Закон стоимости и его роль в развитии товарного производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является подробно осветить все особенности основного закона товарного производства. Я рассмотрю его сущность, функции, теории стоимости и ее величину и, конечно, роль закона стоимости в товарном производстве.

Содержание работы

Введение………………………………………………….………….… 3
1. Теории стоимости…………………………………………………...
1.1. Эволюция теории стоимости…………………………………..
1.2. Теории стоимости……………………………………………… 4
2. Сущность и функции Закона стоимости ….………………………
2.1. Стоимость как экономическое отношение……………………
2.2. Закон стоимости как закон цен………………………………..
2.3. Функции Закона стоимости……………………………………
2.4. Величина стоимости товара…………………………………… 14
3. Роль Закона стоимости в развитии товарного производства……. 23
Заключение……………………………………………………………. 26
Список использованной литературы………………………………... 27

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

     Что касается потребления, то в нем стоимость, в отличие от потребительной стоимости, никак себя не проявляет. В процессе потребления дается оценка качеству товаров, их потребительским свойствам. Тем свойствам, которые характеризуют товар как потребительную стоимость. Лишь на рынке, то есть в сфере обмена, потребитель может получить представление о стоимости товара.

     Таким образом, можно видеть, что закон стоимости выражает объективную необходимость производства, обмена и распределения товаров по их общественной (рыночной) стоимости, определяемой затратами общественно-необходимого труда. 

     2.2. Закон стоимости как закон цен

     Стоимость проявляется через цены как свое денежное выражение. Вся сложность  экономических отношений, складывающихся по поводу стоимости, в конечном итоге  концентрируется в цене. Не удивительно  поэтому, что экономикс как направление экономической теории отошла от изучения проблемы стоимости, сконцентрировав все внимание на вопросах цен и ценообразования. Однако исключать стоимость из экономического анализа нельзя. Дело в том, что, несмотря на проявление стоимости через цену, стоимость и цена одного и того же товара не всегда совпадают. Более того, количественное совпадение цены и стоимости в экономической жизни предстает как исключение, а не правило. Особенно это характерно для современной экономики с ее огромной массой и постоянно меняющейся номенклатурой товаров. Основные причины отклонения цен от стоимости заключены в соотношении спроса и предложения на рынках тех или иных товаров.

     Понятия «спрос» и «предложение» относятся  к разряду ключевых в теории рыночной экономики. В самом общем смысле спрос есть денежное выражение потребности в том или ином товаре. С учетом существующей потребности в товаре потребитель выделяет на его приобретение некоторую сумму денег, которая и определяет его спрос на данный товар. Совокупность спросов отдельных покупателей образует общий спрос на него. Он предстает в виде того количества товара, которое все его покупатели готовы приобрести при данной цене за тот или иной период времени. Это количество может не всегда совпадать с потребностью людей в данном товаре, поскольку отражает их покупательную способность. Тем не менее, именно общий спрос на товар выражает общественную потребность в нем, на которую должна реагировать цена: выше спрос при прочих неизменных условиях, выше цена и наоборот.

     Предложение есть то количество товаров, которое продается на рынке данного товара. Оно является ни чем иным, как реализацией возможностей производства в деле удовлетворения потребности общества в данном товаре. Если спрос зависит от возможностей потребителей, то предложение от возможностей товаропроизводителей. Последние определяются тем, сколько и какие ресурсы будут направлены на производство того или иного товара, что, в свою очередь, зависит от потребностей общества в данном товаре, проявляемом через спрос.

     Получается, что в рыночной экономике предложение  реагирует на спрос. Непосредственно  производители реагируют на цены, зависимые от соотношения спроса и предложения. Повышенный спрос на товар при небольшом его предложении ведет к росту цены. Высокая цена здесь отражает высокую оценку покупателями потребительной стоимости товара. Но поскольку стоимость есть воплощение затрат живого и овеществленного труда товаропроизводителей, то она может оказаться ниже цены в случае, если спрос на товар высокий.

     Возможно и противоположное, товар имеет большую стоимость, но пользуется небольшим спросом. В этом случае цена товара оказывается ниже стоимости. Если бы цены всех товаров совпадали с их стоимостью, это означало бы совпадение объема и ассортимента произведенных товаров с объемом и структурой потребностей в них. В условиях стихийного развивающегося хозяйства это невозможно.

