Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 06:57, контрольная работа

Описание работы

Защита прав потребителей - понятие, недавно вошедшее в нашу действительность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства.

Содержание работы

Введение 3
Государственная защита прав потребителей 4
Заключение 9
Список используемых источников 11

Файлы: 1 файл

2012-10-35 защита прав потребителей-сокр.docx

— 35.80 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

Государственная защита прав потребителей 4

Заключение 9

Список  используемых источников 11

 

 

 

 

 

Введение

 

Защита прав потребителей - понятие, недавно вошедшее в нашу действительность. Работы по ее правовому  и организационному обеспечению  выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической  политики государства.

Переход России к рыночной экономике делает насущной проблему эффективного регулирования рыночных отношений в условиях свободы  деятельности хозяйствующих субъектов  по производству товаров, работ, услуг. При этом становление цивилизованного  рынка представляется немыслимым без  развития практики делового партнерства  в предпринимательской среде. Особенно остро в этих отношениях встает вопрос об обеспечении гарантий защиты прав обычным гражданам, которые как  потребители ежедневно приобретают  различные товары, пользуются услугами, заказывают работы. Зачастую эти товары и услуги не отличаются надлежащим качеством. Именно поэтому каждому  потребителю необходима государственная  поддержка.

Решение этой задачи на современном  этапе требует формирования институциональных  механизмов, вырабатывающих нужное для  экономики поведение людей. В  первую очередь речь идет о создании нормативных актов, направленных на защиту прав потребителей. Законодательство в этом направлении показывает достаточно последовательное развитие. Активно  формируются институты гражданского общества (общественные объединения  и организации), преследующие цели защиты прав и интересов граждан в  сфере потребления.

Цель работы – изучить  основные положения государственной  защиты прав потребителя.

 

 

 

 

Государственная защита прав потребителей

 

Законодательство о защите прав потребителей - это совокупность разноотраслевых нормативных актов, объединенных общим предметом регулирования  отношений предпринимателей и покупателей.

Спецификой действующего законодательства о защите прав потребителей, состоящего из совокупности нормативных  правовых актов, которые носят разноотраслевой  характер, можно считать выделение  его в качестве специальной комплексной  отрасли законодательства. Как комплексная  отрасль законодательство о защите прав потребителей представляет собой  вторичное структурное образование  в системе законодательства и  включает нормы различных отраслей права. Между тем основу регулирования  в сфере потребления составляют гражданские правоотношения.

Эффективная защита прав потребителей невозможна без деятельности специальных  уполномоченных субъектов, призванных решать вопросы организации надлежащего  функционирования собственно торговли (оказания услуг) и проблемы, вытекающие непосредственно из потребительских  отношений.

Реализация права потребителя  на государственную и общественную защиту его интересов проявляется  в двух аспектах:

1) государство обеспечивает  правовое регулирование отношений  с участием потребителей, прежде  всего имея целью охранять  права последних;

2) потребитель имеет возможность  обратиться с жалобой (заявлением) на деяния его контрагентов, обозначенных  в Законе "О защите прав потребителей", в уполномоченные государственные или муниципальные органы либо в общественные организации потребителей.

На федеральном уровне в сфере защиты прав потребителей представлены специальные органы исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента РФ был образован Роспотребнадзор. На него возложены функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. На сегодняшний день Роспотребнадзор является единственной федеральной структурой, которая выполняет функции, переданные ей от трех федеральных министерств. От Министерства здравоохранения РФ были переданы функции по осуществлению санитарно-эпидемиологического надзора; от Министерства экономического развития и торговли РФ - функции по надзору в сфере потребительского рынка; от упраздненного Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства - функции по защите прав потребителей.

Следовательно, основными  направлениями контрольно-надзорной  деятельности органов Роспотребнадзора являются:

а) государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного  законодательства;

б) государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ в  области защиты прав потребителей;

в) контроль за соблюдением  правил продажи отдельных видов  товаров, выполнения работ, оказания услуг;

г) санитарно-карантинный  контроль в пунктах пропуска через  Государственную границу РФ;

д) надзор за качеством и  безопасностью продовольственного сырья и продуктов питания.

Основным и приоритетным направлением деятельности Роспотребнадзора по исполнению обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения  санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и  в области потребительского рынка  является государственный надзор за соблюдением санитарного законодательства.

Осуществляя государственный  санитарно-эпидемиологический надзор, должностные лица Федеральной службы при выявлении нарушений имеют  право давать гражданам и юридическим  лицам обязательные для исполнения предписания:

об устранении выявленных нарушений санитарных правил;

о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического  заключения продукции, в том числе  продовольственного сырья и пищевых  продуктов;

о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.1

В качестве самостоятельных  направлений контрольно-надзорной  деятельности органов Федеральной  службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека следует рассматривать:

а) санитарно-карантинный  контроль в пунктах пропуска через  Государственную границу РФ;

б) государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью  муки, макаронных и хлебобулочных  изделий при осуществлении закупок  данной продукции для государственных  нужд, а также при поставке муки в государственный резерв; при  ввозе (вывозе) на территорию РФ;

в) осуществление в соответствии с законодательством лицензирования отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции службы;

г) регистрацию отдельных  видов продукции, представляющих потенциальную  опасность для человека; впервые  ввозимых на территорию РФ.

