Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 10:25, курсовая работа
Актуальность данной темы состоит в том, что инфляция и безработица - это злободневные проблемы нашего времени, касающиеся и влияющие на каждого из нас. Целью исследования является изучение взаимосвязи инфляции и безработицы, а также текущего влияния данного аспекта на экономику России. Объектом исследования являются инфляция и безработица и формы их взаимосвязи.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ 4
1.1 ИНФЛЯЦИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ 4
1.2 ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ 5
1.3 БЕЗРАБОТИЦА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ 7
II. ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ 10
2.1 КРИВАЯ ФИЛЛИПСА 10
2.2 МОНЕТАРИСТСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КРИВОЙ ФИЛЛИПСА (МОДЕЛЬ ФРИДМАНА-ФЕЛПСА) 10
2.3 КРИВАЯ ФИЛЛИПСА С ПОЗИЦИИ ТЕОРИИ РАЦИОНАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ (Р. ЛУКАС, Т. САРДЖЕНТ) 10
III. ИНФЛЯЦИЯ И БЕЗРАБОТИЦА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ 10
3.1 ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 10
3.2 МЕРЫ, ПРЕДПРИНИМАЕМЫЕ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ ДЛЯ БОРЬБЫ С ИНФЛЯЦИЕЙ И БЕЗРАБОТИЦЕЙ 10
3.2.1 МЕРЫ ПО БОРЬБЕ С ИНФЛЯЦИЕЙ 10
3.2.2 МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10
Рис.9. Реакция экономики с рациональными ожиданиями на предсказуемое увеличение предложения денег.
Американский экономист Р. Лукас в 1995 г получил премию памяти А. Нобеля за развитие и применение гипотезы о рациональных ожиданиях, а также за вклад в макроэкономический анализ и углубление понимания экономической политики.
Выводы:
Изменения уровня цен, полностью соответствующие ожидаемым, не меняют величину совокупного выпуска, и он остается равным потенциальному.
Фактическая инфляция может отклоняться от ожидаемой в результате непредсказуемых событий только на случайную величину е. Из-за непредвиденных колебаний спроса и предложения не соответствующие ожиданиям "сюрпризы уровня цен" вызывают краткосрочные колебания реального объема выпуска, но в долгосрочном периоде экономика возвращается к своему потенциалу.
Любая предсказуемая экономическая политика оказывается неэффективной с точки зрения воздействия на занятость и объем производства, поскольку результатом ее является исключительно изменение общего уровня цен.
Заранее объявленные, а, следовательно, предсказуемые мероприятия рестрикционной (сдерживающей) экономической политики позволяют снизить инфляцию без сокращения объема производства и занятости.
Важным выводом теории рациональных ожиданий является положение о том, что монетарная политика будет эффективна лишь в том случае, если она будет непредсказуемой.
Подводя итог, можно отметить, что в настоящее время большинство экономистов признает в краткосрочном плане традиционный вид кривой Филлипса и практически полное отсутствие взаимосвязи на долгосрочном временном интервале.
Инфляция. Природа российской инфляции, равно как и содержание экономической политики, способной обеспечить ее подавление, уже много лет является острейшей научной и политической дискуссией. Все многообразие точек зрения можно свести к двум: по одной - инфляция имеет немонетарную (неденежную) или не только монетарную природу, по другой - это чисто монетарное явление.
В соответствии с монетарным подходом инфляция - это денежный феномен, а ее динамика определяется количество денег в экономике. Темпы инфляции прямо пропорциональны темпам прироста денежной массы, темпам увеличения скорости денежного обращения и обратно пропорциональны темпам прироста реального продукта. При стабильных значениях скорости обращения денег и прироста реального продукта инфляция определяется темпами роста денежной массы. Снижение реального продукта при стабильном уровне денежной массы приводит к повышению темпов инфляции, поскольку меньшему объему продукта противостоит прежнее количество денег. Возрастание же объемов реального продукта при прежнем объеме денежной массы способствует дефляции - снижению уровня цен. Важнейшим фактором, определяющим темпы инфляции, выступает скорость денежного обращения.
Основные
положения немонетаристского
В соответствии с реалиями российской экономики существуют следующие основные причины инфляции.
1. Монополизация экономики, а точнее рост цен на продукцию естественных монополий.
Это, прежде всего, цена на нефть и газ и, естественно, на продукты их переработки, как, например, на бензин и другие виды моторного топлива, а также на топочный мазут, который отапливает наши дома. Это рост цен на электроэнергию, это рост цен других естественных монополий.
2. Прирост денежной массы.
На примере статистических данных ЦБ РФ проследим увеличение денежной массы в 2008 г.
