Женская безработица как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявить истинное положение женщин на рынке труда и найти пути разрешения данной проблемы.
Для достижения цели нужно поставить ряд задач:
- рассмотреть формы и методы социальной работы по профилактике женской безработицы;
- рассмотреть зарубежный опыт работы с проблемой женской безработицы;
- выявить действительное положение женщин на рынке труда;
- выявить как социальные, так и психологические проблемы в этой области;
- найти пути разрешения данной проблемы.

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ РАБОТА- ЖЕНСКАЯ БЕЗРАБОТИЦА КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА.rtf

— 238.41 Кб (Скачать файл)

Различное положение мужчин и женщин на рынке труда прослеживается также и по доле безработных, зарегистрированных в органах службы занятости. В настоящее время соответствующий показатель для женщин более чем в два раза выше, чем для мужчин (54,0% и 26,2%), что в значительной степени является отражением того факта, что женщинам труднее найти работу самостоятельно.

Еще одной особенностью женской безработицы является первичное трудоустройство девушек после окончания учебного заведения. Молодые женщины сталкиваются в этом отношении с более серьезными препятствиями, чем мужчины. Доля девушек, не трудоустроенных после окончания учебы, вдвое превышает аналогичный показатель для юношей.

Более низкие шансы женщин на профессиональное продвижение и поиск работы, отражаемые показателями официальной статистики, в немалой степени предопределяются также восприятием женщины как работника со стороны работодателей. Как показали проводимые обследования руководителей и менеджеров предприятий, наиболее подходящими для мужчин считаются такие виды деятельности, как: работа, связанная с принятием решений; работа с людьми; интеллектуальная работа; работа, связанная с повышенными физическими нагрузками. Для женщин наиболее подходящими названы такие занятия, как работа с бумагами; работа, требующая повышенного внимания и терпения; чисто исполнительская работа; работа, не требующая высокой квалификации и образования.

Таким образом, безработица (незанятость) - явление, свойственное определенной стадии товарного производства.

Безработица для женщин - это социальное зло, сопровождающееся сокращением производительности труда, ростом конкуренции, провоцированием конфликтной ситуации, ростом социальной напряженности, преступности, лишением дохода семьи, сокращением возможностей удовлетворения материальных и духовных потребностей, моральным ущемлением необеспеченных, изменением социального статуса.

В основе социальной дискриминации женщин лежит их социальное неравенство с мужчинами. Следует признать откровенно: нигде в мире женщины в полной мере не достигли еще полного равенства с мужчинами в сфере занятости.

Однако в нашей стране трудности переходного периода значительно усилили дискриминационные тенденции. Сегодня женщины наиболее беззащитны и наименее конкурентоспособны на рынке труда. Эта ситуация сложилась в России в результате проводимой многие годы патерналистской политики, которая строилась на всевозможных льготах, запретах и специальном регулировании, подчеркивающих особый, закрепленный законодательно статус женщины-матери, ответственной за рождение, уход и воспитание детей и обслуживание семьи. Экономически этот неблагодарный труд никогда не оценивался нашим государством, как, например, во Франции и других развитых странах. Государство же в лице работодателей рассматривает женщин, имеющих детей, в качестве вторичной рабочей силы и, исходя из наличия "личной жизни", предлагает им заниматься менее статусной и низкооплачиваемой работой.

женщина рынок труд социальный безработица

2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЖЕНСКОЙ БЕЗРАБОТИЦЕЙ

 

Женская безработица - один из наиболее распространённых видов безработицы, которой возникает в силу меньшей конкурентоспособности женщин на рынке труда: женщины несут с собой больший, чем мужчины социальный груз (декретные отпуска, больничные по уходу за ребёнком, обеспеченность яслями, детсадами и т.п.).

Положение женщин на рынке труда, равно как и других групп населения, определяется потребностью в работе, конкурентоспособностью женской рабочей силы, уровнем её квалификации, профессии, режима труда, формы собственности, а также системой социальной защиты населения в трудовой сфере. Степень интенсивности изменения в занятости женщин зависит во многом от важнейших социально-экономических характеристик женского населения.

Женская безработица в настоящее время обостряется применительно к так называемым слабозащищенным группам женщин: одиноким и многодетным, воспитывающим детей дошкольного возраста и детей-инвалидов.

Данные социологических опросов и специальных исследований показывают, что в стране и в дальнейшем будет расти число отказов в приеме на работу женщин с детьми, продолжится их вытеснение на менее престижные и мало оплачиваемые рабочие места. Резко возрастает приток женщин на неформальный рынок труда - в теневой и криминальный секторы экономики.12

Несмотря на значительные усилия по преодолению женской безработицы, она становится все более неуправляемой из-за неослабевающих кризисных процессов в отечественной экономике и усиливающейся конкуренции на рынке труда.

