Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и его сдвиг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 08:01, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования контрольной работы – определение понятий равновесной цены и рыночного равновесия, причин и условий их возникновения, теоретического существования.
В контрольной работе для достижения поставленных целей поставлены следующие задачи:
- исследовать взаимодействие спроса и предложения;
- рассмотреть рыночное равновесие и в каких условиях устанавливается равновесная цена на рынке;

Содержание работы

Введение 3
1. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и его сдвиг 5
2. Основы рыночного ценообразования. Равновесная цена как условие
достижения равновесия на рынке 11
3. Равновесие рынка и рента (излишек) продавца и покупателя 15
4. Неравновесное состояние рынка. Дефицитный рынок и его особенности 17
Заключение 20
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

КОНТР Экономика МИУ.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

Введение 3

1. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и его сдвиг 5

2. Основы рыночного ценообразования. Равновесная цена как условие  
достижения равновесия на рынке               11

3. Равновесие рынка и рента (излишек) продавца и покупателя 15

4. Неравновесное состояние  рынка. Дефицитный рынок и его особенности 17

Заключение 20

Список литературы 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Рыночная экономика – это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель быть описаны все экономические процессы.

Участниками рынка являются покупатели (потребители) и продавцы (производители). Покупателями и продавцами могут быть как отдельные люди, так и целые фирмы, предприятия.

В данной работе я попытаюсь объединить все существующие знания о двух взаимосвязанных категориях – «спрос» и «предложение», рыночное равновесие цен спроса и предложения, к чему приводят нарушения рыночного равновесия цен, а также неравновесное состояние рынка и особенности дефицитного рынка.

Цель исследования контрольной работы – определение понятий равновесной цены и рыночного равновесия, причин и условий их возникновения, теоретического существования.

В контрольной работе для достижения поставленных целей поставлены следующие задачи:

- исследовать взаимодействие спроса и предложения;

- рассмотреть рыночное  равновесие и в каких условиях  устанавливается равновесная цена на рынке;

- рассмотреть равновесие рынка и ренту (излишек) продавца и покупателя;

- определить неравновесное  состояние рынка и рассмотреть вопросы дефицита рынка.

Объект исследования контрольной работы – механизм функционирования рынка на основе взаимодействия спроса и предложения, а также условия рыночного равновесия.

Предмет исследования контрольной работы – спрос и предложение, рыночное равновесие.

При написании контрольной работы для достижения поставленной цели автором произведен анализ учебных пособий по экономическим дисциплинам, как отечественных, так и иностранных исследователей-экономистов (Ивашковского С.Н., Гальперина В.М., Сидоровича А.В., Максимовой В.Ф. и др.).

Методологической базой курсовой работы являются общие и специальные научные методы, выступающие в качестве элементов познания, решения научных задач и достижения цели проводимого исследования, а также такие частно-научные методы, как логический, системно-структурный, аксиологический, аналитический.

Структура контрольной работы состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы. Контрольная работа написана на 23 страницах, использовано 12 источников литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Взаимодействие спроса и предложения.

Рыночное равновесие и его сдвиг

 

Спрос – отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить. Спрос проявляется в объеме спроса, означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос. [1]

Выделяют следующие факторы, влияющие на объем спроса:

• цена блага;

• цены других благ;

• доходы покупателей;

• общее количество покупателей данного блага;

• предпочтительные вкусы покупателей;

• инфляционные ожидания;

• экономическая политика государства.

Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса, который гласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении. При этом нет строго одинакового соотношения между снижением цены и повышением спроса. Такое определение закона спроса дал английский экономист А. Маршалл.

Зависимость между ценой блага и объемом спроса называется шкалой спроса, или кривой спроса, которая отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени. [4]

На рис. 1 показана кривая спроса, в которой по горизонтальной оси отложены величины спроса, а по вертикальной – цена соответственно. Из рис. 1 видно: чем выше цена, тем на меньшее количество предъявляется спрос. Эта закон отрицательного наклона кривой спроса. [4]

Рис. 1. Кривая спроса

 

С повышением цены объем спроса снижается по двум причинам:

1) эффект замены (замещения) – когда цена блага растет, то покупатель постарается заменить его схожим благом;

2) эффект дохода – когда цена на благо увеличивается, потребитель начинает чувствовать, что стал несколько беднее, чем прежде. Так, если цена на товар повысится вдвое, то потребитель будет иметь меньше реального дохода, в результате сократится потребление товара и других благ.

Поскольку экономическая жизнь находится в постоянном движении, то и спрос также непрерывно изменяется, таким образом, сдвигается кривая спроса. Меняется не только цена блага, но и другие факторы. Увеличивается средний реальный доход населения, возрастает численность взрослого населения, что может вызвать сдвиг кривой спроса. [2]

Выделяют два типа сдвига кривой спроса:

а) большее количество блага будет покупаться при каждой цене и кривая спроса сместится вправо таким образом, что спрос будет выше, чем он был до сдвига (рис. 2).

Рис. 2. Сдвиги кривой спроса

Как видно из рис. 2, при увеличении спроса кривая спроса смещается вправо, при уменьшении – влево;

б) при каждой цене спрос будет ниже, чем он был до сдвига.

