Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 15:46, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить истинное положение женщин на рынке труда и найти пути разрешения данной проблемы.
Для достижения цели нужно поставить ряд задач:
- рассмотреть формы и методы социальной работы по профилактике женской безработицы;
- рассмотреть зарубежный опыт работы с проблемой женской безработицы;
- выявить действительное положение женщин на рынке труда;
- выявить как социальные, так и психологические проблемы в этой области;
- найти пути разрешения данной проблемы.
В решении проблем женской занятости должна возрасти роль договорных отношений в рамках социального партнерства. При разработке отраслевых тарифных соглашений стоит предусмотреть комплекс мер по защите женского персонала организаций, их трудоустройство в условиях массового высвобождения, организацию профессиональной подготовки и переподготовки, предоставление им льгот и компенсаций. Например, в отраслевом тарифном соглашении между Центральным советом горно-металлургического .профсоюза России и ассоциацией промышленников горно-металлургического комплекса России на 1999 -- 2001 годы были предусмотрены меры повышения квалификаций женщин, приступивших к работе после отпуска по уходу за ребенком.
Недавно эксперты ООН проанализировали, какое внимание уделяется равенству полов в разных странах. Оказалось, что более всего эмансипация процветает на севере Европы. И прежде всего -- в Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании. Только потом, после небольшого отрыва, идут США,
Австралия, Франция. Это объясняется тем, отмечено в докладе ООН, «что эти страны приняли равенство полов и полноправие женщин как сознательную национальную политику». Именно
поэтому представители прекрасного пола составляют здесь до трети в законодательных собраниях, нередко занимают ведущие посты во властных структурах. Ну, а меньше всего озабочены равноправием полов в Мали и Афганистане.
Дискриминация в труде -- результат главным образом культурных факторов, предписывающих женщинам различные социальные роли как в общественной, так и в частной жизни. Они часто связаны семейными и домашними заботами, что снижает их роль в экономической жизни. В результате женщины считаются рабочей силой второго сорта, чьи доходы только дополняют семейный бюджет.15
Если посмотреть на российское законодательство, то можно увидеть большой разрыв конституционных положений и действующего законодательства, когда реалии жизни неадекватны правовому регулированию. В правовых документах осталось много норм дореформенного периода. Женщина часто ограничена в свободе выбора профессии, в возможности продвигаться по служебной лестнице, получать образование по своему выбору. Так сложилось исторически. Государство выделило женщин в особую группу, всячески ее опекало, часто решало за них, где и сколько работать. Такой подход в условиях плановой экономики срабатывал. Сейчас законодательство, сформированное в прошлом со своими льготами и запретами, обернулось против женщины. Она оказалась «невыгодной» рабочей силой, именно потому что для нее созданы особые условия труда, особый режим отдыха, отпуска, ухода за детьми.
Конечно, это не значит, что нужно убрать из законодательства все льготы и запреты. Они должны оставаться, особенно на тех производствах, где есть угроза репродуктивной функции женщин, а также при беременности и родах. Кстати, их даже нельзя назвать льготами. Речь должна идти о правах женщин на этот период. Государство должно обязать руководителей создать приемлемые условия для производительного труда, предоставить объективную информацию об условиях работы -- и пусть женщина сама решает, как ей поступить.
Вопрос о занятости женщин нельзя решить, не изменив законодательства о труде, которое превращает женскую рабочую силу в невыгодный товар на рынке труда. Женская рабочая сила со всеми льготами, ограничениями и запретами, которые предусматривает это законодательство, невыгодна нынешнему работодателю. Поэтому бизнес и предпринимательство пытаются защищаться от этого законодательства, вообще -- от регулирующего вмешательства государства в сферу трудовых отношений. Таким образом, охранное законодательство во многих случаях становится невыгодным и самим женщинам.
Таким образом, в настоящее время существенно снизился уровень представительства женщин в органах исполнительной и законодательной власти. Женщины фактически оказались отстраненными от принятия решений по важнейшим проблемам общественного развития. Государство обязано принять меры, улучшающие положение женщин и повышающие их роль в обществе. Чтобы исправить положение, необходим специальный закон о государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин в РФ.
Необходимо расширить возможности для занятости женщин в сфере малого и среднего бизнеса, а также в приобретении ими практических навыков в области предпринимательства. В планах государственной службы занятости и министерств, определяющих политику профессионального образования в стране, предусматривать создание системы подготовки и переподготовки женских кадров. Условия и формы повышения их квалификации должны быть организованы таким образом, чтобы женщины могли быстро восстановить свой профессиональный статус после возвращения из отпусков по уходу за малолетними детьми. Надо расширить возможности для изучения женщинами иностранных языков и компьютерной техники и последующего их трудоустройства в бюджетных организациях, на предприятиях различных форм собственности. Важно выявить, какие профессии и специальности, где преобладают женщины, оказались сегодня лишними, какие отрасли экономики получат дальнейшее развитие, где и в какие сроки можно создать новые рабочие места для женщин. Проводить в регионах специализированные ярмарки вакансий для женщин.
