Значение предельных издержек в деятельности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение предельных издержек и их роли в формировании стратегии фирмы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи курсовой работы:
1. Ознакомиться с понятие предельных издержек и их расчетом
2. Изучить виды стратегий фирмы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРИДЕЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ И ВИДЫ СТРАТЕГИЙ ФИРМЫ
1.1 Понятие предельных издержек производства 6
1.2 Виды стратегий фирмы 13
ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ ИЗДЕРЖЕК В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ
2.1 Эффект масштаба производства 24
2.2 Минимизация предельных издержек 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 400.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ПРИДЕЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ И ВИДЫ СТРАТЕГИЙ ФИРМЫ

 

1.1 Понятие предельных издержек производства

6

1.2 Виды стратегий фирмы

13

ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ ИЗДЕРЖЕК В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ

 

2.1 Эффект масштаба производства

24

2.2 Минимизация предельных  издержек

27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

35


 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Любая фирма, прежде чем  начать производство, должна четко  представлять, на какую прибыль она  может рассчитывать. Для этого  она изучит спрос и определит, по какой цене будет продаваться продукция, и сравнит предполагаемые доходы с издержками, которые предстоит понести.

Цены на продукцию  устанавливаются в результате взаимодействия спроса и предложения. Как уже  известно, из курса экономической  теории, спрос и предложение определяют различные факторы. Важнейшим фактором, определяющим способность и стремление фирм поставлять продукт на рынок, является издержки производства. Производство любого товара требует затрат, которые в силу своей относительной редкости имеют определённые цены. Количество какого-либо продукта, которого фирма стремиться предложить на рынке, зависит от цен (издержек) и эффективности использования ресурсов, необходимых для его производства, с одной стороны, и от цены, по которой товар будет производиться на рынке, с другой.

Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях — максимизация прибыли (прибыль  — это разница между доходами и расходами фирмы). Эта посылка  вовсе не означает, что только прибыль  определяет поведение производителя  товара. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую фирмой продукцию. В конкретных случаях (завоевание места на рынке, конкурентная борьба и т. п.) фирма может идти на временное снижение прибыли и даже убытки. Но длительное время существовать без прибыли фирма не может, ибо она не выстоит в конкурентной борьбе. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу. Это относится к выпуску уже освоенной продукции и к переходу на новые изделия.

Как же достичь максимальной прибыли? Общий принцип выбора следующий: фирма должна использовать такой процесс производства, который при одном и том же уровне выпуска готовой продукции позволял бы применять наименьшее количество вводимых факторов производства, т. е. был бы самым эффективным. Поскольку фирма осуществляет определенные затраты на приобретение вводимых факторов производства (нанимает рабочих, закупает сырье и оборудование, платит за землю и т. п.), то вышеприведенное условие выбора можно представить и в следующем виде:, фирма должна использовать такой производственный процесс, при котором один и тот же объем готовой продукции обеспечивается с наименьшими затратами на вводимые факторы производства.

Затраты на приобретение вводимых факторов производства, или  экономических ресурсов, называются издержками производства. Значит, наиболее экономически эффективным методом производства какого-либо товара считается такой, при котором происходит минимизация издержек производства.

Концепция предельных издержек имеет большое практическое значение, поскольку показывает издержки, которые предприятию придется понести в случае увеличения производства на одну единицу, и одновременно - издержки, которые предприятие "сэкономит" в случае сокращения объема производства на эту последнюю единицу. Иными словами, она позволяет решить вопрос о том, производить ли предприятию на несколько единиц продукции больше или меньше. Предельные издержки отражают изменения в издержках, которые повлекут за собой увеличение или уменьшение объема производства.

Оценивая состояние и степень разработанности темы исследования, следует отметить, что к проблемам влияния предельных издержек на стратегию фирмы обращалось большое количество отечественных и зарубежных ученых таких, как Хотеллинг, Лернер, Мид, Флеминг, Кейнс. Довольно широко представлена литература, в которой изучен большой круг проблем, связанных с максимизацией прибыли предприятия. Ряд работ посвящен исследованию минимизации издержек производства.

Целью курсовой работы является изучение предельных издержек и их роли в формировании стратегии фирмы.