Предложение – количество (объем) благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент или период. В стоимостном выражении предложение представляет сумму рыночных цен этих благ. [11]

Основными факторами предложения являются цена блага и неценовые факторы. Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного блага.

Связь между ценой блага и объемом его предложения находит отражение в законе предложения, который выражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения блага в течение определенного периода. Закон предложения гласит: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. На величину предложения оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы.

Зависимость между ценами и количеством благ, которое производители готовы выпустить и продать, называется графиком, или кривой предложения. Чем выше цена, тем при прочих равных условиях больше предложения благ, ибо производитель стремится увеличить свой доход. Однако при очень высокой цене достаточно большой доход можно получить и без увеличения производства. В этом случае предложение может сократиться.

Кривая предложения – это графическое выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы. Она отражает взаимосвязь между количеством предложенного блага и его ценой. Для большинства благ кривая предложения имеет «восходящее» и «вогнутое» очертание (рис. 3). [10]

Рис. 3. Кривая предложения

 

Изменение объема предложения изображается движением вдоль кривой предложения (рис. 4), которое означает, что происходит изменение величины (объема) предложения благ, когда ни один из факторов, влияющих на предложение, не меняется, а цена данного блага изменяется. [10]

Рис. 4. Движение вдоль кривой предложения

 

Сдвиг кривой предложения – реакция продавцов на изменение неценовых факторов; отражает изменение предложения (характера предложения) (рис. 5). [10]

Рис. 5. Сдвиг кривой предложения

 

Итак, когда изменяются цены на неценовые факторы – это сдвиг кривой предложения, т. е. изменение предложения. Когда происходит изменение объема предложения в ответ на изменение цены данного блага – это движение вдоль кривой предложения.

Взаимодействие спроса и предложения – процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.

Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса. [5]

При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуют факторы как для повышения, так и для понижения цены до тех пор, пока все прочие условия сохраняются равными. Графическое изображение взаимодействия спроса и предложения показано на рис. 6. [2]

Рис. 6. Взаимодействие спроса и предложения

Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, выступает как равновесная цена. Равенство объема спроса и объема предложения представляет собой равновесный объем и характеризует рыночное равновесие.

Рыночное равновесие – ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ. Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. [7]

Рыночное равновесие и отклонение от него показаны на рис. 7.

Выделяют четыре варианта влияния сдвигов кривых спроса и предложения на цену и объем благ:

1) увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, т.е. увеличиваются и равновесная цена, и равновесный объем блага;

Рис. 7. Рыночное равновесие

2) уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная цена и равновесный объем блага;

3) увеличение предложения блага сдвигает кривую предложения вправо, в результате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный объем блага;

4) уменьшение предложения блага сдвигает кривую предложения влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага. [7]

Используя указанные четыре варианта изменения спроса и предложения и сдвига их кривых, можно определить равновесную точку в случае любых колебаний спроса и предложения.

Однако не всегда «срабатывают» названные выше «четыре правила» спроса и предложения, ибо часто одновременно происходит сдвиг и кривой спроса, и кривой предложения, что значительно усложняет анализ реальных экономических явлений и процессов.

 

 

2. Основы рыночного  ценообразования. Равновесная цена  как условие  
достижения равновесия на рынке

 

Цена (Ре), при которой количество товара, предложенного на рынке, равно количеству товара, на который предъявлен спрос, называется равновесной ценой, а соответствующий этой цене объем товара (Qe) – равновесным количеством товара.

В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у покупателей, ни у продавца нет внутренних побуждений к его нарушению. При любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован. Если рыночная цена выше равновесной, то предложение будет чрезмерным, и цена начнет снижаться к уровню равновесия. При цене ниже равновесной излишек спроса будет вновь «толкать» цену вверх к точке равновесия.

Таким образом, любой избыток товара (товарный излишек) снижает цену товаров к точке равновесия, а любой товарный дефицит повышает цену товаров к точке равновесия. В итоге установится равновесная цена (Ре), по которой и будет продаваться на рынке равновесное количество товара (Qe). [3]

Достижение устойчивого равновесия не означает остановки в развитии производства, поэтому устойчивость рыночного равновесия носит относительный характер. Рост доходов покупателей, развитие их потребностей приведут к изменению объема спроса при прежних ценах. Рост спроса при неизменном предложении вызывает смещение кривой спроса DD вправо вверх (D2D2), тогда устанавливается новый, более высокий уровень равновесной цены и новый больший объем количества продаж товаров (рис. 8). И наоборот, снижение спроса, когда кривая спроса DD смещается влево вниз (АА), при неизменном предложении, ведет к установлению более низкого уровня равновесной цены (Рi) и меньшего уровня количества продаж товаров (Qi). [6]

 

Рисунок 8 – Рост спроса при неизменном предложении

 

При изменяющемся предложении и неизменном спросе также будет устанавливаться иной уровень рыночного равновесия. Так, рост производительности труда, снижение издержек производства при прежних ценах будут стимулировать увеличение выпуска продукции – изменится положение кривой предложения (SS), которая сместится вправо вниз (рис. 9). В результате положение точки равновесия изменится, а равновесная цена установится на более низком уровне (Pi). И наоборот, снижение предложения – смещение кривой влево вверх – установит более высокую равновесную цену и меньшее количество продаж товара Q2. [2]

Информация о работе Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и его сдвиг