Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 14:58, контрольная работа
Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от неё зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, которые лишились работы. А такие проблемы, как занятость населения, безработица, конкурентоспособность рабочей силы и, в целом рынок труда, стали особенно актуальны после того, как по миру прошла очередная волна экономического кризиса.
Скрытая безработица - это концентрация излишней рабочей силы на производстве, которая не участвует в производстве материальных благ и не учитывается статистикой. К скрытым безработным относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся «лишними».
Циклическая безработица - постоянно меняющийся по масштабам, продолжительности и составу незанятых вид безработицы, связанный с циклом деловой конъюнктуры. Масштабы и продолжительность циклической безработицы достигают пика при спаде (кризисе) экономики и минимума - при подъеме экономики.
Циклическая безработица связана с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отраслях, где эти товары производятся.
Сезонная безработица связана с сезонным характером наемного труда, чаще в сельскохозяйственном производстве, рыболовстве, строительстве и других отраслях. Еще один из видов безработицы - сезонная безработица, которая порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства.
Одной из разновидностей безработицы является частичная безработица, которая возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. В этом случае возможны два варианта поведения предпринимателя: либо он сохраняет возможность трудиться для части персонала полное рабочее время, а другую часть увольняет, либо без увольнения дает возможность работать всем неполное рабочее время, что и ведет к возникновению частичной занятости.
Институциональная безработица - порожденная правовыми нормами, устройством рынка труда. Например, чрезмерные социальные выплаты вызывают снижение предложения труда, способствуют увеличению уровня безработицы. [8]
По социально-демографическим группам населения. Специфика этих групп населения предопределяет и особенности соответствующих разновидностей безработицы. В этом смысле можно говорить о молодежной безработице, женской безработице и т.д.
В соответствии с методикой Федеральной службы занятости России, подготовленной с учетом международных норм, показатель уровня безработицы определяется как отношение официально зарегистрированных в государственной службе занятости безработных к численности экономически активного населения, выраженное в %. Числитель при этом определяется службой занятости за определенный период (месяц, квартал, полугодие и год), знаменатель является показателем, который представляют органы Государственного комитета по статистике России.
При обсуждении сложившейся ситуации в нашей стране в аналитических программах на телевидении и радио, а также в печатных изданиях, многие экономисты, политологи и аналитики всё чаще приводят слова американского экономиста Василия Леонтьева: «Рынок – это парусник. И от того, как государство поставит паруса и поймает направление ветра, будет зависеть его дальнейшее движение».
В посткризисный период эти слова становятся особенно актуальными. Ведь именно от грамотного реформирования и внесения соответствующих корректив в различные отрасли экономики зависит то, как быстро мы сможем преодолеть последствия экономического кризиса.
Прежде всего, это касается реакции государства на спрос и предложения труда. Последние аналитические исследования показали, что Россия остро нуждается не только в высококвалифицированных специалистах, но и в грамотных рабочих. Особенно ярко эта тенденция проявляется в строительной и обслуживающей сфере, сфере общественного питания и бюджетной сфере. Кроме того, на промышленных предприятиях катастрофически не хватает опытного обслуживающего и ремонтного персонала. Данный список можно перечислять бесконечно. Однако, как показывает практика, именно эта категория рабочих чаще всего оказывается незащищённой от циклических колебаний экономики, а оплата их труда просто унизительно мала.
С целью решения данных проблем руководству нашего государства стоит задуматься об активной поддержке учебных заведений начального и среднего профессионального образования. Взять на себя гарантийные обязательства по трудоустройству и обеспечению достойного заработка выпускников таких учреждений и низкоквалифицированных рабочих в целом.
В реформе образования нуждаются и российские ВУЗы. Однако далеко не в том контексте, в котором она существует сейчас. Переход на европейскую систему образования многими воспринималась и продолжает восприниматься весьма негативно. Ведь анализ рынка труда показывает, что страна нуждается не в бакалаврах и магистрах, а в специалистах всевозможных технических направлений (в основном это инженеры и механики). Слабая техническая база и отсутствие практических навыков у выпускников российских вузов также является значительным недостатком, который сказывается на их квалификации и в дальнейшем отражается при трудоустройстве. Не менее важной проблемой является и наличие огромного количества коммерческих учебных заведений, составляющих нездоровую конкуренцию государственным вузам. Эта проблема неоднократно обсуждалась на уровне руководства нашей страны, но положительных тенденций в её решении по-прежнему так и не наблюдается. Тем более данные вузы готовят в основном «специалистов» юридических и экономических специальностей, в которых рынок труда нуждается в меньшей степени.
Значительным образом в решении проблем занятости могут оказать реформы, связанные с поддержкой малого бизнеса. В условиях формирования экономики роль малого бизнеса особенно значима.
