Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:38, курсовая работа
Целью работы является определение основной формы взаимодействия малого и крупного бизнеса как важнейшего фактора экономического развития предпринимательства.
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
1)выявить преимущества и недостатки крупного и малого бизнеса;
2)определить основные формы взаимодействия крупных компаний с малыми предприятиями;
3)исследовать зарубежный опыт взаимодействия крупного и малого бизнеса;
4)проанализировать состояние системы взаимодействия структур бизнеса в России.
Введение………………………………………………………………….……… 2
Глава 1: «Теоретические основы организации системы взаимодействия крупного и малого бизнеса…..……………………………………………..……4
1.1 Понятие и виды бизнеса………….………………………….…………….…4
1.2 Место и роль малого и крупного бизнеса в стратегии инновационного развития российской экономики………………….……………………………..7
1.3 Формы взаимодействия структур крупного и малого бизнеса…………..11
Глава 2: Практический анализ особенностей взаимодействия малого и крупного бизнеса…………………………………………………….16
2.1 Анализ форм взаимодействия крупного и малого бизнеса…………………………………………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………….. 29
Список литературы……………………………………………………………. 31
Глава 2 «Практический анализ особенностей взаимодействия
малого и крупного бизнеса».
2.1 Анализ форм взаимодействия крупного и малого бизнеса
Сущность процесса
взаимодействия заключается во взаимовыгодном
сотрудничестве, разделении мира на сферы
влияния, во взаимной безопасности для
поддержания стабильности. Сотрудничество
существует везде и повсеместно, оно определяется
временем, целями, желанием и т.д. Взаимодействие
— это объективная и универсальная форма
движения и развития, которая определяет
существование и структурную организацию
любой материальной системы.
При определении понятия
формы взаимодействия следует исходить
из основополагающего понимания
данного явления как связи
и способа взаимодействия частей
и элементов предмета и явлений.
Формы организации
Одной из современных форм взаимодействия крупного и малого бизнеса является система франчайзинга, в которой крупная компания создает свою собственную внутреннюю структуру, включающую все бизнес-функции, связанные с передачей нематериального актива (финансового, юридического, рекламного и т.д.). Эта форма дает возможность обеспечить компании поддержку в конкурентной борьбе, создать новый бизнес, выйти на новые рынки. Слово «франчайзинг» происходит от старого французского термина, определяющего право на свободу ведения какой-либо деятельности. Концепция франчайзинга в современном понимании получила свое начало в 1840 году, когда основное большинство пивоваров Германии предоставляло франшизы определенным тавернам, позволяя их владельцам эксклюзивно продавать пиво.
Франчайзинг получил развитие в России в конце 90-х гг., в основном в виде представительств, крупных иностранных фирм, передавших свою торговую марку российским малым предприятиям.
Есть еще одна форма взаимодействия крупного и малого бизнеса-оно называется кластеризацией. Кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющие друг друга. В основе этого взаимодействия лежит модернизационный процесс, базирующийся на инновациях. Еще М. Портер обнаружил, что наиболее конкурентоспособные в международных масштабах компании одной отрасли обычно имеют свойство концентрироваться в одном регионе. Всемирный интерес к теме кластеров возник в конце 1970 гг., когда была озвучена концепция «Третьей Италии». Когда Юг Италии развивался крайне медленно, традиционно богатый Северо-Запад находился в глубоком кризисе, а Северо-Восток и центр Италии показывал высокие темпы роста. Одной их эффективных форм взаимодействия малых и крупных фирм в современных условиях является аутсорсинг. Внедрение его в практику позволяет снизить постоянные расходы, увеличить конкурентоспособность бизнеса, повысить эффективность деятельности за счет передачи не основных видов бизнеса малому предприятию-аутсорсеру. Аутсорсинг в России появился в 1990-е гг., когда возникла и распространилась идея деления функций на основные и второстепенные и передачи второстепенных на сторону.
Начиная с 2009 г., ежегодный рост количества предприятий, открываемых по франшизе в России, оценивается примерно в 35%. Столь значительный рост обусловлен стремлением диверсифицировать риски, возникшие у предпринимателей в период кризиса. По темпам распространения франчайзинга Россия входит в число мировых лидеров. По состоянию на сентябрь 2011 года в России насчитывается 603 франчайзора с 12998 корпоративными и 22014 франчайзинговыми предприятиями.
Субподряд является еще одной формой взаимодействия крупного и малого бизнеса, который распространен в сфере производства. Причинами использования данной формы взаимодействия являются: более низкие издержки производства у субподрядчика; временная потребность производственных мощностей на крупном предприятии из-за перегруженности заказами; потребность в производстве небольших партий товаров; быстрая адаптивность к требованиям рынка и т.д.
