жизни.

2.1. Уровень жизни и  доходы

2.2. Прожиточный минимум

Причины неравномерности  в распределении доходов.

3.1. Измерение неравномерности  в распределении доходов

3.2. Основные концепции  справедливого распределения доходов

4. Взаимодействие экономической  и социальной политики государства  .

5. Современная социальная  политика России

6. Заключение

7. Используемая литература

1. Введение

Социальная политика государства  является неотъемлемым элементом современной  системы государственного регулирования  экономики. Ее существование и развитие обусловлено необходимостью сглаживания  социальных проблем в рыночной экономике  и постепенным усилением социальной ориентации современного общества.

Все это достигается посредством  совершенствования распределительных  отношений производимых в обществе материальных и духовных благ.

Социальная политика должна быть направлена на улучшение и повышения  качества жизни граждан своей  страны. Граждане должны чувствовать  себя защищенными в любой ситуации (от мелких неурядиц до крупных ЧП). В нашей стране существует социальная защита граждан, но она не дает полной уверенности в «завтрашнем дне». Поэтому, я хочу попытаться разобраться  в теме «Социальная политика государства» и понять причину, по которой Россия не может выйти из нескончаемого  кризиса и обеспечить достойное  и уверенное существование своих  граждан.

Если заглянуть в историю  России, то по-моему мнению, выводы можно сделать такие: не будь перехода России от капиталистического строя к социалистическому наша страна заняла бы ведущее место в мировой экономике, наблюдалась бы стабильность денежных доходов в казну правительства, а следовательно и хватало бы на отчисления в различные социальные фонды, а следовательно граждане, которые особо нуждаются в защите государства (инвалиды, пенсионеры, студенты, безработные и т.д.) чувствовали бы себя уверенно. Россия пошла бы по развитию построения капитализма. «Но, не будем грустить о прошлом, будем жить настоящим». Итак, «Социальная политика государства» что это? Раскрыв это понятие, я приду к выводу, что нужно сделать для того, чтобы улучшилось социальное положение граждан России.

2. Понятия и показатели уровня  жизни

2.1. Уровень жизни и доходы.

Всероссийский центр уровня жизни выделяет 5 групп населения  с разным уровнем обеспеченности:

I группа – бедные семьи,  душевой доход в которых ниже  или соответствует стоимостной  оценке бюджета прожиточного  минимума;

II группа – малообеспеченные  семьи, душевой доход в которых  находится в интервале между  стоимостной оценкой бюджета  прожиточного минимума и стоимостной  оценкой минимального потребительского  бюджета;

III группа – обеспеченные  семьи, душевой доход в которых  выше стоимостной оценки МПБ  и колеблется вокруг уровня  среднедушевого дохода и соответственно  среднего бюджета.

IV группа – состоятельные  семьи, душевой доход в которых  находится в интервале между  уровнями среднего душевого дохода, среднего бюджета и рационального  потребительского бюджета;

V группа – богатые  семьи, уровень дохода в которых  выше рационального бюджета. 

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных  домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Уровень потребления  населения прямо зависит от уровня доходов.

Денежные доходы населения  включают все поступления денег  в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской  деятельности, пенсий, стипендий, различных  пособий, доходов от собственности  в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, различных изделий, доходов от оказанных  на сторону различных услуг и  др.

Натуральные доходы включают, прежде всего, продукцию, произведенную  домашними хозяйствами для собственного потребления.

Следует различать номинальные, располагаемые и реальные доходы.

Номинальные доходы характеризуют  уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения  цен. Располагаемые доходы – это  номинальные доходы за вычетом налогов  и других обязательных платежей, т.е. средства используемые населением на потребление и сбережение.

Реальные доходы характеризуют  номинальные доходы с учетом изменения  розничных цен и тарифов.

