Взаимосвязь инфляции и безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы в том, что современная рыночная экономика инфляционная и устранение всех факторов, генерирующих инфляцию, не представляется возможным. Отсюда очевидно, что устранение инфляции абсолютно нереально, также как и устранение безработицы. Большинство стран и не ставит таких задач, ограничиваясь стремлением сделать их умеренными, подконтрольными, неспособными заключать в себе разрушительные моменты. Отсюда следует то, что с безработицей, как и с инфляцией можно и необходимо бороться.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Инфляция и безработица как основные формы макроэкономической нестабильности………………………………………………………………………..5
2. Кривая Филлипса и проблемы взаимосвязи инфляции и безработицы….15
3. Соотношения инфляции и безработицы в России………………………...24
Заключение……………………………………………………………………..34
Список использованной литературы………………………………………….36

Файлы: 1 файл

пишеться.docx

— 94.42 Кб (Скачать файл)

1. Монополизация экономики, а точнее рост цен на продукцию естественных монополий. Это, прежде всего, цена на нефть и газ и, естественно, на продукты их переработки, а также на топочный мазут, который отапливает наши дома.

Россия – страна, производящая нефть, один из крупнейших поставщиков  нефти на мировой рынок. Внутренние цены на продукты нефтепереработки, напрямую влияют на рост инфляции. Повышение  тарифов на электричество на 10% через полгода приводит к ускорению инфляции на 0,9 п. п. Газовые тарифы воздействуют на инфляцию с тем же лагом, но слабее: на каждые 10% повышения приходится 0,4 п. п. роста потребительских цен. Удорожание железнодорожных перевозок сказывается с лагом в 12 месяцев и ускоряет потребительскую инфляцию на 0,1 п. п. на каждые 10% роста тарифов.

2. Прирост денежной массы. Денежное обращение. За первый квартал 2011 года прирост денежной массы в РФ составил 27% по сравнению с началом года. Такие данные озвучил председатель Банка России Сергей Игнатьев. По его словам, в последнее время наблюдается тенденция к замедлению роста денежной массы, что, в свою очередь, способствует снижению уровня инфляции.

Как сообщает РБК, согласно данным на 1 сентября 2010 года, показатель замедления роста денежной массы вырос на 36% (по сравнению с данными на 1 июля 2010 года), на 1 января 2011 года —  на 31%, на 1 апреля 2011 года — 27%.

Как отметил Сергей Игнатьев, в  течение 2010 года кредитная активность российских банков постепенно увеличивалась. Всего за 2010 год портфель банковских кредитов нефинансовым организациям и  населению вырос на 12,6%. Особенно быстро в 2010 году происходило восстановление ипотечного кредитования. Объем вновь  выданных ипотечных кредитов вырос  по сравнению с 2009 годом почти в 2,5 раза. При этом объем ипотечного кредитования был значительно ниже, чем в 2008 году.

Кроме того, как заявил председатель Банка России, замедление роста денежной массы будет способствовать снижению инфляции. «Я думаю, что ЦБ располагает  сейчас всеми необходимыми инструментами  для снижения инфляции уже в этом году», — сказал он.

Ранее Банк России сообщал, что денежная масса М2 (национальное определение) по состоянию на 1 января 2011 года составила 20 трлн 173,4 млрд руб., увеличившись за 2010 год на 28,5% — с 15 трлн 697,7 млрд руб. на 1 января 2010 года.

Денежный агрегат М2 представляет собой объем наличных денег в  обращении (вне банков) и остатков средств в национальной валюте на счетах нефинансовых организаций, финансовых (кроме кредитных) организаций и  физических лиц, являющихся резидентами.

3. Увеличение непроцентных расходов бюджета. Непроцентные расходы федерального бюджета в январе-июле 2011 года (по отношению к ВВП) оказались существенно ниже, чем в предыдущем году. При этом в номинальном выражении расходы оказались на 6,6% выше, чем в январе-июле 2010 года. Процентные расходы федерального бюджета в январе-июле 2011 года оказались на сопоставимом с предыдущим годом уровне.

4. Наличие большого объема обращающегося товара, уходящего от налогообложения.

5. Теневые схемы выплаты зарплат.

Дисбаланс наличных денег и количества товаров оказывает отрицательное  влияние. Товарная масса должна соответствовать  денежной массе.

Во вторник председатель общественной организации "Деловая Россия" Борис Титов выступая перед журналистами заявил, что объем теневых зарплат в России с начала года вырос минимум в два раза. Причина этого, считает Борис Титов, увеличение страховых платежей.

