Жизненный цикл туристского продукта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа состоит из двух разделов. Раздел первый раскрывает общие вопросы о сущности, особенностях, свойствах туристского продукта, освещает структуру туристского продукта, а также определяет методы установления цены на туристский продукт и его позиционирование. Во втором разделе рассмотрены концепции жизненного цикла туристского продукта. Раскрыто понятие жизненного цикла товара, объяснены анализ, процессы управления, контроля жизненным циклом туристского продукта. Информационной базой послужили: Федеральный закон: «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», учебная литература, авторами которой являются Е.Н. Ильина, В.А. Квартальнов, О.Т. Лойко, В.С. Сенин, Д.С. Ушаков, справочная литература и Интернет.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие туристского продукта 5
1.1. Особенности и свойства туристского продукта 5
1.1.1. Неосязаемость или неуловимость туристских услуг 5
1.1.2. Неразрывность производства и потребления услуги 6
1.1.3. Изменчивость 7
1.1.4. Неспособность к хранению 7
1.2. Структура туристского продукта 11
1.2.1. Три уровня туристского продукта 12
1.2.2. Установление цены на туристский продукт 14
1.2.3. Позиционирование туристского продукта 16
2. Концепции жизненного цикла туристского продукта 18
2.1. Жизненный цикл туристского продукта 18
2.2. Анализ жизненного цикла туристского продукта 25
2.3. Контроль и управление жизненным циклом туристского продукта 28
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Санкт-Петербургский  государственный университет сервиса  и экономики

Институт туризма  и международных экономических  отношений

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине «Экономика предприятия»

на тему  «Жизненный цикл туристского продукта».

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка 1 курса

Заочной формы  обучения

спец. 080502.65 (0608.08 сок.)

«Экономика и управление

на предприятии»

Таранкова Юлия Сергеевна

Шифр: С. 0.63.1 

 

 

Санкт-Петербург

2011 г.

 

Оглавление

 

 

Введение

 

Туризм принадлежит к сфере услуг и является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. В туризме результат деятельности сводится к туристскому продукту. По сути, туристский продукт – это экономическое благо, предназначенное для обмена. Большое внимание уделяется выяснению сущности, структуры и особенностей туристского продукта, закономерностей и его концепций.

Уже давно известно, что  туристский продукт, как и любой  другой, должен пройти свой жизненный  цикл. Рано или поздно каждый продукт – от услуг до компьютеров – должен пройти стадию внедрения, роста, зрелости и спада, поэтому подробно рассматривается проблема управления, контроля и анализа жизненного цикла продукта. Подход к условиям эффективной организации туристского рынка является трудным и запутанным для всего управления. В этом и заключается актуальность темы данной работы. Объектом исследования является туристский продукт.

Предметом исследования является процесс управления, контроля и анализа жизненного цикла туристского  продукта. Цель данной работы – изучить понятие туристского продукта и концепции жизненного цикла туристского продукта. В связи с этим поставлены следующие задачи: определить сущность туристского продукта, его особенности, свойства и структуру; описать метод установления цены на туристский продукт и его позиционирование; дать анализ жизненному циклу туристского продукта; исследовать процесс управления и контроля жизненным циклом туристского продукта. Методы исследования. Теоретическая основа исследования базируется на принципах научного анализа, аналитического метода и синтеза туристского рынка. Использованы законодательные и нормативные акты, регулирующие сферу туристической деятельности в России.

Курсовая работа состоит  из двух разделов. Раздел первый раскрывает общие вопросы о сущности, особенностях, свойствах туристского продукта, освещает структуру туристского продукта, а также определяет методы установления цены на туристский продукт и его позиционирование. Во втором разделе рассмотрены концепции жизненного цикла туристского продукта. Раскрыто понятие жизненного цикла товара, объяснены анализ, процессы управления, контроля жизненным циклом туристского продукта. Информационной базой послужили: Федеральный закон: «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», учебная литература, авторами которой являются Е.Н. Ильина, В.А. Квартальнов, О.Т. Лойко, В.С. Сенин, Д.С. Ушаков, справочная литература и Интернет.

