Занятость населения и безработица в России. Проблемы регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - изучение и анализ проблемы занятости и безработицы, а также пути преодоления безработицы, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…3
Глава №1.Типы занятости…………………………………………….....4
1.1 Понятие занятости населения…………………………………….…4
1.2 Структура и формы занятости населения……………………….…7
Глава№2 Причины возникновения безработицы………………….….11
2.1 Политика регулирования занятости в РФ………………………..11
2.2 Методы борьбы с безработицей……………………………….....14
Глава №3 Регулирование безработицы и занятости населения
государством……………………………………………………………17
3.1 Особенности регулирования рынка труда в РФ………………..17
3.2 Социально-экономическая сущность занятости в РФ…………...20
Заключение………………………………………………………….….23
Список литературы……………………………………………………24

Файлы: 1 файл

НОВАЯ КУРСОВАЯ - копия.docx

— 223.55 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Направления регулирования  занятости населения  таблица №-3

[12 , с34]

В России активная политика проводится преимущественно органами Федеральной службы по труду и занятости по следующим основным направлениям:-помощь в трудоустройстве;-содействие в профессиональной подготовке и переподготовке;-содействие само занятости и предпринимательству/ Служба занятости не может быть единственной государственной организацией, оказывающей активное регулирующее воздействие на занятость населения .В этом отношении более действенными представляются следующие меры косвенного регулирования рынка труда: налоговая, денежно-кредитная политика правительства, совершенствование законодательства о социальном обеспечении о трудовых отношениях.      

Ряд исследователей проблем сферы занятости населения отмечает, что в России существует проблема «кадрового голода», в частности, среди квалифицированных рабочих. В то же время отмечается что высококвалифицированные специалисты с высшим образованием не могут получить работу по специальности. Так, по данным Росстата в 2010 году среди группы неквалифицированных работников 12% — это люди с высшим образованием, а 16% — это люди, получившие среднее профессиональное образование. [ http://www.center-yf.ru/data/Kadroviku/Bezrabotica.php] Это свидетельствует о том, что экономика не может предложить достойные рабочие места этим людям. Поэтому важно не только непосредственное трудоустройство ищущих работу, но и обеспечение эффективной занятости, которая позволит работникам занимать подходящие рабочие места, где возможно будет максимально реализовать человеческий потенциал. Учитывая наметившуюся в России ориентацию экономической политики на долгосрочную перспективу и развитие наукоемких отраслей, важно стимулировать приток высококвалифицированных специалистов и рабочих в авиастроение, машиностроение, строительство транспортных сетей, научные исследования, энергетическую отрасль. Это возможно только в том случае, если заработная плата в указанных отраслях будет не ниже, чем в сфере финансов и торговли, добычи ископаемых. Активная деятельность коммерческих служб трудоустройства в рыночной экономике существенно влияет на соотношение спроса и предложения на рынке труда. Коммерческие службы трудоустройства заинтересованы в максимальной эффективности своей деятельности, поэтому при их добросовестной конкуренции и соблюдении законодательства сфера занятости становится более сбалансированной. Современная структура подготовки кадров не отвечает потребностям экономики. Во многих регионах наблюдается перепроизводство юристов, экономистов, менеджеров при дефиците специалистов для промышленности, строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и квалифицированных рабочих. Недостаточно планируется подготовка кадров даже в таких поддающихся прямому государственному регулированию сферах, как государственная служба и бюджетные отрасли. С подготовкой кадров связана еще одна проблема, с которой рынок иногда не может справиться, а именно: «присвоения» другими фирмами квалифицированных работников, подготовленных предпринимателем для себя. Это обстоятельство снижает стимулы предпринимателей к обучению работников. Ослабление стимулов работника и работодателя к проф. подготовке и повышению квалификации ведет к углублению такого негативного явления, как несоответствие работы и работника. Современные российские исследователи трудовой миграции определяют ее как отношения перераспределения человеческих ресурсов по территории стран мира, обусловленный развитием производства и самого человека.

