Закон стоимости и его роль в развитии товарного производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является подробно осветить все особенности основного закона товарного производства. Я рассмотрю его сущность, функции, теории стоимости и ее величину и, конечно, роль закона стоимости в товарном производстве.

Содержание работы

Введение………………………………………………….………….… 3
1. Теории стоимости…………………………………………………...
1.1. Эволюция теории стоимости…………………………………..
1.2. Теории стоимости……………………………………………… 4
2. Сущность и функции Закона стоимости ….………………………
2.1. Стоимость как экономическое отношение……………………
2.2. Закон стоимости как закон цен………………………………..
2.3. Функции Закона стоимости……………………………………
2.4. Величина стоимости товара…………………………………… 14
3. Роль Закона стоимости в развитии товарного производства……. 23
Заключение……………………………………………………………. 26
Список использованной литературы………………………………... 27

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

      Потребительская стоимость имеет три формы  проявления:

      а) количество;

      б) натуральная форма;

      в) качество.

      Последнее - это степень полезности данной потребительской стоимости, степень  её соответствия потребности, её пригодности  удовлетворять потребность в  конкретных условиях потребления.

      Следует отличать потребительную стоимость  товара от потребительной стоимости продукта в натуральном хозяйстве. Продукты труда в натуральном хозяйстве являются потребительной стоимостью для самих производителей, а товары обладают потребительной стоимостью для других, т.е. общественной потребительной стоимостью. Потребительная стоимость товара переходит к непосредственному производителю только посредством обмена.

      Почему  все товары, удовлетворяющие различные  потребности, имеющие различные  потребительные стоимости, могут обмениваться друг на друга? Очевидно, потому, что  все они, независимо от своих телесных свойств, имеют нечто такое, что присуще им всем. Таким общим для них свойством является то, что они есть продукты человеческого труда.

      Товар обладает не только свойством удовлетворять  человеческие потребности, но и свойством вступать в отношения с другими товарами, обмениваться на другие товары.

      Способность товара обмениваться на другой товар  выражает наличие у каждого из них стоимости. Способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях есть меновая стоимость. 

     1.2. Теория стоимости

      Существуют  различные теории стоимости. Одна из них — трудовая теория стоимости, которая определяет субстанцию и  величину стоимости товара трудом, затраченным на его производство. Основы теории трудовой стоимости заложили английские экономисты У. Петти, А. Смит и Д. Рикардо. У Петти появилась идея, что стоимость определяется трудом вообще. По Смиту, стоимость товаров создается в любой отрасли материального производства, однако конкретному труду он приписывал стоимостеобразующие свойства. Д. Рикардо определяет стоимость товаров трудом, затраченным на их производство, безотносительно к его конкретной форме. Вместе с тем он не проводит различий между конкретным и абстрактным трудом. Лишь в трудах К. Маркса впервые была открыта двойственная природа труда товаропроизводителей, понимание которой позволило ему разработать подлинно научную трудовую теорию стоимости.

      Одной из распространенных теорий является теория предельной полезности. Она  появилась во второй половине XIX в. Ее представителями являются австрийские экономисты Э.Бём-Баверк и К.Менгер. Сторонники этой теории утверждают, что стоимость — это чисто психологическое явление, объясняемое "предельной", т.е. наименьшей, полезностью данного товара для покупателя. Бём-Баверк раскрывает это положение на примере поселенца, живущего в лесу с пятью мешками зерна. Первый мешок нужен ему для прокормления, второй — для улучшения питания, третий - для откорма домашней птицы, четвертый — для изготовления водки, пятый — для кормления попугая, служащего ему забавой. Стоимость хлеба будет определяться именно полезностью пятого мешка, удовлетворяющего ненасущные потребности. Отсюда делается вывод - чем больше товаров, тем меньше их полезность для покупателя, тем ниже их стоимость.