Исполнение органами Роспотребнадзора возложенных функций по контролю и надзору в области потребительского рынка, в том числе и в сфере  обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, предполагает осуществление  следующих последовательных процессуальных действий (административных процедур).

1. Проверка соблюдения  обязательных требований законодательства  о защите прав потребителей, а  также обязательных требований  к производству и реализации  товаров.

2. Выдача обязательных  для исполнения предписаний (например, о прекращении нарушения прав  потребителей, о необходимости соблюдения  обязательных требований к товарам) в том случае, если ответственность за нарушение не предусмотрена КоАП РФ.

3. Возбуждение и рассмотрение  дел об административных правонарушениях,  посягающих на здоровье и санитарно-эпидемиологическое  благополучие населения (ст. ст. 6.3 - 6.7 КоАП РФ); в области охраны окружающей природной среды и природопользования (ст. ст. 8.2, 8.5 КоАП РФ); в сельском хозяйстве и ветеринарии (ст. 10.8 КоАП РФ); в области предпринимательской деятельности (ст. 14.4 КоАП РФ).

4. Принятие административных  мер принудительного характера  (приостановление производства или  реализации товаров; отзыв с  внутреннего рынка или от потребителя  товаров, не соответствующих обязательным  требованиям).

5. Направление в орган,  осуществляющий лицензирование  соответствующего вида деятельности, материалов о нарушении прав  потребителей для рассмотрения  вопросов о приостановлении действия  или об аннулировании соответствующей  лицензии.

6. Направление в органы  прокуратуры, другие правоохранительные  органы материалов для решения  вопросов о возбуждении уголовных  дел по признакам преступлений, связанных с нарушением прав  потребителей.

7. Обращение в судебные  органы с заявлениями в защиту  прав потребителей либо с заявлениями  о ликвидации изготовителя, продавца, импортера или о прекращении  их деятельности за неоднократное  или грубое нарушение требований  действующего законодательства.

Для реализации результатов  контроля Роспотребнадзор наделен  широким кругом полномочий. Эти полномочия можно условно разделить на три  группы:

1) полномочия, осуществляемые  непосредственно Роспотребнадзором  или его территориальными органами;

2) направление материалов  в государственные органы для  принятия мер в соответствии  с их компетенцией;

3) направление материалов  в суд.2

Кроме перечисленных выше федеральных органов исполнительной власти к органам, уполномоченным в  сфере защиты прав потребителей, можно  отнести также Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному  надзору, Федеральную службу по надзору  в сфере здравоохранения и  социального развития. Особая роль принадлежит Федеральной антимонопольной  службе, которая осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере рекламы.

В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

По сути, Закон "О защите прав потребителей" не предоставляет субъектам РФ никаких полномочий по регулированию отношений в области защиты прав потребителей, за исключением полномочий, предоставляемых ст. 44 Закона. Вместе с тем существует множество вопросов, решение которых напрямую связано с реализацией потребителями прав, предоставленных Законом. Это и размещение на улицах городов нестационарных объектов торговли, и сдача в аренду торговым организациям муниципальной собственности, и многое другое.

Кроме того, должностные  лица исполнительных органов государственной  власти субъектов РФ имеют также  право давать указания контролирующим органам проводить дополнительные проверки по имеющейся у них информации о нарушениях Закона "О защите прав потребителей", принимать решения по применению ответственности к лицам, виновным в нарушениях в области защиты прав потребителей, а также осуществлять мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и в пределах своих полномочий принимать иные меры.

 

Заключение

 

Защита прав потребителя  представляет собой комплекс мер, реализуемых  государством и направленных на регулирование  общественных отношений, возникающих  между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных домашних и  иных нужд, не связанных с предпринимательской  деятельностью) и субъектом предпринимательской  деятельности - изготовителем, исполнителем, продавцом, и включает в себя: установление конкретных прав потребителей; формы  возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение  прав потребителей.

До недавнего времени  потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители  товаров и услуг диктовали  им свои условия. Судебная защита практически  отсутствовала. Только с принятием  Верховным Советом РФ 7 февраля 1992 г. Закона РФ "О защите прав потребителей" у граждан появилась возможность реализовать свои права, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (от 9 апреля 1985 г.). Введение этого Закона прямого действия положило начало созданию в России национальной системы защиты прав потребителей, обеспечило нормативно-правовое поле для ее функционирования, в том числе создало потребителям необходимые условия для осуществления самозащиты при нарушении их прав, а общественным объединениям - возможность организации деятельности по защите потребительских прав и интересов.

На протяжении 15 лет правоприменительной  практики в данный Закон неоднократно вносились изменения, и, несмотря на это, потребители сталкиваются с целым рядом проблем, требующих незамедлительного решения. В настоящее время на положении потребителей негативно сказываются большое количество монопольных рынков, деятельность отраслей, относящихся к естественным монополиям, ценовая спекуляция; наводнение потребительского рынка некачественными и поддельными товарами; неудовлетворительное состояние защиты авторского права и смежных прав практически во всех областях, связанных с созданием или использованием объектов интеллектуальной собственности; низкий уровень сознания потребителей; отсутствие или низкий уровень информационных систем, доступных для потребителей, на фоне широкой и наступательной рекламы.

Информация о работе Защита прав потребителей