Земельные ресурсы Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 23:26, реферат

Описание работы

Земельные ресурсы - земли, которые используются или могут быть использованы в разных отраслях хозяйства.

Файлы: 1 файл

Региональная экономика.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

В связи с экономическими реформами, которые проводятся в  Украине, изменяется состав землепользователей. До 1990 г. очень высокой была доля государственного сектора: совхозов и  колхозов (которые фактически были государственными предприятиями), промышленных, транспортных и других несельскохозяйственных предприятий и учреждений и только немногим более 4 % земель использовались как приусадебные. С 1991 г. начался процесс передачи земли в пользование, а с принятием соответствующего законодательства и в собственность фермерским хозяйствам. Процесс приватизации земли будет продолжаться, и в государственной собственности должны остаться только те угодья, которые необходимы для выполнения общегосударственных функций (земли под предприятиями государственной промышленности, важнейшими путями, водными и природоохранными объектами). Прочие перейдут в частную, коммунальную, кооперативную и другие формы собственности Для того чтобы новые собственники рационально использовали землю, необходимо создать новый детальный земельный кадастр, собрать достоверные сведения о размерах и качестве почв, их плодородии, хозяйственном использовании и оценить их стоимость.

 

Заключение

 

Главной целью экологической политики государств мира является обеспечение экологически безопасных условий для проживания людей, рациональное использование и охрана природных ресурсов, выработка правовых и экономических основ охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений. Для достижения этой цели необходимо, прежде всего, последовательно проводить структурную перестройку производственной сферы, осуществлять техническую политику, основанную на ресурсосбережении, ресурсозамещении, применении малоотходных и безотходных технологий.

Основными направлениями работы по реализации экологической политики являются: совершенствование природоохранного законодательства; внедрение эффективных экономических методов управления и контроля за природопользованием и охраной окружающей среды; повышение экологической культуры населения; развитие международного сотрудничества.

В системе мер по стимулированию природоохранной и энергосберегающей  деятельности важное значение имеют  разработка и целенаправленное использование  экономического механизма воздействия  на производство, который должен создать условия для повышения непосредственной материальной заинтересованности трудовых коллективов предприятий в обеспечении рационального использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов.

Землепользователи обязаны  проводить эффективные меры по повышению  плодородия почв, осуществлять комплекс организационно-хозяйственных, агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических мероприятий по предотвращению ветровой и водной эрозии почв, не допускать засоления, заболачивания, загрязнения земель, зарастания их сорняками, а также других процессов, ухудшающих состояние почв.

Промышленные и строительные предприятия, организации, учреждения обязаны не допускать загрязнения  сельскохозяйственных и других земель производственными и другими отходами, а также сточными водами.

В условиях интенсификации производства охрана земной поверхности  и ее рациональное использование  осуществляются с помощью следующих  мероприятий:

- сокращение использования  земельного фонда для промышленных целей в процессе проектирования и строительства;

- устранение загрязнения  промышленных предприятий расположенных  вблизи участков земельного фонда;

- рекультивация нарушенных  горными работами земель;

Нужно принять  закон Украины «Об охране земель и плодородия почв», в котором определить:

- базовые  экологические требования в условиях  частного землепользования и  частных форм хозяйствования;

- механизмы  ответственности собственников  земли и арендаторов за сохранение  плодородия земель;

- ограничения относительно использования земель под культурами, истощающими землю;

- стандарты  севооборота и механизм стимулирования  их соблюдения.

Необходимо  увеличить затраты Государственного бюджета Украины на охрану и воспроизводство  плодородия земель. Разработать мероприятия по развитию и внедрению технологий рационального и экологически безопасного землепользования, мероприятия по мелиорации и охране земель, полезащитному лесоразведению, по борьбе с эрозией почв и другие меры, направленные на коренное улучшение земель путем принятия и реализации соответствующих государственных программ.

