Жилищно-коммунального комплекса в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 16:54, доклад

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение жилищно-коммунального комплекса в Российской Федерации. Выявление и анализ механизмов и факторов (экономических, социальных, политических и др.), влияющих на эффективность функционирования ЖКХ, определение возможных путей вывода из кризиса данной отрасли и повышения эффективности её функционирования.
Достижение указанной цели требует решения следующих задач:
- раскрыть сущность понятия жилищно-коммунальной сферы;
- определить состояние ЖКХ в настоящее время;
- раскрыть сущность проблем в жилищно-коммунальной сфере;

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 29.94 Кб (Скачать файл)

введ

Отечественное жилищно-коммунальное хозяйство в течение всего  периода существования российской государственности находится в  состоянии глубокого затянувшегося  кризиса, усугубляющегося невысокой  платежеспособностью большинства  населения, быстрым старением жилищного  фонда и объектов инфраструктуры коммунального хозяйства, низкой инвестиционной привлекательностью этой отрасли для  бизнес-структур.

Актуальность темы исследования продиктована необходимостью выработки  путей и способов оптимизации  процесса управления данной отраслью с целью обеспечения выхода её из кризисного состояния на путь модернизации и поступательного развития.

Целью настоящей работы является изучение жилищно-коммунального комплекса  в Российской Федерации. Выявление  и анализ механизмов и факторов (экономических, социальных, политических и др.), влияющих на эффективность функционирования ЖКХ, определение возможных путей  вывода из кризиса данной отрасли  и повышения эффективности её функционирования.

Достижение указанной  цели требует решения следующих  задач:

- раскрыть сущность понятия  жилищно-коммунальной сферы;

- определить состояние  ЖКХ в настоящее время;

- раскрыть сущность проблем  в жилищно-коммунальной сфере;

- проанализировать современную  ситуацию в жилищно-коммунальной  сфере;

- определить направления  совершенствования ЖКХ;

Объектом исследования  в данной работе выступает жилищно-коммунальное хозяйство в целом как отрасль  российской экономики, включающая в  себя совокупность: субъектов ЖКХ, осуществляющих деятельность в данной отрасли; объектов жилищно-коммунального комплекса, в  отношении которых осуществляется эта деятельность; государство в  лице его органов власти, осуществляющих регулирование и управление в  пределах своей компетенции; а также  граждан и юридических лиц  как потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Предметом исследования в  работе являются сущность, структура  отрасли ЖКХ, направления совершенствования  деятельности в жилищно-коммунальной сфере, основные тенденции развития данной отрасли.

 

Коммунальное хозяйство  – комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.

Степень развития и объём  деятельности коммунального хозяйства  непосредственно влияют на уровень  благосостояния населения, бытовые  условия его жизни, санитарно-гигиенические  условия и чистоту водного  и воздушного бассейнов, а также  на уровень производительности труда.

Коммунальное хозяйство  включает:

  1. Санитарно-технические предприятия – водопроводы, канализации, предприятия по уборке территорий населённых мест и санитарной очистки домовладений.
  2. Транспортные предприятия – городской общественный пассажирский транспорт: метрополитен, трамвай, троллейбус, канатные дороги, автобусы, такси, водный транспорт местного назначения.
  3. Энергетические предприятия – электрические, газовые и теплофикационные распределительные сети, отопительные котельные, ТЭЦ и электростанции, газовые заводы, обслуживающие населённые пункты

В системе  коммунального хозяйства действует  более 50 тыс. предприятий, в отрасли  занято около 4 млн. человек. Несмотря на рост объёмов услуг, работ и продукции, произведённых в отрасли, многие предприятия убыточны.  Уровень  надёжности инженерных коммуникаций в  России в 2,5 – 3 раза ниже, чем в европейских  странах. В то же время только на поддержание жилищно-коммунальной сферы государство расходует  почти 4% валового внутреннего продукта и до 30% общих расходов бюджета  территорий.

