Заработная плата и рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 14:58, контрольная работа

Описание работы

Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от неё зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, которые лишились работы. А такие проблемы, как занятость населения, безработица, конкурентоспособность рабочей силы и, в целом рынок труда, стали особенно актуальны после того, как по миру прошла очередная волна экономического кризиса.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по макроэкономике.docx

— 196.85 Кб (Скачать файл)

Законодательно установленный минимальный уровень заработной платы отражен в модели равновесия Кейнса17. Кейнс отмечает, что негибкость снижающейся реальной заработной платы может привести в возникновению хронической безработицы на рынке труда18.

Законодательные решения препятствуют снижению реальной заработной платы ниже определенного минимума. В таком случае предложение труда графически имеет вид «ломаной» линии – NSNS . Если бы мы рассматривали модель в условиях совершенной конкуренции, то линия предложения была бы NS NS’. Пока линия спроса пересекает кривую NSNS’ выше уровня (W/P)m, равновесная заработная плата ((W/P)1) и равновесный уровень занятости N1 устанавливаются, как и на совершенно конкурентном рынке.

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Рис.8. Соотношение спроса и предложения при установлении минимальной ставки заработной платы.

 

При пересечении линии спроса ND1 и горизонтального отрезка предложения труда заработная плата равна (W/P)m при уровне занятости Nm. Если бы реальная заработная плата была гибкой, то ее равновесный уровень составил бы (W/P)2 при уровне занятости N2 .

 Средняя заработная плата

Соболевская А.А. отмечает, что нередко в статистических документах фигурирует величина средней заработной платы. Количественно ее можно определить как среднестатистическую заработную плату. Среднестатистическая заработная плата, отражая общественную текущую оценку труда, является как бы базисной конкурентной ставкой, отправной точкой на отдельных локальных рынках труда, в том числе в коллективных договорах, особенно на уровне фирмы. С точки зрения макроэкономики среднестатистическая заработная плата выполняет роль ключевой ставки, выражаемой в абсолютном размере, тогда как соотношения в оплате более и менее сложного труда определяются на основе тщательно проводимой оценки работ19.

 

  1. Анализ состояния современного рынка труда в России

    1. Безработица как следствие экономического кризиса. Сущность и виды безработицы

 

Безработица является важнейшей макроэкономической проблемой любой страны, особенно в условиях нарушения макроэкономического равновесия. Её размеры непосредственно влияют на уровень цен и объём производства, на структуру и формы распределения доходов, на государственный бюджет и государственные расходы.

Российская экономика к концу 2009 года вышла из острой фазы экономического кризиса. Начиная со второго полугодия 2009 года, отмечается возобновление роста российской экономики. Прирост ВВП (с исключением сезонного фактора) во втором полугодии 2009 года в среднем составил около 1,5%.  
В 2010 году продолжилась тенденция восстановления экономики, которая характеризовалась ускорением роста большинства макроэкономических показателей. В годовом исчислении ВВП во II квартале 2010 года, по оценке Росстата, вырос на 5,2% против падения на 2,9% в IV квартале 2009 года, а за январь-июнь 2010 года ВВП увеличился на 4,2% к соответствующему периоду прошлого года.

 
Проводимая Правительством Российской Федерации антикризисная политика не только позволила предотвратить более глубокий спад, но и привела к сравнительно быстрому выходу экономики на положительные темпы роста. 
 
В период кризиса государственная политика в области содействия занятости осуществлялась в рамках постоянно действующих мер содействия занятости населения, а также дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. 
 
В целях повышения уровня возмещения утраченного заработка при потере работы и поддержания уровня жизни безработных граждан, позволяющего сосредоточиться на активном поиске работы, была увеличена в 1,5 раза максимальная величина пособия по безработице, что практически соответствовало среднегодовой величине прожиточного минимума в целом по Российской Федерации для трудоспособного населения. Повышен уровень информированности населения о государственных гарантиях и предоставляемых государственных услугах в области содействия занятости, организована работа консультационных пунктов, а также информационного портала «Работа в России». 
 
На осуществление социальной поддержки безработных граждан и мер активной политики занятости, а также реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в 2009–2010 годах было выделено 250,1 млрд. рублей.  
 
В дополнительных мероприятиях в 2009–2010 годах приняли участие более 4,4 млн. человек, сохранено порядка 2,0 млн. рабочих мест, дополнительно создано около 4,0 млн. рабочих мест, в том числе более 306,8 тыс. постоянных рабочих мест. 
 
По сравнению с началом 2009 года количество вакансий, заявленных в органы службы занятости за период реализации региональных программ, увеличилось в 1,4 раза. 
 
Принимаемые Правительством Российской Федерации антикризисные меры позволили сохранить стабильность в социальной сфере, улучшить ситуацию на рынке труда, уменьшить масштабы безработицы, способствовали снижению напряженности в обществе. 
 
