Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 12:53, реферат
В России возникла необходимость снижения уровня безработицы, доведение его до общеевропейского. А для этого необходима разработка действенной государственной политики содействия занятости населения в РФ. Действующая на данный момент политика занятости далека от совершенства, поэтому в стране ведется работа по ее усовершенствованию.
1. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ И ЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
2. ВИДЫ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ
3. СОДЕРЖАНИЕ И УРОВНИ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ
4. НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТОСТИ
5. НЕФОРМАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
6. ОРГАНЫ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ
6.1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВУННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ
6.2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РФ
6.3 СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
7. МОДЕЛИ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Все услуги, связанные
с содействием занятости
6.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РФ
Финансирование мероприятий,
осуществляемых службой занятости
и содержание самой системы органов
государственной службы занятости
обеспечиваются за счет средств Государственного
фонда занятости населения
Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О внесении
изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации «О занятости населения в Российской
Федерации» от 20 апреля 1996 года.
Формирование и использование
средств этого фонда
Основными источниками формирования фонда занятости являются: o обязательные страховые взносы работодателей, o обязательные страховые взносы с заработка работающих, o ассигнования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов, o добровольные взносы юридических и физических лиц, o другие поступления, включая штрафные санкции.
6.3 СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В целях непрерывного наблюдения за ходом основных социально-трудовых процессов и устранения негативных тенденций в этой сфере распоряжением правительства Российской Федерации от. 22 марта 1995 г. введен порядок осуществления Всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы. Мониторинг регистрируемой безработицы является составной его частью. Во исполнение этого распоряжения Госкомстат России 12 сентября 1995 года утвердил единую систему статистических показателей и краткие методологические пояснения к ним.
Органы государственной службы занятости проводят работу по учету обратившихся к ним граждан по поводу устройства на работу, установлению статуса безработных, выплате пособий и материальной помощи нуждающимся, направлению на переобучение и повышение квалификации, выдаче рекомендаций по трудоустройству. Данные по перечисленным выше показателям формируются и накапливаются по дням, неделям, месяцам, кварталам, полугодиям и годам по каждому органу службы занятости, по территориям, субъектам Российской Федерации и в целом по России. Затем полученные статистические данные обобщаются, систематизируются и в дальнейшем используются при разработке программ занятости на различных уровнях реализации политики занятости.
Наряду с органами государственной службы занятости функционируют коммерческие негосударственные организации, занимающиеся трудоустройством и профессиональной подготовкой безработных. Но по их деятельности отсутствует четкая система учета и отчетности, поэтому невозможно сделать какой-либо обзор и анализ статистических данных.
Положение на рынке труда
обусловлено общим социально-
Таблица 1. Параметры предложения труда в динамике за 1994-1999 годы (млн. чел.)
Показатели годы |
| |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |
|экономически активное | | | | | | |
|население |73,5 |72,8 |72,7 |72,2 |72,7 |73,0 |
|занятое |68.3 |66,2 |66,0 |65,4 |64,3 |64,0 |
|незанятое |5,2 |6,6 |6,7 |6,8 |8,4 |9,0 |
|в т.ч. зарегистрировано в | | | | | | |
службе занятости |1,5 |2,3 |2,6 |2,3 |1,9 |2.3 |
Данные таблицы 1 наглядно подтверждают негативную тенденцию в обеспечении занятости населения: количество занятых среди экономически активного населения из года в год падает. При этом необходимо отметить неадекватную тенденцию изменения численности безработных, зарегистрированных в службе занятости. Это объясняется низким уровнем величины пособия по безработице и тем, что многие безработные, отчаявшись найти хорошую работу через службу занятости, занимаются поисками самостоятельно.
Данные последних лет и прогноз, составленный в институте макроэкономических исследований Минэкономразвития России, показывают, что численность населения в трудоспособном возрасте в ближайшие годы будет расти, а затем будет наблюдаться спад данной численности.
Таблица 2. Численность населения в трудоспособном возрасте в динамике за 2000-2015 годы (млн. чел.)
|Годы |2000 |2006 |2015 |
|Численность населения в | | | |
|трудоспособном возрасте |86,7 |89,6 |81,1 |
По прогнозам российских ученых в ближайшие годы предполагается некоторый рост численности экономически активного населения, а затем - резкий спад. Данный прогноз является результатом перепадов рождаемости прошлых лет. Он показывает, что в ближайшие годы в стране обостриться и будет требовать скорейшего разрешения проблема безработицы.
7. МОДЕЛИ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ
Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей в периоды экономического спада во многих развитых странах мира будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации.
Как и некоторые другие, аспекты занятости населения в РФ имеют ряд особенностей, отличающих их от аналогичных аспектов, наблюдаемых в ряде развитых стран. Поэтому слепо копировать модели политики занятости других стран, успешно решающих эту проблему, безусловно, нельзя. Российским ученым и политикам целесообразно учесть мировой опыт и принять его во внимание, но необходимо разработать свою адаптированную под сложные российские условия политику занятости населения.
В настоящее время можно выделить три основные модели политики занятости, используемые в странах с развитой рыночной экономикой. o Европейская модель. Данная модель предполагает сокращение числа занятых при повышении производительности труда. Следствием таких мер является рост доходов работающих. Такая политика предполагает дорогостоящую систему пособий для большого количества безработных. o Скандинавская модель. Данная модель основывается на обеспечении занятости со средними условиями оплаты труда практически всем трудящимся. Это достигается путем создания рабочих мест в государственном секторе. Такая политика рассчитана в основном на государственные средства, при дефиците которых наступает спад производства, что влечет за собой увольнения. o Американская модель. Данная модель ориентируется на создание рабочих мест, не требующих высокой производительности, для значительной части экономически активного населения. При этом безработица формально уменьшается, но увеличивается количество людей с низкими доходами.
Использование той или иной модели влияет на политику занятости как на макро, так и на микроуровне. На макроуровне новые подходы в политике занятости способствуют повышению гибкости рынка труда, уменьшению расходов на рабочую силу, ведут к некоторому свертыванию социальных программ. Однако расширяются системы подготовки и переподготовки кадров, создаются дополнительные рабочие места, ужесточаются условия выдачи пособий. Принимаются меры по усилению роли частного сектора в решении проблем занятости, других социальных проблем. На микроуровне проводится политика сдерживания роста заработной платы, удлинения продолжительности рабочей недели, более широко используются различные формы неполной занятости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, проблема разработки действенной политики занятости остро стоит перед правительством РФ. Действующая в настоящее время политика занятости далека от совершенства и не дает желаемых результатов.
Вместе с тем в
деле повышения занятости
Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей в периоды экономического спада во многих странах мира будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации.
Таким образом, наблюдается поиск выхода государства из сложившегося тяжелого положения на рынке труда. Заметна некоторая активизация этой работы с привлечением иностранного капитала и мирового опыта.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Экономическая статистика: Учебник./ Под ред. Н. Ю. Иванова. - М.: ИНФРА - М, 1991. - 480 с.
2. Адамчук В. В., Ромашов О. В., Сорокина М. Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 407 с.
3. Рофе А. И., Стрейко В. Т., Збышко
Б. Г. Экономика труда:
4. Социальная работа. / Под ред. В.И.Курбатова. - М., 2003.
5. Холостова Е.И. Социальная
6. Экономическая энциклопедия / Науч.
ред. совет изд-ва «Экономика»;