Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 23:30, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение основных причин безработицы, выявление социально-экономических последствий безработицы, исследовать деятельность государства в сфере занятости населения.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
Раскрыть теоретические аспекты рынка труда.
Раскрыть сущность безработицы.
Глава 2.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА
2.1 Проблемы рынка труда.
В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны.
Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием происходящих процессов на рынке труда становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.
Безработица — социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население.
Одной из наиболее острых проблем для России является проблема формирования цивилизованного рынка, основанного на плюрализме форм собственности, свободе предпринимательской деятельности, трудовой активности и свободе труда.
Для обеспечения эффективности государственной политики в области обеспечения занятости населения, реализуемой на рынке труда, необходим ее научный анализ, позволяющий выработать конкретные рекомендации и предложения для их последующего нормативного закрепления.
Среди социально-экономических факторов, оказывающих влияние на формирование рынка труда в России, главными являются:
1. Значительное сокращение
инвестиций в народное
2. Спад промышленного
производства, который не сопровождается
адекватным сокращением
3. Сокращение числа занятых
на руководящих должностях
4. Усиление миграционного движения, как эмиграции, так и иммиграции.
Формирование в России рынка труда диктует необходимость разработки политики занятости, учитывающей специфику переходной экономики, национальные особенности, менталитет населения. Это не исключает использование некоторых принципов и подходов, характерных для стратегий занятости в странах с рыночным хозяйством, что, однако, возможно лишь при условии их адаптации к российским реалиям.
Современный рынок труда развивается в условиях реформирования российской экономики и продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 2008 года, обусловившего спад в промышленном секторе и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, дисбаланс спроса и предложения на рынке труда.
На основе анализа и прогноза социально-экономического развития на краткосрочную перспективу можно сделать вывод, что в долгосрочной перспективе потребность в персонале будет расти, особенно в сфере информационных технологий и телекоммуникаций (беспроводные технологии, внедрение и развитие ERP-систем и др.), финансов и инвестиций (IPO, банковская розница), медицины (включая специалистов по биотехнологиям и генной инженерии), производства (инженеры и технологи).
Можно с уверенностью сказать о дальнейшем увеличении разрыва между спросом и предложением на рынке труда. Следовательно, для привлечения и удержания квалифицированных сотрудников компаниям придется тратить все большее количество денежных средств, разрабатывать мотивационные программы, более гибко подходить к требованиям по опыту кандидатов, снимать возрастные ограничения.
Чтобы обеспечить занятость населения нужно поставить перед собой три основных стратегических цели:
-более полное использование недоиспользуемой рабочей силы;
-создание возможностей
продуктивной и хорошо
-инвестирование в
2.2 Пути решения проблемы безработицы на рынке труда.
Есть два пути: прямой и косвенный.
Прямой путь — это возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.
Косвенный
— это административное или законодательное регулирование занятости. Это означает:
Обеспечение правовой защищенности наемных работников.
Использование альтернативных форм занятости.
Помимо гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность выбора оптимального режима работы самими работниками, нужно использовать и мировой опыт работы «дележа рабочих мест» (job-sharing) и «дележа работы» (work-sharing) во времени и пространстве. Сегодня ты работаешь, а завтра — я; ты — там, а я — здесь.
Развитие системы страхования от безработицы:
-повышение доли отчислений
в фонд занятости, что позволит
стимулировать структурную
-использование страховых принципов, когда наряду с работодателем в формировании фонда участвует и сам работник;
-финансирование государством специальных программ помощи конкретным социальным группам на рынке труда — попавшим под сокращение военнослужащим, беженцам, молодежи и т.п.;
-адаптация безработных к изменившимся требованиям рынка через систему профессиональной подготовки при максимальном учете имеющейся базовой квалификации;
- упрощение процедуры
регистрации безработных в
4. Усиление гарантий в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей заработной платы.
5. Создание действенной
системы защиты наемных
Важнейшей задачей социального партнерства является устранение конфликтных ситуаций. К сожалению, партнеры наемных работников — государство и предприниматели — нередко нарушают взятые на себя обязательства, что приводит к возникновению трудовых конфликтов в различных формах.
В сложившейся в стране ситуации отсутствует главное — равноправие сторон. Необходимо преодолеть отчуждение работника от его рабочей силы, привести цену рабочей силы в соответствие со стандартами цивилизованного мира. Новая рыночная модель труда предполагает ликвидацию всех форм принуждения людей к труду, свободный выбор сфер профессиональной деятельности, свободный перелив рабочей силы между отраслями, профессиональными группами, территориями, формирование оплаты труда по законам спроса, предложения и цены рабочей силы, создание системы государственных гарантий, социальной защищенности граждан от безработицы.
Социальное партнерство реализуется через систему переговоров и заключаемых соглашений, и договоров. Особое значение приобретает заключение коллективных договоров на предприятиях и в организациях там, где непосредственно происходит соединение владельцев рабочей силы и средств производства. В этих договорах должна быть предусмотрена взаимная заинтересованность наемных работников и предпринимателей в эффективной экономической деятельности, развитии производства и конкурентоспособности товаров и услуг, росте трудовой и социальной активности, смягчении остроты социальных противоречий и нахождении конструктивных форм разрешения трудовых конфликтов.