Опыт решения проблем женской безработицы в различных регионах страны показал, что традиционные направления содействия женской занятости далеко не всегда могут быть успешно применимы в отношении слабо защищенных категорий женщин. Прежде всего это касается полноты и достоверности информации о рабочих местах, интересующих данные категории женщин, в частности, о рабочих местах, где возможно применение нестандартных режимов труда. Ведь среди женщин с детьми наблюдается наибольший спрос на занятость с неполным рабочим днем (45%), гибким графиком работы (33%) и неполной рабочей неделей (21%)13. Однако, как отмечают специалисты, информации о таких рабочих местах в органах службы занятости очень мало.

Чтобы усилия по поддержке и трудоустройству слабозащищенных категорий женщин были более эффективны, целесообразно в центрах занятости выделять социальных работников, специально занимающихся их проблемами.

На уровне предприятий и организаций важно заботиться о том, чтобы при регулировании социально - трудовых отношений проблемы этих категорий женщин обязательно учитывались в деятельности профсоюзов, а их интересы отражались в соответствующих разделах коллективных договоров. Меры по их социальной защите, принимаемые органами государственной власти, должны обязательно взаимоувязываться с мероприятиями, реализуемыми службой занятости на рынке труда.

Женщины активно участвуют в преобразованиях российской экономики, меняют формы своей трудовой активности. Основное социальное противоречие, сложившееся в сфере занятости россиянок, заключается в том, что, с одной стороны, рыночная модель позволяет свободно развиваться женской экономической инициативе, самостоятельности, независимости в выборе форм занятости. С другой стороны, в условиях перехода к рынку, женщины оказываются менее социально защищенными в сфере труда, чем мужчины. Женщины вынуждены не просто менять в массовом порядке свой социальный и профессиональный статус, но и в большинстве случаев его снижать, становясь безработными, а затем переквалифицироваться, как правило, на формы занятости, не требующие ни образования, ни накопленных профессиональных знаний. Иными словами, женская экономическая инициатива повсеместно вступает в конфликт с социальной дискриминацией женщин, которая проявляется в сферах труда и занятости, распределения власти и собственности, культуры и образования, политической и духовной жизни общества. Социальная дискриминация женщин является одной из форм насилия над личностью.

Развитие женского предпринимательства находится в русле общего процесса развития отечественного бизнеса. Поэтому необходимы общие меры, способствующие созданию благоприятного климата для развития предпринимательства. Вместе с тем, нужны особые решения, связанные с необходимостью государства выполнять обязательства и рекомендации по Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении.

На государственном уровне создаются Программы, например «Программа содействия развитию женского предпринимательства». В соответствие с поставленной целью должны быть решены следующие основные задачи:

- развитие образовательно-консультационных услуг для безработных женщин и начинающих предпринимательниц с использованием потенциала государственных и общественных организаций;

- развитие финансово-кредитной поддержки женского предпринимательства через микрокредитование, создание системы гарантийных фондов, в том числе и через наделение женских общественных организаций правом предоставлять гарантии;

- координация и объединение информационно-аналитических ресурсов государственных учреждений и общественных объединений для поддержки женщин-предпринимательниц;

- внедрение специальных программ для женщин, как особой целевой группы, на основе действующих субъектов республиканской инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Развитие женского предпринимательста нуждается в целенаправленных действиях и реализации специальных программ. В первую очередь это должны быть общие меры направленные на создание благоприятного климата предпринимательства, преодоления ряда препятствий и серьезных проблем, которые сформировали разрыв между установками женщин на предпринимательство и реальными возможностями. На сегодняшний день отсутствует простой и доступный механизм, позволяющий получить инициативным женщинам необходимые знания и стартовые возможности для создания собственного бизнеса. Безработные женщины и начинающие предпринимательницы нуждаются в комплексных программах, предлагающих тренинги, услуги по правовому консультированию и финансовым вопросам, нуждаются в эффективных программах микрокредитования. Учитывая, постоянный большой спрос на образовательные и консультационные услуги, необходимо содействовать созданию постоянно действующей системы обучения и консультирования. Растущая конкуренция требует обеспечения доступа женщин к новым технологиям, обучения работы с Интернет.

Реализация мероприятий программы осуществляется по следующим основным направлениям:

- Организация и развитие образовательно-консультационных услуг для женщин-предпринимательниц с использованием потенциала государственных организаций и общественных объединений.

