Значение транспортного комплекса в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 22:00, реферат

Описание работы

Транспорт является важным связующим звеном в экономике Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Стабилизация положения в экономике, ее подъем невозможны без решения основных проблем транспортного комплекса.
Развитие рыночных отношений в транспортном комплексе выдвигает задачу более тесной координации работы всех видов транспорта между собой. Переход на рыночную экономику создаёт благоприятную среду для внедрения прогрессивных идей и принципов логистики. Одним из её основных компонентов является кооперация различных видов транспорта в рамках комбинированных перевозок.

Содержание работы

Введение. 2
Значение транспортного комплекса в экономике страны . 3
Автотранспорт в экономике страны: услуги автотранспорта. 7
Рынок автомобилей и автотранспортных услуг в России. 11
Государственное значение транспорта в СССР. Социально-экономические основы формирования в СССР единой транспортной системы. 18
Заключение 23
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 45.56 Кб (Скачать файл)

 

Рынок автомобилей и автотранспортных услуг в России. 

Анализируя  работу предприятий автомобильной  промышленности в 1999 г., можно отметить, что поставки на рынок отечественной  автомобильной техники по сравнению  с 1998 г. выросли. Так, объем продаж грузовых автомобилей вырос по сравнению  с 1998 г. более чем на 20%, причем рост продаж произошел практически на всех заводах. Особенно следует отметить рост производства на КамАЗе (в 8 раз) и  УралАЗе (в 1,8 раза).  
Это стало результатом более активной работы администрации ОАО «КамАЗ», обновленного Совета директоров акционерного общества, а также мер, принятых Правительством Российской Федерации, Минэкономики России по государственной поддержке программ реформирования и стратегического развития ОАО «КамАЗ». На УралАЗе с октября 1998 г. введено внешнее управление, и реализуемый новой командой управленцев план финансового оздоровления предприятия дал позитивные результаты. Заключены контракты на поставку крупных партий автомобилей. За счет совершенствования системы управления сбытом продукции доля денежной составляющей в расчетах за поставленную продукцию выросла до 80%. 
Продукция АМО «ЗИЛ» и ОАО «ГАЗ» пользуется устойчивым спросом, и эти предприятия имеют возможности для наращивания выпуска автомобилей.  
В АМО «ЗИЛ» это будет осуществляться в основном за счет автомобилей «Бычок», которые соответствуют структуре спроса на грузовые автомобили малой грузоподъемности, предназначенные для нужд городского коммунального хозяйства, мелкооптовой торговли, специализированного транспорта.  
ОАО «ГАЗ» практически обеспечил заполнение существующей рыночной ниши грузовыми малотоннажными автомобилями типа «Газель». Рост производства будет происходить в основном за счет увеличения выпуска малотоннажных автомобилей грузоподъемностью до 0,8 т типа «Соболь». Эти автомобили обострят конкуренцию на рынке малотоннажных автомобилей и, особенно, с Ульяновским автозаводом.  
В ОАО «УАЗ» не ожидается существенных изменений в производстве малотоннажных грузовых автомобилей. Эти автомобили пользуются устойчивым спросом, прежде всего у жителей сельской местности, что объясняется простотой обслуживания и ремонта, низкой ценой, наличием полного привода на все колеса. Модернизация конструкции автомобилей, связанная со снижением погрузочной высоты, усовершенствованием подвески, позволяет ожидать продвижения этих автомобилей для использования в перевозках село—город. Следует отметить, что серьезных конкурентов полноприводным малотоннажным грузовым автомобилям УАЗ до настоящего времени на российском рынке нет. Учитывая перемены в управлении в ОАО «УралАЗ» и некоторые предварительные итоги, можно ожидать, что предприятие обеспечит в 2000 г. устойчивую работу на безубыточном и прибыльном уровне.  
Продажи легковых автомобилей увеличились в 1999 г. по сравнению с 1998 г. на 7% и составили порядка 1,4 млн. реализованных легковых автомобилей. Рост выпуска легковых автомобилей отмечается на всех (кроме ОАО «Москвич») предприятиях. Так, выпуск «Оки» в ОАО «КамАЗ» возрос почти в 1,5 раза, а на Серпуховском автозаводе — в 1,3 раза. Увеличились продажи автомобилей, выпускаемых на вновь созданных производствах, — в 2 раза ФПГ «Донинвест» (Ростовская обл.), в 2,5 раза «Автотор» (г. Калининград). Рост объемов продаж отечественных автомобилей, вероятно, произойдет и в 2000 г. Прогноз платежеспособного спроса на автомобильную технику позволяет оценить увеличение рынка этой продукции в среднем на 5%. Продажи иностранных автомобилей в России за 1999 г. отображены в приложении. Надо отметить, что 70% рынка остается в руках отечественного автопрома. Опасения относительно того, что российский рынок могут покинуть крупные компании и что они, уж точно, откажутся от планов разворачивать в нашей стране производство, не оправдались. Потери, несомненно, были - объемы продаж ряда иностранных компаний снизились в несколько раз. Однако стратегия проникновения в Россию осталась прежней, изменилась лишь тактика. В реализации некоторых проектов был взят тайм-аут, но теперь работа продолжается.  