В 2011 году для большинства российских предприятий страховые взносы увеличились с 26% до 34%. Для некоторых секторов – например для малого бизнеса, занимающегося производством и "социально значимой деятельностью", ставка страховых взносов в 2011-2012 годах предусматривается на уровне 26%.

"Увеличение страховых платежей привело к росту теневых схем выплаты зарплат в России", – сказал Титов, - При этом ожидаемый рост сборов в пенсионный фонд не наблюдается". При принятии решения о повышении ставок инициаторы надеялись, что сборы в пенсионный фонд вырастут примерно на треть.

"Связь, разумеется, есть. Еще на стадии обсуждения говорили, что многие захотят уйти в тень", - говорит аналитик ФЦ "Инфина" Вероника Чекина.

 

Индексы потребительских  цен на товары и услуги, процент, 
Российская Федерация, в % к соответствующему периоду предыдущего года, 
Все товары и услуги.

 

2008

2009

2010

2011

2012

январь

112,56

113,35

108,02

109,56

104,16

февраль

112,66

113,85

107,18

109,48

103,73

март

113,34

113,97

106,47

109,47

 

апрель

114,3

113,15

106,04

109,62

 

май

115,11

112,29

105,97

109,6

 

июнь

115,13

111,88

105,75

109,42

 

июль

114,71

112,03

105,47

109,01

 

август

115,02

111,63

106,05

108,15

 

сентябрь

115,03

110,71

106,97

107,21

 

октябрь

114,21

109,71

107,5

107,19

 

ноябрь

113,77

109,11

108,06

106,78

 

декабрь

113,28

108,8

108,78

106,1

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Необходимо отметить, что методпрегулирования инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущностным  причинам.  Поскольку   инфляция   в   нашей   стране   носит,   вопервых, структурно-системный  характер,  то  есть порождена сложившейся структурой  экономики и действовавшей длительное время системой управления хозяйством,  и   только,  вовторых,   традиционными  монетарными   факторами,   рычаги  регулирования  этого  процесса должны базироваться на снятии всех барьеров  на  пути  действия  рыночных  механизмов,  обеспечении условий структурной  перестройки экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и  бюджетно-финансовых регуляторов.

Для эффективного регулирования  инфляции необходимы формирование цивилизованных рыночных отношений и реализация стратегии устойчивого социально-экономического развития России. Первоочередной мерой  в этом направлении является активизация  инвестиций в основной капитал. Ключевое место в регулировании инфляции занимает укрепление бюджетов всех уровней  и эффективный контроль за их исполнением. Налоги, составляющие основную часть  бюджетных расходов, также должны активнее использоваться как инструмент регулирования инфляции. В этом направлении  налоговая политика эффективна, если она ориентируется не только на фискальные цели, но и на развитие экономики  путем уменьшения налогового бремени  до приемлемого бюджетом уровня, на пресечение уклонения от уплаты налогов  и на повышение их собираемости. Важным аспектом управления инфляцией  является регулирование государственного внутреннего и внешнего долга, который  представляет угрозу стабильности цен, создавая бюджетную нагрузку в связи  с его обслуживанием и поглощая значительную часть расходов федерального бюджета. Специфическое для России направление регулирования инфляции - преодоление неплатежей. Хотя их общая  сумма снизилась, но задолженность  по заработной плате сохраняется. Регулирование  денежных факторов инфляции - эмиссии  денег и скорости их обращения - непосредственно  влияет на темп роста цен, если не противодействуют иные факторы. Одним из направлений  регулирования инфляции является реструктуризация и модернизация банковской системы, ее реальная рекапитализация, увеличение кредитования производственного сектора экономики. Регулирование цен - самое трудное направление сдерживания темпа инфляции.

С 3 мая 2011 года ставка рефинансирования составит 8,25 процента. Такое решение  было принято на совете директоров Банка России. Кроме того, Центробанк повысил ставки по отдельным операциям  на 0,25 процентного пункта. Это уже  второе повышение с начала текущего года.  И хотя повышением ставок Банк России пытается снизить уровень инфляции, эксперты отмечают негативное влияние этого решение на темпы роста экономики страны.

В департаменте внешних и общественных связей Банка России поясняют: решение  ЦБ принято в связи с  высоким уровнем инфляционных ожиданий, которые превышают ориентиры инфляции на 2011 год, а так же сложной ситуацией финансовых и товарных рынках.

Международное агентство Reuters называет решение Банка России «агрессивными  мерами борьбы с инфляцией в предвыборный год. Ведь благодаря повышению всех ключевых ставок Центробанком, российский рубль стал более привлекательным  для инвесторов, что в будущем  может обернуться замедлением роста  цен.

