Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 12:53, реферат
В России возникла необходимость снижения уровня безработицы, доведение его до общеевропейского. А для этого необходима разработка действенной государственной политики содействия занятости населения в РФ. Действующая на данный момент политика занятости далека от совершенства, поэтому в стране ведется работа по ее усовершенствованию.
1. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ И ЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
2. ВИДЫ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ
3. СОДЕРЖАНИЕ И УРОВНИ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ
4. НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТОСТИ
5. НЕФОРМАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
6. ОРГАНЫ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ
6.1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВУННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ
6.2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РФ
6.3 СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
7. МОДЕЛИ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная задача политики государства по экономике и поддержке занятости -- сдерживать сокращение экономически целесообразных и перспективных рабочих мест, содействовать росту инвестиционной активности, создающей новые рабочие места путем проведения институциональных преобразований, селективной структурной политики, реализации инвестиционных и других целевых программ.
Кроме того политика занятости
федерального уровня предусматривает
создание системы правового
На региональном уровне политика занятости означает содействие полной, продуктивной работе и свободно избранной занятости, направленной на создание условий для реализации права граждан на труд на территориях, находящейся в пределах компетенции органов власти соответствующего уровня (республики, края, области, автономной области, автономного округа, р-на и города). Региональный аспект государственной политика занятости реализуется через ежегодно принимаемые субъектами РФ территориальные программы содействия занятости населения, учитывающие особые факторы и условия, влияющие на состояние рынка труда в регионах.
Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, путем выполнения региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий.
Обычно региональные программы занятости населения делятся на три уровня: o республиканская проблема занятости населения, которая содержит набор мероприятий, реализуемых только на уровне республики; o областная (краевая) программа определяет мероприятия по занятости населения в рамках данного уровня, например, выделение городов приоритетного развития; o районная (городская) программа занятости. Она представляет собой набор конкретных мероприятий, направленных на решение проблем отдельных участников рынка труда.
4. НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТОСТИ
Региональное регулирование
С позиции продавцов рабочей
силы, особенно представляющих женщин
и молодежь, НФЗ явились удобной формой
сочетания необходимости работать с другими
видами общественно-полезной деятельности,
например, учебой, воспитанием детей и
семейными обязанностями, а также единственно
приемлемым способом постепенного включения
или выхода из трудовой деятельности
(молодежь, инвалиды, пожилые и др.).
Интересам предпринимателей эти формы занятости соответствуют по целому ряду параметров: o в отдельные периоды использование НФЗ продиктовано объективными требованиями производства (сокращением его объемов в связи с циклическим кризисом, необходимостью капитального ремонта или замены оборудования и его наиболее квалифицированного и опытного кадрового костяка, сокращение издержек, связанных с увольнением рабочей силы, а позднее -- наймом новой); o привлечение дополнительной рабочей силы на принципах нестандартных режимов занятости в большинстве случаев выгодно в финансовом положении, так как не ведет к пропорциональному росту издержек на рабочую силу; o интенсивность, производительность, а значит и эффективность некоторых видов труда при НФЗ, оказываются даже более высокими, чем при традиционных режимах его организации. Это относится, прежде всего, к занятым трудом творческим, выполняющим нешаблонные не повторяющиеся, различные по набору операций задания, которые зачастую не совпадают с традиционно установленной продолжительностью рабочего времени, да по существу и не могут быть точно уложены в определенный временной график.
На макроэкономическом уровне использование НФЗ открывает возможность снизить остроту проблем занятости за счет обеспечения рынке труда уязвимым категориям населения способа получения дохода и поддержания уровня своей квалификации и работоспособности. НФЗ может стать одним из методов смягчения безработицы в массовых и застойных ее формах, а также способом мобилизации, в случае необходимости, имеющихся резервов труда, преодоления мобильности, свойственной определенным сегментам рабочей силы (инвалиды, пожилые, молодежь, женщины и т.п.).
К настоящему времени в странах с развитой рыночной экономикой в нестандартных режимах трудится от 25 до 30% всех занятых, сложилась разветвленная и многообразная система организационных схем такой занятости, существует законодательная база, регулирующая социально-трудовые отношения в сфере НФЗ. К числу разновидностей НФЗ могут быть отнесены: o частичная занятость, основанная на использовании рабочей силы в течение времени ненормальной или нестандартной продолжительности, включая временную занятость (сезонная, поденная, работа по контракту, временные общественные работы и т.п.); o занятость в течение неполного рабочего дня или неполной рабочей недели; o чередование на рабочем месте (распределение рабочего места в течение рабочей смены нормальной продолжительности между двумя или более работниками); o основанные на нетрадиционных способах организации трудовой деятельности или рабочего времени: надомный труд; работа по совместительству (или труд на принципах двойственной занятости); гибкие графики труда; o самозанятость, предполагающая самостоятельный поиск трудовых занятий и создание рабочих мест отдельными гражданами за счет их собственных средств в целях получения постоянного или временного дохода и удовлетворения личных потребностей в самореализации.