     В целом отклонение цен от стоимости  обусловлено изменениями в условиях производства и потребления, прежде всего в возможностях производства данного товара и в потребностях в нем. Если эти все условия и возможности остаются неизменными, то цена совпадает со стоимостью. Однако такое происходит в отношении некоторых товаров и в течение некоторого времени. В отношении же основной массы товаров наблюдается отклонение цен от стоимости. Но если это отклонение отражает не временные, конъюнктурные изменения, то оно обусловливает и соответствующее изменение стоимостей разных товаров. Цена, таким образом, не является пассивным отражением стоимости. Наоборот, поскольку в экономике все взаимосвязано и производство одного товара оказывается в зависимости от других товаров, особенно от цен на факторные товары, то изменение цены влияет на стоимость товаров.

     В целом же на рынках различных товаров  в каждый данный момент существует одна из трех ситуаций: на рынке одних товаров, цена равна стоимости, на других она выше стоимости, на третьих ниже. Но если взять сумму цен проданных товаров, то она окажется равной сумме их стоимостей или совокупной стоимости: Ц=Ст.

     В этом равенстве заключено одно из проявлений закона стоимости как закона сохранения стоимости.

     Совокупная  стоимость произведенных за определенный период времени и доставленных на рынок товаров не исчезает, несмотря на колебания цен, и не возникает  откуда-то помимо производства. Она сохраняется, перераспределяясь между покупателями и продавцами в зависимости от соотношения цен и стоимостей отдельных товаров. На рынках товаров с ценами выше стоимости продавцы присваивают дополнительную стоимость за счет того, что на рынках с ценами ниже стоимости другие продавцы ее теряют. Посредниками в таком перераспределении выступают покупатели с их деньгами как товарными эквивалентами. Покупая товары на рынках с пониженными ценами, они присваивают дополнительную стоимость, которую отдают продавцам на рынках с ценами выше стоимости.

     Получается, что, несмотря на наличие неэквивалентного обмена на рынке, вся стоимость, созданная  в процессе производства, через куплю-продажу  оказывается в руках потребителей, а у продавцов-производителей остается ее денежный эквивалент в виде суммы доходов, величина которых у одних конкретных производителей может быть больше, а у других меньше созданной ими стоимости. Таким образом, закон стоимости предполагает, что от отклонения цен от стоимости не выигрывают ни потребители, ни производители, взятые в целом в их совокупности. Но если взять производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) отдельных товаров, то некоторые из них могут выигрывать на отклонении цен от стоимости, присваивая дополнительную стоимость, а некоторые проигрывать, теряя часть стоимости. 

     2.3. Функции Закона стоимости.

     Закон стоимости выполняет следующие  функции:

     Первая  функция – осуществление учета общественного труда через формирование общественно необходимых затрат труда.

     Вторая  функция состоит в том, что закон обеспечивает распределение труда между различными сферами производства. Через механизм колебаний рыночных цен вокруг стоимости происходят перелив и перемещение факторов производства из одних отраслей национальной экономики в другие, регулируется соотношение между выпуском различных товаров.

     Третья  функция – стимулирующая. Закон стоимости стимулирует снижение производственных затрат. Если индивидуальные затраты труда превышают общественно необходимые, то для того, чтобы не разориться, товаропроизводитель обязан снижать величину этих затрат.

     Предприниматели стремятся производить продукцию  с меньшими индивидуальными затратами  труда, что при данных ценах обеспечивает ряд экономических преимуществ  – ускорение реализации товаров, больший доход и прибыль. А как известно, прибыль – объективный стимул развития производительных сил на базе ускорения научно-технического прогресса.

     Четвертая функция – распределительная, когда с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение общественного продукта между регионами, предприятиями.

     Пятая функция закона стоимости заключается в том, что на его основе происходит дифференциация товаропроизводителей.

     Индивидуальные  затраты труда у товаропроизводителей неодинаковы. При продаже товаров товаропроизводители, у которых они ниже общественно необходимых, окажутся в выгодном положении – получат дополнительный доход. И наоборот, те из них, у кого индивидуальные затраты выше общественно необходимых и они не в состоянии возместить свои затраты труда, несут убытки, нередко подвержены банкротству, разоряются.

