Защита экономических интересов предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 23:16, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы: рассмотреть основные аспекты экономической безопасности предприятия с научной точки зрения; проанализировать методы обеспечения экономической безопасности предприятий; а также затронуть данную проблему в жизни нашей страны, поскольку она затрагивает не только экономическую, но и политическую, социальную сферы.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 71.46 Кб (Скачать файл)
  1. внутренние факторы:
    • в сфере управления;
    • в сфере обращения;
    • воспроизводственной деятельности;
    • финансовой деятельности;
    • производственной деятельности.

 

 

2. Основные направления обеспечения экономической безопасности

предприятия

 

2.1 Страхование как фактор минимизации рисков

 

Предприятия для осуществления своей деятельности пользуются услугами страховых компаний с целью минимизации рисков в хозяйственной деятельности.

Страхование – это отношение по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении особых событий из специально формируемых денежных фондов.

Страхование – экономическое отношение, в котором участвуют 2 стороны. Одна из них – это страховое общество (частное или государственное), которое вырабатывает условия страхования и предлагает их своим клиентам. Если условия устраивают клиентов, то они подписывают договор установленной формы и регулярно вносят по нему страховщику денежные взносы согласно договору. Из этих взносов у страховщика образуется особый денежный фонд. Другой стороной являются страхователи. Если в результате страхового случая страхователю будет нанесен ущерб, то страховщик в соответствии с условиями договора выплачивает возмещение.

Для заключения договора страхования (страховой полис или свидетельство) страхователь представляет страховщику определенный набор документов для определения степени страхового риска. Изучив клиента, страховщик устанавливает страховую премию в процентах к страховой сумме и дифференцированной в зависимости от срока страхования. После уплаты премии договор вступает в силу.

Наиболее существенными моментами в страховании являются: размер ответственности, принимаемой страховщиком, определение страхового случая и возмещение убытков.

Условия договора четко оговаривают срок, в течение которого страхователь обязан сообщить о наступлении страхового случая путем подачи заявления, а также предусматривают порядок возмещения убытков.

Традиционное страхование подразделяется на личное, имущественное и страхование ответственности. Различные виды страхования имеют разное значение в хозяйственной деятельности предприятия.

Имущественное страхование

Страхованию подлежат здания, сооружения, передаточные устройства, силовые, рабочие и другие машины, транспортные средства и др. имущество. Не подлежат страхованию наличные деньги и ценные бумаги.

Предприятие, застраховавшее принадлежащее ему имущество, имеет страховую защиту не только тех материальных ценностей, которые были у него на момент заключения договора страхования, но и имущества, поступавшего в период действия договора.

Предусмотрены следующие виды договоров страхования имущества:

основной договор – договор страхования всего имущества

дополнительный договор – договор страхования всего имущества, полученного предприятием по договору имущественного найма

договор выборочного страхования части имущества, как принадлежащего предприятию, так и принятого им

специальные договоры, заключаемые для обеспечения страховой защиты имущества в период проведения экспериментальных и исследовательских работ

Договоры страхования имущества с предприятиями заключаются на 1 год и на неопределенный срок с ежегодным пересчетом стоимости имущества и суммы платежей.

Договор, заключенный на неопределенный срок, считается продленным на следующий срок при условии внесения до окончания года, за который уплачены платежи, не менее 25% суммы страховых платежей, рассчитанной на следующий год.

По договору страхования организация несет ответственность за гибель или повреждение имущества в результате неумышленных факторов.

При страховании имущества, принадлежащего предприятию, в полной стоимости оно считается застрахованным в размере:

полной балансовой стоимости (здания, сооружения, машины, оборудования и др. основные средства)

фактической стоимости (товарно-материальные ценности, как собственность производства, так и приобретенные предприятием)

экспериментальной оценки на основании представленных страхователем документов (экспонаты выставок, коллекции и т.п.)

