Взаимодействие малого и крупного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение основной формы взаимодействия малого и крупного бизнеса как важнейшего фактора экономического развития предпринимательства.
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
1)выявить преимущества и недостатки крупного и малого бизнеса;
2)определить основные формы взаимодействия крупных компаний с малыми предприятиями;
3)исследовать зарубежный опыт взаимодействия крупного и малого бизнеса;
4)проанализировать состояние системы взаимодействия структур бизнеса в России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….……… 2
Глава 1: «Теоретические основы организации системы взаимодействия крупного и малого бизнеса…..……………………………………………..……4
1.1 Понятие и виды бизнеса………….………………………….…………….…4
1.2 Место и роль малого и крупного бизнеса в стратегии инновационного развития российской экономики………………….……………………………..7
1.3 Формы взаимодействия структур крупного и малого бизнеса…………..11
Глава 2: Практический анализ особенностей взаимодействия малого и крупного бизнеса…………………………………………………….16
2.1 Анализ форм взаимодействия крупного и малого бизнеса…………………………………………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………….. 29
Список литературы……………………………………………………………. 31

Файлы: 1 файл

курс экономика.docx

— 56.14 Кб (Скачать файл)

 

 

Глава 2  «Практический анализ особенностей  взаимодействия

малого  и крупного бизнеса».      

2.1 Анализ форм взаимодействия крупного и малого бизнеса

     Сущность процесса взаимодействия заключается во взаимовыгодном сотрудничестве, разделении мира на сферы влияния, во взаимной безопасности для поддержания стабильности. Сотрудничество существует везде и повсеместно, оно определяется временем, целями, желанием и т.д. Взаимодействие — это объективная и универсальная форма движения и развития, которая определяет существование и структурную организацию любой материальной системы.                                                                                          В современных условиях крупный и малый бизнес не могут существовать изолированно, поскольку нуждаются друг в друге, а объективные причины ведут к интеграции этих секторов экономики. Взаимодействие крупного и малого бизнеса предполагает значительное расширение имущественной базы представителя малого бизнеса путем организационно-правовых мероприятий и значительных финансовых вложений со стороны крупного бизнеса.              К основным формам взаимодействия крупного и малого бизнеса в современных условиях можно отнести: франчайзинг; венчурное финансирование; лизинг; кластеризацию; аутсорсинг; субподряд; интрапренерства.

При определении понятия  формы взаимодействия следует исходить из основополагающего понимания  данного явления как связи  и способа взаимодействия частей и элементов предмета и явлений. Формы организации взаимодействия показывают, как одна сторона побуждает  другую к выполнению действий, которые  необходимы для нее на данном этапе.

 Одной из современных форм взаимодействия крупного и малого бизнеса является система франчайзинга, в которой крупная компания создает свою собственную внутреннюю структуру, включающую все бизнес-функции, связанные с передачей нематериального актива (финансового, юридического, рекламного и т.д.). Эта форма дает возможность обеспечить компании поддержку в конкурентной борьбе, создать новый бизнес, выйти на новые рынки. Слово «франчайзинг» происходит от старого французского термина, определяющего право на свободу ведения какой-либо деятельности. Концепция франчайзинга в современном понимании получила свое начало в 1840 году, когда основное большинство пивоваров Германии предоставляло франшизы определенным тавернам, позволяя их владельцам эксклюзивно продавать пиво.

 Франчайзинг получил  развитие в России в конце  90-х гг., в основном в виде  представительств, крупных иностранных фирм, передавших свою торговую марку российским малым предприятиям.

 

Есть еще одна форма взаимодействия крупного и малого бизнеса-оно называется кластеризацией. Кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющие друг друга. В основе этого взаимодействия лежит модернизационный процесс, базирующийся на инновациях. Еще М. Портер обнаружил, что наиболее конкурентоспособные в международных масштабах компании одной отрасли обычно имеют свойство концентрироваться в одном регионе. Всемирный интерес к теме кластеров возник в конце 1970 гг., когда была озвучена концепция «Третьей Италии». Когда Юг Италии развивался крайне медленно, традиционно богатый Северо-Запад находился в глубоком кризисе, а Северо-Восток и центр Италии показывал высокие темпы роста. Одной их эффективных форм взаимодействия малых и крупных фирм в современных условиях является аутсорсинг. Внедрение его в практику позволяет снизить постоянные расходы, увеличить конкурентоспособность бизнеса, повысить эффективность деятельности за счет передачи не основных видов бизнеса малому предприятию-аутсорсеру. Аутсорсинг в России появился в 1990-е гг., когда возникла и распространилась идея деления функций на основные и второстепенные и передачи второстепенных на сторону.

