Взаимодействие предприятий и окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Современный мир не мыслим без заводов и фабрик, производящих продукцию, необходимую для жизни современного человека. Но при этом стало почти правилом наплевательское отношение к окружающей среде со стороны работников этих предприятий, которые пытаются обойти природоохранные нормы под видом того, что производят продукцию первой необходимости. Но нельзя забывать, что самой первой необходимостью для человека должна быть среда, в которой он живет.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………......…....……....3
1. Экологический паспорт предприятия………….. .........…..….........5
2. Влияние окружающей среды на экономический рост…... …...…8
2.1.Промышленность……………………… .............................….........8
2.2. Энергетика…………………………………………………… ……..10
2.3.Транспорт ………………………………..........................................12
2.4.Сельское хозяйство……………………… .....................................13
2.5.Лесное хозяйство…………………………......................................15
2.6.Туризм……………………………………..........................................15
3.Влияние предприятий на окружающую среду……...….... ..........17
3.1.Металлургическое предприятие…………………......................... 16
3.2.Энергетическое предприятие…………………................. ............19
3.3.Машиностроительное предприятие……………….......... .............22
4.Плата за природные ресурсы, сущность,
стимулирующая функция……………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………32
Список литературы……………………………...……………………………34

Файлы: 1 файл

Куосовая ЭКОНОМИКЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

 При нормальной  эксплуатации  АЭС  дают  значительно  меньше вредных выбросов в атмосферу, чем ТЭС, работающие  на  органическом топливе. Так, работа АЭС не влияет на содержание кислорода  и углекислого газа в атмосфере, не меняет ее химического состояния.

Основными факторами  загрязнения окружающей среды здесь  выступают радиационные показатели. Прямой выход радиоактивных отходов ядерных реакций в окружающую среду  предотвращается  многоступенчатой системой радиационной защиты.    

 Наибольшую  опасность представляют аварии  АЭС и неконтролируемое распространение  радиации. Поэтому проекты АЭС  должны гарантировать серы обеспечения ядерной безопасности окружающей среды при любом возможном  единичном нарушении любой системы АЭС.    

 Гидроэлектростанции  (ГЭС) также   оказывают    существенное влияние на природную среду,  которое  проявляется  как  в  период строительства, так и при  эксплуатации.  Сооружение  водохранилищ перед плотиной ГЭС приводит к затоплению  значительной  прилегающей территории и влияет на рельеф побережья в  районе  сооружения ГЭС, особенно при ее строительстве на равнинных реках.  Изменение гидрологического режима и затопление территорий вызывает  изменения гидрохимического и гидрологического режимов водных масс.  При интенсивном испарении влаги с поверхности  водохранилищ  возможны локальные изменения климата: повышение влажности воздуха, образование туманов, усиление ветров и т.п.    

 При сооружении  крупных водохранилищ  ГЭС  создаются  условия для развития сейсмической активности, что обусловлено возникновением дополнительной нагрузки на  земную  кору  и  интенсификацией тектонических процессов. 

 

 

 

 

 

 

 

                3.3.  МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ  ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

     Из большого объема  промышленных выбросов, попадающих  в окружающую среду, на машиностроение  приходится  лишь  незначительная его часть - 1-2%. В этот объем входят и выбросы предприятий военно-ориентированных отраслей, оборонной промышленности,  являющейся значительной  составной  частью  машиностроительного  комплекса. Однако на машиностроительных предприятиях имеются основные  и обеспечивающие технологические процессы производства с весьма высоким уровнем загрязнения окружающей среды. К ним относятся:

 

 

     -внутризаводское энергетическое  производство и  другие  процессы, связанные во сжиганием топлива;    

-литейное производство;     

-металлообработка  конструкций и отдельных деталей;    

-сварочное  производство;    

-гальваническое  производство;    

-лакокрасочное  производство.    

 По уровню  загрязнения  окружающей  среды  районы  гальванических и красильных цехов как машиностроительных в  целом,  так  и оборонных предприятий сопоставимы с такими крупнейшими источниками экологической опасности, как химическая промышленность; литейное производство сравнимо с  металлургией;  территории  заводских котельных - с районами ТЭС, которые относятся  к  числу  основных загрязнителей.    

 Таким образом,  машиностроительный комплекс в  целом и  производства оборонных отраслей промышленности, как  его  неотъемлема часть, являются потенциальными загрязнителями окружающей среды:    

-воздушного  пространства;    

-поверхностных  водоисточников;    

-почвы.