В 1998 году объемы продаж автобусов увеличились на 14% по сравнению с 1998 г. В 1998-1999 гг. в результате сокращения парка автобусов и троллейбусов произошло обострение ситуации с обеспечением подвижным составом пассажирских перевозок в городах и населенных пунктах Российской Федерации. В этой связи предполагается, что в 2000 г. увеличится привлечение бюджетных и других средств в регионах на закупку особо больших и больших городских автобусов и троллейбусов. Это позволит полнее использовать производственные мощности по выпуску этих транспортных средств и прежде всего в ОАО «ЛиАЗ», ОАО «Голицынский автобусный завод» и ОАО «Тролза» (г. Энгельс).  
ОАО «Павловский автобус» и ОАО «Курганский автобусный завод» работают над расширением модельного ряда, применением новых агрегатов (двигателей, КПП, элементов подвески и кузова), в т. ч. импортных.  
ОАО «ГАЗ» за счет выпуска новых улучшенных моделей и ввода дополнительных производственных мощностей увеличило в 2000 г. выпуск микроавтобусов семейства «Газель» и «Соболь» до 18 тыс. шт. в год. Продолжают пользоваться устойчивым спросом у некоторых категорий потребителей в регионах РФ микроавтобусы повышенной проходимости производства ОАО «Ульяновский автомобильный завод».  
В целях обеспечения автомобильного рынка отечественной продукцией по приемлемым для российского потребителя ценам автомобильные предприятия проводят работу по снижению себестоимости автомобильной техники и компонентов.  
Значительное подорожание импортных материалов и компонентов в 1998 г. послужило дополнительным стимулом для российских автомобилестроителей в поиске отечественных предприятий, которые смогут поставлять конкурентоспособную импортозамещающую продукцию. В 1999 г. автозаводы активизировали работу с российскими поставщиками материалов и комплектующих по освоению такой продукции.  
Следует отметить серьезные успехи АвтоВАЗа в этой области. Применение более дешевых отечественных материалов и комплектующих, отвечающих требованиям завода по показателям качества, позволяет поддерживать цену автомобилей на более низком уровне, чем на ввозимые в Россию иномарки тех же классов.  
Развитие отечественного автомобилестроения неразрывно связано с организацией производства современных автомобильных компонентов, а для этого необходимо создание благоприятных условий для отечественных и иностранных инвесторов, реализующих такие проекты.  
Одним из основных путей создания в России индустрии конкурентоспособных автомобильных компонентов является привлечение инвестиций, технологического и организационного опыта передовых зарубежных компаний.  
В качестве примера организации в России совместных предприятий по производству изделий автомобильного электрооборудования можно привести фирму «Бош», которая создала с российскими партнерами мощности по выпуску светотехнических приборов (ООО «Бош— Рязань»), систем управления бензиновыми двигателями (ЗАО «Бош — Саратов»), а также, являясь владельцем контрольного пакета акций Энгельсского завода запальных свечей, проводит на этом предприятии работы по расширению рынков сбыта выпускаемой продукции.  
Заслуживает внимания предложение фирмы «Дойтц» (ФРГ) и Уральского автомобильного завода об организации совместного производства дизельных двигателей для грузовых автомобилей и автобусов, отвечающих перспективным требованиям по экологии.  
Вместе с тем на сегодня предложений зарубежных инвесторов по проектам создания производства автомобильных компонентов явно недостаточно.  
В настоящее время настроение на российском автомобильном рынке отнюдь не радостное. Однако надежда на лучшие времена привлекает сюда все больше крупных концернов.  
50000 нераспроданных "Жигулей скопилось на заводе в волжском городе Тольятти и у дилеров по всей стране. Последние требуют наконец-то сократить объемы производства. Теперь джип Chevrolet Niva, продукция совместного предприятия, в которое, в частности, вложился Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), призван исправить положение.  
В 2003 году новые автомобили российско-американского производства в количестве 35000 штук будут продаваться по цене от 6000 до 8000 долларов. Далее 40 процентов машин будет экспортироваться в Западную Европу и Мексику. GM и "АвтоВАЗ", по российским данным, с 2003 года также планируют производство автомобилей Opel Astra. С этой целью совместное предприятие построило новый цех стоимостью в 333 млн долларов.  
С 2004 года новая жизнь начнется и в старых заводских цехах, с конвейеров которых будут сходить автомобили "Лада-Калина". Эта модель, разработанная еще в 1996 году, очень напоминает Opel Corsa. Однако ввиду сегодняшнего кризиса сбыта "Жигулей" эксперты сомневаются, удастся ли увеличить сбыт с 767 300 штук в 2001 году до запланированных 950 000.  