 

  1. Понятие туристского продукта

    1. Особенности и свойства туристского продукта

 

В ФЗ: «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристический продукт (турпродукт) определяется как «предварительно разработанный комплекс туристических услуг, который соединяет не менее двух услуг, которые реализуются или предлагаются для реализации по определенной цене, в состав которых входят услуги перевозки, услуги размещения и другие туристические услуги, не связанные с перевозкой и размещением (услуги по организации посещений объектов культуры, отдыха и развлечений, реализации сувенирной продукции и тому подобное)». Определяя туристическую услугу коротко, следует отметить, что она представляет собой целесообразную деятельность по удовлетворению какой-либо потребности туриста. Туристский продукт (турпакет) имеет время действия услуг свыше двадцати четырех часов и/или включает ночевку (размещение) и услуги перемещения (перевозки). Туристический продукт (турпакет) предлагается по общей цене, включающей все оказанные услуги и все расходы, а потребительские свойства его соответствуют условиям договора. Туристскому продукту присущи четыре особенности (характеристики), которые отличают услугу от товара: неосязаемость, неразрывность производства и потребления, изменчивость и неспособность к хранению.

1. 1. 1. Неосязаемость или неуловимость туристских услуг означает, что они не приобретают овеществленной формы. Их невозможно продемонстрировать, увидеть или попробовать до получения. В отличие от покупки товаров обслуживание не приводит к владению чем-либо. Неуловимость услуг вызывает проблемы как у потребителей, так и поставщиков. Покупателю трудно разобраться и оценить, что продается до приобретения услуги, а иногда и после ее получения.

Так, для клиента, обратившегося в мастерскую по ремонту автомобилей, услуга является неосязаемой: он часто не может не только увидеть процесс ремонта, но и оценить, что было сделано. Поэтому при покупке услуги у потребителя всегда присутствует элемент надежды и доверие к продавцу. Предприятия, предоставляющие туристские услуги, для укрепления доверия клиентов предпринимают комплекс мер. Они повышают осязаемость своих услуг, подчеркивают их значимость, заостряют внимание на получаемых клиентом выгодах, привлекают к рекламе услуг «звезд» эстрады, спорта и т.д. Нематериальный характер услуг затрудняет процесс ценообразования и продвижение туристского продукта на рынке.

1.1.2. Неразрывность производства и потребления услуги - главная особенность, делающая услуги действительно услугами и отличающая их от товаров. Оказать услугу можно только тогда, когда поступает заказ или появляется клиент. С этой точки зрения производство и потребление услуг неотделимы. При неразрывности производства и потребления услуг степень контакта между продавцом и клиентом может быть разной. Некоторые услуги оказываются в отсутствии заказчика, например, ремонт автомобиля.

Но многие виды услуг  требуют тесного прямого контакта продавца с покупателем. Так, лечение  на курорте невозможно без клиента  и медицинского персонала, обслуживание в ресторане неразрывно связано с работниками предприятия общественного питания. Неотделимость производства от потребления услуг обусловливает изменение роли покупателя и продавца в процессе воспроизводства. Клиент не просто потребляет услугу, но подключается к ее производству и доставке. Участие покупателя на всех фазах воспроизводственного процесса в сфере обслуживания означает, что поставщик должен заботиться о том, что и как производить.

Поведение продавца в  присутствии покупателя определяет вероятность повторения услуги. Поэтому правильный подбор и обучение персонала, в первую очередь вступающего в непосредственный контакт с клиентом, приобретают особое значение в наши дни. От профессионализма работников зависят качество услуг, приверженность покупателей и, в конечном счете, конкурентоспособность фирмы.

1.1.3.Изменчивость - важная отличительная черта туристских услуг. Качество туристской услуги зависит от того, кто, когда и где ее предоставляет.

В одной гостинице  сервис организован по высшему разряду, в другой, расположенной рядом, обслуживание поставлено хуже. Внутри гостиницы один работник радушен и исполнителен, тогда как другой груб. Даже один и тот же служащий в течение дня оказывает услуги по-разному. Непостоянство качества туристских услуг обусловлено многими обстоятельствами. Чаще всего причина кроется в самом работнике, его низкой квалификации, слабости подготовки и обучения, неинформированности, отсутствии регулярной поддержки со стороны менеджеров.

Иногда изменчивость качества обслуживания связана с профессиональной непригодностью работника. Свою нестабильность обслуживания вносит потребитель. Уникальность каждого покупателя объясняет высокую степень индивидуализации услуги в соответствии с запросами клиента. Эта уникальность делает невозможным массовое производство для многих услуг. Одновременно она порождает проблему управления поведением потребителей.