 

 

     При всем многообразии  подотраслей  машиностроения  и  в  том числе военно-ориентированных, оборонных предприятий по  специфике загрязнения окружающей среды их можно разделить  на  две  группы:

ресурсо- и наукоемкие. Особенности наукоемких подотраслей машиностроения: их небольшая материало- и энергоемкость, малое водопотребление и значительно меньший выброс загрязняющих веществ в  окружающую среду  по  сравнению  с  ресурсоемкими.  Эти  подотрасли и производства характеризуются небольшим выбросом в атмосферу таких традиционных массовых загрязняющих веществ, как диоксиды  серы, азота и др., но в то же время выбрасываются другие загрязняющие вещества, не столь свойственные для ресурсоемких отраслей машиностроения. В последнее время ресурсоемкие подотрасли  преобладают над наукоемкими.

 

 

     Экологическая безопасность  атмосферы,  минимизация  выбросов

загрязняющих  веществ может быть  обеспечена  применением  методов

обезвреживания  загрязнителей или использованием безотходных  технологий. К этим методам относят обычно следующие:

 

 

     Отстаивание 

    Фильтрование.     

 Коагуляция.     

 Магнитный  метод.    

 Ультразвукой  метод.    

 Адсорбация.     

 Абсорбация.     

 Нейтрализация.     

 Восстановление.     

 Флотация.    

 Флокуация.    

 Экстракция    

 Десорбация.     

 Ионный обмен.     

 Перегонка  и реактивизация.    

 Концетрирование.     

 Метод образования  осадков.    

 Окисление  химическими реагентами.    

 Электрохимическая  очистка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          4.  ПЛАТА ЗА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, СУЩНОСТЬ,

                                    СТИМУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ

 

     В  условиях рынка,  когда работа  предприятия оценивается по показателям  прибыльности и  рентабельности,  бесплатность природных  ресурсов  очень  часто порождает бесхозяйственное отношение к ним.  До настоящего времени практически нет платежей  за  природные  ресурсы исключение составляет плата за забираемую воду для промышленных целей,  попенная плата  при отпуске  лесозаготовителям  запасов леса.  В горнодобывающей

промышленности  для частичного погашение затрат  на  геологоразведочные  работы  установлены ставки возмещения затрат на эти работы,  которые можно  рассматривать  как  разновидность  платы за природные ресурсы. При  этом по большинству полезных ископаемых не обеспечивается полное возмещение затрат на геологоразведочные работы.

     Проведение  геологоразведочных  работ,  строительство   и эксплуатация  горного  предприятия  возможны лишь при условии  предоставления специализированным  организациям и предприятиям  отвода  земельных  участков.  В  настоящее время порядок установления компенсационных выплат регламентируется  постановлением <О возмещении убытков землепользователям от потерь сельскохозяйственного производства  при  отводе  земель  для государственных  или общественных нужд>.  В нем указывается, что предприятия,  организации, учреждения, которым отводятся

для  строительства  и  несельскохозяйственных нужд земельные  участки, за сельскохозяйственными  угодьями, возмещают (помимо  возмещения убытков землепользователям) потери сельскохозяйственного производства,  связанные с изъятием этих участков в размере стоимости освоения равновеликой площади земель с учетом проведения работ на вновь осваиваемых  землях:  мероприятий  по  их  окультуриванию  и повышению плодородности почв.

 

     В  компенсационных ставках не учитываются  потери, возникающие при изъятии  земельных участков в других  сферах народного  хозяйства  (затрат,  связанных с воспроизводством  леса, дичи, грибов, ягод, воды, зверей  и др.) .

     В  основе  установления  всех  этих платежей (кроме процентной ставки)  лежит  <затратный>  метод,  т.  е.  принцип восполнения  затрат  государства  на  воспроизводство  соответствующих природных ресурсов.  Это позволяет  уловить  лишь  часть приносимой дифференциальной ренты (издержек их замещения) .

     Один  из  главных  принципов  начального  этапа рыночной системы - равные  условия работы для всех предприятий,  различающихся  географическим  положением,  техническим уровнем  производства и рядом других  факторов. Различие в объективных факторах, определяющих уровень производства, приводит к различным трудовым и материальным затратам на производство продукции, и следовательно, к различной прибыли предприятий.