Начиная с 2009 г., ежегодный  рост количества предприятий, открываемых  по франшизе в России, оценивается  примерно в 35%. Столь значительный рост обусловлен стремлением диверсифицировать  риски, возникшие у предпринимателей в период кризиса. По темпам распространения  франчайзинга Россия входит в число  мировых лидеров. По состоянию на сентябрь 2011 года в России насчитывается 603 франчайзора с 12998 корпоративными и 22014 франчайзинговыми предприятиями.

Субподряд является еще одной  формой взаимодействия крупного и малого бизнеса, который распространен в сфере производства. Причинами использования данной формы взаимодействия являются: более низкие издержки производства у субподрядчика; временная потребность производственных мощностей на крупном предприятии из-за перегруженности заказами; потребность в производстве небольших партий товаров; быстрая адаптивность к требованиям рынка и т.д.

 Интрапренерство —  это образование в рамках крупного  предприятия небольшого, часто временного  коллектива для разработки или  реализации некоторой идеи, необходимой  для повышения технического уровня  крупного предприятия. В 1980-е  гг. появилась концепция интрапренерства  как специфического внутрифирменного  предпринимательства, которая в  настоящее время, как форма взаимодействия крупного и малого бизнеса, достаточно успешно существует на промышленных предприятиях.

Поэтому у  малой фирмы  такая форма взаимодействия, основанная на долгосрочных договорных отношениях, позволяет укрепить свои конкурентные позиции на целевом рынке. Причиной активного распространения аутсорсинга  в России является усложнение бизнес-процессов  компаний, что обусловлено повышением сложности требований рынка. Необходимость  соответствовать конкурентной ситуации создает перегруженность фирм

 Успешное развитие  экономики в стране в целом,  во многом определяется взаимодействием  крупного и малого бизнеса,  которые являются основными элементами  экономической системы. Крупный  бизнес привносит в эту систему  стабильность и управляемость,  а малый бизнес, формирующий конкурентную  среду, обеспечивает гибкость  и индивидуальный подход. Связь  с секретными ведомствами позволяет  крупному бизнесу обеспечивать  главное: проверку потенциального  партнера, налаживание контактов  с президентами, министрами и  крупными бизнесменами стран,  что обеспечивает организацию  конфиденциальных переговоров на  любом уровне. Пользуясь возможностями  спецслужб, корпорации получают  хорошие конкурентные преимущества, в свою очередь государственная  разведка использует возможности  крупного бизнеса для обеспечения  безопасности страны. Кроме того, крупный бизнес определяет развитие  и уровень эффективности рыночного  хозяйства, развиваясь самостоятельно. Он структурирует экономику в  целом за счет:

 — крупного финансирования  проектов,

 — способности экономить  на трансакционных издержках,

 — эффективного использования  человеческих ресурсов,

 — реальных конкурентных  преимуществ на отраслевых, национальных  и мировых рынках.

 В заключении, могу говорить, что развитие и появление новых форм взаимодействия крупного и малого бизнеса — это эволюционный процесс на современном этапе, связан с характерными для инновационной экономики процессами, такими как: рост роли научно-технического прогресса, развитие информационных технологий, переход к индивидуальному (штучному) производству, ориентированному на потребности заказчика. Выбор одной из форм взаимодействия крупного и малого бизнеса компенсирует недостатки, обусловленные размером участвующей организации, а полученные результаты способствуют повышению эффективности работы в целом.

Заключение

В этой работе мною было охарактеризовано малое и крупное предпринимательство, выделены особенности малого предпринимательства и обозначены основные и наиболее острые его проблемы.

Необходимо отметить, что  малый бизнес в России уже имеет  довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит  в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что  делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.

Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями  и функциями малого предприятия.

Особенности малых фирм определяются их размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг и высокая доля оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам малого бизнеса.

