Задачи государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 14:43, контрольная работа

Описание работы

Для того чтобы сделать правильный анализ эффективности намечаемых капиталовложений, необходимо учесть множество факторов, и это наиболее важная вещь, которую должен делать финансовый менеджер. Степень ответственности за принятие инвестиционного проекта в рамках того или иного направления различна. Нередко решения должны приниматься в условиях, когда имеется ряд альтернативных или взаимно независимых проектов. В этом случае необходимо сделать выбор одного или нескольких проектов, основываясь на каких-то критериях. Очевидно, что таких критериев может быть несколько, а вероятность того, что какой-то один проект будет предпочтительнее других по всем критериям, как правило, значительно меньше единицы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..
1. Задачи государственного регулирования экономики………………………
2. Взаимосвязь инвестиционной деятельности со структурной политикой…………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

грэ.docx

— 31.01 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………..

1. Задачи государственного  регулирования экономики………………………

2. Взаимосвязь инвестиционной деятельности со структурной политикой…………………………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Инвестиционная деятельность в той или иной степени присуща  любому предприятию. Она представляет собой один из наиболее важных аспектов функционирования любой коммерческой организации. Причинами, обуславливающими необходимость инвестиций, являются обновление имеющейся материально-технической  базы, наращивание объемов производства, освоение новых видов деятельности.

 

Для того чтобы сделать  правильный анализ эффективности намечаемых капиталовложений, необходимо учесть множество факторов, и это наиболее важная вещь, которую должен делать финансовый менеджер. Степень ответственности  за принятие инвестиционного проекта  в рамках того или иного направления  различна. Нередко решения должны приниматься в условиях, когда  имеется ряд альтернативных или  взаимно независимых проектов. В  этом случае необходимо сделать выбор  одного или нескольких проектов, основываясь  на каких-то критериях. Очевидно, что  таких критериев может быть несколько, а вероятность того, что какой-то один проект будет предпочтительнее других по всем критериям, как правило, значительно меньше единицы.

 

Принятие решений инвестиционного  характера, как и любой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании различных формализованных  и неформализованных методов. Степень  их сочетания определяется разными  обстоятельствами.

 

Весьма часто предприятие  сталкивается с ситуацией, когда  имеется ряд альтернативных (взаимоисключающих) инвестиционных проектов. Естественно, возникает необходимость в сравнении  этих проектов и выборе наиболее привлекательных  из них по каким-либо критериям.

 

В российской экономике есть сектора и отрасли, потенциально конкурентоспособные как на внутреннем, так и на мировых рынках. Реализации конкурентных преимуществ этих секторов (наличие незагруженных технологически эффективных мощностей, квалифицированных кадров, научно-технических заделов и т.п.) препятствуют как несовершенство и неразвитость рыночных механизмов и институтов, так и сложившиеся к настоящему времени стартовые условия в этих секторах, неблагоприятные для экспансии производства, модернизации производственной базы и повышения эффективности.

 

Параллельно со всемерным стимулированием сбережений и инвестиционной активности в частном и государственном секторах национальной экономики государство должно формировать адекватную структурную политику, которая обеспечивала бы оптимальное в каждый данный период расходование мобилизованных на цели экономического роста производственных ресурсов.

 

Вообще говоря, проведение прогрессивных структурных преобразований воспроизводства - задача рынка (через  механизм межотраслевой конкуренции). Но государство не должно устраняться  от участия в ее решении. Для этого  в мировой практике применяются:

 

- сокращение степени риска  при осуществлении инвестиций  в новые отрасли (средствами  страхования);

 

- побуждение бизнеса к  освоению новых секторов экономики,  где перспективы сбыта и норма  прибыли неясны (через госзаказ, госзакупки);

 

- поддержка экспортных  отраслей и тех, которые выпускают  заменители импорта;

 

- стимулирование сфер  экономики, способных дать наибольшее  количество новых рабочих мест. 

1. Задачи государственного  регулирования экономики

 

Задачи государственного регулирования экономики — это  набор целевых установок органов  власти при регулировании экономических  отношений. Среди таких установок  выделяют следующие составляющие:

• экономическая свобода;

• стабильный уровень цен;

• экономический рост и  экономическое развитие;

• ориентация на достижение экономической эффективности;

• полная и эффективная  занятость;

• справедливое распределение  доходов;

• сбалансированность внешнеторгового  баланса страны.