При этом отраслевые специалисты видят хорошие шансы для сбыта в России современных машин. Устаревшие российские модели покупать уже никто не хочет. Несмотря на значительное повышение импортных пошлин на подержанные автомобили, большинство покупателей отдает предпочтение старой западной машине, а не новой отечественной. Однако из проданных в прошлом году в России 1,2 млн легковых автомобилей 969 000 было сделано на российских автозаводах, 72000 были новыми машинами иностранного производства, а 194 000 (по официальным данным) – иностранными подержанными автомобилями.  
В то время как "АвтоВАЗ" с оборудованием фирмы Fiat, которое эксплуатируется вот уже три десятилетия, держит 74% рынка, положение его конкурента "ГАЗа", известного своей маркой "Волга", выглядит удручающим. Вообще-то здесь ведется успешное производство грузовичков и микроавтобусов, в будущем, возможно, при участии фирмы Iveco. Однако, что касается легковых автомобилей, то поводы для радости здесь отсутствуют: выпуск новейшей модели "ГАЗ-3111" был приостановлен через три года после начала производства – на нее нашлось всего 500 покупателей. Нашпигованная немецкой электроникой фирмы Hella машина по цене от 14000 до 16000 долларов оказалась для русских слишком дорогой. Цены на "Жигули" начинаются от отметки ниже 4000 долларов.  
По представлениям российского правительства, местный автопром должен вырасти до 2005 года примерно вполовину и достичь показателя в 1,7 млн машин ежегодно. Это предусмотрено планом. В соответствии с ним сбыт к 2010 году увеличится более чем в два раза и достигнет 2,5 млн. Шансов для этого достаточно. Однако чтобы ими воспользоваться, нужны миллиардные инвестиции (для примера: только внедрение в производство "Лады-Калины" обойдется в 268 млн долларов) в каждый из трех крупнейших отечественных заводов: "АвтоВАЗ" и "Русавтопром" под руководством алюминиевого барона Олега Дерипаски и концерн "Северсталь", который снабжает моторные и автомобильные заводы.  
"АвтоВАЗу" нужны деньги для выхода на западные биржи; наряду с этим в страну надо привлекать иностранных производителей. Фирма BMW уже представлена здесь маленьким сборочным заводом в калининградском анклаве. Ford в этом году открыл завод, который обошелся ему в 150 млн долларов, и для начала хочет наладить выпуск модели Focus в количестве 25000 в год. Renault собирается оживить свое находящееся в кризисе совместное предприятие с "Москвичом" – фирму "Фрамос". Однако имеются и обратные тенденции: планы концерна Fiat по сотрудничеству с "ГАЗом" заморожены, а Volkswagen недавно отказался от намерений по развертыванию производства в России. Однако в процессе обсуждения находятся планы по созданию завода Skoda, дочернего предприятия Volkswagen, на Украине. Mercedes также намеревается там собирать по несколько машин ежегодно.  
В стране представлены также «смежники»: производитель шин Continental создает в Москве совместное предприятие, его финский конкурент Nokian Renkaat уже наладил производство. Michelin строит под Москвой завод, а Pirelli решил обосноваться в Нижнекамске. Bosch и Hella тоже уже производят запчасти в России. И все ждут подъема.  
По сообщениям в прессе, "ГАЗ" в 2003г. инвестирует в развитие производства 800 млн руб. Средства будут направлены на доработку обновленных моделей легких коммерческих грузовиков "ГАЗель" и "Соболь", производство которых началось в январе 2003г, а также модернизированной версии легкового автомобиля ГАЗ-3110 "Волга", производство которой начнется весной с.г. Кроме того, часть инвестиций будет направлена на модернизацию оборудования предприятия и на разработку новых моделей автомобилей.  
В 2002г. ОАО "Горьковский автомобильный завод" произвело 198 тыс. 135 автомобилей, что на 3,5% больше, чем в 2001г. За прошедший год на конвейерах ГАЗа собрано 65 тыс. 648 легковых, 132 тыс. 487 грузовых автомобилей, из них 32 тыс. 229 микроавтобусов.  
Отметим также, что ЗАО "Автотор" в январе 2003г. собрало 346 автомобилей, на 30% меньше, чем в январе 2002г., сообщает пресс-служба компании. За указанный период было выпущено 108 автомобилей BMW, 238 автомобилей KIA, включая 18 малотоннажных грузовых автомобилей К2700, К3000, К3600. Плановое 30-процентное сокращение объемов производства было связано с ожидаемым сезонным спадом продаж в январе-феврале 2003г., отмечается в сообщении. ЗАО "Автотор" осуществляет сборку автомобилей марок BMW и KIA, является генеральным дистрибьютором KIA в России. В настоящее время компания ведет переговоры с еще одной иностранной автомобилестроительной фирмой об организации сборочного производства на территории Калининградской области. В 2002г. предприятие произвело 5 тыс. 714 автомобилей, в том числе 3 тыс. 473 шт. KIA и 2 тыс. 241 шт. BMW.  
 

