Занятость населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной обусловливает возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблем занятости. Только государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить общество к реализации стратегических целей реформ.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ по макро.docx

— 110.24 Кб (Скачать файл)

В случае если безработица  превышает естественную норму, вмешательство  государства в экономику вполне оправдано. Пуская в ход инструменты  макроэкономической политики, оно добивается снижения безработицы вплоть до естественного  уровня. При этом, правда, неизбежно  кратковременное повышение темпа  инфляции. Достижение естественного  уровня означает, что государству  необходимо полностью прекратить макроэкономическое регулирование занятости, дать ей возможность  совершить рыночные колебания в  районе естественного уровня, при  необходимости корректируя их с  помощью методов макроэкономической политики. Главной заботой государства  становится поддержание темпа роста  цен на сравнительно низком уровне. Сделать это можно посредством  правильной денежной политики и других способов антиинфляционного регулирования. Государство может продолжать макроэкономическое регулирование рынка труда, но уже за пределами разумного. Увеличивая предложение денег, наращивая субсидии и дотации, расширяя поток инвестиций из бюджета, оно способно сократить безработицу до уровня, меньшего естественной нормы. 

Длительность экономических  взаимодействий на регулирование рынка  рабочей силы определяется двумя  основными факторами. Первый – сроки  действия основных соглашений. Если они  не содержат обязательства корректировать заработную плату в соответствии с темпом роста цен, трудящиеся вынуждены мириться с падением реальных доходов вследствие ускорения инфляции. Только когда начнется заключение новых трудовых контрактов и в дело вступят профсоюзы, они вправе добиваться пересмотра ставок заработной платы, что изменит ситуацию и на рынке труда, и в экономике в целом. 

Второй фактор – инфляционные ожидания занятых. Поскольку в их основе лежит инфляционный опыт, характеризующийся  темпом роста цен, обладатели рабочих  мест какое-то время надеются на лучшее, рассчитывают на его стабильность, мирятся со снижением реальных доходов. Поэтому в течение определенного времени номинальная заработная плата не растет. При условии повышения эффективности труда это оборачивается уменьшением удельных затрат, увеличением прибыли, инвестиций и занятости. Затем трудящиеся расстаются с иллюзиями по поводу стабилизации инфляционного процесса, полностью осознав, что инфляция сократила их реальные доходы, и будущее не обещает ничего другого. Начинается давление в сторону повышения номинальной и реальной заработной платы.

Поддерживаемые профсоюзами занятые добиваются своего. Но приращение заработной платы носит сугубо инфляционный характер, вызванные не увеличением спроса на рабочую силу, а очередным скачком цен, что является средством неверной денежной политики государства. Поскольку новая, более высокая, заработная плата имеет нерыночное происхождение, связана с деятельностью государства, рынок труда окажется разбалансированным. В результате владельцы рабочей силы, торгующие своим товаром по искусственно высоким ценам, уже не смогут продать его в прежнем количестве, произойдет рост безработицы. В итоге достигается естественный уровень безработицы, но при более значительном темпе инфляции. Становится очевидным, что предыдущие действия государства привели к ускорению инфляции и лишь кратковременному снижению безработицы, за которым обязательно произойдет ее рост. Отсюда следует, что какими бы не были действия государства, механизмы рынка будут неумолимо продвигать экономику в направлении долгосрочного развития. Когда государство ведет себя неверно, поступает вопреки силам рынка, механизмы последнего рано или поздно «подтянут» безработицу к естественным нормам, но только при исключительно высоком уровне инфляции. В этом случае общество неизбежно страдает от стагфляции. При правильной постановке экономической политики естественную безработицу сопровождала бы умеренная, управляемая инфляция8

 

1.2 ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ - КАК ОДИН ИЗ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ РЫНКА ТРУДА

Теория Дж. Кейнса. В конце 20-х начале 30-х годов страны с рыночной экономикой поразил экономический кризис, приведший к значительной по масштабам и срокам безработице. Он продемонстрировал, что выводы неоклассической теории о принципиальной невозможности длительной безработицы противоречат действительности. Дж. Кейнс в работе “Общая теория занятости, процента и денег” дал объяснение экономических проблем, отличное от неоклассической теории. Основные его выводы по проблемам занятости сводились к следующим положениям:  
1. Рыночная экономика не является саморегулирующей системой. При достигнутом равновесии совокупного спроса и предложения возможен значительный уровень безработицы и инфляции. 