      Суть  теории спроса и предложения сводится к следующему - стоимость, или цена товара определяется не затраченным на его производство трудом, а исключительно спросом и предложением. Согласно этой теории, если спрос превысит предложение, то стоимость товара повысится, а когда увеличится предложение при неизменном спросе, стоимость товара уменьшится. Сторонниками теории спроса и предложения были: французский экономист Ж. Б. Сей и английский экономист Г.Д.Маклеод. Математическое выражение теории спроса и предложения встречается у Л.Вальраса. Этой теории придерживались также представители австрийской школы - К.Меигер, Э.Бём-Баверк, Ф.Визер. Английский экономист А.Маршалл пытался соединить теорию спроса и предложения с теорией предельной полезности и теорией издержек производства. Американский экономист П. Самуэльсон это соединение называл оптимистическим неоклассическим синтезом.

      Широко  известна теория трех факторов производства, возникшая в первой половине XIX в. Она связывает создание стоимости, слагаемой из доходов (процент на капитал, заработная плата и земельная рента), с функционированием трех факторов производства — капитала (трактуемого как средства производства), труда и земли. Этим трем факторам соответствуют три вида доходов — прибыль, рента и заработная плата. Названные доходы образуют стоимость продукта и реализуются через цену в процессе продажи продуктов на рынке. Факторный подход нашел применения и при разрешении проблемы стоимости в рамках теории предельной производительности, согласно которой каждый из факторов производства (капитал, земля, труд) не только является производителем стоимости, но и имеет определенные границы своего производительного эффекта.

      Величина  стоимости товара. Отдельные товаропроизводители  на изготовление одного и того же товара расходуют разное количество труда или рабочего времени. Рабочее время, которое затрачивается на производство товаров отдельным товаропроизводителем, называется индивидуальным рабочим временем. Однако величина стоимости товара не может определяться этим временем. При таком подходе в выигрыше оказался бы тот, кто затрачивает больше времени на производство данного товара. При продаже его по стоимости он получил бы больше дохода, чем прилежный работник.

      Величина  стоимости товара определяется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами труда, общественно необходимым рабочим временем. Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличии общественно нормальных условий производства и при среднем в данном обществе уровне умения и интенсивности труда. В национальной экономике в качестве общественно необходимого времени выступает рабочее время той части товаропроизводителей, которая поставляет на рынок основную массу данного вида товаров.

      По  мнению сторонников теории предельной полезности, только полезность товара может придать затратам труда  так называемый общественно необходимый  характер. Затраты труда на производство тех или иных товаров, по их мнению, осуществляются лишь потому, что люди испытывают потребность в определенных полезностях.

      Впервые попытку разграничения индивидуальных и общественно необходимых затрат сделал Д. Рикардо. Однако под общественно  необходимыми затратами он понимал  худшие условия производства, причем не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности. Он также считал, что в основе изменения величины стоимости лежит изменение производительности труда.

      Действительно, решающее влияние на величину стоимости  товара оказывает производительность Труда. Производительность труда — это его эффективность, плодотворность. Измеряется она количеством потребительных стоимостей, производимых в единицу времени или величиной времени, затрачиваемого на единицу производимой продукции. Чем больше потребительных стоимостей производится в единицу времени, тем выше производительность труда, и наоборот.

      Величина  стоимости товара изменяется в зависимости  от интенсивности труда. Под интенсивностью труда понимаются затраты рабочей  силы в единицу времени. Рост интенсивности труда означает увеличение затрат труда в течение одного и того же промежутка времени. Более интенсивный труд воплощается в большем количестве продуктов и создает большую по величине стоимость в единицу времени.

      Таким образом, при повышении, как производительности труда, так и его интенсивности количество изготовленных потребительных стоимостей увеличивается. Однако в первом случае стоимость единицы продукции снижается, величина же стоимости массы производимой продукции остается неизменной, а во втором — возрастает величина стоимости массы продукции, а стоимость единицы продукции остается неизменной. Другими словами, величина стоимости товара изменяется прямо пропорционально количеству и обратно пропорционально производительной силе труда.