фактически произведенных материальных и трудовых затрат к моменту страхового случая исходя из утвержденных норм и расценок на строительные работы (объекты в стадии незавершенного строительства)

Если заключается основной договор страхования, то ставки  устанавливаются в следующих размерах в процентах от страховой суммы:

нефтеперерабатывающие, нефтегазодобывающие, химические, горнодобывающие, металлургические и др. предприятия – 0,15%, с ответственностью за кражу – 0,3%

машиностроительные, строительные и др. предприятия – 0,1%, с ответственностью за кражу – 0,2%

транспортные средства – 1 %, с ответственностью за угон – 2 %

Если заключается договор страхования части имущества, в том числе при страховании экспонатов выставок, принимаются другие ставки для предприятия всех видов деятельности:

страхование имущества (кроме транспортных средств) – 1%, с ответственностью за кражу – 2%

транспортные средства – 1%, за угон – 2%

Страхование транспортных средств осуществляется предприятием на случай пожара, транспортных аварий и др. обстоятельств.

Компенсационное страхование

Обычно выполняет роль возмещения определенных сумм рабочим и служащим предприятия в случае частной или полной потери трудоспособности в результате несчастного случая на производстве, заболевания или смерти.

Индивидуальные предприниматели и коммерческие предприятия отчисляют из своих доходов установленную сумму в страховой фонд, однако не менее выгодно оформлять компенсационное страхование работников предприятия в страховых компаниях. Использование этого вида страхования заставляет администрацию предприятия принимать эффективные меры для улучшений условий труда, снижения уровня травматизма и заболеваний. Если условия труда не отвечают установленным стандартам, то предприятие будет вынуждено платить компаниям повышенные страховые премии, что, естественно, ведет к ухудшению финансового положения и снижению уровня конкурентоспособности предприятия на рынке.

Страхование кредита

В отечественной практике страховых организаций страхование кредита производится с 1990 г. Страхование осуществляется на добровольной основе в 2 формах: 1) добровольное страхование ответственности заемщика за непогашение кредита; 2) добровольное страхование риска непогашения кредита. В 1 случае страхователем выступает заемщик, объектом страхования является его ответственность перед банком, выдавшим кредит. Во 2 случае страхователем выступает банк, объектом страхования – ответственность всех или отдельных заемщиков перед банком за своевременное и полное погашение кредита и процентов за пользование кредита.

Таким образом, всестороннее страхование существенно снижает риск, связанный с деятельностью предприятия. Страхование, присутствующее как в экономической, так и в юридической науке, является неотъемлемой частью рыночного общества, в котором неопределенность и риск – одни из основных элементов.

2.2 Деятельность предприятия по преодолению последствий

реализации угроз

 

Представьте себе ситуацию, когда вы купили почти обанкротившуюся фирму за бесценок, потом превратили её в процветающее предприятие и через несколько лет продали её, увеличив вложенный капитал в несколько раз. На Западе такой бизнес процветает и человек, который занимается "излечиванием" компаний в кризисе, называется "company doctor" - доктор предприятий. Бизнес очень прибыльный. Однако надо знать, как вытащить предприятие из прорыва.

Перед предприятием, стремящимся выйти из кризиса, стоят две последовательные задачи:

1. Устранить последствия кризиса - восстановить платежеспособность  и стабилизировать финансовое положение предприятия.

2. Устранить причины кризиса - разработать  стратегию развития и провести  на ее основе реструктуризацию  предприятия с целью недопущения  повторения кризисных явлений  в будущем.

В стабилизационную программу должен входить комплекс мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности предприятия. Сроки для её осуществления крайне ограничены, как правило, это 12 или 18 мес. Это связано с тем, что у неплатежеспособного предприятия резервных фондов, как правило, нет, а финансовые вливания извне исключены. Поэтому в первую очередь необходимо проводить те мероприятия, которые позволят заполнить "кризисную яму", во-первых, за счет увеличения поступлений денежных средств (максимизации) и, во-вторых, за счет уменьшения текущей потребности в оборотных средствах (экономии).

Увеличения денежных средств можно добиться двумя путями:

- путем перевода активов предприятия в денежную форму;

- путем увеличения выручки от продажи.

