Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 19:32, курсовая работа
Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной обусловливает возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблем занятости. Только государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить общество к реализации стратегических целей реформ.
В случае если безработица
превышает естественную норму, вмешательство
государства в экономику вполне
оправдано. Пуская в ход инструменты
макроэкономической политики, оно добивается
снижения безработицы вплоть до естественного
уровня. При этом, правда, неизбежно
кратковременное повышение
Длительность экономических взаимодействий на регулирование рынка рабочей силы определяется двумя основными факторами. Первый – сроки действия основных соглашений. Если они не содержат обязательства корректировать заработную плату в соответствии с темпом роста цен, трудящиеся вынуждены мириться с падением реальных доходов вследствие ускорения инфляции. Только когда начнется заключение новых трудовых контрактов и в дело вступят профсоюзы, они вправе добиваться пересмотра ставок заработной платы, что изменит ситуацию и на рынке труда, и в экономике в целом.
Второй фактор – инфляционные ожидания занятых. Поскольку в их основе лежит инфляционный опыт, характеризующийся темпом роста цен, обладатели рабочих мест какое-то время надеются на лучшее, рассчитывают на его стабильность, мирятся со снижением реальных доходов. Поэтому в течение определенного времени номинальная заработная плата не растет. При условии повышения эффективности труда это оборачивается уменьшением удельных затрат, увеличением прибыли, инвестиций и занятости. Затем трудящиеся расстаются с иллюзиями по поводу стабилизации инфляционного процесса, полностью осознав, что инфляция сократила их реальные доходы, и будущее не обещает ничего другого. Начинается давление в сторону повышения номинальной и реальной заработной платы.
Поддерживаемые профсоюзами зан
1.2 ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ - КАК ОДИН ИЗ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ РЫНКА ТРУДА
Теория Дж. Кейнса. В конце 20-х начале
30-х годов страны с рыночной экономикой поразил экономическ
1. Рыночная экономика не является саморегулирующей
системой. При достигнутом равновесии
совокупного спроса и предложения возможен
значительный уровень безработицы и инфляции.
2. В краткосрочном периоде
цены и ставки заработной
3. В рыночной экономике желательно достижение
полной занятости, что не тождественно
100%-ному вовлечению в производство всех
трудоспособных. Полная занятость – это
максимально достижимая на практике занятость,
соответствующая примерно 96-97% всего трудоспособного
населения. Полной занятости сопутствует
безработица (3-4%), так называемый естественный
уровень безработицы, поскольку некоторые
её формы (фрикционная, структурная) принципиально
не устранимы. ВНП, произведённый в условиях
полной занятости называется потенциальным.
4. В рыночной экономике
не существует механизма,
5. Необходимо систематическое
вмешательство государства в
экономику для достижения
В 70-е годы в странах с развитой рыночной экономикой
резко усилилась инфляция, возросла безработица.
Стало очевидным, что регулирование рыночной
экономики в соответствии с рекомендациями
теории Дж. Кейнса стало неэффективным. Кейнсианская те
1.Длительное и устойчивое
равновесие спроса и
2.Условия функционирования
рынка труда задают
3.В долгосрочном периоде никакие меры
воздействия государства на экономику
не могут уменьшить естественный уровень
безработицы.
4.В краткосрочном периоде государство
может добиться безработицы ниже естественного
уровня за счёт инициирования инфляции,
то есть повышения её фактического темпа
по сравнению с ожидаемыми. Однако каждая
последующая попытка становится всё менее
эффективной, требуя для своего осуществления
всё более высокого фактического темпа
инфляции.
5.Государство не должно
вмешиваться в рынок труда,
если безработица не превышает
естественный уровень. В
Под полной занятостью понимается вовлечение
всех желающих в процесс трудовой деятельности,
отсутствие безработицы. Рациональная
занятость характеризуется оптимальным
распределением работников по отраслям
производства, регионам, обеспечение максимальной
эффективности их использования. Совершенствование
отношений занятости необходимо осуществлять
с позиций сравнительной эффективности
различных социальных форм трудовой деятельности.