2. В краткосрочном периоде  цены и ставки заработной платы  являются не эластичными, они  не могут служить регуляторами  экономики и восстановить полную  занятость. Их жёсткость объясняется  несовершенной конкуренцией на рынках; наличие монополий, препятствующих снижению цен; существованием на рынке труда объединений – профсоюзов, препятствующих снижению рыночных ставок заработной платы.  
3. В рыночной экономике желательно достижение полной занятости, что не тождественно 100%-ному вовлечению в производство всех трудоспособных. Полная занятость – это максимально достижимая на практике занятость, соответствующая примерно 96-97% всего трудоспособного населения. Полной занятости сопутствует безработица (3-4%), так называемый естественный уровень безработицы, поскольку некоторые её формы (фрикционная, структурная) принципиально не устранимы.  ВНП, произведённый в условиях полной занятости называется потенциальным. 

4. В рыночной экономике  не существует механизма, автоматически  обеспечивающего полную занятость  при всех условиях. Так, при  равновесии совокупного спроса  и совокупного предложения реальная  занятость может быть меньше  полной, величина произведённого  ВНП меньше потенциального. Возможно длительное существование безработицы. 

5. Необходимо систематическое  вмешательство государства в  экономику для достижения полной  занятости и потенциального ВНП,  которые рынок самостоятельно  не обеспечивает. Однако, при любых вариантах вмешательства государства в рыночную экономику ведёт в конечном счёте к инфляции.  
В 70-е годы в странах с развитой рыночной экономикой резко усилилась инфляция, возросла безработица. Стало очевидным, что регулирование рыночной экономики в соответствии с рекомендациями теории Дж. Кейнса стало неэффективным. Кейнсианская теория подверглась критике со стороны монетаристов (М. Фридмен и др.), основные положения которых по проблемам занятости таковы: 

1.Длительное и устойчивое  равновесие спроса и предложения  на рынке труда достигается  при естественном уровне безработицы,  при этом темп инфляции может быть любым. 

2.Условия функционирования  рынка труда задают естественный  уровень безработицы, который  превышает безработицу, соответствующую  полной занятости, за счёт выключения её институциональной формы. Естественная безработица соответствует практически достижимой занятости, составляющей 94-95%.  
3.В долгосрочном периоде никакие меры воздействия государства на экономику не могут уменьшить естественный уровень безработицы.  
4.В краткосрочном периоде государство может добиться безработицы ниже естественного уровня за счёт инициирования инфляции, то есть повышения её фактического темпа по сравнению с ожидаемыми. Однако каждая последующая попытка становится всё менее эффективной, требуя для своего осуществления всё более высокого фактического темпа инфляции. 

5.Государство не должно  вмешиваться в рынок труда,  если безработица не превышает  естественный уровень. В противном  случае в результате его ошибочной  политики занятости развивается  стагфляция - одновременный рост инфляции и безработицы. В современной рыночной экономике меняется представление о полной занятости, бытовавшей в течение многих лет в советской экономической науке. В условиях рынка труда речь идёт не о максимальном, полном вовлечении всего трудоспособного населения в сферу общественного труда, а о рациональной занятости трудоспособных. С позиции рыночной экономики полная занятость воспринимается не как всеобщая, а как доступная, то есть занятость следует считать полной, если каждый желающий иметь работу имеет возможность получить её с учётом профессиональной принадлежности.  
Под полной занятостью понимается вовлечение всех желающих в процесс трудовой деятельности, отсутствие безработицы. Рациональная занятость характеризуется оптимальным распределением работников по отраслям производства, регионам, обеспечение максимальной эффективности их использования. Совершенствование отношений занятости необходимо осуществлять с позиций сравнительной эффективности различных социальных форм трудовой деятельности. В этом плане можно выделить занятых в государственных предприятиях, организациях и учреждениях, в колхозах и других кооперативах, в личном подсобном хозяйстве, индивидуально трудовой деятельности, в акционерных обществах, в фермерских, крестьянских хозяйствах, в частных предприятиях. Во всех этих формах трудовые отношения складываются по - разному, в зависимости от отношений непосредственных производителей к средствам производства. Как показывает мировая практика, наиболее эффективная занятость обеспечивается на акционерных предприятиях, деятельность которых регламентируется законами рынка. Во всех странах эффективность на государственных предприятиях ниже, чем в акционерных, частных и других фирмах9.