Заработная плата –  это цена трудовых услуг, предоставляемых  наемными ра6отниками разных профессий при реализации их деловой активности. Номинальная заработная плата – это сумма денег, полученная работником за определенный промежуток времени (неделю, месяц и т.д.). Реальная заработная плата – это номинальная заработная плата с учетом изменения розничных цен и тарифов. Так, повышение номинальной заработной платы на 15% при росте уровня розничных цен на 10% дает прирост реальной заработной платы на 5%. Номинальная заработная плата может повыситься, а реальная понизиться, если цены на товары и услуги растут быстрее, чем номинальная заработная плата.

Трансфертные платежи - различные  безвозмездные выплаты населению  из общественных фондов, в частности  пенсии, стипендии, различные социальные пособия.

Увеличение доли трудовых доходов - это основной стимул к активной, предприимчивой жизнедеятельности  индивида. Налоговая политика тоже может стимулировать активную трудовую деятельность, если ставки налогообложения  будут оптимально невысокими. 

Полученный доход определяет уровень благосостояния, или уровень  жизни отдельного индивида. Для сравнения  уровня жизни отдельных групп  населения используют такие показатели, как средний доход и прожиточный  минимум. Неравенство в распределении  доходов ведет к неравенству  в уровне жизни. И это неравенство  увеличивается особенно быстро при  переходе нашей страны к рыночной экономике. В России треть населения  имеет доход ниже прожиточного минимума, в том числе 10% этой категории  населения получают доход в 2 раза меньше, чем прожиточный минимум. Произошло расслоение общества: разрыв в доходах между 10% самых богатых  и 10% самых бедных увеличивался и  достиг 10-кратного разрыва.

При переходе к рыночной экономике в России произошли  значительные изменения в структуре  денежных доходов населения, выразившиеся в снижении доли оплаты труда и  повышении доли доходов от предпринимательской  деятельности и собственности (рис. № 1).

2.2. Прожиточный минимум.

Важнейшей проблемой социальной политики любого государства является борьба с бедностью, включающая поддержку  хотя бы на уровне прожиточного минимума тех граждан, которые не смоги  обеспечить его себе, а также сокращение числа лиц, живущих за чертой бедности. Основное значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитие системы общественного вспомоществования, финансируемой из государственного бюджета. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой.

Для определения категорий  населения, имеющих право на получение  социальной помощи, в социальной практике используется показатель порога (черты) бедности, фиксируемый на основе определения  прожиточного минимума. В РФ прожиточный  минимум определяется в двух видах:  

- физиологический минимум,  который включает затраты на  приобретение важнейших материальных  благ и услуг, удовлетворяющих  на минимально допустимом уровне  главные физиологические потребности  человека практически без приобретения  одежды, обуви и других непродовольственных  товаров; 

- социальный минимум,  включающий помимо минимальных  норм удовлетворения физиологических  потребностей, затраты на минимальные  духовные с социальные запросы.  В него включается стоимостная  оценка товаров и услуг, необходимых  для сохранения приемлемого уровня  жизни. Для определения прожиточного  минимума используется принцип  «потребительской корзины», рассчитываемой  на основе нормативно-статистического  метода.

В основе применяемого в  России с 1997 г. физиологического минимума лежит набор из 25 основных продуктов  питания, который рассчитывается исходя из годовых норм потребления, необходимых  для мужчины трудоспособного  возраста.

Динамика средней заработной платы и стоимости прожиточного минимума в России за период с 1992 г. по 1998 г. представлена в табл. № 1.

В зависимости от соответствия доходов прожиточному минимуму нуждающаяся  часть населения имеет право  на получение социальной помощи. При  этом в странах с рыночной экономикой практикуется строго избирательный  подход к определению лиц, действительно  нуждающихся в этой помощи. В основе этого подхода лежат различные  процедуры проверки, среди критериев которых – уровень дохода, размеры личного имущества, состояние здоровья, семейное положение и т. д. 

3. Причины неравномерности в  распределении доходов

3.1. Измерение неравномерности в  распределении доходов. 