2.2Методы борьбы  с безработицей

                 В сфере государственного регулирования занятости следует в первую очередь повышать экономическую и социальную эффективность занятости путем изменения ее структуры и форм. Должны быть созданы необходимые условия для развития рабочей силы и совершенствования экономических отношений занятости. Для этого потребуется снизить уровень избыточной занятости, который отмечается на некоторых предприятиях. Эффективно проводить подобные мероприятия в России поможет полное взаимодействие между региональными центрами занятости и работниками отделов кадров организаций и предприятий. Это взаимодействие на сегодняшний день проявляется исключительно в виде одноразовых  проводимых мероприятий. Снижению роста безработицы будет способствовать улучшение уровня образования. Развиваясь, система профессионального образования сможет поспособствовать повышению квалификации работников, делая их более приспособленными к изменениям на рынке труда. Методы борьбы с безработицей. Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

1) улучшения информационного  обеспечения рынка труда. Во  всех странах эту функцию выполняют  организации по трудоустройству  (биржи труда).

2) устранения факторов, снижающих  мобильность рабочей силы. Для  этого необходимо прежде всего:

а) создание развитого рынка  жилья;

б) увеличение масштабов  жилищного строительства; в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой. Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Наиболее трудно бороться с циклической безработицей, для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры: Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников. Способами увеличения спроса являются:

-стимулирование роста  экспорта. Это может привести  к росту объемов производства  и, соответственно, - занятости на  них;

-поддержка и поощрение  инвестиций в реконструкцию предприятия  с целью повышения конкурентоспособности продукции.

Создание условий для  сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти  работу даже при том же числе свободных  рабочих мест. Сократить число  претендентов на эти места и, более  того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально. Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат. Создание условий для роста само занятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава№3

Регулирование безработицы  и занятости населения

государством

3.1Особенности регулирования рынка труда в РФ

             Рынок труда – это динамическая система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, и механизм его самореализации, механизм спроса и предложения, функционирующий на основе информации, поступающий в виде изменений цены труда (заработной платы). Рынок труда является одним из наиболее сложных рынков, которые существуют и функционируют. Уровень его развития является важным показателем развития экономики страны в целом, а его успешное функционирование – неотъемлемое условие экономического роста. Трудовые ресурсы представляют собой экономическую форму фактора производства, предшествующую его превращению в рабочую силу. В количественном аспекте в их состав входит трудоспособное население, занятое,  независимо от возраста в различных сферах общественного хозяйства, кооперативной и индивидуально-трудовой деятельности, а также лица трудоспособного возраста, потенциально способные к участию в общественном труде, но занятые по различным причинам в домашнем и личном подсобном хозяйстве, на учёбе с отрывом от производства, в составе вооружённых силах. В их состав также входят и лица трудоспособного возраста, которые в данный момент по каким-то причинам не работают. В России в соответствии с законодательством в состав трудоспособного населения входят мужчины 16-59 лет и женщины 16-54 лет. Из их состава исключаются неработающие инвалиды 1 и 2 групп и пенсионеры, получающие пенсии по старости на льготных условиях (мужчины 50-59 лет  и женщины 45-54 года). К трудовым ресурсам также относятся фактические работающие пенсионеры и подростки моложе 16 лет. Трудовой потенциал есть совокупность всех трудовых возможностей, как отдельного человека, так и различных групп работников общества в целом. Количественно трудовой потенциал можно определить путём перемножения численности трудовых ресурсов на время, которое может отработать один работник в течение года. Экономически активное население (рабочая сила) есть часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. [http://www.ronl.ru/referaty/sociologiya/11893/]Численность экономически активного населения включает занятых и безработных. Уровень экономической активности населения – это доля экономически активного населения в общей численности населения. К безработным относятся также лица, обучающиеся по направлению службы занятости. Учащиеся, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, в соответствии с критериями, изложенными выше.

Численность безработных таблица №-4

Численность безработных  и уровень регистрируемой безработицы  в январе 2010г.

 

Зарегистрировано безработных, тыс. чел.

Доля безработных, которым  назначено пособие, %

Уровень безработицы, %

Российская Федерация

2515,5

89,9

3,4

в том числе районы: Северный

172,5

86,0

5,8

Северо-Западный

139,1

91,6

5,8

Центральный

477,9

92,1

3,1

Волго-Вятский

209.9

88,3

5,0

Центрально-Черноземный

92,6

95,7

2,5

Поволжский

273,0

92.0

3,2

Северо-Кавказский

234,9

81,9

2,9

Уральский

336,5

90.3

3.4

Западный

215.8

90,9

2,8

       

Рабочая сила присуща любому обществу независимо от этапа его  развития, его общественной формы. Под  рабочей силой понимают физические и умственные способности к труду, которыми обладает человек и которые он использует при производстве материальных и духовных благ. Рабочая сила, рассматриваемая  в единстве с её носителем – трудоспособным населением, выражается понятием «трудовые ресурсы». Следовательно, понятия «трудовые ресурсы» шире, многограннее, чем понятие «рабочая сила». Соотношение между ними определяется тем, что трудовые ресурсы представляют собой определённую совокупность людей, в то время как рабочая сила – это свойство последних.