государственное значение транспорта в СССР. Социально-экономические  основы формирования в СССР единой транспортной системы.

Значение транспорта для  страны, занимающей 1/6 часть суши земного  шара, исключительно велико. Он выполняет  важные экономические, политические, социальные, культурные и оборонные функции  в государстве. 
           Экономическая роль транспорта состоит прежде всего в том, что он является органическим звеном любого производства и материальной базой для глубокого разделения труда, специализации и кооперирования предприятий, а также для доставки всех видов сырья, топлива и продукции из пунктов производства в пункты потребления. Образно говоря, транспорт — это кровеносная система государства. 
            Без транспорта немыслимо освоение новых районов и природных богатств. Представляя собой часть производительных сил, он служит непременным условием рационального размещения производства высокой производительности общественного труда. Он выступает фактически в качестве пионера при формировании территориально-производственных комплексов, особенно в Сибири, на Севере, на Дальнем Востоке. Транспорт — важный фактор в экономической интеграции между странами, а также в международной торговле. 
           С другой стороны, транспорт сам по себе представляет крупнейшую отрасль народного хозяйства. Основные фонды транспорта, находящиеся в ведении транспортных министерств, составляют около 13% от общих фондов государства, а доля основных производственных фондов превышает 20%. Если же к этому прибавить основные фонды ведомственного транспорта, то удельный вес всего транспортного хозяйства в общих фондах страны будет значительно выше. 
           По статистике на транспорте числится 9% рабочих и служащих. При этом не учитывается контингент, занятый на ведомственном и городском транспорте, а также на погрузо-разгрузочных работах (в промышленности, торговле, строительстве, сельском хозяйстве и др.). 
      Кроме того, ряд отраслей промышленности частично или почти полностью работает для транспорта. К первой подгруппе (частично занятых) отраслей относятся топливная промышленность, энергетика, металлургия, лесная промышленность, цементная и многие другие. Во вторую подгруппу отраслей, практически целиком работающих для транспорта, входят локомотиво- и вагоностроительная промышленность, в значительной степени автомобильная, судостроительная, самолетостроительная и некоторые другие. С учетом всего этого число работающих на транспорте и дли транспорта превысит 20% общегосударственного контингента.  
Следовательно, транспорт — гигантская сфера приложения человеческого труда. 
           Здесь уместно также подчеркнуть, что транспорт потребляет значительную долю полезных ископаемых и вырабатываемой в стране продукции. 
           Только на транспорте общего пользования в процессе перемещения постоянно находится (одновременно) примерно 50 млн. т. различных грузов, а общие транспортные издержки в стране с учетом расходов на грузовые и складские работы составляют по различным экспертным оценкам не менее 100—120 млрд. руб. в год. Нетрудно понять, как эти затраты отражаются на себестоимости и цене товаров. Так, удельный вес транспортных расходов в цене многих массовых грузов составляет 15—40%, а транспортные расходы по доставке ряда товаров в удаленные районы многократно превышают их цену в пунктах производства. 
           Политическое значение транспорта заключается в его способности выполнять роль материальной базы для объединения республик, краев и областей в единое государство — Советский Союз. С помощью транспорта осуществляется обмен материальными и духовными ценностями между народами, народностями и этническими группами страны, что особенно ярко проявляется во время стихийных бедствий (землетрясений, наводнений, неурожаев и т. п.). Современный транспорт широко используется и для международных связей. 
           Социальная функция транспорта заключается прежде всего в обеспечении трудовых и бытовых поездок людей, в облегчении с помощью транспорта их физического труда, в частности при перемещении значительных объемов материалов в процессе производства и в быту. Транспорт способствует сохранению здоровья, предоставляя большим массам людей пользоваться оздоровительными зонами и природными богатствами и не только ближних, но и отдаленных районов. Он обеспечивает территориальную доступность практически всем людям курортов с их целебными источниками и климатом, а также специальных медицинских центров в столицах республик и в крупнейших городах. Он делает возможной доставку врачей и специалистов в любой пункт, где требуется такая помощь. Транспорт выполняет огромные перевозки туристов. 
