Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 22:00, реферат
Транспорт является важным связующим звеном в экономике Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Стабилизация положения в экономике, ее подъем невозможны без решения основных проблем транспортного комплекса.
Развитие рыночных отношений в транспортном комплексе выдвигает задачу более тесной координации работы всех видов транспорта между собой. Переход на рыночную экономику создаёт благоприятную среду для внедрения прогрессивных идей и принципов логистики. Одним из её основных компонентов является кооперация различных видов транспорта в рамках комбинированных перевозок.
Введение. 2
Значение транспортного комплекса в экономике страны . 3
Автотранспорт в экономике страны: услуги автотранспорта. 7
Рынок автомобилей и автотранспортных услуг в России. 11
Государственное значение транспорта в СССР. Социально-экономические основы формирования в СССР единой транспортной системы. 18
Заключение 23
Список литературы 25
Рынок автомобилей и автотранспортных услуг в России.
Анализируя
работу предприятий автомобильной
промышленности в 1999 г., можно отметить,
что поставки на рынок отечественной
автомобильной техники по сравнению
с 1998 г. выросли. Так, объем продаж грузовых
автомобилей вырос по сравнению
с 1998 г. более чем на 20%, причем рост
продаж произошел практически на
всех заводах. Особенно следует отметить
рост производства на КамАЗе (в 8 раз) и
УралАЗе (в 1,8 раза).
Это стало результатом
более активной работы администрации
ОАО «КамАЗ», обновленного Совета директоров
акционерного общества, а также мер, принятых
Правительством Российской Федерации,
Минэкономики России по государственной
поддержке программ реформирования и
стратегического развития ОАО «КамАЗ».
На УралАЗе с октября 1998 г. введено внешнее
управление, и реализуемый новой командой
управленцев план финансового оздоровления
предприятия дал позитивные результаты.
Заключены контракты на поставку крупных
партий автомобилей. За счет совершенствования
системы управления сбытом продукции
доля денежной составляющей в расчетах
за поставленную продукцию выросла до
80%.
Продукция АМО
«ЗИЛ» и ОАО «ГАЗ» пользуется устойчивым
спросом, и эти предприятия имеют возможности
для наращивания выпуска автомобилей.
В АМО «ЗИЛ» это
будет осуществляться в основном за счет
автомобилей «Бычок», которые соответствуют
структуре спроса на грузовые автомобили
малой грузоподъемности, предназначенные
для нужд городского коммунального хозяйства,
мелкооптовой торговли, специализированного
транспорта.
ОАО «ГАЗ» практически
обеспечил заполнение существующей рыночной
ниши грузовыми малотоннажными автомобилями
типа «Газель». Рост производства будет
происходить в основном за счет увеличения
выпуска малотоннажных автомобилей грузоподъемностью
до 0,8 т типа «Соболь». Эти автомобили обострят
конкуренцию на рынке малотоннажных автомобилей
и, особенно, с Ульяновским автозаводом.
В ОАО «УАЗ» не
ожидается существенных изменений в производстве
малотоннажных грузовых автомобилей.
Эти автомобили пользуются устойчивым
спросом, прежде всего у жителей сельской
местности, что объясняется простотой
обслуживания и ремонта, низкой ценой,
наличием полного привода на все колеса.
Модернизация конструкции автомобилей,
связанная со снижением погрузочной высоты,
усовершенствованием подвески, позволяет
ожидать продвижения этих автомобилей
для использования в перевозках село—город.
Следует отметить, что серьезных конкурентов
полноприводным малотоннажным грузовым
автомобилям УАЗ до настоящего времени
на российском рынке нет. Учитывая перемены
в управлении в ОАО «УралАЗ» и некоторые
предварительные итоги, можно ожидать,
что предприятие обеспечит в 2000 г. устойчивую
работу на безубыточном и прибыльном уровне.
Продажи легковых
автомобилей увеличились в 1999 г. по сравнению
с 1998 г. на 7% и составили порядка 1,4 млн.
реализованных легковых автомобилей.
Рост выпуска легковых автомобилей отмечается
на всех (кроме ОАО «Москвич») предприятиях.