Cледует также отметить, что Налоговый Кодекс в части платы за землю во многом повторяет Закон Украины от 03.07.92 N2535-XII "О плате за землю", поэтому изменения радикальными назвать нельзя. Среди новаций, которые нашли свое отражение в Кодексе предлагается:

- пересмотреть  размер усредненных ставок платы  за землю (с учетом всех изменений  размер усредненных ставок земельного  налога увеличится лишь на  величину бюджетного коэффициента, который в дальнейшем будет учитываться в зависимости от индекса инфляции). При этом, оставленна дифференциация в зависимости от количества жителей населенных пунктов;

- отменить  верхний предел ограничения годовой  арендной платы за земельные  участки государственной или коммунальной собственности, который согласно требованиям действовавшего законодательства Украины не мог превышать 10 процентов их нормативной денежной оценки;

- применить  особый порядок уплаты земельного  налога за земли природоохранного, рекреационного, культурно-исторического, оздоро-вительного назначения, переданных в собственность или предоставленых в постоянное пользование субъектам хозяйствования;

- урегулировать  проблему налогообложения земель  лесного фонда, как в пределах  населенных пунктов, так и за их пределами (за земельные участки лесного фонда, которые при реформировании аграрного сектора экономики отошли в собственность). При расчете этого налога планируется использовать показатели усредненной стоимости пашни в соответствующем регионе. В дальнейшем для таких земель будут установлены собственные тарифы налогообложения;

- в связи  с разночтением налогообложения  земель под железными дорогами  установить границы такого земельного  участка – в пределах полосы  отвода. Для горнодобывающих предприятий – только под добычу полезных ископаемых;

- для земель, занятых дорожными хозяйствами,  от предоставленной им льготы  учесть размер участков (под полосой  отвода), за которые налог не  начисляется;

- обеспечить  освобождение от уплаты земельного налога детских санаторно-курортных и оздоровительных учереждений Украины, независимо от их подчиненности.

- упорядочение  системы льгот по налогообложению,  которые не имеют социальной  направленности и экономического  эффекта. Например, отменены льготы, предоставляемые по отраслевому признаку;

- уточнение  порядка индексации нормативной  денежной оценки земель в зависимости  от уровня инфляции;

- совершенствование  налогового законодательства в  части арендной платы за земельные  участки государственной и коммунальной собственности;

Вместе с  тем, новым в налогообложении  является урегулирование вопроса срока  налогообложения земельных участков под выкупленными зданиями и сооружениями, поскольку в настоящее время  из-за неурегулированности нормами  действующих законодательных актов (Земельного кодекса, Гражданского кодекса, законов Украины «О плате за землю» и «Об аренде земли» и др.) долгое время проходит процедура оформления документов на право собственности или пользования земельными участками, а за этот период местные бюджеты теряют значительные средства от неуплаты платежей в бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

  1. Земельный кодекс Украины «Відомості Верховної Ради України» (ВВР), 2002, N 3-4, (с изменениями) N 1474-VI ( 1474-17 ) от 05.06.2009

2. Налоговый Кодекс Украины с изменениями, внесенными Законом N 2856-VI (2856-17) от 23.12.2010 г. «Офіційний вісник України» от 10.12.2010 - 2010 р., № 92;

3. География.Современная  иллюстрированная энциклопедия. Издательство: Росмэн-Пресс,2006 г.

4. Бобков А.А., Селиверстов Ю.П. Землеведение - М: Академический проект.

-2006. – 537 с.

5. Гладкий Ю.Н. Лавров  С.Б. «Экономическая и социальная  география мира»,

- М.: Просвещение, 2008г.

6. География в таблицах. 6-10 кл.:Справочное пособие. М.: Дрофа, 1997. 92 с.

7. Доклад ООН «Опустынивание – основная угроза окружающей среде». 19-

07-2005. Сайт "Великая  Эпоха" www.epochtimes.ru,

8.Вольский В. В. Социально-экономическая  география зарубежного мира М.: ДРОФА, 2001- 564 с.

9.Экономика сельского хозяйства / И.А. Минаков, Л.А. Сабетова, Н.И.

Куликов и др. - М.: Колос, 2000. - 328 с.

10.Максаковский В.П.  География в таблицах. Справочное  пособие. М.:

Дрофа, 2008г 92 с.

11.Макар С.В. Основы  экономики природопользования: Учеб. Пособие. М.:

ИМПЭ, 1998.

12. http://www.ukrstat.gov.ua (сайт Государственного комитета статистики

Украины) http://www.bookman.ru/book2128863.html

13.Мумладзе Р.Г. Менеджмент в агропромышленном комплексе.- М: КноРус

2009. – 567 с.

