Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 19:11, реферат
Принимая решение о выборе организационно-правовой формы, предприниматель определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязательств, что зависит от профиля и содержания будущей деятельности, возможного круга партнеров, существующего в стране законодательства.
Целью данной работы будет рассмотрение существующих форм организации бизнеса в Казахстане, выявление преимуществ и недостатков тех или иных форм предпринимательства. Отдельно в работе рассматривается понятие и сущность предприятия, а также необходимость предпринимательства в современной рыночной экономике.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ В РК 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Сущность и необходимость предприятия
2. Организационно-правовые формы предприятий в РК
Заключение
Список использованной литературы
В условиях современной развитой рыночной экономики весьма актуальна как тема сущности предприятия, так и анализ основных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности в Казахстане.
Организационно – правовые формы предпринимательской деятельности отличаются крайним разнообразием: к этой категории относятся как гигантские корпорации, подобные General Motors, так и местные специализированные магазины или семейные продуктовые лавки с одним-двумя служащими и ежедневным небольшим объемом продаж. Такое разнообразие порождает необходимость классифицировать фирмы по некоторым критериям, таким, например, как правовой статус, отрасль деятельности, выпускаемая продукция, или размер.
Принимая решение о выборе организационно-правовой формы, предприниматель определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязательств, что зависит от профиля и содержания будущей деятельности, возможного круга партнеров, существующего в стране законодательства.
Целью данной работы будет рассмотрение существующих форм организации бизнеса в Казахстане, выявление преимуществ и недостатков тех или иных форм предпринимательства. Отдельно в работе рассматривается понятие и сущность предприятия, а также необходимость предпринимательства в современной рыночной экономике.
В настоящее время предприятия - элемент любой рыночной экономики, субъект предпринимательской деятельности, обладающий экономической и юридической самостоятельностью.
В развитой рыночной экономике предприятия многообразны. Они занимаются производством товаров, их реализацией, оказанием самых различных услуг: финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских[1].
По сферам предпринимательской деятельности они могут быть промышленными, агропромышленными, сельскохозяйственными, строительными, транспортными, телекоммуникационными, торгово-посредническими, венчурными, рекламными, инжиниринговыми, юридическими и т.д.
В Казахстане предприятия создаются в виде юридического лица и преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации). Это могут быть хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Допускается объединение коммерческих организаций в ассоциации и союзы.
Существует несколько подходов к объяснению возникновения и развития предприятий.
Во-первых, предприятие представляет собой организационно-экономическую систему, с помощью которой осуществляются производственные процессы для создания товаров и услуг.
Во-вторых, в социально-экономическом отношении предприятие - это общность людей, объединенных едиными мотивами действия.
В-третьих, предприятие - совокупность взаимовыгодных контрактов. Последнее определение интересно потому, что фирма представляется не как объединение людей, машин и технологий, а как механизм реализации рыночных отношений, в основе которых лежат хозяйственные сделки - трансакции.
Р. Коуз, лауреат Нобелевской премии по экономике (1991 г.) «За открытие и прояснение значения издержек трансакций и прав собственности для институциональной структуры и функционирования экономики», показал, что использование рыночного механизма обходится обществу не бесплатно, а требует определенных затрат, называемых «трансакционными»[2].
Такой подход позволяет анализировать как рыночные, так и внутрифирменные экономические связи. Можно выделить следующие виды трансакционных затрат: поиск информации о состоянии рынка - о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров и услуг; заключение сложных контрактов, включающих оговорки на случай непредвиденных обстоятельств; долгосрочные отношения по отдельным вопросам; периодически повторяющиеся сделки по продаже различных товаров; соблюдение условий контрактов; юридическое сопровождение выполнения контрактов. Предприятия (фирмы) возникают и в связи с большими затратами на осуществление бесчисленного количества сделок[3].
Внутрифирменные экономические связи (внутрифирменные трансакции) охватывают многогранную деятельность фирмы по организации производства, рациональному использованию факторов производства.