Самозанятость является одним из важнейших направлений предупреждения и смягчения безработицы. Формами самозанятости являются индивидуальная трудовая деятельность и предпринимательство в сфере малого бизнеса. Причины, побуждающие людей заниматься такого рода деятельностью, различны. Для некоторых самозанятость обеспечивает более гибкий режим работы. Многие умышленно скрываются от властей с тем, чтобы сохранить социальные пособия или избежать налогообложения (самозанятость пенсионеров, например).
5. НЕФОРМАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
Помимо рассмотренных
ранее видов занятости в
Появление неформального сектора в экономике особенно характерно для развивающихся стран. Виды неформальной деятельности многообразны, основные из них: o уличная торговля («с лотка»); o ремонтные работы; o деятельность, связанная с программным обеспечением компьютеров; o бухгалтерские работы и секретарские услуги; o работа по договору с предприятием формального сектора в ряде отраслей для снижения издержек и увеличения гибкости производства; o домашние услуги и пр.
Факторами роста неформальной занятости являются: o менее благоприятные условия для легального бизнеса (чем хуже эти условия, тем выше уровень неформальной занятости); o нехватка новых рабочих мест в формальном секторе экономики (чем меньше создано новых рабочих мест в регионе, тем выше уровень неформальной занятости); o уровень безработицы (масштабы неформальной занятости значительнее в регионах, где этот уровень выше).
Большинство работников
в неформальном секторе (около 65%) занимаются
торговлей промышленными и
Положительные стороны
занятости в неформальном секторе
экономики: o уменьшение безработицы
благодаря занятости в
Негативные стороны занятости в неформальном секторе экономики: o экономические и правовые трудности работников (большинство отношений в неформальном секторе экономики не регламентируется современным трудовым законодательством); o высокие налоги, которые приходится платить государству (!), а главное поборы рэкетиров и штрафы милиции; o большинство занятых имеют очень небольшой капитал, низкий технический и управленческий уровень, осуществляют свою деятельность в неприспособленных помещениях или на улице; o отсутствие социального страхования и других мер социальной защиты; o высокий риск финансовых потерь при совершении различных торговых или посреднических сделок.
6. ОРГАНЫ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ
Ведущее место в разработке и реализации программ обеспечения занятости населения занимают органы службы занятости. Вместе с ними в формировании программ и их исполнении прямо или косвенно участвуют многие органы и службы, функциональные обязанности которых связаны с регулированием социально-трудовых отношений. Наряду с государственными органами власти и органами местного самоуправления в осуществлении политики занятости участвуют негосударственные органы и организации. К таковым следует отнести Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, функционирующую на постоянной основе (создана в 1992 г). Она состоит из представителей общероссийских объединений работодателей, представителей общероссийских объединений профессиональных союзов и представителей Правительства Российской Федерации, которые образуют три соответствующие стороны комиссии (по 30 человек в каждой). Эта Комиссия посредством ведения коллективных переговоров и подготовки текста генерального соглашения содействует обеспечению единой согласованной политики в области регулирования социально-трудовых отношений, включая вопросы рынка труда. Правовая основа формирования и деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений определена Федеральным законом «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 1999 года № 92-ФЗ.
Аналогичные трех- и двусторонние
комиссии (состоящие из представителей
работодателей и
Важным составным направлением
обеспечения занятости
В процессе дальнейшего
совершенствования системы
Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей в периоды экономического спада во многих странах мира будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации.
6.1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
Формирование отечественного рынка труда предопределило острую необходимость создания государственного органа, ведающего вопросами занятости населения. В апреле 1991 года на базе ранее функционировавших бюро по трудоустройству населения была создана Федеральная служба занятости населения России. Организационная структура службы представляет собой систему органов, охватывающих все уровни -- федеральный, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В августе 1996 года Федеральная служба занятости России вошла в состав Министерства труда и социального развития Российской Федерации. В этой связи в составе Минтруда вопросы проведения государственной политики в области занятости населения на федеральном уровне решаются непосредственно в: o департаменте народонаселения и политики занятости; o департаменте трудоустройства населения; o управлении финансового обеспечения программ занятости; o управлении социальной поддержки безработных.
Вертикальная система органов государственной службы занятости позволила полностью охватить все население Российской Федерации, обеспечить обслуживание населения по единой методике практически в каждом городе и районе Российской Федерации.
К основным функциям службы
занятости населения Российской
Федерации можно отнести