В строительном комплексе функционирует  более 156 тыс. организаций и предприятий, в том числе 135,5 тыс. строительных ограничений; 9,2 тыс. предприятий промышленности строительных материалов и 11,8 тыс. проектно-изыскательских и научно-исследовательских организаций  с численностью работников 6,4 млн. человек. Кроме того, 4,8 млн. человек работают в более чем 40 тыс. организаций  и предприятий ЖКХ. Таким образом, общая численность работников отрасли  сегодня составляет выше 11 млн. человек.1( По данным журнала ЖКХ-info №3-4, апрель-май ,2010.)

состояниеЖКХ - убыточная отрасль российской экономики. Доля убыточных предприятий в ЖКХ составляет почти 60%, в 1,5 раза превышая средний показатель по экономике. Основу ее составляет жилищный фонд страны: в 2010 г. - 3,1 млрд. кв. м. общей стоимостью более 22 трлн. руб. ($750 млрд.). Конечно, эта отрасль, как и другие социальные отрасли в России, крайне недооценена. Однако ясно, что нереформированная отрасль с изношенными фондами не может стоить дорого.

Износ основных фондов российского  ЖКХ составляет 60% - 80%. Лишь 70% жилых  помещений оборудованы канализацией, 61% - горячим водоснабжением, и 75% - центральным  отоплением. В 2009-2010 годах наблюдалось сокращение доли инвестиций в ЖКХ от общего объема инвестиций в российскую экономику и доли расходов на ЖКХ в общем объеме бюджетных расходов. К тому же бюджеты регулярно недофинансировали предприятия ЖКХ, а значительная доля государственных средств растаскивалась в силу бесконтрольности. Не удивительно, что плановый ремонт в настоящее время уступил место аварийно-восстановительным работам.2

По данным совместного  исследования Ren TV, компании ФБК и газеты "Ведомости", в российском ЖКХ прогнозируются наиболее значительные, по сравнению с другими отраслями экономики, потери стоимости (3,1% - 1,9% в период с 2004 по 2012 г.), что отражает низкую эффективность государственной политики в этих направлениях. Тарифы на услуги ЖКХ растут быстрее всех цен. Каждый год в январе они совершают скачок, вызывая волну возмущения. В развитых государствах отрасли ЖКХ поддерживаются и координируются государством на законодательном регулирующем уровне и материально и законодательно на местном уровне  муниципальными властями, имеющими соответствующие местные налоги, чего сегодня в России нет.

Рост коммунальных тарифов (г. Москва)

Услуги ЖКХ

2001

2002

2003

2009

2010

2011

Холодное водоснабжение*

44,84

50,70

68,40

107,15

137,66

161,65

Горячее водоснабжение*

47,60

61,2

77,3

354

444,06

500,36

Отопление **

2,6

3,3

4,2

15,3

19,04

15,83

Электроэнергия ***

0,63/0,51

0,84/0,72

0,92/0,84

2,06/2,91

2,42/3,45

2,66/3,8

Газоснабжение *

4,7

6,5

8,2

24,3

29,04

33,91

* руб. с человека ** руб.  за кв. метр *** для квартир с электроплитой / квартир с газовой плитой3  


управление Государственное управление жилищной сферой осуществляется Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, министерствами, государственными комитетами и ведомствами. Конкретные задачи и основные направления деятельности министерств, комитетов определяются соответствующими положениями.

Контроль за содержанием и использованием жилищного фонда осуществляют различные органы. Прежде всего, это одна из функций органов местного самоуправления. Однако существует специальный орган – государственная жилищная инспекция, чьей главной задачей является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности.

Следует отметить, что Государственная  жилищная инспекция создана в  соответствии с постановлением Правительства  РФ от 26 сентября 1994 года № 1086 и входила  в состав Министерства строительства  Российской Федерации. В настоящее  время она находится в ведении  Федерального агентства по строительству  и жилищно-коммунальному хозяйству.

Государственная жилищная инспекция  в РФ состоит из Главной государственной  жилищной инспекции  и государственных  инспекций субъектов РФ.