Рыночные (внешние) и внутрифирменные трансакции тесным образом связаны между собой. Их соотношение детерминирует оптимальный размер фирмы, иначе можно было бы рассматривать национальную экономику как одну гигантскую фирму[4].
В этом аспекте Р. Коуз выделяет следующие существенные моменты.
1. По мере того как фирма становится крупнее, доходы от предпринимательской деятельности могут снижаться, т.е. издержки организации дополнительных трансакций внутри фирмы могут возрастать. Действительно, должна быть достигнута некая точка, в которой издержки организации дополнительных трансакций внутри фирмы равняются издержкам, связанным с осуществлением трансакций на открытом рынке, или издержкам организации их другим предпринимателем.
2. Может случиться так, что в результате роста числа организуемых трансакций предпринимателю не удастся разместить факторы производства так, чтобы они создавали наибольшую стоимость, иначе говоря, ему не удастся извлечь максимальную пользу из факторов производства. Значит, должна быть достигнута такая точка, в которой потери от неэффективного использования ресурсов равняются издержкам трансакций обмена на открытом рынке или потерям, имеющим место в случае организации этой трансакции другим предпринимателем.
3. Цена реализации одного или более факторов производства может расти, так как «другие преимущества» мелкой фирмы выше, чем преимущества крупной фирмы.
Конечно, действительная точка, в которой прекращается экспансия фирмы, определяется на основе комбинации отмеченных выше факторов.
Следовательно, абстрагируясь от других обстоятельств, можно заключить, что стремление к увеличению размеров будет тем сильнее, чем:
- ниже издержки организации и медленнее рост этих издержек по мере увеличения числа организуемых трансакций;
- менее склонен предприниматель делать ошибки и тогда рост их числа уменьшается по мере увеличения числа организуемых трансакций;
- больше снижение (или меньше рост) цены поставок факторов производства более крупным фирмам.
Объяснение необходимости существования фирмы как институциональной структуры только в связи с тем, что снижаются издержки трансакций, недостаточно. Следует иметь в виду, что производство характеризуется свойствами «организованного процесса». Оно носит коллективный характер при все усложняющейся его организации. В производство вовлечено множество самых разнообразных факторов, деятельность которых должна координироваться. На фирме осуществляется непрерывный процесс управления, складывающийся в разветвленную систему принятия и исполнения решений, связи между которыми не описываются как взаимодействие спроса и предложения, т.е. их нельзя описать на основе представлений о трансакциях.
Внутри фирмы осуществляется сложная управленческая деятельность, построенная по иерархическому принципу. В процессе управления соблюдаются соподчиненность и сбалансированность определенных задач и функций, что предполагает строгое следование некоторым правилам (ограничениям) со стороны участников производственного процесса, т.е. осуществление административных функций, которые становятся одним из отличительных признаков фирмы[5].
Здесь уместно дать еще одно определение фирмы (предприятия) - хозяйственная единица коллективного характера, обладающая всей полнотой прав для заключения контрактов, обеспечивающих все стороны ее деятельности. Это определение дополняет сказанное выше.
В процессе исторического развития в способы ведения предпринимательской деятельности включались все новые формы хозяйственного взаимодействия, усложнялись отношения собственности и механизмы объединения и перелива капитала, появлялись все более развитые способы распределения доходов и рисков, меры по обращению ответственности, формы управления капиталом. Складывалось предпринимательское право как важнейший элемент гражданского и хозяйственного права. Происходила определенная дифференциация норм предпринимательства по регионам мира—континентальное (европейское) право, англо-саксонские правовые нормы, американская правовая модель предпринимательства и др.