Распределению доходов в  рыночной экономике обычно свойственна  значительная степень неравенства. Она определяется тремя основными  обстоятельствами.

Во-первых, факторами, которые  были унаследованы индивидом. К ним  относятся не только, например, полученные в наследство акции, денежные депозиты и т.д., но и природная одаренность, способность к тем или иным занятиям.

Во-вторых, накопленные в  течение жизни человеческим капиталом, важнейшим фактором формирования которого выступает образование.

В-третьих, удачей: человек  может внезапно разбогатеть, вложив средства в одну корпорацию, и разориться, вложив средства в другую.

Различия в уровне доходов  на душу населения, или на одного занятого, называется дифференциацией доходов. Дифференциация доходов возрастает в период перехода к рынку. 

Причины возрастания дифференциации.

Неравномерная адаптация  населения к меняющемуся спектру  экономических возможностей. Доходность многих видов деятельности в реальном выражении снижается, доходность других стремительно возрастает. Особенно последнее  относится к предпринимательству, которое при социализме было, по существу, запрещено законом. Между  тем для большинства людей  кардинальная смена рода деятельности затруднительна.

Фактическое обесценивание  немалой части ранее накопленного человеческого капитала в условиях экономического спада и не всегда благоприятных структурных сдвигов. Например, кризис военно-промышленного  комплекса оборачивается уменьшением  спроса на научно-технические и опытно-конструкторские  разработки в данной области, что, в  конечном счете, ведет к понижению  признаваемой рынком экономической  ценности части накопленных знаний и навыков. В то же время стремительно увеличивается спрос на услуги представителей ряда профессий, не относившихся ранее  к числу высокооплачиваемых. В  России это произошло, например, с  юристами и бухгалтерами. Вместе со спросом растет и вознаграждение за услуги.

Стремление к достижению финансовой стабилизации побуждает  к жестокой экономии бюджетных средств. Это, как правило, негативно отражается на заработках в бюджетной сфере, которые оказываются существенно  ниже, чем в частнопредпринимательском  секторе.

Выгоды от приватизации государственного имущества распределяются в обществе неравномерно.

Государство отслеживает  масштабы дифференциации, и потенциал  общественного сектора используется, чтобы не перейти грань, за которой  вероятны ярко выраженные проявления социального недовольства.

В России переход к рынку  сопровождался резкой дифференциацией  доходов. В таблице № 2 представлено распределение доходов по 20%-группам  населения за период с 1992 по 2000 г. Первую группу составляют 20% населения с наименьшими доходами, пятую – 20% с наивысшими доходами.

Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) в мае 1992 г. равнялся 0,217, в 2000 году индекс Джини приблизительно равен 0,4.

Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Для  количественной оценки дифференциации доходов применяются различные  показатели. Степень неравенства  доходов отражает кривая Лоренца (рис. 2), при построении которой по оси  абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим  процентом дохода, а по оси ординат  – доли доходов рассматриваемых  семей (в % от совокупного дохода). Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получают соответственно 20,40,60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе.

Кривая Лоренца демонстрирует  фактическое распределение дохода. Например, 20% населения с самыми низкими  доходами получили 5% общего дохода, 40% с низкими доходами – 15% и т.д. Заштрихованная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень  неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень  неравенства доходов. Если бы фактическое  распределение доходов было абсолютно  равным, то кривая Лоренца и биссектриса  совпали бы. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения  доходов в различные периоды  времени или между различными группами населения.

Для характеристики распределения  совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент  Джини). Назван, в честь итальянского экономиста и статистика Коррадо Джини (1884-1965 гг.). Используется для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения. Рассчитывается на основе кривой Лоренца путем деления заштрихованной области на площадь треугольника. В результате получается показатель, отрицающий степень неравенства в распределении доходов. Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т. е. чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю.

Информация о работе Взаимодействие экономической и социальной политики государства