     По  мере формирования мирового рынка действие закона стоимости распространяется и на мирохозяйственные связи. Здесь  национальные, стоимости выступают  как индивидуальные, из которых образуются интернациональные. Страна с высокой производительностью труда имеет низкие индивидуальные затраты труда и при продаже товаров по интернациональной стоимости получает дополнительную прибыль, а с высокой индивидуальной стоимостью – проигрывает. Однако это не означает, что стране с низкой производительностью труда внешнеторговые связи невыгодны. Они целесообразны, если она получает товары дешевле, чем могла бы сама их производить. Здесь важна не столько сама по себе величина стоимости товаров, сколько соотношение национальной и интернациональной стоимостей экспортируемых и импортируемых товаров.

     2.4. Величина стоимости товара

     Отдельные товаропроизводители на изготовление одного и того же товара расходуют  разное количество труда или рабочего времени. Рабочее время, которое затрачивается на производство товаров отдельным товаропроизводителем, называется индивидуальным рабочим временем. Однако величина стоимости товара не может определяться этим временем.

     Величина  стоимости товара определяется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами труда, общественно необходимым рабочим временем. Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличии общественно нормальных условий производства и при среднем в данном обществе уровне и интенсивности труда. В национальной экономике в качестве общественно необходимого времени выступает рабочее время той части товаропроизводителей, которая поставляет на рынок основную массу данного вида товаров.

     Решающее  влияние на величину стоимости товара оказывает производительность труда.

     Производительность  труда это его эффективность, плодотворность. Измеряется она количеством потребительных стоимостей, производимых в единицу времени или величиной времени, затрачиваемого на единицу производимой продукции. Чем больше потребительных стоимостей производится в единицу времени, тем выше производительность труда, и наоборот.

     Величина  стоимости товара изменяется в зависимости  от интенсивности труда. Под интенсивностью труда понимаются затраты рабочей силы в единицу времени. Рост интенсивности труда означает увеличение затрат труда в течение одного и того же промежутка времени. Более интенсивный труд воплощается в большем количестве продуктов и создает большую по величине стоимость в единицу времени.

     Таким образом, при повышении, как производительности труда, так и его интенсивности  количество изготовленных потребительных стоимостей увеличивается. Однако в  первом случае стоимость единицы  продукции снижается, величина же стоимости массы производимой продукции остается неизменной, а во втором – возрастает величина стоимости массы продукции, а стоимость единицы продукции остается неизменной. Другими словами, величина стоимости товара изменяется прямо пропорционально количеству и обратно пропорционально производительной силе труда.

     На  величину стоимости товара оказывает  влияние и степень сложности  труда. Труд ювелира сложнее труда  слесаря, а последний сложнее  труда лесоруба. Труд работника, не требующего специальной подготовки, называется простым трудом. Труд, для выполнения которого необходимо предварительное обучение, называется сложным трудом. Сложный труд следует рассматривать как умноженный или возведенный в степень простой труд. Сведение сложного труда к простому происходит в процессе обмена. При определении величины стоимости товара за основу берется общественно необходимое количество простого труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Роль Закона стоимости  в развитии товарного  производства

     Будучи  основным законом товарного хозяйства, закон стоимости играет значительную роль в его развитии. Поскольку стоимость создается в процессе производства, то закон стоимости предстает, прежде всего, как закон товарного производства. Здесь он выполняет роль стимулятора. Эта роль обусловлена тем, что под воздействием данного закона производители вынуждены учитывать не только индивидуальную, но и общественную (рыночную) стоимость своих товаров и поддерживать первую на уровне второй для того, чтобы не нести потерь от продажи произведенных товаров. Для многих товаропроизводителей возможность получения дополнительной выгоды служит стимулом для понижения индивидуальной стоимости своих товаров. Важнейшим фактором понижения стоимости является рост производительности труда, определяемой производительной силой труда и производительной силой вещественных факторов производства.

     Как этот фактор влияет на стоимость, можно  рассмотреть на простом примере. Предположим, производительность труда, производящего какой-то товар, возросла в два раза. В результате за час работы вместо одной штуки товара стали производить две. Иными словами, за час производится в два раза больше потребительных стоимостей.

Информация о работе Закон стоимости и его роль в развитии товарного производства