В каждом трудовом коллективе по социальной защите женщин прежде всего необходимо не забыть про коллективный договор предприятия, при помощи которого можно расширить и укрепить гарантии занятости женщины: переподготовки и трудоустройства, выплат льгот и компенсаций, оказание помощи семьям и т.д. «Мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» -- так записано в российской Конституции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования проблемы «Женская безработица как социальная проблема» автор пришел к теоретическим выводам: перемены в социально-профессиональной сфере по-разному повлияли на положение женщин и мужчин в сфере рынка труда и занятости, усугубив их неравное положение. В настоящее время женщин (по сравнению с мужчинами) гораздо больше лиц с высшим и средним специальным образованием и значительно меньше - со средним общим и начальным, а свободных рабочих мест в народном хозяйстве рассчитаны на кадры рабочих профессий, а среди незанятых женщин преобладают те, кто претендует на вакансии служащих. Женщины, имевшие достаточно высокий профессиональный и образовательный потенциал, не могут реализовать его. Политика дала толчок разделению сферы занятости на сектор “мужских” и “женских” профессий, в котором женщинам отводится второстепенная роль. В условиях рыночной экономики “женские” профессии оказались наименее конкурентоспособными. Нерациональной оказалась и структура занятости, при которой женщины были сконцентрированы в бюджетных отраслях, претерпевших за последние годы наибольшее сокращение рабочих мест. Зачастую женские рабочие места формируются перенесением на социальный макроуровень традиционных женских обязанностей в рамках семьи. Дискриминация в сфере занятости проявляется не только в различном престиже “женских” и “мужских” профессий, но также и в различной оплате труда. Так, например, зарплата женщин по отношению к зарплате мужчин составляла в целом по промышленности 63 %.
Значимость проблемы достаточно велика. Большинство российских работодателей охотнее имеют дело с мужчинами, считая, что семейные обязанности женщин ограничивают территориальную, социальную и профессиональную мобильность. В этой связи женщина обладает меньшей социальной конкурентоспособностью на рынке труда, даже имея высокую профессиональную квалификацию.
По данным Федеральной службы занятости уровень женской безработицы постоянно превышает уровень мужской безработицы. Частично это может быть объяснено тем, что мужчины реже обращаются в службу занятости, при поиске работы они чаще полагаются на знакомства, объявления в прессе, коммерческие службы занятости. Женщины же, как правило, обращаются в службу занятости не только для поиска подходящей работы, но и для того, чтобы получить временный оплачиваемый перерыв в профессиональной деятельности. Для некоторых безработных женщин характерно желание не работать вообще, а вести домашнее хозяйство, и только материальные затруднения вынуждают ее работать. Существующая система пособий делает женщин пассивными на рынке труда, не стимулирует поиск работы, так как пособие по безработице зачастую превышает заработную плату на потенциальном рабочем месте.
Основными функциями и методами социальной работы с женской безработицей является социальная политика направленная на оказание условий приемлемых и удовлетворяющих женщин. Методы борьбы с безработицей определяет концепция, которой руководствуется правительство Российской Федерации. В мире накоплен богатый опыт борьбы с безработицей. Многие подходы к решению этой проблемы использовались на практике в не столь уж отдаленном прошлом.
Практические рекомендации:
Для преодоления социальных проблем, связанных с женской безработицей, недостаточно проведения реформ на макроуровне, а также формирования активной стратегии поиска работы на микроуровне клиентов службы занятости. Только проведение согласованной политики содействия занятости на всех уровнях позволит преодолеть проблему безработицы среди женщин.
Автор считает, что на государственном уровне службам занятости, министерствам, ведомствам, органам исполнительной власти на местах Российской Федерации необходимо активно проводить в жизнь намеченные в ней меры по содействию самозанятости и предпринимательской инициативы безработных граждан, созданию условий для расширения возможностей занятости женщин в сфере малого и среднего бизнеса, а также стимулировать приобретение безработными женщинами практических навыков в области предпринимательства и самозанятости.
На региональном уровне создавать програмы занятости, профессионального образования и подготовки кадров, нужно предусматривать создание системы переподготовки женских кадров в целях повышения конкурентоспособности женщин на рынке труда. При этом условия и формы повышения их квалификации должны быть организованы таким образом, чтобы женщины после возвращения из отпусков по уходу за малолетними детьми могли достаточно быстро восстановить свой профессиональный статус.
На муниципальном уровне можно проводить для женщин специализированные ярмарки вакансий, как например это делается в Москве.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Размещено на Allbest.ru
1 Карпенко Т.И. «Социальные проблемы слабозащищенных категорий населения на рынке труда».
2 Коваленок С.Е. «Причины и проблемы женской безработицы».
3 Елозина О. «Актуальные проблемы женской занятости».
4 Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учеб. пособие . Под ред. проф. П.Д. Павленка. - М.: ИНФРА-М, 2009. С. 210.
5 Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика: Учебник - М.: Современный гуманитарный университет, 2004. С. 54.
6 Аналитический вестник №8 (201). С. 8.
7 Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. М., 1959. С.13.
8 Журнал «СоЦис» №12. С.21.
9 Е.М. Зуйкова, Р.И. Ерусланова. Феминология и гендерная политика: Учебник - М.: Современный гуманитарный университет, 2004. С. 205 .
10 Шведова Н.А. О гендерной модернизации власти. С. 25.
11 Шведова Н.А. О гендерной модернизации власти. С. 25.
12Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика. Современный гуманитарный университет 2004г.
13 Ржаницина Л., Сергеева Б. Женщины на российском рынке труда.//Социс.2007
14 Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика. Современный гуманитарный университет 2004г.
15 Шведова Н.А. О гендерной модернизации
Информация о работе Женская безработица как социальная проблема