Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 08:01, контрольная работа
Цель исследования контрольной работы – определение понятий равновесной цены и рыночного равновесия, причин и условий их возникновения, теоретического существования.
В контрольной работе для достижения поставленных целей поставлены следующие задачи:
- исследовать взаимодействие спроса и предложения;
- рассмотреть рыночное равновесие и в каких условиях устанавливается равновесная цена на рынке;
Введение 3
1. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и его сдвиг 5
2. Основы рыночного ценообразования. Равновесная цена как условие
достижения равновесия на рынке 11
3. Равновесие рынка и рента (излишек) продавца и покупателя 15
4. Неравновесное состояние рынка. Дефицитный рынок и его особенности 17
Заключение 20
Список литературы 22
Рисунок 8 - Уровень рыночного равновесия при изменяющемся предложении и неизменном спросе
В теории рыночного равновесия большое внимание уделяется элементу времени: [12]
- мгновенному равновесию, когда предложение неизменно (рис. 9);
Рисунок 9 – Мгновенное равновесие
- краткосрочному равновесию, когда предложение растет без увеличения оборудования (рис. 10);
Рисунок 10 – Краткосрочное равновесие
- длительному равновесию «нормальной цены», когда производители заменяют и увеличивают количество оборудования, а число самих производителей может изменяться за счет свободного входа и выхода их из отрасли (рис. 11).
Рисунок 11 - Длительное равновесие
Ситуация длительного равновесия, или «нормальной цены», удерживающейся на высоком уровне в течение длительного времени, стимулирует приспособление экономических условий к соответствующему уровню спроса.
На рис. 12 цена предложения превышает цену спроса при любом неотрицательном количестве продаж. [1]
Рисунок 12 – Цена предложения превышает цену спроса
Равновесие существует при нулевом равновесном объеме (Q), если цена предложения (Р1) при этом больше цены спроса (Р2). Цена спроса означает максимальную цену, которую покупатель согласен заплатить за определенный объем предлагаемого товара. Цена предложения есть минимальная цена, по которой продавцы готовы продать определенное количество товара.
Кроме того, возможна ситуация, когда линии спроса (DD) и предложения (SS) имеют две общие точки (рис. 13). При росте цен линия предложения меняет «знак» наклона, а линия спроса имеет «нормальный» вид, т.е. отрицательный наклон. Это приводит к существованию двух положений равновесия 0 в точках Е1 и Е2. Такая кривая предложения, например, возможна на рынке труда. [12]
Рисунок 13 – Линии спроса и предложения имеют две общие точки
Таким образом, спрос и предложение не всегда уравновешены на рынке, но рынок тяготеет к равновесию. В рыночной экономике действует закон спроса и предложения, согласно которому любое изменение спроса и предложения автоматически включает стихийный механизм поиска равновесных цен, что и создает сбалансированность экономики.
3. Равновесие рынка и рента (излишек) продавца и покупателя
Рыночное равновесие можно рассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д. но рыночное равновесие – это всегда такое состояние рынка, при котором QD = QS. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит (QD > QS) или излишек (избыток) товаров на рынке (QD < QS)
Таким образом, избыток возникает, если при некоторой цене величина предложения товара превысит величину спроса на него. [11]
Товар дефицитный, если величина спроса на товар больше величины его предложения.
Потребители далеко не всегда полагают, что существующие цены оптимальны. Дело в том, что несовершенство общественной структуры производства на поверхности выступает как несовершенство системы цен. Общественное недовольство существующими равновесными ценами образует плодотворную почву для государственного вмешательства в рыночное ценообразование. На практике это выливается в установление максимальных или минимальных цен.
