Закрытая и открытая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:23, реферат

Описание работы

Она представляет собой такую экономическую систему, в которой все деловые операции осуществляются внутри страны и расчеты совершаются национальной валютой. В условиях закрытой экономики внешнеэкономические связи страны либо вовсе отсутствуют, либо строго дозированы, и внешнеэкономическая политика носит ярко выраженный ограничительный характер. Можно сказать, что закрытая экономика — экономика, развитие которой определяется исключительно внутренними тенденциями и не зависит от тенденций, имеющих место в мировом хозяйстве.

Файлы: 1 файл

Основная часть.docx

— 32.52 Кб (Скачать файл)

В качестве показателей используемых для измерения степени открытости экономики чаще всего применяются  экспортная и импортная квота.

Экспортная квота представляет собой количественный показатель, характеризующий  значимость экспорта для экономики  в целом и отдельных отраслей по тем или иным видам продукции. В рамках всего национального  хозяйства  она рассчитывается как  отношение стоимости экспорта (Э) к стоимости валового внутреннего  продукта (ВВП) за соответствующий период в процентах:

Импортная квота представляет собой количественный показатель, характеризующий  значимость импорта для народного  хозяйства и отдельных отраслей по различным видам продукции. В  рамках всего национального хозяйства  импортная квота рассчитывается как отношение стоимости импорта (И) к стоимости (ВВП):

Внешнеторговая квота  определяется как отношение совокупной стоимости экспорта и импорта, деленной пополам к стоимости (ВВП) в процентах:

Движение в направлении  открытости экономики сопряжено  с возникновением многих сложных  проблем, одной из которых является проблема экономической безопасности, определение оптимальных условий  взаимодействия с мировым хозяйством. Для промышленного развития стран, особенно не имеющих собственных запасов энергии и сырья, открытость экономики является существенным фактором, влияющим на их дальнейшее развитие. Все остальные страны также участвуют в международном разделении труда, а, следовательно, в установлении коммерческих отношений друг с другом, что приводит к усилению взаимосвязей и взаимозависимости субъектов международного разделения труда и возникновению сочетать выгоды от специализации и кооперации с защитой от негативного внешнего воздействия. В результате возникает риск нестабильности национальной экономики, который обусловлен тем, что торговые отношения, в которые вступают страны по мере своего «открытия», не могут быть абсолютно безопасными. Поэтому при развитии внешней торговли в отдельных странах может иметь место только относительная экономическая безопасность, определяющаяся взаимозависимостью. Взаимозависимость может привести к экономической зависимости, представляющей собой такие причинно-следственные связи, при которых внешние факторы оказывают значительное влияние на развитие той или иной ситуации. Зависимость возникает тогда, когда для решения любой проблемы требуются соответствующие изменения в виде приспособленности.

 

 

 

 

 

 

 

Россия: от автаркии к открытой экономике

 

Исторические и политические особенности развития России в XX в., ее огромный людской и природный  потенциал определяли в течение  нескольких десятилетий в экономической  политике нашей страны устойчивую тенденцию  к автаркии. Попытка создания закрытой экономики во многом обусловила научно-техническое  отставание нашей страны в гражданских  отраслях промышленности, игнорирование  мировой тенденции к ресурсосбережению. В то же время задачи модернизации экономики и других областей общественной жизни вызвали противоположную  тенденцию к открытости экономики.

 

Открытие российской экономики  в период системного кризиса 90-х  гг. выявило неконкурентоспособность  большинства отраслей промышленности и сельского хозяйства, что усугубило  спад производства в народном хозяйстве  страны. Тем не менее процесс перехода к рынку требовал реального включения  экономики России в мировое хозяйство. Движение к открытой экономике предполагало, что в стратегическом плане ее формирование должно способствовать повышению  эффективности национального производства и конкурентоспособности национальной экономики. Действительно, уровень  экономического развития страны во многом определяется степенью открытости ее экономики. В подавляющем большинстве  случаев, чем выше уровень экономического развития страны, тем активнее и  разнообразнее формы ее внешнеэкономических  связей, тем более открыта ее экономика. Следовательно, участие страны в  международных экономических отношениях может отражать уровень ее экономического развития. Курс на открытую экономику  поэтому отвечает стратегическим национальным интересам нашей страны, дает возможность  России за счет участия в международном  разделении труда добиться роста  экономической эффективности национального  производства, достичь его оптимальных  масштабов и рациональной структуры. Вместе с тем формирование открытости экономических отношений — это сложный и длительный процесс.