Таблица 2 - Денежная масса М2 (национальное определение) в 2008 году (млрд. руб)
Дата |
Денежная масса М21 |
Темпы прироста денежной массы,% | |||
Всего |
в том числе |
к предыдущему месяцу |
к 01.01. 2008 | ||
наличные деньги (M0) |
безналичные средства | ||||
01.01. 2008 |
13 272,1 |
3 702,2 |
9 569,9 |
9,1 |
- |
01.02. 2008 |
12 914,8 |
3 465,7 |
9 449,1 |
-2,7 |
-2,7 |
01.03. 2008 |
13 080,4 |
3 487,6 |
9 592,8 |
1,3 |
-1,4 |
01.04. 2008 |
13 382,9 |
3 475,5 |
9 907,4 |
2,3 |
0,8 |
01.05. 2008 |
13 347,7 |
3 601,4 |
9 746,3 |
-0,3 |
0,6 |
01.06. 2008 |
13 724,5 |
3 656,2 |
10 068,4 |
2,8 |
3,4 |
01.07. 2008 |
14 244,7 |
3 724,9 |
10 519,9 |
3,8 |
7,3 |
01.08. 2008 |
14 210,0 |
3 807,2 |
10 402,8 |
-0,2 |
7,1 |
01.09. 2008 |
14 530,1 |
3 887,4 |
10 642,7 |
2,3 |
9,5 |
01.10 2008 |
14 374,6 |
3 904,2 |
10 470,4 |
-1,1 |
8,3 |
01.11. 2008 |
13 519,7 |
3 962,2 |
9 557,6 |
-5,9 |
1,9 |
Денежный агрегат М2 представляет собой объем наличных денег в обращении (вне банков) и остатков средств в национальной валюте на счетах нефинансовых организаций и физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации.
Методология расчета показателей приведена в методологических комментариях (раздел 1) "Бюллетеня банковской статистики".
Мы наблюдаем увеличение М с 13272.1 до 14530.1. Набольший прирост приходится на 01.09. 2008 г.
.
Рис.10. Увеличение непроцентных расходов бюджета
Стоит отметить, что начало 2008 текущего года значительно отличается от предыдущих лет и, особенно, от 2007 года. Обычно в начале года уровень расходов был крайне низок, в 2007 году расходы января составили лишь 3,3%, а февраля - 4,9% от годового объема непроцентных расходов. В 2008 году январские расходы составляют 5,6%, а февральские - 7,8% от запланированного объема непроцентных расходов. Расходы в марте и апреле оказались также более высокими по сравнению с 2007 годом, хотя практически совпадают с уровнем 2006 года.
Такой рост в начале года отчасти объясняется увеличением социальных расходов, скорректированных из-за высокого уровня инфляции, а также тем, что январь и февраль были предвыборными месяцами. Тем не менее, можно сделать предварительный вывод о том, что усилия Минфина по выравниванию кассовых расходов в течение года имели положительные результаты в 2008 году. Возможно, частично высокий уровень расходов в начале года объясняется тем, что были потрачены расходы, перенесенные с 2007 года.
В функциональной классификации наибольший объем непроцентных расходов в январе-марте 2008 года пришелся на межбюджетные трансферты (6,1% ВВП), расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность (в общем объеме 2,3% ВВП), расходы на общегосударственные вопросы (1,5%) и национальную экономику (1,0%). Расходы по остальным направлениям составили менее 1% ВВП.
В связи с тем, что часть расходов является закрытой (в марте сумма закрытых расходов составила 159,5 млрд. рублей), полное сравнение с предыдущим годом затруднено. Однако можно отметить, что сравнении с аналогичным периодом прошлого года значительно повысились расходы общегосударственные вопросы (преимущественно за счет проведения президентских выборов в начале года), на межбюджетные трансферты. Также, заметно увеличились расходы на социальную политику. В целом, такие изменения согласуются с законом о бюджете на 2008-2010 годы с учетом принятых поправок, в частности, поправок, корректирующих объем расходов в связи с более высоким, чем ожидалось ранее, уровнем инфляции в конце 2007 года.
Таблица 3 –
Зависимость между темпами
Таблица 4 - Численность экономически активного населения.
