Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 19:32, курсовая работа
Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной обусловливает возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблем занятости. Только государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить общество к реализации стратегических целей реформ.
Применительно к российским
условиям наибольший интерес представляет кейнсианс
Поскольку функция потребления относительно устойчива, для поддержания занятости в условиях экономического роста государство должно поощрять осуществление капиталовложений, причем лучше всего с помощью дискреционной фискальной политики. Госрасходы в данном случае целесообразно направлять на субсидирование новых рабочих мест, организацию общественных работ. Таким образом, согласно кейнсианской теории, на фоне снижения налогового бремени и создания благоприятных условий для расширения производства дискреционная политика стимулирует приток в экономику частных капиталовложений13.
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
3.1 РОССИЙСКИЙ РЫНОК ТРУДА КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ЭТАПЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА Становление рыночных отношений
привело к трансформации Формальная и неформальная заня Неформальная занятость студентов и пенсионеров
(примерно шестая часть всех неформалов), а также занятость, осуществляемая
в форме предпринимательства или самозанятости,
- явления практически неизбежные и вряд
ли заслуживают негативной оценки. Другое
дело, неформальная занятость населения
в активном трудоспособном возрасте, которая
чаще всего сопровождается нарушением
трудовых и социальных гарантий, интенсификацией
труда, отсутствием возможностей для профессиональной
самореализации и роста, не говоря уже
о нарушениях налоговой дисциплины. Уровень и динамика заработной платы. По данным Росстата, среднемесячная реальная начисленная заработная плата в 2005г. составила 187,5% к уровню 2000г.; в абсолютных значениях она выросла с 2223 руб. до 4167 руб. в месяц в ценах 2000г., или до 8530 руб. в ценах2004г. Наибольший рост начисленной заработной платы в реальном выражении имел место в бюджетной сфере (культуре и искусстве - 197,4%, здравоохранении - 194,7%, образовании -192,1%, управлении - 168,1%). Такие показатели роста объясняются тем, что уровень оплаты труда в бюджетном секторе до этого был очень низок. Отсюда "догоняющий" характер увеличения начисленной заработной платы. Но и в газовой отрасли, где отмечается самая высокая оплата труда, реальный рост начисленной заработной платы в 2000-2004 гг. составил 170,9%, в нефтедобывающей - 149,9%, в цветной металлургии - 123,3%.Несмотря на впечатляющие темпы роста оплаты труда в бюджетном секторе и сельском хозяйстве, межотраслевая разница в уровнях среднемесячной заработной платы в 2004г. оставалась очень высокой: 2792 руб. - в сельском хозяйстве и 33376 руб. - в газовой отрасли. Государственная политика в области регулирования оплаты труда в 2000-2005 гг. сводилась к индексациям МРОТ, притом, что сам МРОТ оставался низким, а потребительская корзина с 2005г. не пересматривалась16. Новый Трудовой кодекс во многом
рационализировал процедуры, связанные
с наймом и увольнением работников,
с управлением трудом на производстве в целом.
Принципиально важно, что в противовес
своему предшественнику - КЗоТу, который
ориентировался на бессрочные трудовые
отношения и лишал рынок труда гибкости,
ТК расширил легальные возможности заключения
срочных договоров. Наиболее одиозной
является норма ТК, в соответствии с которой
МРОТ не должен быть ниже ПМ. Несмотря
на ярко выраженную социальную направленность
этого положения, с экономической точки
зрения повышение МРОТ до ПМ - мера далеко
не бесспорная. Серьезные сомнения в эффективности
политики ускоренного повышения МРОТ
вызывает то, что при этом вопрос о связи
роста заработной платы с ростом производительности
труда даже не ставится. Фиксация МРОТ
на уровне ПМ приводит к уменьшению дифференциации
заработной платы и, как следствие, может
стать причиной падения производительности
труда. Для многих предприятий рост МРОТ
сопровождается смещением вверх всей
шкалы заработной платы, что, в свою очередь,
может дать мощный инфляционный импульс. Миграционная политика. К
2005г. наиболее крупными экспортерами иностранной рабочей силы в РФ стали Китай, Украина, Турция, Вьетнам, Таджикистан, Узбекист
3.2 МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ В РФ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИКИ Применительно к российским
условиям наибольший интерес представляет
кейнсианский принцип эффективного
спроса как основы увеличения масштабов
занятости. Его недостаток ведет
к недозагрузке производственных мощностей,
сворачиванию производства, сокращению
занятости, росту вынужденной безработицы. Отрицание эластичности заработной
платы и цен - важный постулат в
кейнсианской теории макрорегулирования.