Важно понимать в связи с этим, что процесс становления современных организационно-правовых форм предпринимательства по-разному происходит в странах с развитой рыночной и с переходной экономикой. Если в рыночной экономике этот процесс был исторически эволюционным и сопровождал естественный прогресс экономического и общественного уклада, то странам с переходной экономикой приходится переживать все трудности ломки общественных, экономических и организационных отношений. Правовые предпринимательские нормы поэтому менее стабильны, нередко внутренне противоречивы, страдают приверженностью интересам тех или иных общественных групп. Однако большинству постсоциалистических стран удалось относительно быстро создать основы организационно-правовых форм предпринимательства, в целом приближенных к рыночным [10,74].
Организационно-правовая форма любой фирмы определяется рядом факторов, важнейшими из которых являются:
— способ предпринимательской деятельности (индивидуальная или коллективная);
— статус предпринимателя (индивидуальный предприниматель, то есть физическое или юридическое лицо);
— характер деятельности организации (коммерческая или некоммерческая);
— форма ведения хозяйства (для коммерческих организаций):
хозяйственное товарищество, хозяйственное общество, производственный кооператив (ст.6 ГК РК) [1].
Особая проблема — государственное предпринимательство, которое осуществляется либо полностью государственными предприятиями, либо организациями со значительной степенью государственного участия (в капитале и управлении). Распространенный тезис о преимуществах смешанной экономики, то есть такой, где государство осуществляет хозяйственную деятельность наряду с частными предпринимателями, требует уточнения. Популярное положение о равноправии всех форм собственности справедливо только в одном — в выборе частной или государственной формы предпринимательской Деятельности. Когда же такая деятельность уже осуществляется на практике, государство как предприниматель обязано неукоснительно следовать общим нормам гражданско-правовых и хозяйственных отношений. В рыночной экономике эти отношения строятся при безусловном примате частной собственности и ее правопорядка[8,196].
Рассмотрим теперь более подробно основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, определяющие тот или иной статус фирм.
Хозяйственные товарищества.
Хозяйственное товарищество — это форма предпринимательства, осуществляемого совместными усилиями двух или более лиц (физических или юридических), каждое из которых имеет права и несет ответственность в зависимости от вложенной доли в уставный фонд, а также места, занимаемого в структуре управления. Хозяйственные товарищества, кроме акционерного общества, не вправе выпускать акции[2].
Хозяйственное товарищество обладает на правах собственности уставным капиталом, разделенным на доли (вклады). В соответствии с Гражданским кодексом РК действуют два вида товариществ.
Полное товарищество создается полными товарищами, которые несут полную ответственность своим имуществом по всем обязательствам фирмы. Солидарная ответственность существует в полном товариществе в особой форме — субсидиарной ответственности. Это значит, что в случае наступления имущественной ответственности, превышающей размер уставного капитала, кредитор вправе предъявить требование сначала к основному должнику, а при недостаточности его имущества или невозможности полностью удовлетворить требования кредитор предъявляет требования и к другим товарищам[8,197]. Полное товарищество создается на основе договора. Оно не является юридическим лицом, то есть все его члены сохраняют полную самостоятельность, но при условии субсидиарной ответственности(ст. 63 ГК РК).
Организации типа полных товариществ существуют во многих странах: открытые торговые товарищества в Германии и Австрии, простые общества в Швейцарии.
Смысл создания полного товарищества — объединение средств и усилий для реализации какого-либо проекта. С этой целью чаще всего создаются довольно крупные товарищества, называемые консорциумами. Консорциум—это временное соглашение двух или нескольких юридических лиц в целях реализации крупномасштабного проекта. Членство в нем добровольное. Консорциум прекращает свое существование после завершения проекта. В отдельных случаях возможно также образование юридического лица.
Товарищество на вере также является объединением нескольких физических и юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности на основе договора. Уставный капитал формируется из долей и вкладов участников. Участники, внесшие доли уставного капитала, являются полными товарищами и несут полную имущественную ответственность. Члены товарищества, внесшие вклады, не принимают участия в предпринимательской деятельности и несут ответственность в пределах суммы своего вклада. Необходимость в создании товарищества на вере может возникнуть при реализации крупного проекта подобно тому, как это имеет место при образовании консорциума[9,212].