В этом плане можно выделить занятых в
государственных предприятиях, организациях и у
2. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ
2.1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА
Факты конкретной экономической
действительности показывают, что в
странах с развитой рыночной экономикой
практически уже несколько
К концу 60-х — началу 70-х гг. были выявлены
основные направления государственного
вмешательства в сферу занятости, призванные
смягчить остроту проблем, возникших на
рынке труда. Это программы, во-первых,
стимулирования роста занятости и увеличения
числа рабочих мест; во-вторых, подготовки
и переподготовки рабочей силы; в-третьих,
содействия найму рабочей силы и, в-четвертых,
социального страхования безработицы,
т. е. выделения средств на пособия по безработице. Приоритетность выбора того или иного направления и их
сочетание зависят от конкретной ситуации
на рынке труда. Кроме того, существует
комплекс мер косвенного регулирования
рынка труда: это налоговая, денежно-кредитная,
амортизационная политика государства.
Меры косвенного регулирования рынка
рабочей силы одновременно являются и
мерами общеэкономического регулирования.
Они воздействуют на занятость через общеэкономическую
конъюнктуру10.
В настоящее время идет активный поиск
моделей регулирования рынка труда. Определение
основных направлений, форм и методов
регулирования рынка труда сдерживается неопределен
Как показывает опыт развитых стран, жесткая
централизация сковывает развитие разнообразных и комплексных
форм регулирования занятости, мешает
своевременному учету специфических проблем
отдельных отраслей и регионов. Учитывая
многообразие региональных рынков, модель
регулирования российского рынка труда
должна исходить из многовариантности
их форм и методов. Очевидно, что решение проблем безработицы требует комплексного
подхода, сочетания макроэкономической
политики с мерами на уровне микроэкономики,
общегосударственных действий — с местными
инициативами. Центральные органы государственной власти должны были бы выступить гарантом
обеспечения единого для всех регионов
страны минимума социальных гарантий,
права на профподготовку и переподготовку,
на получение социальных компенсаций
при высвобождении и вынужденной безработице.
Передавая функции местным органам, занимающимся
непосредственно трудоустройств
Службы занятости. Как
показывает зарубежный опыт, одну из ключевых
ролей в регулировании рынка
труда играют государственные службы
содействия найму. Основные функции
службы занятости состоят в следующем:
Необходимость внедрения новых форм и
методов регулирования занятости потребовала
существенных изменений в структуре и функциях службы содействия найму. Так,
например, в Канаде для улучшения обслуживания
различных групп населения и различных
районов (крупных или небольших городов,
сельской местности, отдаленных населенных
пунктов) были созданы новые типы центров
содействия найму. Службы занятости —
основные организационные структуры, осуществляющие на местах
общегосударственную политику занятости.
Опыт развитых стран свидетельствует
о достаточно высокой результативности
работы этих служб по снятию острых ситуаций
на рынке труда. Конкретный анализ опыта
работы государственных служб занятости
при изменении конъюнктуры рынка труда
в результате социально-экономических
преобразований показал, что деятельность
вновь созданных служб занятости оказалась
недостаточно эффективной, особенно по
отношению к определенным группам населения
2.2 ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ В МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ МОДЕЛЯХ
Среди моделей, связанных
с регулированием занятости и
безработицы, наиболее известны две, основанные
на классическом (неоклассическом) и кейнсианском (
Проблема недопотребления в связи со склонностью
к сбережениям в классической теории решается
путем изменения ставки процента, позволяющей приводить в соответствие
планы домохозяйств по сбережениям и инвестиционные
намерения предпринимателей. Снижение
процентной ставки стимулирует развитие
производства, рост занятости и уменьшение
безработицы. Существенным фактором, влияющим
на уровень последней, является эластичность
цен и заработной платы. Снижение оплаты
труда уменьшает сумму расходов на покупки,
сжимая предложение товаров и спрос на
ресурс труда. Обострение конкуренции
между товаропроизводителями побуждает
их снижать издержки, в том числе связанные
с оплатой труда. Причинно-следственная
связь между высокой заработной платой
и усилением безработицы наибольшее развитие
получила в трудах А.Маршалла и А.Пигу.
В классической (неоклассической) интерпретации цена труда гибко реагирует на любые изменения
со стороны спроса или предложения, поддерживая
занятость в равновесном состоянии. Ее
отклонение от оптимального значения
порождает избыток ресурса труда. Сегодня
многие сторонники неоклассической теории
решающее значение придают зависимости
уровня безработицы от размера заработной
платы.