      На  величину стоимости товара оказывает влияние и степень сложности труда. Труд ювелира сложнее труда слесаря, а последний сложнее труда лесоруба. Труд работника, не требующего специальной подготовки, называется простым трудом. Труд, для выполнения которого необходимо предварительное обучение, называется сложным трудом. Сложный труд следует рассматривать как умноженный или возведенный в степень простой труд. Сведение сложного труда к простому происходит в процессе обмена. При определении величины стоимости товара за основу берется общественно необходимое количество простого труда.

      К. Маркс в качестве простого труда  рассматривал труд человека, не обладающего  специальной подготовкой. Сейчас подобная совершенно неквалифицированная рабочая  сила может использоваться лишь на подсобных работах. Все основные формы работ требуют той или иной степени квалификации. Поэтому мы вправе в качестве простого труда выделять труд наименее квалифицированных основных работников, принимающих участие в производстве каждого данного типа продукта.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Сущность и функции Закона стоимости

     2.1. Стоимость как экономическое отношение

     В отличие от потребительной стоимости, стоимость не есть что-то осязаемое  или зрительно воспринимаемое, хотя и воплощает вполне реальные затраты труда. Ее невозможно определить с помощью каких-то приборов и только в сопоставлении с другими товарами на рынке это можно сделать. Тем самым, если потребительная стоимость выражает отношение человека к вещи, имеющей для него полезность, то стоимость предстает как экономическое отношение, то есть как отношение между людьми.

     Прежде  всего стоимость отражает отношения  производства. Отношения, возникающие между производителями данного вида товара. Эти отношения требуют, чтобы каждый производитель какого-то товара учитывал затраты не только своего труда, как живого, так и овеществленного, но и затраты труда других производителей данного товара, так как на рынке товар продается не по индивидуальной, а по рыночной стоимости, воплощающей в себе затраты общественно-необходимого труда.

     Общественно-необходимыми можно считать затраты на производство основной массы товаров необходимого качества. Такие затраты близки к средним, а это означает, что они возникают при средних условиях производства, то есть при средней квалификации работников и управленческого персонала, средней технической оснащенности производства, средних затратах живого труда, его продолжительности и интенсивности.

     Более низкие затраты живого и овеществленного  труда на данном предприятии обусловливают более низкую индивидуальную стоимость товара по сравнению с рыночной. Продавая свой товар по рыночной стоимости, это предприятие получает дополнительную выгоду в виде разницы между общественной (рыночной) стоимостью и индивидуальной. Предприятие с более высокой индивидуальной стоимостью соответственно несет убыток.

     Тем самым по поводу производства возникают  отношения внутриотраслевой конкуренции, в ходе которой производители товара стремятся снизить его индивидуальную стоимость для того, чтобы, продавая товар по более низкой стоимости, завоевывать покупателей либо, имея низкую индивидуальную стоимость, продавать товар по общественной стоимости и получать дополнительный доход.

     Общественную (рыночную) стоимость товара выявляют отношения обмена. Это как раз та стоимость, по которой продается основная масса предлагаемых на рынке товаров. Именно обмен указывает на соответствие или несоответствие с ней индивидуальных стоимостей товаров, продаваемых отдельными производителями.

     Впрочем, обмен может не состояться по вине как производителей (продавцов), так и потребителей (покупателей). Если товары будут продаваться по стоимости, которая не удовлетворяет часть покупателей, испытывающих нужду в данном товаре, то не все они будут реализованы. Часть товаров может быть не реализована, если они предлагаются в количестве, превышающем потребность в них. Обмен, таким образом, подтверждает или не подтверждает общественную необходимость вложенного в товары труда.

     Мы  уже знаем, что в товарном хозяйстве  через обмен осуществляется и распределение. В данном случае речь идет о распределении произведенных товаров в соответствии с существующими в обществе потребностями в нем. Здесь распределение выступает как часть производства, ведь доведение произведенных товаров до потребителей есть не только их распределение, но и услуга, оказание которой есть момент производства. Такая услуга предполагает соответствующие затраты труда, которые также формируют стоимость товара.

Информация о работе Закон стоимости и его роль в развитии товарного производства