Объектом курсовой являются предельные издержки фирмы.

Предметом курсовой является влияние предельных издержек на стратегию  фирмы.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи курсовой работы:

  1. Ознакомиться с понятие предельных издержек и их расчетом
  2. Изучить виды стратегий фирмы
  3. Узнать что такое эффект масштаба производства
  4. Научиться минимизировать предельные издержки производства

Теоретической основой  исследования являются достижения экономической мысли в области теории предельных издержек , труды отечественных и зарубежных ученых в этой области. В работе использованы различные публикации по данной проблеме, учебные пособия, журнальные статьи касающиеся влияния издержек на стратегию фирмы.

Методологической основой  работы является диалектический метод, включающий исторический и логический способы познания. В этом контексте использовались такие общенаучные приемы исследования, как сравнение, обобщение, системный подход.

 

ГЛАВА 1. ПРЕДЕЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ И ВИДЫ СТРАТЕГИЙ ФИРМЫ

 

1.1 Понятие предельных издержек производства

 

Факторы производства должны использоваться фирмой с соблюдением  определенной пропорциональности между  постоянными и переменными факторами. Нельзя произвольно увеличивать  количество переменных факторов на единицу  постоянного фактора, поскольку в этом случае вступает в действие закон убывающей отдачи.

В соответствии с этим законом непрерывное увеличение использования одного переменного  ресурса в сочетании с неизменным количеством других ресурсов на определенном этапе приведет к прекращению роста отдачи, а затем и к ее снижению. Часто действие закона предполагает неизменность технологического уровня производства, и поэтому переход к более прогрессивной технологии может повысить отдачу независимо от соотношения постоянных и переменных факторов.

Необходимо рассмотреть  подробнее, как изменяется отдача от переменного фактора (ресурса) в краткосрочном временном интервале, когда часть ресурсов или факторов производства остается постоянной. Ведь в течение короткого периода, как уже отмечалось, фирма не может изменять масштабы производства, строить новые цехи, закупать новое оборудование и т.д.

Допустим, что фирма  в своей деятельности использует только один переменный ресурс — труд, отдачей которого является производительность. Как будут изменяться издержки фирмы при постепенном увеличении числа нанимаемых рабочих? Сначала рассмотрим, как будет изменяться выпуск продукции при увеличении численности рабочих. По мере загрузки оборудования выпуск продукции быстро нарастает, затем прирост постепенно замедляется до тех пор, пока рабочих станет достаточно для полной загрузки оборудования. Если дальше продолжать нанимать рабочих, они уже

ничего не смогут добавить к объему производимой продукции. В  конце концов, рабочих станет так  много, что они будут мешать друг другу, и выпуск сократится.

Прирост продукции за счет увеличения на единицу количества переменного фактора называется предельным продуктом этого фактора. В рассматриваемом примере предельным продуктом труда МРL будет прирост  объема производства за счет привлечения одного дополнительного рабочего. На рис. 1.1 показано изменение объема выпуска продукции с ростом численности рабочих L. Как видно из графиков, прирост производства сначала идет быстро, затем постепенно замедляется, останавливается и, наконец, становится отрицательным.

Рис. 1.1. Закон убывающей отдачи

Источник:[17, с. 320]

Динамика выпуска продукции  с увеличением численности рабочих (а) и динамики предельного продукта (б): Q — объем выпуска; L — численность  рабочих; МРL — предельный продукт труда

Однако фирма в своей  деятельности сталкивается в первую очередь не с количеством используемых ресурсов, а с их денежной оценкой: ее интересует не количество нанятых  рабочих, а затраты на заработную плату. Как изменятся издержки фирмы (в данном случае на оплату труда) на каждую дополнительную единицу выпускаемой продукции?

Прирост издержек, связанный  с выпуском дополнительной единицы  продукции, т.е. отношение прироста переменных издержек к вызванному ими  приросту продукции, называется предельными издержками фирмы МС:

MC = DVC / DQ,

где

DVC - прирост переменных издержек;

DQ — вызванный ими прирост объема производства.