           Культурное значение транспорта велико и многообразно. Прежде всего он обеспечивает общение между людьми и способствует удовлетворению их эстетических потребностей. Транспорт осуществляет доставку продукции печати (газет, журналов, книг), кинофильмов, произведений живописи и скульптуры в города и населенные пункты нашей страны, а также и в порядке международного обмена. Он используется при организации различных выставок и обеспечивает доставку к ним посетителей. Благодаря транспорту становятся доступными интеллектуальные и художественные сокровища крупнейших культурных центров нашей страны и зарубежных государств, сосредоточенные в музеях, библиотеках, театрах, памятниках архитектуры. Мощным стимулятором роста культуры являются общение широких масс народа с учеными, писателями, художниками, музыкантами, поездки на конференции, симпозиумы, фестивали, выставки и т. п. 
           Оборонная роль транспорта выделялась и подчеркивалась всегда. Во все времена транспорт рассматривался как один из важнейших факторов обороноспособности государства. Из истории известно, что армии, базировавшиеся на совершенном и высокоманевренном транспорте, при меньшей численности оказывались, как правило, более сильными. Современные транспортные средства имеют не меньшее, а существенно большее оборонное значение. Великая Отечественная война показала, какую гигантскую работу выполнял наш транспорт, в первую очередь железнодорожный по переброске войск, вооружения, грузов снабжения, эвакуации людей и материально-технических ресурсов. Это не только материальная база для передвижения вооруженных сил, объектов тыловых служб и военной экономики, но и органическая часть многих видов военного оружия. 
           В плановом социалистическом хозяйстве основные транспортные средства принадлежат государству и, следовательно, должны функционировать и развиваться в соответствии с задачами других отраслей народного хозяйства. Иначе говоря, транспорт создается и эксплуатируется по единому государственному плану как органический элемент всей социалистической экономики. 
           В рамках социалистической системы различные виды транспорта и принципе свободны от экономически не оправданного соперничества и часто практически заинтересованы в сотрудничестве и взаимопомощи. Однако проблемы здесь обусловлены технологическими и особенно организационными неувязками в основном между транспортными министерствами и ведомствами, т. е. тем, что ныне называется ведомственными барьерами. 
           В настоящее время к любому виду транспорта предъявляется комплекс следующих основных требований: 
           -полностью и своевременно удовлетворять потребности народного хозяйства и населения в перевозках; 
           -обеспечивать возможно более высокую экономичность работы и снижать себестоимость перевозок; 
           -сокращать сроки доставки грузов с целью ускорения оборачиваемости оборотных средств. Ускорять перемещение пассажиров; 
           -соблюдать регуляность отправления и доставки грузов и пассажиров в соответствии с установленными планами и расписанием, независимо от времени года, суток, условий погоды и других влияющих на перевозочный процесс факторов; 
           -повышать уровень комфорта для пассажиров в пунктах отправления, в пути следования и в пунктах назначения; 
           -гарантировать полную сохранность перевозимых грузов как в отношении их объема, так и качества; 
           -обеспечивать безопасность движения транспортных средств и нахождения людей в границах транспортных предприятий и подразделений; 
           -предотвращать загрязнение биосферы Земли (почвы, воды, воздуха) продуктами и отходами деятельности транспорта, а также снижать уровень шума. 
           Выполнение всех требований (в комплексе), характеризующих качество деятельности транспорта, представляет для ученых и практических работников транспорта сложную в технико-экономическом отношении задачу. Например, требование повышения технической скорости движения находится в известном противоречии с требованием повышения экономичности деятельности транспорта, поскольку с увеличением скорости движения непропорционально растет расход топлива, износ подвижного состава и пути, требуются более совершенные (а значит, дорогие) транспортные средства вообще и, в частности, для регулирования движения, необходимы работники более высокой квалификации и т. л. Противоречивы также требования повышения комфорта и экономичности (снижения себестоимости перевозок) и т. д.