Если установленная государством максимальная цена («потолок цены») находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государство устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуется излишек. Фиксация цен означает отключение механизма рыночной координации. В условиях, когда цена находится ниже равновесного уровня, дефицит не ослабевает, а усиливается, к тому же к денежным затратам потребителя добавляются неденежные. [8]
Последние связаны с поисками товаров, стоянием в очередях и т.д. – все они являются омертвленными затратами, которые не служат расширению производства дефицитного товара. Они оседают в сфере распределения дефицитного товара, и не доходят до тех, кто его реально производит. Потолок цен «подрезает» излишек производителей и тем самым снижает стимулы к его производству на тех предприятиях, у которых издержки производства данного товара минимальны. Поэтому дефицит не убывает. Наоборот, те, кто продает (или распределяет) дефицитный товар, заинтересованы в его сохранении, так как он становится источником их доходов (так как увеличивает размеры неденежных затрат). Поэтому они всячески будут пропагандировать государственное регулирование цен под различными предлогами.
В случаях, когда цена находится выше равновесной, возникает необходимость дополнительных мер, стимулирующих ограничение предложения и увеличение спроса, чтобы сократить разрыв между субсидируемой и равновесной ценами. И в том, и в другом случае рыночная экономика начинает функционировать менее эффективно, чем в условиях совершенной конкуренции.
Уравновешивающую функцию выполняет цена, которая стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение. По версии Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынка являются покупатели, а в условиях избытка – продавцы. Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели. [8]
4. Неравновесное состояние рынка.
Дефицитный рынок и его особенности
Рыночное равновесие означает, что при сложившейся цене у покупателей и продавцов нет стимулов менять данную ситуацию. Но такое положение достигается не всегда – существует множество ситуаций, когда, по определенным причинам, покупатели или продавцы имеют стимулы к изменению рыночной ситуации. Рассмотрим их подробнее.
Дефицит – ситуация на рынке, при которой объем спроса больше объема предложения при данном уровне цены.
Рис. 14. Дефицит на рынке
Рис. 14 показывает, что при цене P1 объем спроса превышает объем предложения. При указанной цене предложения продавцов не достаточно, чтобы покрыть желание покупателей купить товар. Отрезок (QD - QD) является размером дефицита. Рыночное равновесие в этом случае находится в точке 0, то есть на рынке покупателя и продается товар в объеме QS по цене P1. [5]
В случае дефицита на рынке продавцы, чувствуя, что при данной цене величина спроса превышает величину предложения, будут иметь стимулы продавать больше товара по большей цене. Если на рынке не будет ограничений, то такая ситуация не продлиться долго, поскольку расторопные продавцы воспользуются наличием дефицита для достижения своих интересов в получении прибыли. Существующие продавцы захотят продать больше товара по более высокой цене, и тогда вырастет величина предложения. Результатом будет увеличение объема продаж на дефицитном рынке при росте цены. Так работает «невидимая рука» рынка: преследуя свои интересы, продавцы в то же время удовлетворяют интересы покупателей.
Но дефицит может сохраняться и длительное время, если рост цены на рынке ограничен. Это может случаться в силу государственного регулирования рынков, например, когда государство ограничивает цены от роста. Чем плох дефицит? Очевидный ответ что покупатели не могут удовлетворить свои потребности. Но также, и часть фирм, которая могла продать товар на рынке по более высокой цене, не имеет стимулов это делать. Результатом существования хронического дефицита является перекос стимулов в экономике. Когда цены ограничены от роста, а за товаром образуются длинные очереди, продавец не заинтересован в конкуренции за счет повышения качества продукта и уровня обслуживания. В этом случае продавец престает заботиться о качестве товара, начинает работать «формально». Магазины в экономиках дефицита начинают работать поздно и заканчивают рано, продавцы обслуживают медленно, в магазинах наблюдаются длинные очереди. За примером ходить далеко не нужно, достаточно вспомнить экономику СССР.