По данным на 25 апреля, уровень российской инфляции достиг 4,2% при общем годовом  прогнозе в 7,5%. Таким образом, темп инфляции в годовом выражении на сегодня  составляет 9,6%.

Вместе с тем международное  агентство Reuters зафиксировало повышение  курса российской валюты после объявление ЦБ о повышении ставок. На ММВБ рубль  обновил максимум к доллару, который  ранее был зафиксирован в декабре 2008, составил  27,27 рубля.

Напомним, что предыдущее повышение  ставки рефинансирования так же на 0,25 состоялось 28 февраля этого года. Это было первое повышение с декабря 2008 года. Так ранее ЦБ снижал ставку, доведя ее до исторического минимума в 7,75% годовых в мае 2010 года. Всего  на протяжении 2009-2010 годов Банк России  снижал ставку рефинансирования в общей сложности 14 раз.

Хотя в современной России подавляющая  часть экономически активного населения  выступает в роли наемных работников не зависимо от того, кто является работодателем – государство или новый собственник средств производства, существуют много трудностей и большое количество социально-экономических проблем. Одной из этих проблем является проблема занятости, неразрывно связанная с людьми и их производственной деятельностью.

Для рынка труда в современной  России характерны неполная занятость, или, по-другому, безработица, в среднем  заниженная заработная плата и большая  дифференциация доходов населения, которая сопряжена с опасностью социального взрыва.

Устойчивая тенденция к снижению безработицы наметилась в прошлом 2010 году. Регистрируемая уменьшилась  с 2,1 миллиона человек до 1,6 миллиона, общая - с 6,8 миллиона до 5,4 миллиона человек, или с 8,2 процента до 7,2 процента, сообщает Минздравсоцразвития России.

Как отмечают эксперты, с одной  стороны, это вызвано улучшением экономической ситуации в стране и постепенным выходом из кризиса. С другой, положение спасли серьезные  вливания в рынок труда со стороны  государства. За 2009-2010 годы федеральный  бюджет потратил на борьбу с безработицей более 250 миллиардов рублей.

Службы занятости, по сути, осваивали  двойные бюджеты - привычные, те, что  выделяются из года в год на оказание услуг безработным, плюс примерно по столько же выделялось денег на антикризисные  программы занятости, в рамках которых  практически те же услуги оказывались  работающим, но находящимся под угрозой  сокращения. В основном это труженики  предприятий, которые начали простаивать,  вводить сокращенное рабочее время или отправлять людей в отпуска без содержания. Напомним, им предлагалось принять участие в общественных работах, пройти переобучение или повышение квалификации. Безработным стали выдавать "подъемные" на открытие своего дела. Работодателям - деньги на обустройство рабочих мест для инвалидов. Выпускникам учебных заведений - за прохождение стажировки по полученной специальности, а их наставникам - за кураторство. Также оказывалась помощь, в том числе и материальная тем, кто решил поехать на работу в другую местность.

В результате, по отчету Минздравсоцразвития, было сохранено порядка двух миллионов  рабочих мест, создано примерно четыре миллиона дополнительных рабочих мест, в том числе 306 тысяч - постоянных.

Есть эксперты, которые  полагают, что за такие деньги можно  было бы достигнуть и больших успехов, но власти в целом удовлетворены  результатом, о чем неоднократно заявлял и вице-премьер Александр  Жуков, и чиновники более низкого  ранга.

2011 году ситуация должна  быть лучше, чем в 2010 году  или, по меньшей мере, не хуже. Официальный прогноз Министерства  экономического развития - 2,1 миллиона  безработных  в среднегодовом исчислении. Напомним, прогноз на 2010 год составлял 2,2 миллиона, реально же получилось 1,98 миллиона.

В связи с этим несколько  видоизменились антикризисные программы  занятости на этот год: общественные работы для находящихся под угрозой  увольнения останутся только в моногородах  и на системообразующих предприятиях. На переобучение и повышение квалификации за счет госбюджета будут направлять работников компаний, где началась модернизация, а также женщин, занятых  на вредном производстве и молодых  мам, готовящихся выйти из декретного отпуска. Практически нетронутыми  остались такие программы, как стажировка для выпускников, компенсация работодателю за обустройство рабочего места для  безработного инвалида. Последняя даже выросла с 30 тысяч рублей до 50 тысяч. Такая же сумма ждет работодателей, открывающих рабочие места, в  первую очередь удаленные, для многодетных  родителей или мам и пап, воспитывающих  детей-инвалидов. Будут выделяться деньги и на внутреннюю миграцию.

Информация о работе Взаимосвязь инфляции и безработицы