Взаимозаменяемость и взаимодополняемость товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 13:44, реферат

Описание работы

С первых и до последних дней человек существует в мире экономических интересов и отношений, конкуренции продавцов и покупателей, доходов и расходов. Каждый день сопряжен с обязательным участием его в экономических процессах, которые происходят в стране, городе, на фирме, рынках. Поэтому экономическая жизнь втягивает человека в свои процессы, которые являются проблемами граждан всех стран и народов. Роль экономических благ в настоящее время велика.

Содержание работы

Введение________________________________________________3 стр.
Основное понятие блага, классификация_____________________4 стр.
Комплименты и субституты________________________________8 стр.
Потребительский выбор___________________________________12 стр.
Заключение______________________________________________15 стр.
Список литературы_______________________________________16 стр.

Файлы: 1 файл

Реферат по экономике.docx

— 65.82 Кб (Скачать файл)

Рисунок1. Абсолютная (жесткая) взаимодополняемость

 

 

Однако чаще имеет место  относительная взаимодополняемость, которая может быть выражена кривыми безразличия, изображенными на рисунке 2.

Рисунок 2. Относительная взаимодополняемость

В этом случае зоной взаимодополняемости служит отрезок кривой от точки C до точки D. Снижение цен на один из взаимодополняемых товаров, например на фотоаппараты, приводит к увеличению спроса на них. С ростом спроса на фотоаппараты увеличивается спрос на фотобумагу, что при прочих равных условиях повышает цену на нее. Это означает, что снижение цен на один из взаимодополняемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наоборот. Таким образом если, два продукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

Величину обратной связи  можно посчитать с помощью  коэффициента перекрестной   показывающего эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо:

где - величина спроса на благо Х;

- цена блага Y.

Отрицательная перекрестная эластичность комплементарных благ <0) означает, что спрос на благо Х и цена на благо Y изменяется в противоположных направлениях. Чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость. Поэтому жесткая взаимодополняемость имеет коэффициент перекрестной эластичности это означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо Y приводит к полному исчезновению спроса на благо Х. взаимодополняемость ресурсов аналогична взаимодополняемости потребительских благ.

Свойство благ (товаров  или услуг)  удовлетворяющие потребности (личные или производственные) за счет друг друга называется взаимозаменяемостью  благ. Примером взаимозаменяемых благ являются: розы и гвоздики; услуги сферы  досуга (кино – театр – цирк) и  т.д. Взаимозаменяемыми могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: уголь, нефть, газ; гидро- и тепловые электростанции; метал и пластмассы и т.д. Взаимозаменяемые блага называются товарами – субститутами. Взаимозаменяемость бывает абсолютной (совершенной), когда одно благо может полостью заменить другое, например красные и розовые гвоздики, а может полностью заменить другое, например чай и кофе, сливочное масло и маргарин. Графически совершенная взаимозаменяемость изображается параллельными кривыми безразличия (рисунок 3). Предельная норма замещения в этом случае постоянна: MRS = const.

Рисунок 3. Абсолютная взаимозаменяемость

Кривые безразличия здесь  вырождаются в прямые, предельная норма замены благ здесь всегда постоянна. Если провести бюджетное ограничение HG под углом к прямой безразличия, то найти решение проблемы равновесия нельзя. В реальной действительности чаще встречается не абсолютная, а относительная взаимозаменяемость (рисунок 4). В этом случае покупка блага Х может быть в большей или меньшей степени может быть приравнена к покупке блага Y. Рост цен на один из взаимозаменяемых товаров, например на розы, уменьшает спрос на них. С сокращением спроса на розы возрастает спрос на гвоздики, что при прочих равных условиях повышает спрос на них. Это означает, что рост цен на один из взаимозаменяемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и на оборот. Таким образом, если два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Её величину можно подсчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности .

 

Рисунок 4. Относительная взаимозаменяемость

Положительная перекрестная эластичность товаров – субститутов ( ) означает, что спрос на благо Х и цена на благо Y изменяются в одном направлении. Чем больше эластичность спроса на благо Х по отношению к цене блага Y, тем выше степень взаимозаменяемости двух благ. Поэтому совершенная субституция имеет коэффициент перекрестной эластичности Это означает, что бесконечное малое увеличение цен на благо Y приводит почти к полному перемещению спроса на благо. Теория взаимозаменяемости ресурсов аналогична теории взаимозаменяемости потребительских благ.

Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ имеет важное значение для анализа правил поведения агентов и закономерности ценообразования в условиях рыночной экономики. Эффективная ценовая стратегия не может осуществляться без учета взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ.

 

3.Потребительский выбор.

Мы всегда пользовались общественным транспортом. Находясь у  себя в городе, нам так и так  приходится сталкиваться с автобусами, метро и т.п. Даже если у вас есть машина, мы всё же иногда прибегаем к услугам общественного транспорта. Вот к примеру список отправления пассажиров по разным видам транспорта. Из него мы видим, каким транспортом люди пользуются больше или меньше, в зависимости от потребности, времени затраченного на перемещение из одной точки в другую, стоимости проезда.

