Взаимозаменяемость и взаимодополняемость товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 13:44, реферат

Описание работы

С первых и до последних дней человек существует в мире экономических интересов и отношений, конкуренции продавцов и покупателей, доходов и расходов. Каждый день сопряжен с обязательным участием его в экономических процессах, которые происходят в стране, городе, на фирме, рынках. Поэтому экономическая жизнь втягивает человека в свои процессы, которые являются проблемами граждан всех стран и народов. Роль экономических благ в настоящее время велика.

Содержание работы

Введение________________________________________________3 стр.
Основное понятие блага, классификация_____________________4 стр.
Комплименты и субституты________________________________8 стр.
Потребительский выбор___________________________________12 стр.
Заключение______________________________________________15 стр.
Список литературы_______________________________________16 стр.

Файлы: 1 файл

Реферат по экономике.docx

— 65.82 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение________________________________________________3 стр.

Основное понятие блага, классификация_____________________4 стр.

Комплименты и субституты________________________________8 стр.

Потребительский выбор___________________________________12 стр.

Заключение______________________________________________15 стр.

Список литературы_______________________________________16 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

С первых и до последних  дней человек существует в мире экономических  интересов и отношений, конкуренции  продавцов и покупателей, доходов  и расходов. Каждый день сопряжен с  обязательным участием его в экономических процессах, которые происходят в стране, городе, на фирме, рынках. Поэтому экономическая жизнь втягивает человека в свои процессы, которые являются проблемами граждан всех стран и народов. Роль экономических благ в настоящее время велика. Ведь каждый день мы потребляем товары и услуги, используем дары природы, необходимые нам для жизнедеятельности. В то же время одним из самых актуальных вопросов остается взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг, их влияние на цены потребительского рынка. Известно, что запасы многих природных ресурсов уже находятся в дефиците, а то, что некоторые сохранились в достаточно больших количествах, не означает их нескончаемость. Удовлетворение потребностей общества напрямую зависит от создания благ, а блага в свою очередь требую всё большее количество ресурсов для их производства. Таким образом,  стоит рассмотреть. Цель работы состоит в исследовании товаров и услуг, эластичности их спросов. Для достижения поставленной цели исследования сформулированы следующие задачи, которые состоят в составлении классификации благ, в приведении примеров, рассмотрении изменения спроса и цен взаимосвязанных товаров и в выявлении основных направлений совершенствования использования благ в переходной экономике.

 

 

 

 

 

 

1.Основное понятие  блага, классификация.

Жизнь человеческого общества сложна, многообразна и противоречива. Почти  везде в мире, чтобы выжить, человек  должен работать, ибо окружающие его  вещи в своем естественном состоянии, форме и местонахождении не могут  удовлетворить его потребности. Лишь в некоторых районах планеты  он смог бы обходиться без одежды или  жилища и находить в достаточном  количестве разнообразную, готовую  к употреблению пишу. В большинстве  же районов мира природа ставит перед  человеком суровые задачи.

Человек преодолевает опасности  и неудобства своего естественного  обитания, изменяя форму, состояние  и местонахождение объектов природы; занимаясь производством материальных благ. Производство можно определить как процесс воздействия человека на вещество природы. Конечная цель природы  – удовлетворение многообразных  человеческих потребностей. В свою очередь потребность представляет собой всякое состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого тот стремится выйти. Различают физиологические (голод, жажда), потребности самосохранения (безопасность, защищенность), социальные потребности (чувство духовной близости, любовь), потребности в уважении (признание и статус) и самоутверждении (самоорганизация и саморазвитие личности).

Для прямого или косвенного удовлетворения потребностей человеку необходимы жизненные блага. Некоторые  из них, так называемые неэкономические, существуют в природе "свободно" в достаточном количестве. Примером тому может служить воздух, имеющийся  в изобилии, но без которого немыслима  жизнь.

Экономическими  благами, или товарами, можно считать те, которые получают в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они удовлетворяют. Таким образом, встает проблема редкости или недостаточности благ. Однако понятие недостаточности относительно, т.е. благ не хватает по отношению к целям (потребностям), которые должны быть достигнуты (удовлетворены).

Рассмотрю основные виды классификации экономических благ (товаров):

1.В зависимости от доставляемой  потребителям полезности все  товары подразделяются на предметы  первой необходимости (пища, жилье,  одежда) и предметы роскоши. Под  предметами первой жизненной  необходимости понимаются средства удовлетворения самых насущных человеческих потребностей "биологического" характера – пища, одежда, жилье. Они не могут быть заменены никакими иными благами.

Товары и услуги массового  потребления, не будучи столь необходимыми, как одежда, пища и жилье, составляют ставший привычным для многих людей потребительский набор. К  ним можно отнести, например, телевизоры, холодильники, магнитофоны, другую бытовую технику. В развитых странах к ним относятся автомобили, персональные компьютеры и т.п. Под предметами роскоши понимаются блага и услуги, доступные лишь наиболее состоятельным категориям потребителей. Обладание ими зачастую является средством демонстрации окружающим высокого уровня доходов и социального статуса (яхты, личные самолеты, драгоценности и т.д.). То, что еще недавно являлось предметом роскоши для одного человека, может оказаться предметом не первой необходимости для другого.