 

2. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ 

 
2.1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА

Факты конкретной экономической  действительности показывают, что в  странах с развитой рыночной экономикой практически уже несколько десятилетий  как стали создавать и совершенствовать механизм для целенаправленного  регулирования профессиональной подготовки и занятости населения. Это было обусловлено ускорением НТП, глубокими  структурными изменениями в экономике, быстро меняющимися требованиями к  качеству трудовых ресурсов. Стихийный  рынок труда уже не обеспечивал  своевременного приспособления структуры  предложения рабочей силы к изменению  структуры спроса на нее. В результате наблюдается рост безработицы при  одновременной острой нехватке кадров нужной квалификации. Эти процессы показали объективную необходимость  тесной увязки политики занятости с  социально-экономическими преобразованиями в экономике и общей направленностью  развития человеческих ресурсов. С начала 60-х гг. регулирование рынка труда становится одним из важнейших направлений деятельности многих государств, на которое затрачивается, например, в Канаде, 2—3% ВВП. 1962 год в США стал как бы рубежом в развитии государственного регулирования подготовки и использования трудовых ресурсов в этой стране. Затем было разработано несколько специализированных программ по подготовке и трудоустройству рабочей силы. Это программа "Новые возможности", которая осуществляет профессиональную подготовку молодежи с 1964г., первая со времен Великой депрессии по созданию рабочих мест в государственном секторе.  
К концу 60-х — началу 70-х гг. были выявлены основные направления государственного вмешательства в сферу занятости, призванные смягчить остроту проблем, возникших на рынке труда. Это программы, во-первых, стимулирования роста занятости и увеличения числа рабочих мест; во-вторых, подготовки и переподготовки рабочей силы; в-третьих, содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, социального страхования безработицы, т. е. выделения средств на пособия по безработице. Приоритетность выбора того или иного направления и их сочетание зависят от конкретной ситуации на рынке труда. Кроме того, существует комплекс мер косвенного регулирования рынка труда: это налоговая, денежно-кредитная, амортизационная политика государства. Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования. Они воздействуют на занятость через общеэкономическую конъюнктуру10.  
В настоящее время идет активный поиск моделей регулирования рынка труда. Определение основных направлений, форм и методов регулирования рынка труда сдерживается неопределенностью конечных целей реформирования экономики, отсутствием окончательной стратегии экономического развития. Тем не менее, уже сейчас становление и развитие рынка труда предопределили пересмотр трудового законодательства в вопросах найма и увольнения, ликвидации нерентабельных предприятий, а также разработку мер содействия эффективному использованию рабочей силы и защите от безработицы, усилению социальных гарантий. Практика показывает, что нет и не может быть единой политики, проводимой на рынке труда. Общероссийский рынок труда выступает как совокупность региональных и локальных рынков с их специфическими проблемами, поэтому большое значение имеет региональное регулирование процессов распределения и использования рабочей силы. Изучение этих процессов и отечественной практики показывает, что рынок труда не может развиваться без самостоятельности региональных и местных органов управления в решении вопросов эффективного использования имеющихся кадров с учетом особенностей региона или отрасли, оказания помощи при трудоустройстве и переподготовке, расширения определенных льгот и компенсации сверх установленного минимума и др.  
Как показывает опыт развитых стран, жесткая централизация сковывает развитие разнообразных и комплексных форм регулирования занятости, мешает своевременному учету специфических проблем отдельных отраслей и регионов. Учитывая многообразие региональных рынков, модель регулирования российского рынка труда должна исходить из многовариантности их форм и методов. Очевидно, что решение проблем безработицы требует комплексного подхода, сочетания макроэкономической политики с мерами на уровне микроэкономики, общегосударственных действий — с местными инициативами. Центральные органы государственной власти должны были бы выступить гарантом обеспечения единого для всех регионов страны минимума социальных гарантий, права на профподготовку и переподготовку, на получение социальных компенсаций при высвобождении и вынужденной безработице. Передавая функции местным органам, занимающимся непосредственно трудоустройством и социальной защитой безработных, государство должно гарантировать соблюдение законов и нормативных актов, регулирующих рынок труда. Особую значимость приобретают такие проблемы, как создание новых организационных структур занятости и рынка труда, выбор средств и методов регулирования занятости, соотношения государственных и частных инициатив, централизации и децентрализации в этой област11