Интрапренерство —
это образование в рамках
Поэтому у малой фирмы
такая форма взаимодействия, основанная
на долгосрочных договорных отношениях,
позволяет укрепить свои конкурентные
позиции на целевом рынке. Причиной
активного распространения
Успешное развитие
экономики в стране в целом,
во многом определяется
— крупного финансирования проектов,
— способности экономить на трансакционных издержках,
— эффективного использования человеческих ресурсов,
— реальных конкурентных преимуществ на отраслевых, национальных и мировых рынках.
В заключении, могу говорить, что развитие и появление новых форм взаимодействия крупного и малого бизнеса — это эволюционный процесс на современном этапе, связан с характерными для инновационной экономики процессами, такими как: рост роли научно-технического прогресса, развитие информационных технологий, переход к индивидуальному (штучному) производству, ориентированному на потребности заказчика. Выбор одной из форм взаимодействия крупного и малого бизнеса компенсирует недостатки, обусловленные размером участвующей организации, а полученные результаты способствуют повышению эффективности работы в целом.
Заключение
В этой работе мною было охарактеризовано малое и крупное предпринимательство, выделены особенности малого предпринимательства и обозначены основные и наиболее острые его проблемы.
Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.
Что же касается сферы деятельности,
то малый бизнес имеет свою нишу
в экономике, которая обеспечивает
наиболее эффективную отдачу от работы,
как с целыми предприятиями-гигантами,
так и с отдельным человеком.
Данная позиция обусловлена
Особенности малых фирм определяются их размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг и высокая доля оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам малого бизнеса.
Для развития крупного бизнеса требуется внести существенные изменения не только в системе контроля и поощрения крупной предпринимательской деятельности, но и в общих экономических условиях, определяющих становление основополагающих характеристик крупного предпринимательства. Без осознания ответственности государства за направленность, итоги и социальную цену проводимых реформ эта проблема не может быть решена.
Процесс становления крупного
предпринимательства, вопреки ожиданиям
многих, оказался куда более сложным,
противоречивым и длительным делом,
чем это первоначально
Сложившаяся ситуация
в целом неблагоприятна для
функционирования крупного
Я предполагаю о малом бизнесе, что он наиболее эффективен лишь при взаимодействии с крупными предприятиями и наоборот. Это единое целое, из которого нельзя исключать отдельные части.
Я выяснила, что на этом этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой. Негативное отношение к малому предпринимательству государства и общества, также является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение меняется. Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес оказывает положительное влияние на экономику. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на нулевой стадии. И как следствие – очень высокая криминализация малого бизнеса.Говоря о взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно заметить, что здесь происходит монолог со стороны государства, которое не хочет услышать малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень. Но будем надеяться, что ситуация изменится.
Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в России – уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.
Список литературы
1. Андреева И. О критериях выделения малого и бизнеса / И.Андреева, К.Павлов // Общество и экономика. – 2007. – N 7. – C.62-79.
2. Анпилов А.И. Проблемы малого предпринимательства в национальной экономике // Актуал. пробл. совр. науки. – 2006. – N 6. – С.14-22.
3. Ахмадеев М.Г. Инновационное развитие малого и крупного бизнеса // Вестник ТИСБИ. – 2002.- №3. – с. 12-18.
4. Балацкий Е. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования / Е.Балацкий, А.Потапова // Экономист. – 2001. – N 4. – С.45-54.
5. Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П., Тарасевич Л.С.. Экономическая теория: Учебник..- М.:ИНФРА-М, 2005.672 с.
6. Видяпин В.И. Экономическая теория: Учебник. – М.: ТНФРА-М, 2005. – 451с.
7. Грязнова А.Г., Соколинский В.М. Экономическая теория: учеб. пособие – 2-е изд. – М.: КноРус, 2005. – 463с.
8. Грязнова А.Г., Федотова М.А. Оценка бизнеса: учебник- М., 2002. – 512с.
9. Горфинкель В.Я, Швандар В.А.. Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги: учеб. пособие. – М., 2001. – 357с.
10. Качканов В.П. Институциональные аспекты организации взаимодействия крупного и малого бизнеса в экономической теории/ Сборник статей участников международной научной конференции "Методология экономической науки и методика преподавания экономической теории".Том 1 / Под ред. д.э.н. К.А. Хубиева – М.: ТЕИС, 2006. – с. 23-46.
11. Кусич С. Малый и бизнес: институциональные трансформации и дух предпринимательства / С.Кусич, В.Свиянович, А.Вайсбах // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6. Экономика. – 2003. – N 4. – С.46-65.
12. Павлов К.В. Проблемы
выделения малого и бизнеса
с учетом позитивного
13. Савченко В.Е. Государственное
предпринимательство в
14. Чепурин М.Н. и Киселева Е.А.. Курс экономической теории: Учебник – Киров: "АСА", 2002. – 650с.
15. [http://www.nisse.ru/business/
16. Ибадова, Л.Т. (канд. юридич. наук). Венчурное финансирование малого предпринимательства / Л.Т. Ибадова // Финансы и кредит. - 2006. - N 4. - С.49-55. - Библиогр.: с.48
Информация о работе Взаимодействие малого и крупного бизнеса