 

 

 

2 Легкая промышленность  Украины

ОТРАСЛЕВОЙ СОСТАВ. Легкая промышленность Украина охватываетесть отрасли, производящие товары народного потребления - ткани, одежда, обувь, предметы галантереи и парфюмерии и т.д. Среди них - текстильная, швейная, трикотажная, кожевенно-галантерейная, обувная, меховая и другие отрасли. Кроме того предприятия легкой промышленности производят и товары производственного назначения - корд, канаты, искусственную кожу и т.д.

Сырьем для отрасли  является натуральные, искусственные  и синтетические волокна. Легкая промышленность Украины перерабатывает как собственную (Лен, кожа, мех, химические волокна, шерсть), так и привозную (шерсть, хлопок, текстиль) сырье.

В Украине легкая промышленность начала формироваться во второй половине XIX в. Именно тогда появились первые кожевенные заводы в Киевеи Бердичеве, Джутовая фабрика в Одессе, Канатный завод в Харькове. Предприятия легкой промышленности в начале ХХ в. больше походили на кустарные мастерские и имели незначительный объем производства. Однако уже через полвека, когда было построен ряд мощных предприятий, отрасль развивалась ускоренными темпами. В конце ХХ в. легкая промышленность занимала важное место в экономике Украина. Ее доля в структуре промышленного производства составила почти 12%. Однако в последние годы наблюдается существенное сокращение объемов ее производства (1% в структуре промышленности Украины в 2003 г.).

Предприятия легкой промышленности ориентируются на потребителя, жиночи трудовые ресурсы и источники сырья, поэтому они распространены, загалом, на территории всей Украины. Однако легкая промышленность всегда отставала от потребностей общества по ассортимента, качества и объемов производства продукции, а в наше время находится в глубоком кризисе, ее доля в промышленном производстве сократилась. 

 

Рис. Легкая промышленность 

 

ТЕКСТИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. Текстильна промышленность занимает ведущие позиции по стоимости продукции в составе легкой промышленности. Она использует натуральные (хлопчатобумажные, вовняни, льняные и шелковые) и искусственные и синтетические (вискоза, капрон, нейлон и др.) волокна.

Текстильная промышленность охватывает производство хлопчатобумажных, шерстяных, льняных и шелковых тканей, Которые изготовляют ткани, нити, пряжу и др. Структура производства тканей выглядит так: хлопчатобумажные - 71%, шерстяные - 10%, шелковые - 18, льняные - 1% (на 2003 г.).

Процесс изготовления тканей из натуральных (природных) волокон состоит из нескольких стадий: первичная обработка сырья -> прядения -> ткачество -> обработка (Отбеливание, крашение и др.). На первой стадии происходит изготовление пряжи. Оно требует больших затрат сырья, поэтому нередко первичная обработка осуществляется в местах производства сырья на хлопкоочистительных, Льноперерабатывающий, шовкомотальних или шерстомойных фабриках. Если же все стадии производства тканей сочетаются на одном подприятии, то оно называется текстильным комбинатом. Существуют и предприятия, на которых сосредоточено одну или две стадии изготовления тканей - это ткацкие, прядильные, прядильно-ткацкие, отделочные или ткацко-отделочные фабрики. Каждая из отраслей текстильной промышленности имеет свои особенности размещения.

Хлопчатобумажная отрасль Украины объединяет прядильное, ткацкое, крутильно-ниточное производства. Отрасль работает на привозном сырье, поступает преимущественно из Узбекистана и  Египет. Основными центрами области являются Херсон, Где работает самый мощный в Украина хлопчатобумажный комбинат, Тернополь, Донецк, Никополь (Ниточная фабрика), Черновцы. Есть также крупные предприятия этого области есть в Киеве, Харькове, Львове, Полтаве, Что ориентирую-ться в размещении на женские трудовые ресурсы.

Шерстяная отрасль охватываетесть предприятия по первичной переработке шерсти, производства шерстяной пряжи и тканей. В Украине первая суконная мануфактура была создана в с. Ряшки (Прилуцкий район Черниговской области) еще в 1722 г. Сейчас отрасль насчитывает два десятка предприятий и производств. Сырьем для производства шерстяных тканей есть собственная и привозное, в основном из Австралии, шерсть. Шерстяные ткани производят в Чернигове (Концерн "Чексил" - Одно из крупнейших предприятий Европы), Луганске, Кривом Роге, Дунаевцах(Хмельницкая область), Суммах, Харькове, Одессе. Производство ковров из шерсти и синтетических волокон осуществляется в Богуславе (Киевская область), Киеве и Черкассах.

Информация о работе Земельные ресурсы Украины