Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 06:57, контрольная работа
Защита прав потребителей - понятие, недавно вошедшее в нашу действительность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства.
Введение 3
Государственная защита прав потребителей 4
Заключение 9
Список используемых источников 11
Содержание
Введение 3
Государственная защита прав потребителей 4
Заключение 9
Список используемых источников 11
Введение
Защита прав потребителей
- понятие, недавно вошедшее в нашу
действительность. Работы по ее правовому
и организационному обеспечению
выдвинули ее в число основных
направлений социально-
Переход России к рыночной
экономике делает насущной проблему
эффективного регулирования рыночных
отношений в условиях свободы
деятельности хозяйствующих субъектов
по производству товаров, работ, услуг.
При этом становление цивилизованного
рынка представляется немыслимым без
развития практики делового партнерства
в предпринимательской среде. Особенно
остро в этих отношениях встает вопрос
об обеспечении гарантий защиты прав
обычным гражданам, которые как
потребители ежедневно
Решение этой задачи на современном
этапе требует формирования институциональных
механизмов, вырабатывающих нужное для
экономики поведение людей. В
первую очередь речь идет о создании
нормативных актов, направленных на
защиту прав потребителей. Законодательство
в этом направлении показывает достаточно
последовательное развитие. Активно
формируются институты
Цель работы – изучить основные положения государственной защиты прав потребителя.
Государственная защита прав потребителей
Законодательство о защите
прав потребителей - это совокупность
разноотраслевых нормативных
Спецификой действующего
законодательства о защите прав потребителей,
состоящего из совокупности нормативных
правовых актов, которые носят разноотраслевой
характер, можно считать выделение
его в качестве специальной комплексной
отрасли законодательства. Как комплексная
отрасль законодательство о защите
прав потребителей представляет собой
вторичное структурное
Эффективная защита прав потребителей
невозможна без деятельности специальных
уполномоченных субъектов, призванных
решать вопросы организации
Реализация права потребителя на государственную и общественную защиту его интересов проявляется в двух аспектах:
1) государство обеспечивает
правовое регулирование
2) потребитель имеет возможность
обратиться с жалобой (
На федеральном уровне в сфере защиты прав потребителей представлены специальные органы исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента РФ был образован Роспотребнадзор. На него возложены функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. На сегодняшний день Роспотребнадзор является единственной федеральной структурой, которая выполняет функции, переданные ей от трех федеральных министерств. От Министерства здравоохранения РФ были переданы функции по осуществлению санитарно-эпидемиологического надзора; от Министерства экономического развития и торговли РФ - функции по надзору в сфере потребительского рынка; от упраздненного Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства - функции по защите прав потребителей.
Следовательно, основными
направлениями контрольно-
а) государственный санитарно-
б) государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ в области защиты прав потребителей;
в) контроль за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
г) санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;
д) надзор за качеством и
безопасностью
Основным и приоритетным
направлением деятельности Роспотребнадзора
по исполнению обязательных требований
законодательства РФ в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического
Осуществляя государственный санитарно-эпидемиологический надзор, должностные лица Федеральной службы при выявлении нарушений имеют право давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания:
об устранении выявленных нарушений санитарных правил;
о прекращении реализации
не соответствующей санитарным правилам
или не имеющей санитарно-
о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.1
В качестве самостоятельных
направлений контрольно-
а) санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;
б) государственный надзор
и контроль за качеством и безопасностью
муки, макаронных и хлебобулочных
изделий при осуществлении
в) осуществление в соответствии
с законодательством
г) регистрацию отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека; впервые ввозимых на территорию РФ.
Исполнение органами Роспотребнадзора
возложенных функций по контролю
и надзору в области
1. Проверка соблюдения
обязательных требований
2. Выдача обязательных
для исполнения предписаний (
3. Возбуждение и рассмотрение
дел об административных
4. Принятие административных
мер принудительного характера
(приостановление производства
5. Направление в орган,
осуществляющий лицензирование
соответствующего вида
6. Направление в органы
прокуратуры, другие
7. Обращение в судебные
органы с заявлениями в защиту
прав потребителей либо с
Для реализации результатов контроля Роспотребнадзор наделен широким кругом полномочий. Эти полномочия можно условно разделить на три группы:
1) полномочия, осуществляемые
непосредственно
2) направление материалов в государственные органы для принятия мер в соответствии с их компетенцией;
3) направление материалов в суд.2
Кроме перечисленных выше
федеральных органов
В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
По сути, Закон "О защите прав потребителей" не предоставляет субъектам РФ никаких полномочий по регулированию отношений в области защиты прав потребителей, за исключением полномочий, предоставляемых ст. 44 Закона. Вместе с тем существует множество вопросов, решение которых напрямую связано с реализацией потребителями прав, предоставленных Законом. Это и размещение на улицах городов нестационарных объектов торговли, и сдача в аренду торговым организациям муниципальной собственности, и многое другое.
Кроме того, должностные
лица исполнительных органов государственной
власти субъектов РФ имеют также
право давать указания контролирующим
органам проводить
Заключение
Защита прав потребителя
представляет собой комплекс мер, реализуемых
государством и направленных на регулирование
общественных отношений, возникающих
между потребителем (физическим лицом,
приобретающим товар или услугу
для личных, семейных домашних и
иных нужд, не связанных с
До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг диктовали им свои условия. Судебная защита практически отсутствовала. Только с принятием Верховным Советом РФ 7 февраля 1992 г. Закона РФ "О защите прав потребителей" у граждан появилась возможность реализовать свои права, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (от 9 апреля 1985 г.). Введение этого Закона прямого действия положило начало созданию в России национальной системы защиты прав потребителей, обеспечило нормативно-правовое поле для ее функционирования, в том числе создало потребителям необходимые условия для осуществления самозащиты при нарушении их прав, а общественным объединениям - возможность организации деятельности по защите потребительских прав и интересов.
На протяжении 15 лет правоприменительной практики в данный Закон неоднократно вносились изменения, и, несмотря на это, потребители сталкиваются с целым рядом проблем, требующих незамедлительного решения. В настоящее время на положении потребителей негативно сказываются большое количество монопольных рынков, деятельность отраслей, относящихся к естественным монополиям, ценовая спекуляция; наводнение потребительского рынка некачественными и поддельными товарами; неудовлетворительное состояние защиты авторского права и смежных прав практически во всех областях, связанных с созданием или использованием объектов интеллектуальной собственности; низкий уровень сознания потребителей; отсутствие или низкий уровень информационных систем, доступных для потребителей, на фоне широкой и наступательной рекламы.