Снижение заработной платы и цен
способствует сокращению покупательной спосо |
|
Переход к модели ресурсоограниченной
занятости - возможная перспектива
для ряда российских регионов. Потому
для них пока актуально снижение
уровней общей и регистрируемой
безработицы. На региональных рынках именно
спрос на услуги труда в настоящее
время определяет уровень занятости,
а неэластичный характер предложения
порождает неконтролируемую неф
3.3 КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ТРУДА И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Главная особенность прошлых
лет - сокращение с 6,2 до 5,4 млн. человек
общей (рассчитываемой по Мотовкой методике)
безработицы, которая еще несколько лет
назад составляла 7,5 млн. человек. Что касается
регистрируемых безработных, то их количество
с учетом выплаты пособий в Чеченской
Республике и в силу ряда других причин
выросло до 1,3 млн. человек.
Несмотря на такой прирост, можно оценить
ситуацию на рынке труда как позитивную.
Поясним почему. Долгое время службу занятости
(СЗ) упрекали в "изоляционизме", оторванности
от жизни, в неспособности помочь людям
найти новую достойную работу. Сегодня
ситуация существенно меняется: не только
популярность среди населения, но и эффективность
СЗ повышается.
Безработные уже не обходят ее, как прежде,
стороной. Она особенно востребована в
тех регионах, где клиенты СЗ получают
максимально полный и разнообразный ассортимент
услуг, где узаконен территориальный прожи
Число людей, обращающихся в
службу занятости, увеличивается, однако,
уровня стран Западной Европы, где
госорганы занятости
Что касается прогнозируемой
некоторыми специалистами нехва
Требуются изменения и
правового характера. Новое законодательство
должно прежде всего создать условия
для достижения соответствия между
спросом на рабочую силу и предложением
в интересах полного
3.4 ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ
Без обретения российской
экономикой нового качества трудно рассчитывать
на повышение ее конкурентоспособности.
Для этого нашему государству
потребуются огромные государственные
средства, специальная федеральная
программа занятости, которую нужно
разрабатывать, не дожидаясь, пока грянет
гром. Убаюканное цифрами, демонстрирующими
снижение безработицы, государство фактически
утратило активную политику занятости,
сконцентрировавшись на выплате пособий
по безработице.
Все большую популярность приобретает
тезис - для развития экономики эффективнее
высоко оплачивать труд, чтобы граждане
могли выкупить произведенную в стране
продукцию. В передовых экономиках доля ВВП, направляемая на зарплату,
достигает 60 – 70%, в России не более 30%.
Очевидно, что чем более продвинутой является
страна с точки зрения создаваемого ВВП,
тем больше в последнем доля зарплаты,
потому что уровень развития страны напрямую
зависит от качества рабочей силы, ее образованности,
состояния здоровья, в конечном счете
определяющих производительность труда. Главная
проблема в сфере оплаты труда – дифференциация
по регионам, между отраслями, между отдельными
категориями работников (разрыв порой
достигает 30-50 раз). Но значительное повышение
зарплаты без опережающего роста производительности
труда, без технической модернизации произ
Вторая проблема – бюджетники.
Именно этот отряд нашей рабочей
силы оказался действительно обделенным.