Одним из последствий хронического дефицита является возникновение теневого рынка. Если товар нельзя купить по более высоким официальным ценам, то предприимчивые торговцы, при наличии неудовлетворенного спроса, будут иметь стимулы для продажи товара на теневом рынке по более высоким неофициальным ценам. В дефицитной экономике СССР существовало и процветало множество институтов теневого рынка, таких как продажа «из-под полы», продажа по связям и договоренностям. [3]
Рассмотрим простую
модель теневого рынка. Пусть
имеется рынок с имеющимся
ограничением максимального
Рис. 15. Пример модели теневого рынка
При существующем потолке цен P1 объем покупок и продаж на рынке равен QS, то есть минимальному из объемов спроса и предложения, а размер дефицита равен (QD – QS). В этом случае продавцы могут обнаружить, что на рынке присутствует неудовлетворённый спрос, и будут иметь стимулы насытить его по цене, превышающей установленное ограничение. При этом продавцы будут продавать товар по цене не ниже набора цен своей кривой предложения. В этом случае теневой рынок может быть представлен заштрихованным на графике треугольником. Любая точка, находящаяся в этом треугольнике, удовлетворяет желаниям покупателей купить и желаниям продавцов продать товар. [6]
Таким образом, рынок не во всех случаях автоматически устанавливает равновесие.
Неравновесные ситуации на рынке преобладают в тех случаях, в которых быстро меняются экономические условия. К тому же такие изменения порой происходят раньше, чем рынок приходит в равновесие.
Неравновесие связано с неполнотой информации у участников рынка. Пока равновесие не восстановится, на рынке должна наблюдаться множественность цен.
Заключение
Итак, в результате взаимодействия рыночного спроса с рыночным предложением устанавливается цена равновесия, обеспечивающая максимально возможный при сложившихся планах потребителей и производителей объем продаж.
Только рыночная цена приводит к тому, что на рынке нет ни излишка продукта, ни его нехватки.
Любая цена выше равновесной побуждает продавцов производить большее количество продукта. Но эта высокая цена отбивает у потребителей желание купить предлагаемое количество продукта. На рынке возникает избыточное предложение, превышающее спрос. Избыточное предложение приводит к снижению цен до уровня равновесных. Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехватки продукта.
На рынке возникает неудовлетворенный спрос, превышающий предложение. А он приводит к повышению цен, которое будет продолжаться, пока спрос не станет равным предложению.
Цены будут расти или падать, пока продавцам и покупателям не удастся прояснить ситуацию на рынке, т.е. достичь уровня цены, при котором объемы спроса и предложения на продукт точно совпадают. При осуществлении сделок по равновесной цене сумма излишков потребителей и производителей достигает максимума.
Установившееся рыночное равновесие нарушается при изменении спроса или предложения, и начинается процесс приспособления к новому равновесию.
В зависимости от того, что быстрее реагирует на диспропорцию между объемом спроса и объемом предложения – цена или количество – различают механизм приспособления по Вальрасу и по Маршаллу.
Рыночное равновесие можно рассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени.
В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д.
В конкурентной системе равенство спроса и предложения приводит к равновесию на всех рынках. И все же равновесная цена может изменяться (точка равновесия смещается в ту или иную сторону). Некоторые воздействия на рыночное равновесие цен предвидеть невозможно, влияние других учесть трудно, поскольку они лишь перемещают точку равновесия, не нарушая законов спроса и предложения.
Таким образом, функции свободного рынка ограничены. Решением тех социально-экономических проблем общества, в которых рынок бессилен, занимается государство. Оно призвано не только контролировать сферы общественной жизни, которые лежат за пределами действия рынка (социальная сфера, государственное управление и правопорядок, обороноспособность страны, фундаментальные научные исследования и т.д.), но и следить за работой рыночного механизма.
Список литературы
1. Баликоев В.В. Общая экономическая теория: учебник В.В. Баликоев. – М.: Омега-Л, 2008. – 736с.
2. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика: В 2-х т. 2-е изд., испр. / Общая редакция В. М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа., 2009. Т. 1. – 719с.
3. Зубко Н.М. Экономическая теория / И.М. Зубко, А.Н. Зубко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 704с.
4. Ивашковский С. Н. Микроэкономика: Учеб. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2002. – 472с.
Информация о работе Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и его сдвиг