Главная государственная  жилищная инспекция осуществляет контроль:

- за использованием жилищного  фонда и придомовых территорий; техническим состоянием жилищного  фонда и его инженерного оборудования, своевременным выполнением работ  по его содержанию и ремонту  в соответствии с действующими  нормативно-техническими и проектными  документами;

- обоснованностью устанавливаемых  нормативов потребления жилищно-коммунальных  услуг;

- санитарным состоянием  помещений жилищного фонда в  части, согласованной с соответствующими  службами санитарно-эпидемиологического  контроля;

- осуществлением мероприятий  по подготовке жилищного фонда  к сезонной эксплуатации;

- рациональным использованием  в жилищном фонде  топливно-энергетических  ресурсов и воды;

- соблюдением нормативного  уровня и режима обеспечения  населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжения и т.д.);

- соблюдением правил пользования  жилыми помещениями и природными  территориями;

- соблюдением порядка  и правил признания жилых домов  и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые;

- наличием и соблюдением  условием договоров между собственниками  государственных или муниципальных  объектов жилищно-коммунального  хозяйства, производителями услуг  и потребителями, проведением  конкурсов на обслуживание и  капитальный ремонт домов государственного  и муниципального жилищных фондов;

- выполнением жилищно-коммунальных  услуг по заявкам населения;

- избранием домовладельцами  способа управления кондоминиумом;

- наличием в жилых домах  приборов регулирования, контроля  и учета энерго- и водоресурсов.

Государственная жилищная инспекция  имеет право:

- проводить инспекционные  обследования и проверки подконтрольных  объектов; Руководитель Главной  государственной жилищной инспекцией -  Главный государственный жилищный  инспектор РФ назначается Правительством  РФ по представлению председателя  Федерального агенства по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.

Руководители государственных  жилищных инспекций субъектов РФ назначаются органами исполнительной власти субъектов РФ.

Проблемы 

В жилищно-коммунальном комплексе  России на сегодняшний день остается много проблем, сдерживающих развитие отрасли:

- сохранение нерыночных  принципов функционирования;

- административно-командное  управление;

- затратность в ведении хозяйства, высокий процент потерь энергии и ресурсов в процессе производства и оказания услуг;

- непрозрачность формирования  тарифов;

- отсутствие информированности  населения по процедурам затрат;

- низкая инвестиционная  привлекательность;

- нарастание объемов задолженности  населения за услуги ЖКХ;

- необязательность (в том  числе бюджета) всех участников  процесса по отношению друг  к другу в оплате услуг;

- высокий и постоянно  растущий процент изношенности  коммунальной инфраструктуры и  в целом основных фондов;

- неразвитое самоуправление  собственников жилья;

- инертность всех участников  процесса. Отсутствие инициативы как со стороны собственников, так и со стороны местных властей;

- иждивенческая позиция  большинства населения;

- высокие риски для  инвесторов;

- порядок взыскания долгов  крайне усложнен;

- наличие перекрестного  субсидирования;

- тарифное регулирование  с ограничителем и не носит  долговременного характера;

- финансовые потоки на  оплату субсидий и льгот осуществляются  в натуральной форме;

- сложные климатические  условия и географическое расположение  страны.

Все эти проблемы требуют  комплексных подходов к их решению  и постоянных совместных усилий государства, органов местного самоуправления, бизнеса  и населения.

Пути соверш

Действующее законодательство РФ в области жилищно-коммунального  хозяйства не в полной мере обеспечивает системное решение проблем управления отраслью и не всегда соответствует  рыночным правилам поведения хозяйствующих  субъектов, населения и работников ЖКХ. В этих условиях задача региональных органов власти заключается в  разработке комплекса мер, способствующих повышению инвестиционной привлекательности  жилищно-коммунального комплекса  региона, в том числе:

- создание правовой среды  по инвестиционному проектированию  в сфере ЖКХ, учитывающей территориальные  особенности;

Информация о работе Жилищно-коммунального комплекса в Российской Федерации