Нужно повсеместное повышение зарплаты
бюджетным работникам. Но все дело
в том, что как в реальном секторе,
так и в бюджетном должна произойти
структурная перестройка. Потому что
и образование, и здравоохранение,
и наука остаются неэффективными с
точки зрения расходования бюджетных
средств. Даже если финансирование, например,
здравоохранения, увеличить в 3 раза, то
качество услуг навряд ли улучшится. Чтобы
получить действительно хорошие результаты,
необходимо запустить в действие уже спланированные
экономические механизмы, основывающиеся
на том, что деньги идут за пациентом, за
учеником и т.д. Необходим переход на новую организационно – правовую форму этих бюджетных
учреждений, чтобы они смогли самостоятельно,
в пределах очерченных государств
С экономическим ростом связывались надежды
на сокращение масштабов неформальной
занятости, которая составляла значительный
сегмент российского рынка труда с самого
начала экономических преобразований.
Эти надежды не оправдались. Число «хороших»
рабочих мест, защищенных нормами трудового
законодательства, сокращается, «плохих»
- в первую очередь в неформальном секторе,
растет. Это означает, что российская экономика, претендующая на экономический
рост, не создает нужного количества рабочих
мест, необходимых для его обеспечения.
И это еще раз подтверждает отсутствие
структурных изменений в экономике. Поэтому
в ближайшем будущем государство должно
разрабатывать новые, более эффективные
программы регулирования занятости, чтобы
подобрать самое оптимальное решение
проблемам на рынке труда России24.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в 2000-2007 гг. на
рынке труда наблюдалось
Политика противодействия безработице, прежде являвшаяся приоритетом политики на рынке труда, оказалась свернутой. В ходе административной реформы институты, отвечавшие за нее, практически были ликвидированы. Не будет преувеличением, если сказать, что на волне экономического роста государство освободилось от обременительных обязанностей противодействовать безработице, не приняв на себя каких-либо обязательств по структурной политике занятости.
С экономическим ростом, а также с реформами трудового, пенсионного и налогового законодательств связывались надежды на сокращение масштабов неформальной занятости, которая составляла значительный сегмент российского рынка труда с самого начала экономических преобразований. Эти надежды не оправдались. Число "хороших" рабочих мест, защищенных нормами трудового законодательства, сокращается, "плохих" - в первую очередь в неформальном секторе, растет. Это означает, что российская экономика, претендующая на экономический рост, не создает нужного количества рабочих мест, необходимых для его обеспечения. И это еще раз подтверждает отсутствие структурных изменений в экономике.
Заработная плата имела ярко выраженную положительную динамику, но этот рост носил восстанавливающий и догоняющий характер. Практически единственным инструментом влияния на данный процесс являлась политика регулярных индексаций минимальной оплаты труда.
В течение долгого времени
внутренняя противоречивость миграционного
законодательства провоцировала рост
нелегальной трудовой миграции. Последние
изменения в миграционной политике
могут повлиять на масштабы и характер
трудовой и экономической миграции
в Россию. Сегодня миграционная политика
основывается на причудливом сочетании
либерализованного
Анализ положения, сложившегося в стране
на рынке труда в сфере занятости, оценка
тенденций последней в среднесрочной
перспективе свидетельствуют о несовершенных
методах ее регулирования при помощи государственных
(нормативных, налоговых и бюджетных) методов. Становление отвечающей новым
реалиям системы регулирования занятости
в России «законсервировалось» на этапе
транзитных (переходных) ее форм, которые
слабо адаптированы к рыночным механизмам. Одним из самых значимых барьеров
на пути начавшегося экономического оживления
остается дефицит хорошо оплачиваемых
рабочих мест. В случае непринятия соответствующих
государственных решений данная проблема
в ближайшее время способна обострить
социальную ситуацию в стране. Требуется
существенный пересмотр государственной
и местной политики занятости и регулирования
доходов, формирования четких ориентиров
для работодателей. Россию необходимо выводить
из сложившегося «равновесия» между низким
уровнем заработной платы, скрытой безработицей
и отсутствием продуктивных рабочих мест,
подтолкнуть к формированию более динамичного
и продуктивного рынка труда.
Поэтому просто необходимо создание эффективной
государственной программы регулирования
занятости, позволяющей мотивировать россиян к творческому и эффективному
труду. В связи, с чем на сегодня правительством
готовится новый проект, который будет
осуществлять кадровую политику на последующие
года.