Первый способ требует решительных и нередко шокирующих обычного руководителя шагов, так как связан со значительными потерями. Сюда относятся:

1. Продажа краткосрочных финансовых  вложений. Причем на дисконт при  продаже ценных бумаг бессмысленно  рассчитывать - они идут по той  цене, по которой их готовы  купить.

2. Продажа дебиторской задолженности.

3. Продажа запасов готовой продукции. Во-первых, предполагает продажу  с убытками, а во-вторых, ведет  к осложнениям с налоговыми органами.

4. Продажа избыточных производственных запасов.

5. Продажа инвестиций (реинвестирование) - остановка ведущихся инвестиционных  проектов с продажей объектов  незавершенного строительства и  неустановленного оборудования, а  также ликвидация участия в  других предприятиях (продажа долей). 6. Продажа нерентабельных производств  и объектов непроизводственной  сферы наиболее сложна и предполагает  особый подход. Часть нерентабельных  производственных объектов, как  правило, входит в основную технологическую  цепочку предприятия. Поэтому невозможно  корректно определить, какие из  них имеет смысл сохранить, а  какие в любом случае следует  ликвидировать - это требует детального  анализа, осуществимого только в  рамках реструктуризации. Для увеличения выручки от продаж можно:

1. Воздержаться от резкого повышения  рублевых отпускных цен и увеличить  объем продаж. Сдерживание цен, однако, ведет к снижению размера чистой прибыли (и коэффициентов прибыльности). Расчет новой цены должен учитывать истинные производственные затраты. Важно отличать их от полных затрат. Пример: амортизация является естественным компонентом в структуре полных затрат. Однако, было бы неправомерно относить амортизацию к истинным затратам и принимать ее во внимание, когда решается вопрос можно снизить цены или нет.

2. Развить отношения с существующими  клиентами. Предприятие, стремящееся выйти из кризиса, должно грамотно осуществлять контроль за дебиторской задолженностью   и разрабатывать системы договорных взаимоотношений с контрагентами, с применением гибких условий и форм оплаты:

- предоплата с установлением минимальной цены продажи;

- частичная предоплата (сочетает  предоплату и продажу товаров в кредит);

- передача на реализацию, т.е. продавец  сохраняет права собственности  на реализованные товары, пока  не получит полную сумму оплаты за них;

- выставление промежуточного счета, который обычно используется  при долгосрочных контрактах  для обеспечения регулярного  притока денежных средств по  мере выполнения отдельных этапов работы;

- банковская гарантия, которая  предполагает, что банк будет  возмещать необходимую сумму  в случае неисполнения дебитором  своих обязательств.

3. Привлечь новых клиентов. Для этого необходимо составить список потенциальных клиентов, сделать оценку затрат, необходимых для привлечения новых клиентов, и оценку потенциального прироста выручки от расширения круга клиентов.

4. Предложить новую продукцию, на  которую существует спрос. Данный путь потребует финансовых вливаний.

5. Использовать свободные производственные  мощности, заключив контракты о  производстве на давальческом сырье.

6. Разработать и внедрить программу  торговых скидок и льгот для покупателей. Уменьшение текущей потребности в оборотных средствах (экономия). Сущность - максимально быстрое и радикальное снижение неэффективных расходов.

После того, как платежеспособность предприятия восстановлена, а его финансовое положение стабилизировалось, следует разработать программу реорганизации предприятия с целью недопущения повторения кризисных явлений в будущем. Проведение этого процесса должно рассчитываться на более длительное время, так как он будет включать комплекс мероприятий, затрагивающих все аспекты хозяйственной деятельности предприятия. На данном этапе реорганизации могут быть подвергнуты, помимо задолженностей предприятия, также его оргструктура, система управления производством, финансами, инвестициями, персоналом. Может быть пересмотрена организация системы сбыта продукции. Перечень осуществимых реформ на предприятии на этом не заканчивается, главное, чтобы они были направлены на устранение причин кризиса.

Информация о работе Защита экономических интересов предприятий