Зарубежный опыт модернизации на примере Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 18:56, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть процессы государственного регулирования, выделить основные направления государственного регулирования, рассмотреть вопрос о модернизации в России: понятие, история, проблемы, направления, механизмы, а также зарубежный опыт модернизации, определить роль государственного регулирования в экономике современной России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1.Сущность государственного регулирования экономики……………..6
2. Политики государственного регулирования экономики…………….10
3. Модернизация государственного управления экономикой
Значимость государственного сектора в современной России……….13
4. Политико-экономические проблемы
Российской модернизации………………………………………………18
5. Зарубежный опыт модернизации на примере Франции……………21
Заключение………………………………………………………………..27
Список использованных источников……………………………………29

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 56.31 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………….3

1.Сущность государственного регулирования экономики……………..6

2. Политики государственного регулирования  экономики…………….10

3. Модернизация  государственного управления экономикой

Значимость государственного сектора в современной России……….13

4. Политико-экономические проблемы

Российской модернизации………………………………………………18

5. Зарубежный опыт модернизации на примере Франции……………21

Заключение………………………………………………………………..27

Список использованных источников……………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Огромная роль государства и способность его регулировать некоторые экономические процессы зависят от связи экономики и политики, от разработки экономической политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. Поэтому возникновение и существование государства является общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Более того, экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы.

Рыночная система – это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений производителями и потребителями. И все же регулирующие функции государства здесь приобретают исключительное значение, так как рыночный механизм не в состоянии разрешить всех проблем экономического роста. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией и т.д. Появляется строгая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм принятия регулируемых решений.

В теории и практике необходимость государственного регулирования экономики сейчас мало кем оспаривается. Современное управление экономикой основано на концепции активного участия в нем государства не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.

Актуальность темы исследования: в условиях модернизации российской экономики обеспечение устойчивых темпов регионального развития приобретает особенную значимость, так как равномерное региональное развитие является важным условием последовательного и сбалансированного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации. При этом предприятия ряда отраслей в ходе процессов перехода к рыночным отношениям в полной мере приспособились к новым условиям хозяйствования и даже сформировали для себя условия для получения необоснованной по сравнению с другими отраслями прибыли в ущерб сбалансированности развития всего регионального хозяйства.

Цель работы – раскрыть процессы государственного регулирования, выделить основные направления государственного регулирования, рассмотреть вопрос о модернизации в России: понятие, история, проблемы, направления, механизмы, а также зарубежный опыт модернизации, определить роль государственного регулирования в экономике современной России.

В условиях рынка государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.

Объект исследования - государство.

Предмет исследования – государственное регулирование экономики.

Цель исследования заключается в изучении государственного регулирования экономики: модернизации в России.

Цель, объект и предмет позволят определить следующие задачи исследования:

- изучить организацию регулирования экономики;

-проанализировать необходимость  государственного регулирования;

- рассмотреть вопрос модернизации  в России, а так же за рубежом;

В процессе исследования применялись следующие методы:

- работа с литературными источниками;

- систематизация, обобщение;

- анализ.

Структура и объем работы определяются ее целями и задачами. Работа состоит из введения, 4 параграфов, заключения, списка использованных источников (11 наименований).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность государственного регулирования экономики.

 

Главная задача государственного регулирования экономики – создание определенных условий для обеспечения нормального функционирования экономики. Государство во взаимодействии с рынком поддерживает и стимулирует развитие общества, отстаивая, прежде всего, его интересы. Развитие общества способствует эффективному, максимальному независимому функционированию субъектов рынка, получению им оптимальных выгод. Государство защищает право собственности, права потребителей.

Основные функции ГРЭ:

-разработка, принятие и контроль над выполнением хозяйственного законодательства;

-определение приоритетов макроэкономической политики;

-обеспечение условий эффективного функционирования рынка;

-решение тех экономических проблем, которые рыночный механизм не решает.

Государство определяет то нормативно-правовое поле и те правила игры на котором играют и которых придерживаются субъекты рынка.

Реализация этих функций обеспечивается решением конкретных задач ГРЭ, отражающих систему приоритетов экономической политики государства как на данном текущем моментом, так и на перспективу.

Задачи ГРЭ:

1. совершенствование законодательства, обеспечивающего правовую основу  деятельности предпринимателей и защиту их интересов [5,с. 10-11].

2. Поддержание оптимальных  общеэкономических пропорций

3. Совершенствование отраслевой  структуры экономики, государственная  поддержка базовых и других  отраслей промышленности

4. Оптимальное сочетание  текущих и перспективных направлений  развития экономики: структурно-инвестиционныой и научно-технической политики.