Отправление пассажиров по видам транспорта общего пользования, %:

 

  1. автобусный….50,1      
  2. железнодорожный…...4,8
  3. троллейбусный...18,9  
  4. трамвайный….16,9 
  5. метрополитен…...….8,7
  6. таксомоторный…..0,3
  7. морской..0,1
  8. внутренний водный…..0,1

 

Транспорт общего пользования выполняет  работу по перемещению продукции  между производителями и потребителями  в сфере обращения. В его состав входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, трубопроводный (нефтепродуктно - газопроводный) и воздушный виды транспорта.

Сейчас появилось очень  много авиакомпаний. Все они пытаются привлечь пассажиров к себе, нам  предлагаются разные скидки, подарки  от авиалиний. У нас появился выбор, мы выбираем какую – ни будь авиалинию, наиболее подходящий тариф и отправляемся в полет. На данный момент самолет  наиболее быстрый вид транспорта, но к сожалению на нем не всюду доберешься, так как не во всех мелких городах есть место где можно посадить самолет. Это минус самолета, так как порой приходиться добираться по мимо него еще каким – ни будь видом транспорта из одного города в другой, на это все затрачивается время и деньги, согласитесь авиаперевозки стоят не дешево.

 У железнодорожного транспорта тоже есть ряд плюсов и минусов. На поезде мы можем, затрачивая меньше денег, но больше времени перемещаться внутри страны и за ее пределами, но всё же поезд нас не сможет переместить за океан. Тогда мы выбираем самолет или пароход, тут тоже все зависит от времени и денег.   

Значение железнодорожного транспорта в удовлетворении транспортных потребностей народного хозяйства  и населения определяется такими свойствами и особенностями этого  универсального вида транспорта, как: возможностью сооружения эксплуатационных дорог в любом направлении и в любом районе страны; обеспечение устойчивых связей между районами; высокой пропускной и провозной способностью; высокой его регулярностью, независимостью железнодорожного транспорта от времени года, времени суток, погодных условий; возможностью создания удобной прямой связи между крупными предприятиями, что сокращает число дорогостоящих перевозок грузов; более коротким путем перевозки грузов по сравнению с водным транспортом; способностью перевозить самые разнообразные грузы и выполнять массовые перевозки грузов и пассажиров с большой скоростью; невысокой себестоимостью перевозок.

Социально-экономический  аспект связан с основной целью развития транспортной системы, а именно –  качественным и полным удовлетворением  потребностей народного хозяйства  и населения в перевозках грузов и пассажиров.

Так что мы можем запросто выбирать тот или иной вид транспорта в зависимости от времени и  денег, у нас есть выбор. Будь я  предпринимателем или простым человеком, из предлагаемого перечня мне услуг я найду наиболее подходящее и выгодное для меня или моего предприятия условие, для перемещения пассажира или груза из одной точки в другую. Тем самым я хочу сказать, что такая услуга как транспорт будет развиваться и совершенствоваться, так как всегда надо будет куда – то перемещаться или перевозить грузы и товары. Поэтому компании занимающиеся перевозками совершенствуются, что хорошо заметьте для нас с вами. Так у нас появляется выбор, а вид транспорта стал взаимозаменяемым благом.    

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Изучение потребительского выбора, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, - важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.

Спрос, в свою очередь, зависит  от качества продукции, ее цены, доходов  покупателей, цен на аналогичные товары или дополняющие друг друга, потребительских вкусов и предпочтений и т.п. Трудно перечислить все факторы, определяющие, почему та или иная продукция покупается. От того, насколько качественно составлен прогноз спроса на продукцию фирмы, зависит ее будущая выручка от реализации и соответственно прибыль.

В своей работе я рассмотрел зависимость товаров, услуг друг от друга и эластичность их спроса и предложения, ценовые изменения на потребительском рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Курс микроэкономики Нуреев Р.М., Москва: Норма, Цифра-М, 1998
  2. Основы микроэкономики. Введение в теорию производства, спроса и рынка Фель У., Оберендер Т., Киев, 1997
  3. Курс микроэкономической теории Эйфари А.К., Манцев В.В., Москва: РУДН, 1994
  4. http://www.aup.ru/books/m174/4_6.htm
  5. Микроэкономика Максимова В.Ф., Москва: Сомнитек, 1996
  6. Добрынина А.И., Журавлева Г.П. - Общая экономическая теория. СПб: Питер, 2004. 288 с.: ил. (Серия «Краткий курс»)
  7. Экономика: Учебник. 3 е изд., перераб. и доп. / Под ред. д ра экон. наук проф. А.С. Булатова. М.: Экономистъ, 2003. 896 с.

Информация о работе Взаимозаменяемость и взаимодополняемость товаров и услуг