Реализация дополнительных мероприятий позволила не только сдержать массовое увольнение работников (около 2,8 млн. человек) и сохранить кадровый потенциал работников организаций, но и снизить численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости. Среднегодовая численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в 2009 году составила 2,08 млн. человек (при прогнозируемой численности - 2,2 млн. человек), в 2010 году (по оценке) – 1,98 млн. человек.  
 
При этом общая численность безработных к октябрю 2010 года практически достигла докризисного уровня 5,1 млн. человек или 6,8% от численности экономически активного населения (в октябре 2008 года - 5,0 млн. человек или 6,6%). 
 
Реализация мероприятий региональных программ положительно отразилась на рынке труда субъектов Российской Федерации, позволила поддержать занятость работников организаций и снизить численность работников, находящихся в режиме неполной занятости, тем самым помочь организациям выйти из кризиса и начать работу в обычном режиме. Численность работников, планируемых к увольнению, к ноябрю 2010 года снизилась до 288,8 тыс. человек (почти в 1,9 раза по сравнению с максимальной численностью в июне текущего года 555,4 тыс. человек). При этом численность работников организаций, находящихся в режиме неполной занятости, снизилась с максимального значения 1,67 млн. человек (в декабре 2009 года) до 601,7 тыс. человек к началу ноября 2010 года.  
 
Сценарные условия и основные параметры социально-экономического развития на период 2011-2015 годов предусматривают инвариантность развития.  
 
Консервативный вариант предполагает сохранение рисков невысокого инвестиционного спроса, слабого роста потребительского спроса при сохранении заработной платы работников бюджетного сектора на уровне 2009 года и сохранении спроса на рабочую силу на рынке труда на уровне 2010 года. В 2011-2013 годах уровень общей безработицы в среднегодовом исчислении соответственно составит 8,2%, 7,8%, 7,3% от численности экономически активного населения, уровень регистрируемой безработицы в среднегодовом исчислении соответственно составит 2,9%, 2,7%, 2,6%. При этом годовые темпы роста экономики (ВВП) не превысят 2,6-3,1%.  
 
Умеренно-оптимистичный вариант отражает более быстрое восстановление экономики в результате наиболее полной реализации потенциала ее роста на основе повышения эффективности бизнеса, роста банковского кредитования, стимулирования экономического роста и модернизации в условиях роста спроса на рабочую силу. В 2011-2013 годах предполагается дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры, сферы науки и технологий, жилищного строительства и ЖКХ. При этом после 2010 года предполагается индексация заработной платы в бюджетном секторе пропорционально инфляции. В 2011-2013 годах уровень общей безработицы в среднегодовом исчислении соответственно составит 7,4%, 7,1%, 6,7% от численности экономически активного населения, уровень регистрируемой безработицы в среднегодовом исчислении соответственно составит 2,9%, 2,7%, 2,6%. Рост ВВП в 2010-2013 годах прогнозируется на уровне 3,4 - 4,2%.  
По оценке Минздравсоцразвития России, в 2014-2015 годах предполагается стабилизация уровней общей и регистрируемой безработицы на уровне 6,4% и1,8%соответственно.  
В соответствии с условиями социально-экономического развития будут реализовываться адекватные меры по поддержке экономики и снижению напряженности на рынке труда (при необходимости будут приниматься меры в рамках выделенного в федеральном бюджете антикризисного резерва). 
 
Обеспечение устойчивости наметившегося экономического роста и стабильности в сфере занятости населения в краткосрочном периоде, а также реализации задачи адекватного развития рынка труда и сферы занятости условиям перехода экономики на инновационный путь развития в среднесрочной перспективе являются важнейшими государственными приоритетами. Особое внимание будет уделяться и вопросам снижения безработицы, социальной поддержки населения, решению проблем диверсификации экономики и развития занятости населения моногородов. 

 

Таблица 1 Динамика безработицы в России

Год

Экономически Активные

Занятые

Безработные

Уровень Безработицы, %

2013

75 208 000

70 731 000

(4 477 000

5,95%

2012

75 676 000

71 545 000

4 131 000

5,46

2011

75 800 000

70 800 000

5 000 000

6,60

2010

75 440 000

69 804 000

5 636 000

7,47

2009

75 658 000

69 285 000

6 373 000

8,42

2008

75 757 000

70 965 000

4 791 000

6,32

2007

75 159 000

70 570 000

4 588 000

6,11

2006

74 167 000

68 855 000

5 312 000

7,16

2005

73 432 000

68 169 000

5 263 000

7,17

2004

72 950 000

67 275 000

5 675 000

7,78

2003

72 391 000

66 432 000

5 959 000

8,23

2002

72 357 000

66 659 000

5 698 000

7,88

2001

71 547 000

65 123 000

6 424 000

8,98

2000

72 770 000

65 070 000

7 700 000

10,58


 

Часто возникает ситуация, когда фирмы испытывают недостаток в персонале, а безработные, в свою очередь, не могут получить работу. Это можно объяснить следующими причинами. Во-первых, несоответствием спроса характеру предложения. Во-вторых, органическим строением капитала, использующим всё меньшую долю живого труда, и сокращением применения неквалифицированного и малоквалифицированного труда. В-третьих, несовершенством и неэластичностью рынка труда.