Часто задачи государственного регулирования объединяют в единое целое, в виде, «многоугольника» целей. Это — взаимосвязанный набор  важнейших целевых установок  социально-экономического развития. Самый  распространенный так называемый «магический  четырехугольник». Он представляет собой  четыре взаимосвязанные цели:

• экономический рост;

• высокий уровень занятости;

• стабильность цен или  устойчивость денег;

• внешнеэкономическое равновесие.

Государство несет отвественность за реализацию этих целей. В литературе могут быть предложены другие системные формы задач государственного регулирования.

 

 

 

 

 

 

2. Взаимосвязь  инвестиционной деятельности со  структурной политикой

 

Регулирование структурных  изменений в экономике является задачей структурной политики. В  широком понимании структурная  политика государства — это обоснование  целей и характера структурных  преобразований, определение комплекса  мероприятий по поддержке развития тех элементов экономической  системы, которые обеспечивают экономический  рост и решение актуальных проблем  настоящего.

Существует два типа структурной  политики: пассивная и активная. Пассивная структурная политика состоит в том, что государство создает правовую базу для свободного перелива капитала и труда из одних отраслей в другие, но непосредственно не вмешивается в эти процессы. Структура изменяется только вследствие изменений в нормах прибыли. Если в определенной отрасли спрос превышает предложение, то в этой отрасли норма прибыли возрастает. Капитал из других отраслей изымается собственниками и вкладывается в отрасли с повышенной нормой прибыли. Производство товаров этой отрасли увеличивается и предложение их постепенно начинает превышать спрос. При этом норма прибыли в этой отрасли сначала снижается к средней величине, а потом становится меньше средней. Собственники капиталов начинают изымать их из этой отрасли и вкладывать в другую, где норма прибыли становится выше средней. Рыночное саморегулирование обеспечивает соответствующую требованиям рынка структуру экономики. Но этот путь связан со значительными социальными издержками.

Активная структурная  политика состоит в том, что государство  с помощью системы мер и  средств влияет на ускорение прогрессивных структурных сдвигов.

Активная структурная  политика предусматривает разработку и реализацию комплекса мероприятий, которые включают: стимулирование перелива капитала в приоритетные отрасли; стимулирование развития отраслей, которые ускоряют внедрение достижений НТП; защиту и  предоставление финансовой помощи отраслям, которые находятся в состоянии  упадка и требуют коренной реконструкции  производственного аппарата; свертывание  части производств в депрессивных отраслях; разработка на государственном уровне долгосрочных планов, целевых программ, национальных проектов для решения актуальных проблем структурной перестройки, а также программ подготовки и переподготовки рабочей силы, создания рабочих мест и т.п.

Для определения модели структурной  политики и обоснования мероприятий  по изменению структурных элементов  применяются три (варианта) решений:

1. Стратегия ограниченного  роста. Для нее характерно установление  целей «от достигнутого» уровня.

2. Стратегия неограниченного  роста. Осуществляется через значительное  превышение уровня кратко- и долгосрочных  целей развития над уровнем  фактического состояния базового  периода.

3. Стратегия сокращения. Цели на будущее устанавливаются  на уровне, низшем в сравнении  с фактическим состоянием базового  периода.

Концепция активной структурной  политики основывается на четком определении  наиболее эффективных направлений  структурной трансформации экономики. На данном этапе экономического развития к основным направлениям государственной  структурной политики следует отнести:

1. Рост производства в  отраслях, которые обеспечивают  значительную часть экспорта  готовой продукции.

2. Рост производства в  отраслях, которые способны на  внутреннем рынке заменить импортную  продукцию.

3. Развитие производства  товаров, конкурентоспособных на  мировом рынке.

4. Поддержка производств,  которые используют ресурсосберегающие  технологии.

5. Рост производства в  отраслях, которые способны повысить  научно-технический уровень и  качество продукции.

6. Развитие конкуренции  через реструктуризацию и диверсификацию  производства.