- Подготовка инициативных женщин для руководства в сфере малого бизнеса становится ключевым фактором в развитии женского предпринимательства и повышении конкурентоспособности женских бизнесов. Такая подготовка оказывается дорогостоящей для многих женщин-предпринимательниц и требует разработки системы компенсации их затрат со стороны государства. На государственном уровне до настоящего времени не удалось организовать широкое обучение предпринимательству активной части женского населения из-за недостатка средств, выделяемых на эти цели, низкого размера субсидий, не отвечающих современным экономическим изменениям, психологической неподготовленностью безработных к переходу на индивидуальную предпринимательскую деятельность. Образовательный процесс пока не оказал заметного влияния на формирование предпринимательской среды, но с учетом потребностей в обучении незанятого женского населения, становится одним из самых актуальных направлений государственной политики по поддержке малого предпринимательства. Целью учебно-методического обеспечения, подготовки и переподготовки женских предпринимательских кадров является создание программ по удовлетворению спроса на соответствующие образовательные услуги через скоординированную деятельность государственных учреждений и общественных объединений, имеющих опыт и компетенции такой деятельности.

Финансирование и инфраструктура консалтингово-образовательной поддержки женского предпринимательства должно осуществляться за счет выделенных на реализацию программы бюджетов на городском, региональном государственном уровне.

Для реализации таких программ необходимо:

* обеспечить функционирование постоянно действующей многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для сферы малого предпринимательства, в том числе преподавателей, тренеров, консультантов, работников государственных и негосударственных структур, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере поддержки предпринимательства;

* широко использовать для целевой переподготовки женщин-предпринимателей и консультантов, созданную инфраструктуру поддержки предпринимательства и ее элементы, такие как бизнес-инкубаторы, технопарки, бизнес-центры и т.д.;

* усилить взаимодействие государственных и негосударственных структур в сфере подготовки кадров для малого женского предпринимательства, создать банк данных по учебным центрам и программам в области малого и среднего предпринимательства; с целью расширения образовательных и консультационных услуг.

* разработать стандарты учебно-методической литературы для каждого цикла обучения, обеспечить методическое и информационное сопровождение программ подготовки предпринимателей и консультантов полным комплектом информационно-справочных материалов и электронных версий;

* способствовать реализации программ дистанционного обучения и консультирования для женщин-предпринимательниц, обеспечить доступ к новым компьютерным технологиям для подготовки женщин к предпринимательской деятельности и самообразования,

* содействовать создаю системы по предоставлению консультационно-образовательных услуг на льготных условиях со стороны инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и предпринимательских объединений и сетей;

* разработать меры для выдачи женщинам-предпринимателям льготных кредитов на образование в области малого предпринимательства, с учетом их страхования.

В Центр социальной поддержки женщин, созданный Государственной службой занятости и Союзом женщин России, за последнее время обратились более 500 женщин. Они жаловались на то, что были уволены с нарушениями трудового законодательства, их своевременно не уведомили о высвобождении, не ознакомили с приказом об увольнении, снизили надбавки к зарплате с целью выплаты выходного пособия в минимальном размере.14

В 1996 году Правительство РФ приняло программу «Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2001 года». Согласно плану следовало решить ряд важнейших задач. Среди них поддержка незанятых женщин -- единственных кормильцев в семье, а также семей с детьми, где оба родителя -- безработные. Это новая для российского законодательства постановка вопроса: до сих пор предусмотренные в нем льготы касались в основном матерей-одиночек. Но ведь часто единственными кормильцами бывают и разведенные; и женщины, не получающие алиментов вовсе или получающие их в размере ниже прожиточного минимума; а также вдовы, беженки и т.п.

Обязательства Национального плана позволили включить в Федеральную целевую программу содействия занятости населения РФ на 1998 -- 2001 гг. мероприятия по обеспечению женщин работой с учетом их интересов и профессиональных возможностей.

Чтобы улучшить социальную защиту женщин, в ряде субъектов РФ были приняты законодательные акты. Например, в Кировской области принят областной закон «О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставленных приемным семьям», который обеспечивает занятость неработающих женщин, желающих взять на воспитание приемных детей.

Для женщин с ограниченной трудоспособностью, многодетным и одиноким матерям, имеющим детей-инвалидов, являющимися единственными кормильцами в семье, и женщинам предпенсионного возраста устанавливается квотирование рабочих мест, создаются новые рабочие места на основе соглашений, заключаемых между работодателями и органами службы занятости. Этим женщинам предназначается адресная материальная помощь в виде ежемесячного пособия, если среднедушевой доход в семье ниже прожиточного минимума в Ярославской области.

Информация о работе Женская безработица как социальная проблема