Экономически активное население |
В том числе |
Безработные, зарегистрированные в государственных учреждениях службы занятости населения | ||||||
занятые |
безработные | |||||||
млн. человек |
в% к соот- ветствую- щему пери- оду предыду- щего года |
млн. человек |
в% к соот- ветствую - щему пери- оду предыду- щего года |
млн. человек |
в% к соот- ветствую-щему пери- оду предыду- щего года | |||
млн. человек |
в% к соот- ветствую- щему пери- оду предыду- щего года | |||||||
2007г. | ||||||||
Январь |
74,4 |
101,0 |
69,2 |
101,7 |
5,3 |
92,5 |
1,7 |
94,7 |
Февраль |
74,6 |
101,5 |
69,2 |
102,2 |
5,4 |
93,1 |
1,7 |
91,5 |
Март |
74,8 |
101,5 |
69,7 |
102,5 |
5,1 |
89,0 |
1,7 |
89,8 |
I квартал (в среднем за месяц) |
74,6 |
101,3 |
69,4 |
102,2 |
5,2 |
91,5 |
1,7 |
92,0 |
Апрель |
74,9 |
101,4 |
70,2 |
102,8 |
4,8 |
84,9 |
1,6 |
87,6 |
Май |
75,1 |
101,4 |
70,7 |
103,1 |
4,5 |
80,6 |
1,6 |
87,9 |
Июнь |
75,4 |
101,3 |
71,0 |
102,8 |
4,4 |
82,4 |
1,5 |
86,1 |
II квартал (в среднем за месяц) |
75,1 |
101,7 |
70,6 |
102,9 |
4,5 |
82,6 |
1,6 |
87,2 |
Июль |
75,6 |
101,3 |
71,3 |
102,5 |
4,3 |
84,4 |
1,5 |
85,6 |
Август |
75,9 |
101,3 |
71,6 |
102,3 |
4,3 |
86,5 |
1,5 |
85,2 |
Сентябрь |
75,6 |
101,2 |
71,4 |
102,3 |
4,3 |
86,0 |
1,4 |
85,4 |
III квартал (в среднем за месяц) |
75,7 |
101,3 |
71,4 |
102,4 |
4,3 |
85,6 |
1,4 |
85,4 |
Октябрь |
75,3 |
101,2 |
71,1 |
102,4 |
4,3 |
85,5 |
1,4 |
86,9 |
Ноябрь |
75,0 |
101,2 |
70,8 |
102,4 |
4,2 |
84,9 |
1,5 |
89,3 |
Декабрь |
75,0 |
100,9 |
70,4 |
101,7 |
4,6 |
89,7 |
1,6 |
89,2 |
IV квартал (в среднем за месяц) |
75,2 |
102,1 |
70,8 |
102,2 |
4,4 |
86,7 |
1,5 |
88,5 |
Год (в среднем за месяц) |
75,1 |
101,3 |
70,5 |
102,4 |
4,6 |
86,7 |
1,6 |
88,3 |
2008г. | ||||||||
Январь |
74,9 |
100,6 |
69,9 |
101,1 |
5,0 |
94,2 |
1,6 |
89,1 |
Февраль |
74,8 |
100,3 |
69,5 |
100,4 |
5,3 |
98,5 |
1,6 |
90,3 |
Март |
75,1 |
100,5 |
70,2 |
100,8 |
4,9 |
96,6 |
1,5 |
89,7 |
I квартал (в среднем за месяц) |
74,9 |
100,5 |
69,9 |
100,8 |
5,1 |
96,5 |
1,6 |
89,7 |
Апрель |
75,4 |
100,6 |
70,9 |
101,1 |
4,5 |
94,4 |
1,5 |
90,0 |
Май |
75,7 |
100,8 |
71,6 |
101,4 |
4,1 |
91,9 |
1,4 |
88,7 |
Июнь |
76,0 |
100,9 |
71,8 |
101,2 |
4,2 |
96,1 |
1,3 |
89,3 |
II квартал (в среднем за месяц) |
75,7 |
100,8 |
71,4 |
101,2 |
4,3 |
94,2 |
1,4 |
89,3 |
Июль |
76,3 |
100,9 |
72,0 |
100,9 |
4,3 |
100,4 |
1,3 |
89,4 |
Август |
76,6 |
101,0 |
72,1 |
100,7 |
4,5 |
104,9 |
1,3 |
88,9 |
Сентябрь |
76,4 |
101,1 |
71,9 |
100,7 |
4,5 |
106,8 |
1,2 |
88,2 |
III квартал (в среднем за месяц) |
76,4 |
101,0 |
72,0 |
100,8 |
4,5 |
104,0 |
1,3 |
88,9 |
Октябрь |
76,2 |
101,2 |
71,6 |
100,7 |
4,6 |
108,7 |
1,2 |
87,7 |
Таблица 5 - Сводная таблица.
год |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
инфляция |
36,5 |
20,2 |
18,6 |
15,1 |
12 |
11,7 |
10,9 |
9 |
12 |
12,6 |
безработица |
65 |
70 |
62 |
61 |
56 |
57 |
52 |
45 |
46 |
48 |
Рис. 11.
Необходимо отметить, что методы регулирования инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущностным причинам. Поскольку инфляция в нашей стране носит, во-первых, структурно-системный характер, то есть порождена сложившейся структурой экономики и действовавшей длительное время системой управления хозяйством, и только во-вторых, традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования этого процесса должны базироваться на снятии всех барьеров на пути действия рыночных механизмов, обеспечении условий структурной перестройки экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых регуляторов.
Для эффективного регулирования инфляции необходимы:
формирование цивилизованных рыночных отношений и реализация стратегии устойчивого социально-экономического развития России. Первоочередной мерой в этом направлении является активизация инвестиций в основной капитал.
Ключевое место в регулировании инфляции занимает укрепление бюджетов всех уровней и эффективный контроль за их исполнением.
Налоги, составляющие основную часть бюджетных расходов, также должны активнее использоваться как инструмент регулирования инфляции. Важным аспектом управления инфляцией является регулирование государственного внутреннего и внешнего долга, который представляет угрозу стабильности цен, создавая бюджетную нагрузку в связи с его обслуживанием и поглощая значительную часть расходов федерального бюджета. -Специфическое для России направление регулирования инфляции - преодоление неплатежей.