7. Развитие производства  сырья, полуфабрикатов и комплектующих  для замены импортируемых.

Инвестиции — это:

• все виды имущественных, финансовых и интеллектуальных ценностей (средств), которые вкладываются в объекты деятельности, в результате чего создается продукт (прибыль) или достигается социальный эффект (финансовое определение инвестиций);

•  затраты на создание, расширение, реконструкцию основного капитала, а также связанные с этим изменения оборотного капитала (экономическое определение инвестиций).

Процесс вложения названных  ценностей называется инвестиционной деятельностью, которую осуществляют инвесторы - физические и юридические  лица, в том числе и органы государственной  власти и управления.

Государственная инвестиционная политика — это:

— деятельность государства относительно регулирования инвестиционной деятельности с целью реализации целей экономической, научно-технической и социальной  политики;

— комплекс экономических, организационно-правовых и других мероприятий государства, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата, структурную перестройку, повышение эффективности национальной экономики.

Факторы, которые определяют и влияют на инвестиционную политику государства:

• уровень развития экономики в целом;

• структура экономики и задачи по ее усовершенствования;

• состояние основных производственных фондов, эффективность их использования;

• уровень научно-технического развития страны;

• финансовые возможности, тип и эффективность государственного управления;

• степень развития институтов рыночной инфраструктуры.

Основные виды инвестиционной деятельности, которые являются объектом государственного регулирования:

1. Реальные инвестиции (капиталовложения) – вложения в основной капитал (приобретение машин, оборудования, строительство, пополнение запасов и т.п.);

2. Финансовые инвестиции – вложения в ценные бумаги (акции, облигации, сертификаты), валюту, размещение капитала в банках;

3. Интеллектуальные инвестиции – купля патентов, лицензий, ноу-хау, вложения в науку, в человека (образование, здравоохранение  и т.п.).

Государственное регулирование  инвестиционной деятельности  включает:

- прямое управление инвестициями;

- регулирования условий  инвестиционной деятельности (опосредствованное  управление);

- контроль за законностью осуществления инвестиционной деятельности всеми участниками и инвесторами.

Прямое управление инвестициями, которое осуществляется центральными и местными органами государственной  власти, предусматривает:

— прогнозирование, планирование и программирование развития национальной экономики, его отдельных элементов;

— формирование бюджета, предусмотрение в нем объемов государственного финансирования;

— планирование централизованных государственных средств;

— размещение госзаказов и контроль за их выполнением;

— определение условий реализации инвестиционных проектов и их экспертизу;

— проведение инвестиционной деятельности (инвестирование бюджетного, внебюджетного и других средства, предназначенных для этих целей).

Государственные инвестиции финансируются за счет:

— государственного бюджета;

— прибылей государственных предприятий;

— эмиссии денег;

— выпуска внутренних государственных займов;

- внешних займов правительства.

Мероприятия государства, направленные на активизацию инвестиционного  процесса:

1. Создание благоприятного инвестиционного климата для собственных и иностранных инвесторов (эффективная бюджетно-налоговая, учетная, кредитно-денежная, внешнеэкономическая, амортизационная политика).

2. Формирование налоговой системы, благоприятной для инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования.

3. Переориентация инвестиций в реальный сектор и приоритетные отрасли экономики.

4. Поддержка частных инвестиций в жилищное строительство через предоставление долгосрочных льготных кредитов для покрытия части затрат инвестора.

5. Формирование и развитие инвестиционного рынка, поощренея конкуренции.

6. Расширение источников финансирования инвестиций (способов их привлечения).

7. Сохранение национального интеллектуального потенциала — увеличение инвестиций в науку, образование, переподготовку кадров.

8. Поощрение иностранного капитала на тендерной основе - создание правовой базы (гарантирование прав собственности, долгосрочная аренда на землю) и механизма концессий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Инвестирование представляет собой один из наиболее важных аспектов деятельности любой динамично развивающейся  коммерческой организации.

 

Для планирования и осуществления  инвестиционной деятельности особую важность имеет предварительный анализ, который  проводится на стадии разработки инвестиционных проектов и способствует принятию разумных и обоснованных управленческих решений.

Информация о работе Задачи государственного регулирования экономики