Службы занятости. Как  показывает зарубежный опыт, одну из ключевых ролей в регулировании рынка  труда играют государственные службы содействия найму. Основные функции  службы занятости состоят в следующем: изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней, содействие в трудоустройстве, профессиональная ориентация и переподготовка безработных, выплата пособий по безработице, а также регистрация безработных и вакантных рабочих мест, тестирование лиц, желающих получить работу. В большинстве стран службы занятости являются государственными организациями. Вместе с тем наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм.  
Необходимость внедрения новых форм и методов регулирования занятости потребовала существенных изменений в структуре и функциях службы содействия найму. Так, например, в Канаде для улучшения обслуживания различных групп населения и различных районов (крупных или небольших городов, сельской местности, отдаленных населенных пунктов) были созданы новые типы центров содействия найму. Службы занятости — основные организационные структуры, осуществляющие на местах общегосударственную политику занятости. Опыт развитых стран свидетельствует о достаточно высокой результативности работы этих служб по снятию острых ситуаций на рынке труда. Конкретный анализ опыта работы государственных служб занятости при изменении конъюнктуры рынка труда в результате социально-экономических преобразований показал, что деятельность вновь созданных служб занятости оказалась недостаточно эффективной, особенно по отношению к определенным группам населения, остро нуждающимся в трудоустройстве. Наименее результативным оно оказывается в отношении высококвалифицированных работников — специалистов и служащих. Как показал анализ, столь широкий спектр деятельности служб занятости и многообразие региональных рынков труда делают необходимым выбор наиболее эффективных мер регулирования рынка труда для того или иного региона, а также для определенных групп безработных с учетом их специфики12

2.2 ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ В МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ МОДЕЛЯХ

Среди моделей, связанных  с регулированием занятости и  безработицы, наиболее известны две, основанные на классическом (неоклассическом) и кейнсианском (неокейнсианском) подходах. Они различаются оценкой возможностей и пределов государственного и рыночного регулирования национального хозяйства. Согласно классической теории механизм самокоррекции экономики, обеспечивающий эффективное распределение (перераспределение) и использование ресурсов труда, стал идеологическим фундаментом политики государственного невмешательства в сферу социально-трудовых отношений. Спонтанным регулятором занятости в данном контексте выступает собственно процесс производства товаров, обеспечивающий доход, необходимый и достаточный для закупки всей продукции на рынке. Поскольку предложение создает спрос, общее перепроизводство невозможно: обмен продукта на продукт автоматически ведет к равновесию между куплей и продажей не только товаров, но и факторов производства.  
Проблема недопотребления в связи со склонностью к сбережениям в классической теории решается путем изменения ставки процента, позволяющей приводить в соответствие планы домохозяйств по сбережениям и инвестиционные намерения предпринимателей. Снижение процентной ставки стимулирует развитие производства, рост занятости и уменьшение безработицы. Существенным фактором, влияющим на уровень последней, является эластичность цен и заработной платы. Снижение оплаты труда уменьшает сумму расходов на покупки, сжимая предложение товаров и спрос на ресурс труда. Обострение конкуренции между товаропроизводителями побуждает их снижать издержки, в том числе связанные с оплатой труда. Причинно-следственная связь между высокой заработной платой и усилением безработицы наибольшее развитие получила в трудах А.Маршалла и А.Пигу.  
В классической (неоклассической) интерпретации цена труда гибко реагирует на любые изменения со стороны спроса или предложения, поддерживая занятость в равновесном состоянии. Ее отклонение от оптимального значения порождает избыток ресурса труда. Сегодня многие сторонники неоклассической теории решающее значение придают зависимости уровня безработицы от размера заработной платы.

Информация о работе Занятость населения