 

Переход от закрытой экономики, характерной для доперестроечной  России, потребовал: отказа от централизованного  планирования и централизованного  регулирования экономического развития; разгосударствления экономики и  приватизации государственной собственности; либерализации экономики и внешнеэкономической  деятельности (последнее означает курс на открытую экономику); увеличения объемов  национального производства и обеспечение  экономического роста.

 

По сути дела, здесь перечислены  общие мероприятия, реализация которых  необходима для трансформации плановой эконо­мики в смешанную экономику  современного типа. В этой связи  можно однозначно утверждать, что  в условиях перехода от централизованного  планирования к рыночной экономике  неизбежна ликвидация государственной  монополии внешней торговли (при  которой все внешнеторговые операции проводились монопольными государственными объединениями по плану, утвержденному  правительством), ликвидация государственной  валютной монополии (при которой  все валютные доходы и расходы  страны проходили через государственный  бюджет и планировались государством в рамках общеэкономического плана). В результате либеральных экономических  преобразований большинство предприятии  были приватизированы, обрели возможность  самостоятельно принимать решения, и отдельные хозяйствующие субъекты получили право прямого выхода на внешний рынок и установления непосредственных хозяйственных связей с зарубежными бизнес-партнерами.

 

Путь к открытой экономике, как показывает экономическое развитие ведущих стран мира, должен быть постепенным, при этом активную роль должно играть государство. Проблемным здесь остается вопрос о границах участия государства во внеш­неэкономической деятельности. Резкое сокращение государственного участия, чего в принципе требует открытая экономика, в условиях экономической трансформации может не дать положительных результатов — внешняя конкуренция из созидатель­ного фактора может превратиться в фактор разрушительный. Основными задачами государства становятся повышение нацио­нальной конкурентоспособности, достижение предельно допустимой степени открытости, соответствующей данному этапу раз­вития национального хозяйства, его экономической и политической специфике. В этом случае построение модели открытой экономики будет благом для страны, создаст благоприятный климат для широкомасштабного инвестирования капитала в на­циональную экономику, обеспечит тем самым увеличение числа рабочих мест, рост ВВП, повышение жизненного уровня населения. А это, в свою очередь, создаст дополнительные предпосылки для расширения внешнеэкономических связей, углубления внешнеэкономических отношений,  т.е. для увеличения степени открытости национальной экономики.

 

Либерализация экономики  и либерализация внешнеэкономической  деятельности предполагают, что у  государства сохра­няются регулирующие и контролирующие функции, как у  любого государства в рыночной экономике. Во внешнеэкономиче­ских связях это  относится к таможенным пошлинам, системе валютного контроля, регулированию  деятельности зарубежных коммерческих и иных структур на территории России, к ряду прочих аспектов внешнеэкономической  деятельности. Таким об­разом, открытая экономика не означает, что страны должны полностью ликвидировать  различные торговые барьеры (им­портные тарифы и пошлины, налоги на экспортируемую продукцию, импортные квоты, лицензирование импорта и т. п.), снять все ограничения  на ввоз и вывоз факторов производства, свести к минимуму вмешательство  в функционирование валютных рынков. В рамках общих норм, касающихся рыночных экономик, каждая страна, в том числе и Россия, регулирует степень своей открытости, которая не может быть ни полной (без каких-то элементов протекционизма), ни нулевой (т. е. полностью закрытой). Такая политика предполагает участие данной страны в различных международных организациях, и прежде всего в ВТО (Всемирной торговой организации).