5. Создание благоприятных  условий для накопления капитала.

6. Поддержание приемлемого  для большинства населения уровня  дифференциации и распределения  доходов, социальной стабильности  в обществе.

7. Регулирование занятости  и качества воспроизводства рабочей  силы в условиях постоянного  изменения производительных сил

8. Создание условий для  свободной и добросовестной конкуренции, свободного перемещения товаров  на внутреннем и внешнем рынках.

9. Охрана окружающей среды, предотвращение ее заражения, недопущение  гибели природы.

10. Обеспечение национальной  безопасности и др.

Государственное регулирование экономики как системное явление предполагает наличие объектов и субъектов.

Объекты ГРЭ – это сферы, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, экономика в целом, то есть все то, на что направлена регулирующая деятельность государства для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.

В последние десятилетия спектр объектов регулирования значительно расширился. Объектами государственного регулирования в большей степени становятся общие условия существования и развития общества. К ним относятся проблемы окружающей среды и сфера международного сотрудничества, оборонные и энергетические объекты, а также организации, выполняющие общегосударственные функции, в том числе обеспечивающие военно-экономическую безопасность. Государство берет на себя заботу о производстве общественных товаров и услуг. Оно финансирует расходы на оборону, содержание правоохранительных органов и расходы на социальные нужды.

К основным объектам ГРЭ относятся: структура экономики в ее отраслевом, региональном, секторальном и воспроизводственном аспектах. Экономические циклы; формы собственности; материальные и финансовые ресурсы страны и др. Немаловажным объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике.

Соотношение между спросом и предложением рабочей силы должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению числа безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов и прочим негативным последствиям.

Особое внимание государственное регулирование экономики уделяет обращению денег. Основное направление регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей одну из серьезнейших опасностей для экономики.

Объекты государственного регулирования экономики различают в зависимости от уровня решаемых ими задач и методов решений. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, различные интеграционные процессы). При этом невозможно сказать, какой из этих уровней является доминирующим, а какой – вторичным, поскольку они все действуют в рамках одной системы.

Субъектами государственного регулирования экономики являются законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется конституцией, федеральными и иными договорами о разграничении объектов ведения и полномочий.

К государственному аппарату, регулирующему экономическое развитие страны, помимо трех ветвей власти, относится Центральный Банк Российской Федерации (банк России).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Политики государственного регулирования  экономики

 

Государственная социальная политика является еще одной важнейшей сферой деятельности государственного регулирования. Она преследует следующие цели:

1. защита граждан от  экономического и общественного  вреда и деградации в результате  болезни, старости, резкого сокращения  доходов и т.д.;

2. обеспечение необходимых  условий развития каждой отдельной  личности и общества в целом;

3. контроль морально-этических  основ общества.

Это предполагает перераспределение дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения через систему государственных и местных бюджетов, различных внебюджетных фондов, других форм социальной поддержки. Подобная политика позволяет поддерживать не только социальную стабильность, но и стимулирует массовый платежеспособный спрос. Как уровень социальных гарантий, так и понятие социальной справедливости обусловлены степенью развития производительных сил того или иного общества, его культурными и политическими традициями.

Проблемы, которые могут возникнуть при проведении социальной политики:

-опасность возникновения  значительных групп трудоспособного  населения, живущих исключительно  на государственные пособия;

-общее ослабление экономических  стимулов рыночного механизма;

-перенапряжение бюджета  при крупных объемах социальных  выплат и, следовательно, угроза  усиления инфляции;

-гипертрофированное развитие  бюрократических структур, призванных  осуществлять и контролировать  процесс оказания социальной  помощи.

В основе системы соцобеспечения лежит механизм социального страхования, в котором участвуют три экономических субъекта: работник, предприниматель и государство. Пропорции каждого из этих субъектов в сумме страховых взносов зависят от целевого назначения взносов и правовых норм конкретных государств [2,с. 23-24].

В целом социальная политика государства может быть представлена в виде двух основных моделей:

Поощрение индивидуальной активности получателя социальной помощи в самостоятельном поиске выхода из кризиса, стимулирование развития частнопредпринимательских структур в сфере предоставления социальных услуг, с низким удельным весом социальных расходов в ВНП (США).

Высокая степень удовлетворения социальных потребностей граждан посредством общественных фондов потребления под контролем государства, высокий удельный вес социальных расходов в ВНП (Швеция).

Информация о работе Зарубежный опыт модернизации на примере Франции