Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 10:25, курсовая работа
Актуальность данной темы состоит в том, что инфляция и безработица - это злободневные проблемы нашего времени, касающиеся и влияющие на каждого из нас. Целью исследования является изучение взаимосвязи инфляции и безработицы, а также текущего влияния данного аспекта на экономику России. Объектом исследования являются инфляция и безработица и формы их взаимосвязи.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ 4
1.1 ИНФЛЯЦИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ 4
1.2 ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ 5
1.3 БЕЗРАБОТИЦА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ 7
II. ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ 10
2.1 КРИВАЯ ФИЛЛИПСА 10
2.2 МОНЕТАРИСТСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КРИВОЙ ФИЛЛИПСА (МОДЕЛЬ ФРИДМАНА-ФЕЛПСА) 10
2.3 КРИВАЯ ФИЛЛИПСА С ПОЗИЦИИ ТЕОРИИ РАЦИОНАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ (Р. ЛУКАС, Т. САРДЖЕНТ) 10
III. ИНФЛЯЦИЯ И БЕЗРАБОТИЦА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ 10
3.1 ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 10
3.2 МЕРЫ, ПРЕДПРИНИМАЕМЫЕ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ ДЛЯ БОРЬБЫ С ИНФЛЯЦИЕЙ И БЕЗРАБОТИЦЕЙ 10
3.2.1 МЕРЫ ПО БОРЬБЕ С ИНФЛЯЦИЕЙ 10
3.2.2 МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10
Регулирование денежных факторов инфляции - эмиссии денег и скорости их обращения - непосредственно влияет на темп роста цен, если не противодействуют иные факторы.
Одним из направлений регулирования инфляции является реструктуризация и модернизация банковской системы, ее реальная рекапитализация, увеличение кредитования производственного сектора экономики. Регулирование цен - самое трудное направление сдерживания темпа инфляции.
Регулирование внешних факторов инфляции требует разработки стратегии международных валютных и кредитных отношений России, не ограничиваясь мерами текущей политики в этой сфере.
Наконец, для эффективного управления инфляционным процессом необходимо противостоять "теневой" экономике, контролирующей, по оценке, до 40% ВВП России. Таким образом, инфляция в России должна стать регулируемым процессом. Это один из факторов социально-экономической стабилизации страны.
Для эффективного регулирования инфляции требуются согласованные действия Банка России и Правительства, с учетом всех факторов, воздействующих на процесс обесценения денег.
Не менее
важно антимонопольное
Таблица 6 - Основные инструменты инфляционной политики.
1. Рост предложения товаров |
==> |
Таможенные пошлины Субсидирование процентных ставок Налоговая политика |
2. Монетарные факторы |
==> |
Обменный курс рубля, регулирование денежного предложения Процентная политика и финансовые инструменты Стабилизационный фонд и бюджетная политика |
3. Факторы, влияющие на издержки |
==> |
Тарифы естественных монополий |
4. Регулирование локальных монополий |
==> |
Предельный рост тарифов ЖКХ Антимонопольные меры |
Основные направления действий по сдерживанию инфляции:
Сдерживание роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ. Усиление контроля за издержками в данной сфере.
Меры по сдерживанию роста цен на ГСМ, предусматривающие рост конкуренции, в том числе за счет организации биржевой торговли и увеличение предложения на внутреннем рынке за счет снижения фискальной нагрузки и стимулирования развития нефтяного сектора.
Рост предложения продовольственных товаров, повышение уровня конкуренции.
Меры по увеличению
склонности населения к сбережениям
и повышению доверия к
Проведение консервативной денежной и бюджетной политики.
Инфляция сегодня - это переплетение трех процессов, которые в разной пропорции представлены на различных рынках товаров и услуг: проявление эффектов локальных монополий; удорожание затрат ("инфляция издержек"); действие монетарного фактора и фактора увеличения доходов населения.
Рис. 12.
В конечном счете, инфляция вызвана избыточным по сравнению с потребностями экономики ростом денежного предложения и доходов населения. Но это, именно, в конечном счете. Дополнительные антиинфляционные меры должны базироваться не только на продолжении консервативной денежной и бюджетной политики, но и предлагать решение структурных проблем экономики, что позволит снизить инфляцию по сравнению с инерционным уровнем примерно на 1 процентный пункт.
Перейдем к рассмотрению отдельных "проблемных" рынков и предлагаемых антиинфляционных мер:
1. Жилищно-коммунальные услуги. Главная задача - отработка практики регулирования тарифов, т.е. разработка правил регулирования тарифов на коммунальные услуги, создание механизма контроля и мониторинга за изменением цен на коммунальные услуги. Вместе с тем, необходимо, чтобы сдерживание роста тарифов подкреплялось мерами по стимулированию снижения издержек и реформированию ЖКХ.
2. Услуги естественных монополий для населения. Для ослабления инфляции издержек, ограничения роста тарифов ЖКХ и на транспорте в 2005 году Правительство изменило подходы к формированию тарифов естественных монополий. Тарифная политика стала еще более сдержанной - ориентируюсь на достижение целевых показателей инфляции и темпов роста экономики.
3. Рынки нефтепродуктов.