 

Заключение

 

Данная курсовая работа была посвящена выявлению и изучению основных проблем транспортного  комплекса и перспектив его развития.

Для наиболее полного и  многостороннего изучения темы, а  также более глубокого понимания  сущности вопроса была предпринята  попытка изучить автомобильно-транспортный комплекс Российской Федерации. Для этого было выявлено и рассмотрено огромное значение транспорта, как важного связующего звена в экономике Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны.

Для понимания специфики  транспорта как особой сферы материального  производства, был рассмотрен целый  комплекс особенностей, характерных только для транспортного комплекса. Для изучения способов взаимодействия различных видов транспорта и причин их возникновения особое внимание было уделено рассмотрению структуры транспортного комплекса.

Рассмотрение географии  транспортного комплекса позволило  выявить и понять причины возникновения  в различных транспортных узлах  того или иного вида комбинированных  перевозок.

Для понимания ситуации, сложившейся на российском рынке  транспортных услуг, как сложившихся  экономических условий для решения  существующих и возникающих проблем, в курсовой работе была дана экономическая  оценка деятельности транспортного  комплекса.

И, наконец, большое внимание при написании данной курсовой работы было уделено рассмотрению проблем  транспортного комплекса и перспектив его развития. В частности, классификации  комбинированных перевозок, её необходимости  для решения ряда назревших проблем. Также были рассмотрены технические  и технологические особенности  каждого из видов комбинированных  перевозок, их необходимость, актуальность, эффективность и перспективы  внедрения и применения, а также  роль для эффективного функционирования всего транспортного комплекса.


 

 

 

 

 

 

 

 

список литературы 

 
1. Федеральный  закон от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном  контроле за осуществлением международных  автомобильных перевозок и об  ответственности за нарушение  порядка их выполнения" (с изм.  и доп. от 2 января 2000 г., 30 декабря  2001 г.); // Справочно-правовая система  «ГАРАНТ-Студент»  
2. Постановление Правительства РФ от 16 октября 2001 г. N 730 "Об утверждении Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок" // Справочно-правовая система «ГАРАНТ-Студент»  
3. Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 265 "О лицензировании деятельности по транспортно-экспедиционному обслуживанию юридических и физических лиц на автомобильном транспорте". // Справочно-правовая система «ГАРАНТ-Студент»  
4. Постановление Главы администрации Томской области " О переводе автотранспорта и сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо"; // Справочно-правовая система «ГАРАНТ-Студент»  
5. Автомобильный дилер: практическое пособие по маркетингу и менеджменту сервиса и запасных частей. - М.: Ось-89, 1997; 

 


Информация о работе Значение транспортного комплекса в экономике страны