Динамика численности  безработных таблица №-5

Динамика численности  безработных и уровня официально зарегистрированной безработицы в России с 2005-2010 г

На конец периода, годы

Численность безработных, тыс. чел.

Уровень безработицы, %

2005

61,4

0.08

2006

577.7

0,76

2007

835,5

1,11

2008

1635,7

2,21

2009

2326,9

3,15

2010

2506,0

3,4

[16 c 98]

   

 

 

 

 

3.2 Социально-экономическая сущность занятости в РФ

               Занятость важнейшая характеристика экономики, благосостояния народа. Экономическая категория занятость – это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей, в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих позиций занятость выступает важнейшей характеристикой рынка труда. Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависит уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, их трудоустройство, материальную поддержку безработных. Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанного с удовлетворением его потребностей в сфере труда и в связи с трудом. Занятость имеет ярко выраженный социальный характер. Она отражает потребность людей не только в доходах. Но и в самореализации посредством общественно-полезной деятельности, а также степень удовлетворения этой потребности при определенном уровне социально-экономического развития общества.

[14 c 55]

Занятость является очень  важной экономической категорией. Она  показывает степень распределения рабочей силы в экономике и уровень жизни в среднем по стране. Основными принципами формирования и обеспечения определенного уровня занятости являются следующие. Добровольность труда. Каждый трудоспособный субъект, который обладает всеми необходимыми трудовыми качествами, имеет право свободно распоряжаться своими возможностями и способностями к тому или иному роду деятельности. Ответственность государства за создание условий для реализации прав граждан на осуществление трудовой деятельности. Трудовое законодательство в первую очередь имеет своей целью предоставление гарантий трудовых прав и свобод субъекта, обеспечение максимально благоприятных условий для протекания трудового процесса, а также защиту интересов, как трудящихся, так и самих работодателей. Комплексный подход к решению проблем занятости, который состоит в координации усилий органов власти всех уровней, взаимодействии механизмов государственного регулирования и рыночного саморегулирования, использовании финансовых возможностей бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан, достижении экономической и социальной эффективности государственных программ стимулирования занятости Практическая сущность оценки трудоспособного населения требует деления занятости на три основных вида: полная занятость может быть описана как состояние экономики, когда уровень вовлечения всего трудоспособного населения в производство и иные сферы деятельности максимален. С одной стороны это хорошо, поскольку исключает наличие безработных, а с другой – наносит ущерб не менее важным сторонам жизни человека: здоровью, воспитанию детей. эффективная занятость представляет собой часть полной занятости, которая обеспечивает достойный доход, здоровье работника, его профессиональный карьерный рост и пр., т. е. способствует улучшению общего уровня жизни и росту общественного благосостояния3) социально-полезная занятость представлена количеством трудоспособных лиц, занятых общественно полезной деятельностью, находящихся на военной службе или обучающихся на заочном отделении высшего учебного заведения или занимающихся домохозяйством

                                        

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Заключение 
         В заключение своей работы я хотела бы подвести некоторые итоги. Проблема безработицы является одной из самых больших проблем в рыночной экономике, и, не решив ее, невозможно наладить эффективную экономическую деятельность. Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обуславливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени. Безработица никогда не бывает равномерно распределенной среди населения страны. Одни группы населения страдают от безработицы больше, чем другие. Безработица имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди всех этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических лечебницах, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т. д., ведь люди остро переживают не востребованность своих знаний, производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую. Целью борьбы с безработицей является достижение полной и эффективной занятости. Для регулирования государством занятости и безработицы создаются службы занятости населения, которые содействуют в трудоустройстве, а также оказывают материальную поддержку безработным. Служба занятости взаимодействует с предприятиями и организациями всех форм собственности.

Информация о работе Занятость населения и безработица в России. Проблемы регулирования