Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:39, контрольная работа
В 1958 году британский экономист А.В. Филлипс опубликовал работу, в которой на основе эмпирических данных за достаточно длительный период времени показал существование обратной связи между темпом прироста номинальной заработной платы и уровнем безработицы (u).
Таким образом, при уровне резервных требований в 20% первоначальный депозит в 1 тыс. долл. обернулся мультипликационным эффектом расширения банковских депозитов на 5 тыс.долл.
Денежный мультипликатор (m) можно рассчитать по формулам:
m=1/r x 100,
где r – норма обязательных резервов,%,
или
m=M/R,
где М – прирост депозитов;
R – прирост резервов.
В нашем примере m = 5, т.е. каждый доллар увеличения резервов привел к возрастанию депозитов на 5 долл.
Описанный выше процесс создания банками денег следует рассматривать, конечно, как идеальную, абстрактную схему, действующую при условии, что все новые деньги на каждой стадии оставались в качестве чековых счетов в банковской системе, в одном банке или в другом, и что ни у одного из банков не было избыточных резервов.
В реальной жизни мультипликационный эффект расширения банковских депозитов значительной степени зависит от величины «утечек» в систему текущего обращения, так как далеко не все деньги, взятые в форме ссуд в банках, возвращаются туда на депозиты, часть их продолжает циркулировать в качестве наличных.
Денежный мультипликатор, как и любой мультипликатор в экономике, работает как на увеличение, так и на уменьшение. Например, покупка коммерческим банком у Центрального банка государственной облигации стоимостью 1000 долл. Сокращает резервные ресурсы банка на эту сумму, что в конечном счете приводит к уничтожению банковских депозитов на 5000 долл. (при норме обязательного резервирования 20%).
Основными факторами, от которых зависит процесс создания банками новых денег и следовательно, изменение денежной массы в обращении, являются размер нормы обязательных резервов и спрос на новые ссуды со стороны заемщиков.
Ситуация в обществе, при которой существуют только фрикционная и структурная безработица, называется полной занятостью.
Уровень безработицы, соответствующий целесообразному уровню полной занятости, называется естественным уровнем безработицы (4 – 6 %).
Экономические издержки безработицы выражаются в том, что экономика страны безвозвратно теряет то количество товаров и услуг, которые она потенциально могла бы произвести из имеющихся ресурсов. Максимальный объем продукции, который может быть выпущен на имеющихся мощностях на вершине экономического цикла при полной занятости населения, называется потенциальным ВНП. Таким образом, экономические потери от безработицы – это разница между потенциальным и фактическим ВНП, произведенным в каждый конкретный момент на любой стадии экономического цикла.
Математическое выражение
Закон А. Оукена гласит: «Если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то отставание фактического ВНП от потенциального составляет 2,5% ».
Например, если фактический уровень безработицы в стране составляет 10%, то норма безработицы превышает естественный уровень, равный 6 %, на 4% (10 – 6). Таким образом, чтобы определить, на сколько процентов отстает фактический объем национального производства от потенциального объема, нужно 4% умножить на коэффициент Оукена (2,5). В данном случае мы получим 10% (4 х 2,5). Следовательно, в данный период времени страна теряет 10% объема национального производства, который мог бы быть произведен при отсутствии безработицы.
Безработица негативно сказывается и на развитии экономики, и на социальной ситуации в обществе. Так, к последствиям безработицы можно отнести отставание реального ВНП от потенциального ВНП, социальную дифференциацию общества, рост социальной напряженности в обществе, снижение уровня жизни. Поэтому необходимо государственное вмешательство в решение этой проблемы.
Государственное регулирование рынка труда – это комплекс экономических, административных, законодательных и организационных мероприятий по защите работников от финансовых потерь, вызванных безработицей. Можно выделить две основные формы регулирования рынка труда: прямое и косвенное.
Прямое регулирование рынка рабочей силы включает:
– программы по стимулированию рынка занятости и увеличению численности рабочих мест в государственном секторе;
– программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;
– программы содействия найму рабочей силы;
– программы по социальному страхованию безработицы.
Косвенное регулирование рынка рабочей силы осуществляется посредством принятия законов и постановлений по проблемам занятости и помощи безработным, проведения налоговой, денежно-кредитной и амортизационной политики правительства.
Основными структурными элементами системы
регулирования рынка труда