Меры по сдерживанию роста цен на ГСМ |
Дополнительные меры |
1. Организация биржевой торговли нефтепродуктами. 2. Совершенствование системы налогообложения отрасли (дифференциация НДПИ, акцизы). 3. Меры по стимулированию нефтепереработки (снижение таможенных пошлин на оборудование). |
1. Антимонопольные расследования на локальных рынках. 2. Стабильные ставки акцизов на нефтепродукты на 2007-2008 годы. 3. Отмена импортных пошлин на бензин. 4. Корректировка экспортных пошлин в случае резкого роста внутренних цен. |
Необходимо сформировать механизмы биржевой торговли нефтепродуктами и ввести дифференциацию налога на добычу полезных ископаемых по нефти.
4. Рынки плодоовощной продукции. Это - наиболее проблемная сфера. Интенсивный рост цен на плодоовощную продукцию в последние два года во многом стал результатом значительных затрат на производство и реализацию овощей.
Борьба с монетарной инфляцией. В целях снижения вклада монетарных факторов в инфляцию необходимо:
удерживать рост социальных расходов бюджета в году в рамках параметров, установленных Законом о бюджете;
Банку России необходимо добиваться реализации параметров денежной политики (расширения денежной массы, обменного курса), обеспечивающих выход на базовую инфляцию, которая отвечает установленному целевому показателю индекса потребительских цен. В дальнейшем целесообразно наряду с показателем индекса потребительских цен фиксировать и целевое значение базовой инфляции;
Банку России следует также разработать концепцию перехода к политике таргетирования инфляции, учитывая необходимость сдерживания укрепления рубля и развития инструментов рефинансирования банков;
совместно с ФСФР Банку России целесообразно разработать комплекс мер по стимулированию сберегательной активности граждан, в том числе, активизации инвестирования населения в государственные и корпоративные ценные бумаги.
В соответствии с "Основными направлениями Денежно-кредитной политики на 2007 г" перед Центробанком встали 2 проблемы: инфляция и укрепление рубля, - причем борьба с инфляцией названа основной задачей. главным антиинфляционным оружием сделана учетная ставка.
На 2008 г прогноз роста инфляции от Минэкономразвития составляет 10%, однако скорее всего корректируется в сторону повышения и будет колебаться около 12 - 13%. Для поддержания инфляции на этом уровне Минфин внес несколько предложений (при участии Минэкономразвития России, Минпромэнерго, ФСФР и Банка России по поручению Правительства от 1 декабря 2006 г):
1. ограничение расходов федерального бюджета теми параметрами, которые определены бюджетом на 2008 г;
2. направление доходов Газпрома не на покуку непрофильных активов в РФ, а на досрочное погашение внешнего долга;
3. направление части прибыли Банка России на увеличение капитала Банка.
Последствия
безработицы негативны для
экономических мер по снижению безработицы. Основная цель систем сокращения безработицы и управления занятостью состоит в стимулировании спроса на рабочую силу и в приближении структуры предложения труда к структуре спроса на труд. Практически это означает разработку и реализацию комплекса мер по обеспечению соответствия структуры рабочей силы изменяющейся структуре рабочих мест.
Управление занятостью является важнейшей частью экономической и социальной политики страны. Эта политика осуществляется Министерством экономического развития и торговли, Федеральной службой по труду и занятости (которая подведомственна Министерству здравоохранения и социального развития), Федеральной миграционной службой, другими министерствами и ведомствами.
В отношении
безработицы государство
Принято выделять два типа политики занятости: пассивную и активную. При пассивной функция государства сводится к регистрации безработных и оказании им всесторонней социальной поддержки. Активная политика предполагает сохранение и увеличение занятости через стимулирование создания новых рабочих мест, поддержку самозанятости, стимулирование предложения рабочей силы. Активная политика занятости проявляется по следующим основным направлениям:
помощь в трудоустройстве;
содействие в профессиональной подготовке и переподготовке;
содействие
самозанятости и
организация общественных работ;
помощь людям, испытывающим особые объективные трудности в трудоустройстве: инвалидам, молодежи, пожилым и др.
Помощь в трудоустройстве в России обеспечивается на основе Закона о занятости населения РФ. Согласно ст.12 (п.1)"государство гарантирует гражданам… бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве".
В настоящее время Роструд (Федеральная служба по занятости и трудоустройству) через свои отделения по всей России реализует следующие мероприятия по содействию занятости населения:
Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии)
Организация профессионального обучения
Оказание содействия самозанятости безработных граждан
Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда
Организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите
Организация общественных работ
Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда
Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест
Организация
временного трудоустройства
Рассматриваемые направления активной политики на рынке труда осуществляются через федеральные, региональные и местные подразделения службы занятости. В России действуют около 2.5 тыс. центров занятости, в которых работает свыше 40 тыс. штатных сотрудников.
Также помочь в борьбе с безработицей могут следующие меры: создание новых рабочих мест, причем именно достойных и производительных и реализация механизма социального страхования, включающего в себя, в том числе, и страхование от безработицы;
А в борьбе
с трудовой миграцией принято Постановлени
В данной курсовой работе я рассмотрел одну из самых сложных проблем макроэкономической политики - одновременное регулирование инфляции и безработицы.
Инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом, а также подрывающих возможности хозяйственного регулирования. Инфляция по своему характеру, интенсивности, проявлениям бывает весьма различной и связана с шоками предложения. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен - наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся прежде всего в дефиците, ухудшении качества товаров.