 Для развития крупного бизнеса требуется внести существенные изменения не только в системе контроля и поощрения крупной предпринимательской деятельности, но и в общих экономических условиях, определяющих становление основополагающих характеристик крупного предпринимательства. Без осознания ответственности государства за направленность, итоги и социальную цену проводимых реформ эта проблема не может быть решена.

Процесс становления крупного предпринимательства, вопреки ожиданиям  многих, оказался куда более сложным, противоречивым и длительным делом, чем это первоначально представлялось. Он обусловлен характером и ходом  проведения социально-экономических  реформ, от которых зависит общий  успех рассматриваемого процесса. В  свою очередь, этот процесс влияет на протекание реформ.

 Сложившаяся ситуация  в целом неблагоприятна для  функционирования крупного предпринимательского  корпуса в России. Но даже в  этих сложных и противоречивых  условиях есть положительный  опыт развития предпринимательской  деятельности, который позволяет  считать процесс становления  этого феномена необратимым.

Я предполагаю о малом  бизнесе, что он наиболее эффективен лишь при взаимодействии с крупными предприятиями и наоборот. Это единое целое, из которого нельзя исключать отдельные части.

Я выяснила, что на этом этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой. Негативное отношение к малому предпринимательству государства и общества, также является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение меняется. Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес оказывает положительное влияние на экономику. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на нулевой стадии. И как следствие – очень высокая криминализация малого бизнеса.Говоря о взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно заметить, что здесь происходит монолог со стороны государства, которое не хочет услышать малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень. Но будем надеяться, что ситуация изменится.

Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в России –  уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства  к этой сфере экономики зависит  и развитие всей России в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Андреева И. О критериях  выделения малого и бизнеса  / И.Андреева, К.Павлов // Общество и экономика. – 2007. – N 7. – C.62-79.

2. Анпилов А.И. Проблемы малого предпринимательства в национальной экономике // Актуал. пробл. совр. науки. – 2006. – N 6. – С.14-22.

3. Ахмадеев М.Г. Инновационное развитие малого и крупного бизнеса // Вестник ТИСБИ. – 2002.- №3. – с. 12-18.

4. Балацкий Е. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования / Е.Балацкий, А.Потапова // Экономист. – 2001. – N 4. – С.45-54.

5. Видяпин В.И., Добрынин  А.И., Журавлева Г.П., Тарасевич Л.С.. Экономическая теория: Учебник..- М.:ИНФРА-М, 2005.672 с.

6. Видяпин В.И. Экономическая  теория: Учебник. – М.: ТНФРА-М, 2005. – 451с.

7. Грязнова А.Г., Соколинский  В.М. Экономическая теория: учеб. пособие – 2-е изд. – М.: КноРус, 2005. – 463с.

8. Грязнова А.Г., Федотова  М.А. Оценка бизнеса: учебник- М., 2002. – 512с.

9. Горфинкель В.Я, Швандар В.А.. Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги: учеб. пособие. – М., 2001. – 357с.

10. Качканов В.П. Институциональные аспекты организации взаимодействия крупного и малого бизнеса в экономической теории/ Сборник статей участников международной научной конференции "Методология экономической науки и методика преподавания экономической теории".Том 1 / Под ред. д.э.н. К.А. Хубиева – М.: ТЕИС, 2006. – с. 23-46.

11. Кусич С. Малый и бизнес: институциональные трансформации и дух предпринимательства / С.Кусич, В.Свиянович, А.Вайсбах // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6. Экономика. – 2003. – N 4. – С.46-65.

12. Павлов К.В. Проблемы  выделения малого и бизнеса  с учетом позитивного зарубежного  опыта / К.П.Павлов, И.Г.Андреева // Нац. интересы: приоритеты и безопасность.

13. Савченко В.Е. Государственное  предпринимательство в рыночной  экономике. – М., 2000. – 295с.

14. Чепурин М.Н. и Киселева Е.А.. Курс экономической теории: Учебник – Киров: "АСА", 2002. – 650с.

15. [http://www.nisse.ru/business/article/article_863.html?effor]

16. Ибадова, Л.Т. (канд. юридич. наук). Венчурное финансирование малого предпринимательства / Л.Т. Ибадова // Финансы и кредит. - 2006. - N 4. - С.49-55. - Библиогр.: с.48

 


Информация о работе Взаимодействие малого и крупного бизнеса