1.1.4. Неспособность к хранению - следующая отличительная черта туристских услуг. Их нельзя произвести впрок или складировать. Транспортные пассажироперевозки, ночевки в средствах размещения не могут быть накоплены для дальнейшей продажи подобно продукции промышленности. Не использованные номера в отеле или посадочные места в самолете обернутся невосполнимыми потерями для их владельцев, в этом смысле турпродукт подвержен порче. Неспособность услуг к хранению не является сложной проблемой в условиях постоянного спроса. Однако спрос на большинство видов услуг, в том числе туристских, колеблется.

Его величина меняется в  зависимости от времени года и дней недели. Если спрос превышает предложение, ситуацию нельзя исправить, взяв, как в промышленности, товар со склада. Аналогично, во время низкого спроса невозможно создать запасы услуг для их использования в пиковый период. Если существует избыточное предложение, производственные мощности простаивают и фирма несет убытки. Специалистами выделено несколько основных потребительских свойств туристского продукта:

  • обоснованность, т.е. предоставление всех услуг должно быть обусловлено целью путешествия и сопутствующими условиями, основанными на потребностях туриста;
  • надежность - соответствие реального содержания продукта рекламе, достоверность информации;
  • эффективность - достижение наибольшего эффекта для туриста при наименьших расходах с его стороны;
  • целостность - завершенность продукта, его способность полностью удовлетворить туристскую потребность;
  • ясность - потребление продукта, его направленность должны быть понятны как туристу, так и обслуживающему персоналу;
  • простота в эксплуатации; гибкость - способность продукта и системы обслуживания приспособиться к типу потребителя и быть невосприимчивым к замене обслуживающего персонала;
  • полезность - способность служить достижению одной или нескольких целей (например, отдых и познание), удовлетворять те или иные потребности туриста.

Обеспечение контроля реализации этих свойств - это, прежде всего, изучение степени удовлетворенности туриста после поездки (опрос, анкетирование и т. п.), но сам контроль качества туристской услуги начинается уже на этапе планирования туристского продукта; гостеприимство - неизмеримое свойство туристского продукта. Без этого любой самый совершенный турпродукт будет выглядеть обезличенным и турист не получит ожидаемого уровня удовлетворенности той или иной своей потребности. Оптимальность обслуживания - также важное потребительское свойство, имеющее непосредственное отношение к гостеприимству. Она подразумевает:

  • соответствие всех видов услуг одному уровню (классу) обслуживания; соответствие всех услуг тематике тура;
  • адресную направленность тура на определенную целевую группу потребителей;
  • заблаговременное согласование программ обслуживания;
  • гибкость программ (возможность замены тех или иных услуг);
  • рациональное содержание обслуживания по количеству предоставляемых услуг;
  • отсутствие тенденциозности в обслуживании (ненавязчивость услуг). Гостеприимство же в сфере туристской индустрии - это профессиональное требование, это искусство дать людям почувствовать, что им рады. Слагаемыми гостеприимства являются достоинство, уважение, любезность персонала.

Это понятие многогранно  и складывается из множества составляющих факторов: качественная информация, как  местных, так и региональных рынков о возможностях отдыха, познания и  развлечений, о том, что туристов ждут и к встрече с ними готовятся; создание положительного образа туристской местности, предприятий, обслуживающих потенциальных потребителей (реклама, участие в телепередачах, посвященных туризму, благотворительная деятельность и др.); нескрываемое стремление обслуживающего персонала к оказанию туристам знаков внимания (политика обслуживания по принципу «все для клиента»); внимательное отношение тех, кто предоставляет турпродукт, к просьбам и пожеланиям клиента (по принципу «что мы можем еще для вас сделать?»); забота об облегчении ориентации туристов в получении услуг (информация внутри фирмы, об объектах в путеводителях и буклетах на понятном туристу языке и др.); благожелательное отношение к туристам («принцип обслуживания»). Все эти принципы важно учитывать еще на этапе разработки туристского продукта, помня о том, что неправильно подготовленный продукт не только не пользуется спросом, но и способен оттолкнуть от предприятия потенциальных, последующих клиентов. В условиях серьезной конкуренции, имеющейся сегодня на туристском рынке, это немаловажный фактор.

Информация о работе Жизненный цикл туристского продукта