Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:38, курсовая работа
Целью работы является определение основной формы взаимодействия малого и крупного бизнеса как важнейшего фактора экономического развития предпринимательства.
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
1)выявить преимущества и недостатки крупного и малого бизнеса;
2)определить основные формы взаимодействия крупных компаний с малыми предприятиями;
3)исследовать зарубежный опыт взаимодействия крупного и малого бизнеса;
4)проанализировать состояние системы взаимодействия структур бизнеса в России.
Введение………………………………………………………………….……… 2
Глава 1: «Теоретические основы организации системы взаимодействия крупного и малого бизнеса…..……………………………………………..……4
1.1 Понятие и виды бизнеса………….………………………….…………….…4
1.2 Место и роль малого и крупного бизнеса в стратегии инновационного развития российской экономики………………….……………………………..7
1.3 Формы взаимодействия структур крупного и малого бизнеса…………..11
Глава 2: Практический анализ особенностей взаимодействия малого и крупного бизнеса…………………………………………………….16
2.1 Анализ форм взаимодействия крупного и малого бизнеса…………………………………………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………….. 29
Список литературы……………………………………………………………. 31
Инновационная деятельность
является сложным процессом со многими
участниками, от которых требуется
высокая степень мобилизации
финансовых, материальных, информационных,
интеллектуальных и кадровых ресурсов
для коммерческого
Малые инновационные предприятия
в России стали появляться с конца
80-х годов. Они создавались при
отраслевых и академических НИИ,
чтобы связывать научные
Финансируются малые инновационные
предприятия, ориентированные, главным
образом на разработку новой продукции
и новых технологий, в стадии высокой
производственно-коммерческой готовности.
Формы предоставления малым инновационным
предприятиям венчурного капитала весьма
разнообразны - прямое финансирование,
через специальные
1) финансирование команды
исполнителей, подготовки детального
предложения на основе
2) финансирование создания прототипа продукта, формирование команды сбыта;
3) поступление средств из “нерисковых фондов”, в том числе и выход на фондовую биржу.
В Российской Федерации в основных налоговых законах малые инновационные предприятия как субъекты налоговых льгот вообще не упоминаются. По имеющимся оценкам, такие предприятия дают всего 0,05 % налоговых поступлений в стране - текущие потери бюджетов всех уровней были бы невелики, даже если совсем не брать налогов.[15]
1.3 Формы взаимодействия структур крупного и малого бизнеса
Современная рыночная экономика отличается развитыми производственными связями между крупным и малым бизнесом, которые можно охарактеризовать как кооперацию в условиях конкуренции. Роль малого бизнеса в системе этих отношений стала возрастать, начиная с 70-х годов в ходе массового технического перевооружения производства и сферы услуг. Малые предприятия вошли неотъемлемой частью в производственную структуру крупных корпораций, которые использовали их рыночную гибкость, динамизм и инновационные возможности как важный фактор повышения общей культуры хозяйствования и эффективности общественного производства.
На базе крупных
предприятий реального сектора
предпринимательская
• интрапренерства (образование небольшого, часто временного коллектива для реализации некоторой цели или под разработку некоторой идеи, необходимой для повышения технического уровня крупного предприятия);
• инкубаторство («выращивание» малой фирмы, оказание различной помощи на этапах ее становления);
• сателлитная форма (организация малых фирм-сателлитов — различных дочерних фирм, сохраняющих «родственные связи» с «родителями», образование малых фирм, юридически самостоятельных, но экономически тесно зависимых от коренной структуры и т.д.).
Заметим, что такие
формы взаимодействия малого
и крупного
Таким образом, сателлитная форма взаимодействия малых и крупных структур реализуется преимущественно на основе субконтрактации и наблюдается как «дипольная», «атомарная», « сетчатая» или «корпоративная» структура (см. приложение 2).
Субконтрактация – вид производственной кооперации, в ходе которой одно предприятие (контрактор) поручает другому (субконтрактору) осуществить изготовление какой-либо продукции в соответствии с заданными требованиями10. При этом крупное предприятие может заключить контракт либо на производство готового изделия, без собственного участия в его производстве (коммерческий вариант), либо на участие малых фирм в отдельных стадиях технологического процесса (производственный вариант). На условиях субконтрактации может осуществляться и реализация продукции крупного предприятия.
Причинами популярности субконтрактации является взаимная выгода обеих сторон:
1) крупные предприятия вносят элемент
2) малые предприятия выполняют часть
функций крупных фирм, концентрируясь на вопросах сбыта и снабжения,
Целесообразность привлечения малых предприятии, по мнению Мухиной А., обусловлена следующим:
В зависимости от
а) «дипольная» (пара предприятий с доминированием крупного);
б) «атомарная» (множество независимых малых фирм, тяготеющих к крупной структуре как к «ядру»);
в) «сетчатая» (сеть взаимосвязанных малых предприятий, обслуживающих крупное производство);
г) «корпоративная» (взаимодействие нескольких крупных предприятий осуществляется через сетчатую структуру малых фирм) и т.д.
Примером дипольной
структуры является
Франчайзинг объединяет
в себе преимущества крупного
производства (экономия на управленческих
расходах, рекламе, затратах на
внедрение новых технологий и
видов продукции, обучении
Атомарные структуры
чаще всего возникают в
• в результате развития франчайзинга (подобная разновидность взаимодействия получила широкое распространение на Западе: в США, например, такие франшизные фирмы составляют 80% предприятий розничной торговли);
• как следствие реструктуризации крупной фирмы, имеющей ряд непрофильных или убыточных производств; в этом случае целые цеха или отделы становятся точками «кристаллизации», вокруг которых создаются многочисленные малые предприятия.
Эффект реструктуризации
состоит в том, что происходит
одновременное улучшение
Малые формы в атомарной
структуре имеют разную
Сетчатая структура
представляет собой один из
способов кооперации малых
Если взаимодействие
малой и крупной фирм
Экономический симбиоз
Я считаю, что примеры
эффективного взаимодействия
В итоге, взаимодействие крупного и малого бизнеса играет огромную роль в современной экономике. Различные формы сотрудничества дают преимущества, как для малого, так и для крупного предпринимательства. Взаимодействуя с крупными предприятиями, малые имеют широкие возможности начать собственное дело, пользуясь опытом, знаниями и поддержкой партнера. На пути малых предприятий встречается множество проблем, связанных с поиском источников первоначально капитала, нахождения своей ниши на рынке, продвижением своих товаров в условиях жесткой конкуренции. Эти проблемы и помогает решать крупные предприятия. Отношения между крупным и малым бизнесом должны строиться на действительно договорной основе, с реальными гарантиями равенства сторон на основе законодательства. Лишь в этих условиях обе стороны смогут получить наибольшую прибыль от сотрудничества, повысить эффективность производства, что, в конечном счете, положительно скажется на успешном экономическом развитии партнеров.
Понятие кластера в западной литературе было введено в экономическую теорию Майклом Портером, который считал, что «кластер – это сконцентрированные по географическому признаку групп взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу». Итак, для того чтобы быть кластером, группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных сними организаций должна действовать в определенной сфере, характеризоваться общностью деятельности и взаимодополнять друг друга.
Кластер представляет
собой группу географических
локализованных
Информация о работе Взаимодействие малого и крупного бизнеса