В рыночной экономике, когда конъюнктура рынка, запросы потребителей быстро меняются, хозяйствующие субъекты вынуждены оперативно приспосабливаться к новым условиям, обновлять или даже изменять ассортимент выпускаемой продукции. С этой задачей успешно справляются малые предприятия, численность которых в развитых странах составляет примерно 90% численности всех предприятий. В развитых странах на долю малого бизнеса приходится почти половина всех занятых, он даёт более 50% новых рабочих мест. Именно в этой сфере формируется «средний класс», на который, в частности, возлагает большие надежды наша экономическая действительность. Стоимость рабочего места на малом предприятии дешевле, чем на крупном. Расширяющаяся сфера услуг охватывает в основном небольшие и средние предприятия.
Малый бизнес позволяет создавать и укреплять рыночную среду, втягивать в хозяйственный оборот значительные финансовые и материальные ресурсы населения, снижать социальную напряжённость в обществе.
Не удивительно, что многие страны связывают своё будущее именно с развитием малого бизнеса. Радует то, что в последнее время и в России стали уделять значительное внимание государственным программам поддержки и развития малого бизнеса, созданию правовой основы развития малого и среднего предпринимательства и урегулированию налоговой политики. Особенно наглядно это видно на примере Кубани, где уже не первый год достаточно успешно реализуется программа поддержки личных подсобных хозяйств.
Проблемы, связанные с занятостью и увеличением заработной платы в нашей стране может решить налоговое регулирование, и в частности снижение налогов.
Сегодня звучат предложения о необходимости снижения налогов для всех. Однако допускать этого нельзя по двум причинам. Во-первых, при общем снижении налогов соответственно снизятся поступления в бюджет. И потери бюджета, и риски будут существенно выше, чем при снижении налогов на обрабатывающие отрасли промышленности. Во-вторых, всеобщее снижение налогов не решает проблему конкурентоспособности на рынке труда: выпускники лучших технических вузов и другие «продвинутые» кадры будут по-прежнему работать в финансовых, торговых и сырьевых отраслях.
Вывод очевиден: налоговую нагрузку на производство необходимо снижать, давая возможность предприятиям обрабатывающих отраслей платить своим работникам достойную зарплату. Тогда и профессионалы захотят там работать, и затраты на их подготовку дадут больший эффект, и экономический рост будет обеспечен.
Увеличению занятости может поспособствовать и освоение новых отраслей промышленности, строительство новых предприятий, что даст возможность трудоустройства большому количеству людей. Поддержка отечественного производства, увеличение качества производимой продукции позволит изменить отношение россиян к зарубежным товарам. Соответственно изменится и потребление российских товаров, что в дальнейшем приведёт к необходимости их большего производства, и как следствие, увеличению рабочих мест. Для этого также необходима грамотная инвестиционная, кредитная и налоговая политика.
Кроме всего вышесказанного, рынок труда нуждается и в правовом регулировании.
Текущая практика показывает, что созданный российскими юристами Трудовой кодекс, не смотря на регулярное внесение поправок, по-прежнему несовершенен. По этому поводу также идёт не мало споров в аналитических программах СМИ и печатных изданиях экономического, юридического и аналитического содержания.
И, наконец, самым действенным способом увеличить занятость в стране несомненно является увеличение заработной платы. Английский экономист Олбан Филипс выявил обратную зависимость между уровнем оплаты труда и уровнем безработицы. Оказалось, что показатели безработицы высоки при низких темпах роста номинальной заработной платы. Безработица понижается по мере роста заработной платы.
И действительно, высокая оплата труда формирует необходимые экономические эффекты: рост требовательности к производительности и качеству труда; опасение потерять работу, а значит, рост самодисциплины и самоконтроля; увеличение инвестиций в человеческий капитал, в поддержание квалификации и своевременное обновление знаний; укрепление кооперационных трудовых связей и взаимной требовательности к качеству выполнения технологических операций.
Высокая оплата труда выгодна всем предпринимателям и всему обществу. Для производственников расширяется ёмкость рынка, растёт скорость оборота капитала, возврат выручки, уменьшается задолженность, нормализуются воспроизводственные связи. В торговле сокращаются избыточные товарные запасы, сокращается время обращения, возрастают годовые обороты и прибыль. Улучшается ассортимент товаров, поскольку спрос покупателей из среднего класса выгодно отличается от спроса бедных. Высокие доходы выгодны и банкам, и страховым компаниям, и пенсионным фондам. Избыточные доходы конвертируются в сбережения и в инвестиции. При росте доверия к надёжности банков и других финансовых институтов их капитал, обороты и годовая прибыль будут расти.
Высокая заработная плата выгодна государству и местному самоуправлению. Ведь подоходный налог с физических лиц вырастет пропорционально росту заработной платы. Бюджет будет действительно формироваться налогоплательщиками. Появляется экономическая основа роста требовательности к органам власти, их ответственности за качество управления и принимаемых решений.