Если при росте объема продаж на 100 ед. товара издержки фирмы  возрастут на 800 руб., то предельные издержки составят 800 / 100 = 8 руб. Это означает, что дополнительная единица товара обходится фирме в дополнительные 8 руб.

При росте объема производства и продаж издержки фирмы могут  изменяться:

а) равномерно. В этом случае предельные издержки являются величиной постоянной и равны переменным издержкам на единицу товара (рис. 1.2, а);

б) с ускорением. В этом случае предельные издержки растут с  увеличением объема производства. Эта  ситуация объясняется либо действием  закона убывающей отдачи, либо удорожанием  сырья, материалов и других факторов, затраты на которые относятся к категории переменных (рис. 1.2, б);

 в) с замедлением.  Если расходы фирмы на закупаемые  сырье, материалы и т.п. снижаются  при росте объёма выпуска ,предельные издержки сокращаются (рис. 1.2, в).

 

 

 


 

 

 

 

 

Рис. 1.2. Зависимость изменения издержек фирмы от объема производства

Источник: [21, с. 204]

На практике фирма сталкивается с несколькими переменными ресурсами. Для расширения производства ей необходимо больше сырья, материалов, энергии и т.п. Часть же ее издержек останется постоянной: арендная плата, страховые взносы, стоимость используемого оборудования. В краткосрочном периоде, когда можно разделить издержки на постоянные и переменные, закон убывающей отдачи будет действовать.

В табл. 1.1 приведены данные об издержках фирмы: постоянных, переменных, предельных и средних.

На основе расчетов, приведенных в табл. 1.1, можно построить график изменения средних (постоянных, переменных и валовых) издержек фирмы, а также предельных издержек в зависимости от изменения объема выпускаемой продукций (рис. 1.3). Взаимное расположение кривых на графике всегда подчинено определенным закономерностям. Когда кривая предельных издержек проходит ниже кривой средних переменных издержек, последняя всегда имеет характер понижающейся кривой, так как эти издержки сокращаются.

С момента пересечения  кривой предельных издержек и кривой средних переменных издержек (точка  А) средние переменные издержки начинают возрастать. Такая же закономерность существует для кривых предельных и  средних валовых издержек: кривая предельных издержек пересекает кривую средних валовых издержек в точке с их минимальным значением (точка Б).

Средние переменные издержки будут минимальными в точке А при производстве 9 тыс. ед. продукции (в табл. 2.1 минимальные средние переменные издержки составляют 353,3 руб.). Минимальные средние валовые издержки составляют 436 руб. при производстве 14 тыс. ед. продукции (точка Б).

Построение графика  при анализе издержек всегда следует  начинать с вычерчивания кривой предельных издержек. Затем следует убедиться, что она пересекает кривые средних переменных и валовых издержек в точках их минимума. Эти точки могут не совпадать в точности с данными, приводимыми в таблице, так как она дает сведения лишь для целых единиц продукции, а кривые издержек могут отражать производство продукции в долях единицы. [27]

 

Таблица 1.1 Динамика издержек фирмы в краткосрочном периоде

Выпуск продукции, тыс. ед.

Издержки

Средние издержки

постоянные, тыс. руб.

переменные, тыс. руб.

валовые, тыс. руб.

предельные, руб.

постоянные, руб.

переменные, руб.

валовые, руб.

1

1000

470

1470

470

1000

470

1470

2

1000

890

1890

420

500

445

945

3

1000

1265

2265

375

333,3

421,7

755

4

1000

1600

2600

335

250

400

650

5

1000

1920

2920

320

200

384

584

6

1000

2230

3230

310

166,7

371,7

538,4

7

1000

2535

3535

305

142,9

362,1

505

8

1000

2850

3850

315

125

356,3

481,3

9

1000

3180

4180

330

111,1

353,3

464,4

10

1000

3535

4535

355

100

353,5

453,5

11

1000

3900

4900

365

90,9

354,5

445,4

12

1000

4280

5280

380

83,3

356,5

439,9

13

1000

4680

5680

400

76,9

360

436,9

14

1000

5105

6105

425

71,4

364,6

436

15

1000

5560

6560

455

66,7

370,1

436,8

Информация о работе Значение предельных издержек в деятельности фирмы