 

К сведению. ВТО — международная  экономическая организация, осуществляющая регулирование международной торговли на многосторонней основе. В настоящее  время в ВТО входит более 150 стран. Основными целями Всемирной торговой организации являются:

 

 

 

 

• обеспечение равного, не дискреционного режима торговли для  всех стран-участниц;

 

 

 

 

• снижение таможенных тарифов  и пошлин, устранение импортных квот путем проведения многосторонних переговоров;

 

 

 

 

• содействие развитию тенденций  либерализации внешней торговли;

 

 

 

 

• снятие барьеров в торговле услугами;

 

 

 

 

• устранение ограничений  на иностранные инвестиции (ограничений  международного движения капитала);

 

 

 

 

• внедрение на международной  основе патентных, авторских прав, прав на торговую марку и т. н.

 

 

 

Последние годы Россия вела активные переговоры по вступлению в  ВТО. Необходимость этого вступления обусловлена задачами интеграции российской экономики в мировую экономическую  систему, создания более благоприятных  условий доступа на мировые рынки, привлечения зарубежных инвестиций и технологий в Россию. Переговорный процесс по вступлению России в ВТО  начался еще в 1995 г., а само вступление состоялось 18 ноября 2006 г. Членство в  ВТО обеспечит России адаптацию  к правилам рыночной экономики, участие  на равных в мировой торговле.

 

Итак, исчерпав внутренний ресурс своей «закрытой экономики», российская экономика оказалась в русле  законов миро­вого рынка, что  предопределило формирование экономической  системы открытого типа. Подобные выводы можно сделать на основе фактологической  информации. Показатели, характеризующие  активность нашей страны в мировой  торговле, рассчита­ны и представлены в таблице.

 

Динамика показателей  активности страны в международной  торговле

 

 

 

Рост большинства показателей, характеризующих участие страны в международной торговле, отражает растущую актив­ность России на мировом  рынке. Об этом свидетельствует и  увеличение доли страны в мировой  торговле и в мировом ВВП. Однако однозначные выводы, не проанализировав  структуру экспортных и импортных  потоков, делать нельзя Структуре внешней  торговли России уже уделялось внимание в разд. 18.2.3 и был сделан вывод  о сырьевой направленности экспорта России. С точки зрения места и  роли России в МРТ, это явное свидетельство  низкого научно-технического и производственного  уровня российской экономики. Подобное заключение можно сделать и на основе анализа структуры российского  импорта. Наиболее импортируемыми видами продукции являются машины, оборудование, транспортные средства, что означает низкий уровень развития данных отраслей национальной экономики и существенную их зависимость от внешнего рынка, Что  касается показателей международного движения капитала, то Россия экспортирует и импортирует капитал. По данным Госкомстата России, по состоянию  на конец 2006 г. накопленный иностранный  капитал в экономике России составил 142,9 млрд долл., что на 27,8 % больше по сравнению с соответствующим  периодом 2005 г. В накопленном иностранном  капитале доля прямых инвестиций составила  на конец 2006 г. 47,5 %, тогда как в 2005 г. этот показатель составлял 44,5 %. Что касается портфельных инвестиций, то их доля в суммарном накопленном капитале также увеличилась — с 1,7 % в 2005 г. до 3,4 % в 2006 г. В экономику России в 2006 г. поступило иностранных инвестиций на 2,7 % больше, чем в 2005 г. В 2006 г. за рубеж направлено иностранных инвестиций на 67,0 % больше, чем в 2005 г. Как видно, объемы экспорта инвестиций фактически адекватны притоку иностранных инвестиций на ее территорию. Неоднозначна ситуация и с внешним долгом России. Внешний долг имеет тенденцию к увеличению. Одновременно соотношение внешнего долга с ВВП страны, наоборот, понижалось. По нашим подсчетам, оно сократилось с 44 % в 2002 г. до 35 % в 2003 г. и до 29 % в 2005 г.

 

Приведенные данные не позволяют  дать однозначную оценку уровня экономического развития нашей страны, но, с другой стороны, свидетельствуют о возрастающем участии страны во всех формах международных  экономических отношений, о по­вышении степени открытости ее экономики.

 

Российскую экономику, вместе с тем, нельзя назвать полностью  открытой. И хотя приспособление России к реалиям кон­куренции в рамках мировой экономической системы  идет очень и очень противоречиво, российская экономика постепенно втя­гивается в интеграционные процессы, происходящие в мире


Информация о работе Закрытая и открытая экономика