Для того чтобы социальное партнерство достигло своих целей, к заключению коллективных договоров надо подходить дифференцированно. При обсуждении коллективных договоров, их содержании и структуры нужно учитывать специфику предприятия, статус и характер его деятельности. Имеются в виду особенности предприятий в зависимости от форм собственности, размера и объема производства, их финансового состояния (рентабельное или убыточное), отраслевой принадлежности, местонахождения, состава работников, наличия социальной инфраструктуры.
Учитывая особенности российского рынка труда в переходный период, можно сделать вывод, что официально провозглашенный курс более полного и эффективного использования ресурсов (включая трудовые), в том числе за счет введения в действие различных форм хозяйственной деятельности, на нынешнем этапе реформ пока сопровождает разрушением трудового потенциала.
Глава 3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ТРУДА КОНСТАНТИНОВСКОГО РАЙОНА, РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
3.1 Анализ состояния занятости
населения Константиновского
В настоящее время демографическая ситуация в России стала одной из самых злободневных социально – экономических проблем нашего общества.
Учитывая, что экономическое и социальное развитие региона тесно связаны с демографической ситуацией, вопросы демографии требуют постоянного и пристального внимания органов власти и управления всех уровней.
В связи с тем, что доминирующая часть доходов населения формируется за счет оплаты труда, проблемы занятости и трудоустройства имеют приоритетное значение.
К концу 4 квартала 2014 года численность официально зарегистрированных безработных уменьшилась на 32 чел., по сравнению с концом 4 квартала 2013 г. Средняя нагрузка незанятого населения на одну вакансию составила 1,03 чел.
Структура спроса на рынке труда, как правило, не совпадает со структурой предложения, что является следствием недостаточной мобильности рабочей силы, низкой престижности рабочих профессий, поэтому быстро найти подходящую работу в соответствии с квалификацией и материальными запросами нелегко особенно в условиях экономического кризиса.
В 2014 году численность экономически активного населения в Константиновском районе составляет 18100 человек.
Уровень регистрируемой безработицы на 01.01.2015 г. составила 1,51 %. Признано безработными за 2014 г. 559 чел.
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. | ||
2012 год |
|||||
Численность обратившихся за поиском работы, чел. |
377 |
840 |
1309 |
1720 | |
Темп роста к соответствующему периоду предыдущего года, % |
83,9 |
86,4 |
87,3 |
89,92 | |
Численность безработных на конец отчетного периода, чел |
313 |
243 |
215 |
276 | |
Удельный вес безработных к численности ЭАН, % |
1,7 |
1,34 |
1,19 |
1,53 | |
2013 год |
|||||
Численность обратившихся за поиском работы, чел. |
286 |
715 |
1357 |
1725 | |
Темп роста к соответствующему периоду предыдущего года, % |
75,8 |
85,1 |
103,6 |
100,3 | |
Численность безработных на конец отчетного периода, чел |
261 |
204 |
206 |
291 | |
Удельный вес безработных к численности ЭАН, % |
1,45 |
1,13 |
1,14 |
1,61 | |
2014 год |
|||||
Численность обратившихся за поиском работы, чел. |
304 |
806 |
1330 |
1690 | |
Темп роста к соответствующему периоду предыдущего года, % |
106,2 |
112,73 |
98,01 |
98,00 | |
Численность безработных на конец отчетного периода, чел |
266 |
209 |
201 |
273 | |
Удельный вес безработных к численности ЭАН, % |
1,47 |
1,16 |
1,11 |
1,51 |
За 2014 год в ГКУ РО «Центр занятости населения Константиновского района» обратилось в поиске работы 1690 человек, что составляет 98 % от уровня прошлого года. Из них: 999 женщин, что составляет 59,11 % от общего числа обратившихся.
Нашли работу 1231 человек,
из них 718 женщин (58,33 % от общего
числа трудоустроенных граждан)
За период с 1 января по 31 декабря 2014 г. в ГКУ РО «Центр занятости населения Константиновского района» зарегистрировано 559 безработных граждан, что составляет 95 % по отношению к зарегистрированным безработным в 2013г.
Рассмотрим структурный состав безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения в январе – декабре 2014г по наиболее значимым категориям граждан.
В 2014г. 13,00% (75 чел.) от общего числа признанных безработными в 2014г. составили инвалиды.
10,00% (57 чел.) от общего числа
признанных безработными в 2014г. составили
граждане предпенсионного
39,00% (216 чел.) от общего числа признанных безработными в 2014г. составили граждане, имеющие несовершеннолетних детей.
Отношение количества зарегистрированных безработных граждан, состоящих на конец отчетного периода (273 чел.), к количеству безработных по методологии МОТ (2100 чел.), на конец декабря 2014г. составило 13,00%.
За период с января по декабрь 2014 года в программах активной политики приняли участие из числа безработных граждан:
80 чел. – общественные работы (в 2013 г. 81 чел.)
60 чел. – направлены на профессиональное обучение (в 2013 г. 80 чел.)
23 чел. – организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (в 2013 г. – 20 чел.)
6 чел. – организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений среднего профессионального образования, ищущих работы впервые (в 2013 г. – 7 чел.)
61 чел.- социальная адаптация на рынке труда (в 2013 г. – 49 чел.)
Для финансирования
мероприятий по содействию
В общей доле расходов (2 158,97 тыс. руб.) средства распределялись следующим образом:
средства областного бюджета 37,00 %
средства работодателей – 43,00 %
средства местного бюджета – 20,00 %
В разрезе конкретных направлений занятости затраты из средств областного бюджета распределялись следующим образом:
Информация о работе Занятость и безработица в рыночной экономике