2. По степени присущей  им долговечности товары можно  разделить на следующие три  группы пользования: 

  1. длительного (холодильники, радиотелеаппаратура);
  2. кратковременного (материальные изделия, полностью потребляемые за один или несколько циклов использования, мыло, соль);
  3. услуги объекты продажи в виде действий, выгод; или удовлетворений: стрижка в парикмахерской, ремонтные работы, услуги юриста и т.п. В широком смысле слова "сфера услуг" это вся сфера труда, не связанного непосредственно с физическим трудом, с "приложением рук", направленным на производство вещей. Эта сфера включает все виды умственного труда, в том числе и все виды труда в государственном аппарате. В некоторых случаях отнесение тех или иных видов труда к сфере производства или к сфере услуг  спорно, но, несомненно, то, что во всех индустриальных странах во второй половине XX в. наблюдается рост занятости в сфере услуг.

3. Блага могут быть также взаимозаменяемыми (субституты, товары-заменители) и взаимодополняемыми (так называемые комплементарные блага, товары сопряженного спроса). Первые из них могут замещать друг друга в удовлетворении одной и той же потребности. Например, нефть и уголь как топливо, кирпич и дерево как стройматериалы и т.п. Комплементарные блага – это такие блага, которые могут удовлетворять ту или иную потребность в том случае, если используются совместно. Например, магнитофон и кассеты к нему, автомобиль и бензин и т.п. Отношения взаимозаменяемости или взаимодополняемости обусловливают ряд интересных закономерностей, о которых речь пойдет ниже.

Все товары и услуги подпадают одновременно под различные классифицирующие категории. Так, например, чай можно отнести к предметам первой необходимости, он является прямым благом, товаром-субститутом (по отношению к кофе) и комплементарным благом (по отношению к лимону).

4. Блага, подразделяемые  на прямые (товары широкого потребления)  и косвенные (товары производственного  назначения). Первые непосредственно  удовлетворяют некоторую потребность  человека, их не нужно преобразовывать,  это пища, одежда, бытовые предметы. Вторые удовлетворяют потребность  как средства производства. К  ним относятся строения, производственное оборудование, машины, сырье, источники энергии.

Каждый продукт характеризуется  двумя свойствами:

  • способностью удовлетворять ту или иную потребность;
  • воплощенными в нем затратами общественного труда.

Соответственно различают натурально-вещественную и общественную сторону продукта. Натурально-вещественная сторона продукта – это совокупность механических и других полезных свойств, благодаря  которым продукт способен удовлетворить  потребность.

Всякий продукт обладает полезностью, т.е. способностью удовлетворять какие-либо потребности. Поскольку потребности  людей разнообразны, следовательно, разнообразны и потребности.

Полезные свойства вещей по-разному  выявляют и оценивают производители  и потребители. Производители продуктов  используют объективную оценку их качества. Ведь полезность продуктов не отделима от их вещественных свойств. Если количество полезных веществ (например, в молоке – жира, белка, молочного сахара, витаминов) в продуктах возрастает, повышается их качество и тем самым увеличивается ценность. Потребители придерживаются субъективных оценок. Они смотрят на продукты с точки зрения личных запросов, вкусов и предпочтений. Субъективная оценка полезности во многом зависит и от их потребления.

Другое свойство продукта – его  общественная сторона. Продукт воплощает  в себе определенное количество труда, затраченного на его производство.

Общественная сторона продукта позволяет определить, во что обходится  обществу получение той или иной потребности, ценой каких затрат труда удовлетворена конкретная потребность.

 

 

2.Комплименты и субституты.

Свойство товаров или  услуг удовлетворять потребности (личные или производственные) лишь в комплексе друг с другом называется взаимодополняемостью благ. Примером взаимодополняемых потребительских благ могут служить автомобиль и бензин, ручка и бумага, стол и стул. Взаимодополняемыми могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: капитал и труд, сталь и прокатный стан, компьютер и программное обеспечение. Взаимодополняемые блага называются комплементарными товарами. Взаимодополняемость бывает абсолютной (жесткой), когда одному благу соответствует определенное количество другого блага, например лыжи и крепление к ним, и относительной, например чай и сахар, автомобиль и бензин. График жесткой взаимодополняемости имеет одну точку касания кривых безразличия с любой бюджетной прямой (рисунок 1). Выбор потребителя здесь является вынужденным и единственно возможным, независимо от цен на блага X и Y, о чем наглядно свидетельствуют бюджетные линии HG и MN. Поэтому предельная норма замещения равняется нулю: MRS = 0.

Информация о работе Взаимозаменяемость и взаимодополняемость товаров и услуг