Различают несколько видов безработицы:

1. По времени (продолжительности): кратковременную (до 6 месяцев); длительную (хроническую) (от 6 до 18 месяцев); застойную (свыше 18 месяцев), сопряженную с разрушением навыков к труду, а нередко - с распадом социально-психологических основ личности.

2. По причинам:

Фрикционная безработица (текучая), связанная с краткосрочным периодом, необходимым для поисков новой работы в связи с получением образования, переменой места жительства и т.д. Безработицу этого вида в условиях рыночной экономики можно уменьшить, но свести на нет нельзя.

Фрикционная безработица - безработица, связанная с краткосрочным периодом, необходимым для поисков новой работы, в связи с получение образования, выходом из декретного отпуска, переездом. С ростом благосостояния фрикционная безработица может возрастать, а сокращение ее возможно по мере улучшения методов сбора информации о рабочих местах, что, тем не менее, требует увеличения издержек.

Экономисты используют термин фрикционная безработица (она связана с поисками или ожиданием работы) в отношении работников, которые ищут работу или ждут получения работы в ближайшем будущем.

По существу фрикционная безработица является добровольной, а возникающая при этом временная не занятость гражданина не носит принудительного характера. В промышленно развитых странах фрикционной безработицей охвачено 2-3% экономически активного населения.

Разница между фрикционной и структурной безработицей весьма неопределенна. Существенное различие состоит в том, что у «фрикционных» безработных есть навыки, которые они могут продать, а «структурные» безработные не могут сразу получить работу без переподготовки, дополнительного обучения, а то и перемены места жительства; фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная безработица более долговременная и поэтому считается более серьезной.

Совокупность структурной и фрикционной безработицы определяет, по мнению большинства экономистов, уровень естественной безработицы. Фрикционная безработица есть результат динамичности рынка труда, а структурная - возникает из-за территориального или профессионального несоответствия спроса и предложения на рынке труда. Таким образом, уровень естественной безработицы - есть тот общественно минимальный уровень, ниже которого невозможно опуститься и который соответствует понятию полной занятости. При этом полная занятость понимается не как поголовная, а как занятость, не исключающая определенный естественный уровень безработицы.

Добровольная безработица, возникающая в результате увольнения работников по собственному желанию. Чем меньше работников шансов найти новую работу с лучшими условиями найма, тем реже он увольняется, тем меньше размеры добровольной безработицы.

Вынужденная безработица возникает при таком состоянии рынка, когда предложение труда превышает спрос на него. Вынужденная безработица особенно возрастает во время спада производства, когда работодатели (предприниматели) вынуждены сокращать размеры производства из-за неблагоприятной деловой конъюнктуры.

Структурная безработица возникает обычно на базе научно-технических сдвигов, в результате которых рабочая сила по своим профессионально - квалификационным характеристикам перестает соответствовать требованиям экономики и поэтому не может использоваться. Частный пример такой ситуации - конверсия военной экономики, перепрофилирование предприятий на выпуск гражданской продукции и обусловленные этим изменения в структуре кадров.

С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, ранее не существовавшие, увеличивается. Возникает безработица, потому что рабочая сила реагирует медленно и ее структура полностью не отвечает новой структуре рабочих мест. В результате оказывается, что у некоторых рабочих нет таких навыков, которые можно быстро продать; их навыки и опыт устарели и стали ненужными из-за изменений в технологии и характере потребительского спроса.

Структурная безработица - безработица, связанная с периодом поиска работы теми работниками, чья специальность или квалификация не позволяют им найти необходимую работу. Структурная безработица связана, таким образом, с несоответствием спроса и предложения на рабочую силу. Такое несоответствие может существовать не только в вилах работ, но и между регионами страны.

Структурная безработица связана с изменениями в технологиях, а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связи предприятия пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности, ресурсов труда. Как правило, внедрение новых технологий приводит либо к увольнению части рабочей силы, либо к переобучению персонала.

Технологическая безработица - разновидность структурной безработицы, обусловленная несоответствием спроса на рабочую силу и ее предложением по профессионально - квалификационному составу в результате изменений в технике и технологии.

Информация о работе Заработная плата и рынок труда