Кроме рассмотренных  природных ресурсов имеется некоторое количество природных ресурсов, используемых предприятиями  и  организациями  бесплатно.  К ним относятся сельскохозяйственные земли, запасы угля и горючих сланцев, окружающая среда  как  место  для размещения производственных отходов и др.

     Плата за  природные ресурсы должна соответствовать величине экономического эффекта, получаемого от эксплуатированного   природного   ресурса  на  народнохозяйственном  уровне, обеспечивать  возможность  изъятия  дифференциальной  ренты, возникающей  из-за  различий  в  естественной продуктивности этих ресурсов.

     Для  реализации такого подхода необходимо  решить следующие задачи: преодолеть  заниженность оптовых и закупочных  цен на продукцию природоэксплуртирующих  отраслей с целью регулирования  ресурсосбережения в народном  хозяйстве;  обеспечить расширенное  воспроизводство  природно-ресурсного потенциала на основе полного хозрасчета; осуществить выравнивание условий  хозяйствования  при  формировании  хозрасчетного дохода нормально  работающих  предприятий,  использующих  природные ресурсы разного качества и местоположения.

     Плата  за ресурсы предназначена для  регулирования  взаимоотношений  государства и хозрасчетного  предприятия по поводу конкретного  природного фактора. Цель ее  введения заключается  в   создании экономических условий для функционирования отдельных предприятий природозксплуатирующих отраслей и стимулирование  рационального использования природных ресурсов, т.  е. создание такого механизма экономического стимулирования их использования,  который обеспечит повышение эффективности всего общественного производства путем перехода на интенсивный путь развития и снижения ресурсоемкости национального дохода.

     Платежи  предприятий    за    использование    природных ресурсов,  устанавливаемые  на основе дифференциальной  ренты должны рассматриваться как экономические нормативы долговременного действия, характеризующие доход, получаемый предприятием  на основе использования им природных богатств находящихся в государственной собственности.

     В  связи с тем, что этот доход получен не за счет усилий трудового коллектива предприятия, а путем использования предоставленного  ему  природного источника повышенной продуктивности, он должен изыматься у предприятия и использоваться на региональные и общегосударственные цели.

     Стимулирующая  функция введения платы за  пользование,  в том  числе   на  охрану  и  восстановление  природных ресурсов посредством  изъятия  у  предприятий   рентных  доходов  через  систему  платежей  за  природопользование  реализуется государственная форма собственности на природные ресурсы и  своевременно обеспечивается выравнивание условий хозяйствования предприятий,  использующих  природные  ресурсы  разного  богатства и местоположения.

Плата за  природные  ресурсы должна соответствовать величине экономического эффекта, получаемого от эксплуатированного   природного   ресурса  на  народнохозяйственном  уровне, обеспечивать  возможность  изъятия  дифференциальной  ренты, возникающей  из-за  различий  в  естественной продуктивности этих ресурсов.

Плата за ресурсы  предназначена для регулирования  взаимоотношений государства и  хозрасчетного предприятия по поводу конкретного природного фактора. Цель ее введения заключается  в  создании экономических условий для функционирования отдельных предприятий природозксплуатирующих отраслей и стимулирование  рационального использования природных ресурсов, т.  е. создание такого механизма экономического стимулирования их использования,  который обеспечит повышение эффективности всего общественного производства путем перехода на интенсивный путь развития и снижения ресурсоемкости национального дохода.

     Платежи  предприятий    за    использование    природных ресурсов,  устанавливаемые  на основе дифференциальной  ренты  должны рассматриваться как экономические нормативы долговременного действия, характеризующие доход, получаемый предприятием  на основе использования им природных богатств находящихся в государственной собственности.

     В  связи с тем, что этот доход  получен не за счет усилий  трудового коллектива предприятия, а путем использования предоставленного  ему  природного источника повышенной продуктивности, он должен изыматься у предприятия и использоваться на региональные и общегосударственные цели.

     Стимулирующая  функция введения платы за  пользование,  в том  числе  на  охрану  и  восстановление природных ресурсов посредством изъятия  у  предприятий  рентных  доходов  через систему  платежей  за  природопользование  реализуется государственная форма собственности на природные ресурсы и  своевременно обеспечивается выравнивание условий хозяйствования предприятий,  использующих  природные  ресурсы  разного  богатства и местоположения.

Информация о работе Взаимодействие предприятий и окружающей среды