Так, выпуск «Оки» в ОАО «КамАЗ» возрос
почти в 1,5 раза, а на Серпуховском автозаводе
— в 1,3 раза. Увеличились продажи автомобилей,
выпускаемых на вновь созданных производствах,
— в 2 раза ФПГ «Донинвест» (Ростовская
обл.), в 2,5 раза «Автотор» (г. Калининград).
Рост объемов продаж отечественных автомобилей,
вероятно, произойдет и в 2000 г. Прогноз
платежеспособного спроса на автомобильную
технику позволяет оценить увеличение
рынка этой продукции в среднем на 5%. Продажи
иностранных автомобилей в России за 1999
г. отображены в приложении. Надо отметить,
что 70% рынка остается в руках отечественного
автопрома. Опасения относительно того,
что российский рынок могут покинуть крупные
компании и что они, уж точно, откажутся
от планов разворачивать в нашей стране
производство, не оправдались. Потери,
несомненно, были - объемы продаж ряда
иностранных компаний снизились в несколько
раз. Однако стратегия проникновения в
Россию осталась прежней, изменилась лишь
тактика. В реализации некоторых проектов
был взят тайм-аут, но теперь работа продолжается.
В 1998 году объемы
продаж автобусов увеличились на 14% по
сравнению с 1998 г. В 1998-1999 гг. в результате
сокращения парка автобусов и троллейбусов
произошло обострение ситуации с обеспечением
подвижным составом пассажирских перевозок
в городах и населенных пунктах Российской
Федерации. В этой связи предполагается,
что в 2000 г. увеличится привлечение бюджетных
и других средств в регионах на закупку
особо больших и больших городских автобусов
и троллейбусов. Это позволит полнее использовать
производственные мощности по выпуску
этих транспортных средств и прежде всего
в ОАО «ЛиАЗ», ОАО «Голицынский автобусный
завод» и ОАО «Тролза» (г. Энгельс).
ОАО «Павловский
автобус» и ОАО «Курганский автобусный
завод» работают над расширением модельного
ряда, применением новых агрегатов (двигателей,
КПП, элементов подвески и кузова), в т.
ч. импортных.
ОАО «ГАЗ» за
счет выпуска новых улучшенных моделей
и ввода дополнительных производственных
мощностей увеличило в 2000 г. выпуск микроавтобусов
семейства «Газель» и «Соболь» до 18 тыс.
шт. в год. Продолжают пользоваться устойчивым
спросом у некоторых категорий потребителей
в регионах РФ микроавтобусы повышенной
проходимости производства ОАО «Ульяновский
автомобильный завод».
В целях обеспечения
автомобильного рынка отечественной продукцией
по приемлемым для российского потребителя
ценам автомобильные предприятия проводят
работу по снижению себестоимости автомобильной
техники и компонентов.
Значительное
подорожание импортных материалов и компонентов
в 1998 г. послужило дополнительным стимулом
для российских автомобилестроителей
в поиске отечественных предприятий, которые
смогут поставлять конкурентоспособную
импортозамещающую продукцию. В 1999 г. автозаводы
активизировали работу с российскими
поставщиками материалов и комплектующих
по освоению такой продукции.
Следует отметить
серьезные успехи АвтоВАЗа в этой области.
Применение более дешевых отечественных
материалов и комплектующих, отвечающих
требованиям завода по показателям качества,
позволяет поддерживать цену автомобилей
на более низком уровне, чем на ввозимые
в Россию иномарки тех же классов.
Развитие отечественного
автомобилестроения неразрывно связано
с организацией производства современных
автомобильных компонентов, а для этого
необходимо создание благоприятных условий
для отечественных и иностранных инвесторов,
реализующих такие проекты.
Одним из основных
путей создания в России индустрии конкурентоспособных
автомобильных компонентов является привлечение
инвестиций, технологического и организационного
опыта передовых зарубежных компаний.
В качестве примера
организации в России совместных предприятий
по производству изделий автомобильного
электрооборудования можно привести фирму
«Бош», которая создала с российскими
партнерами мощности по выпуску светотехнических
приборов (ООО «Бош— Рязань»), систем управления
бензиновыми двигателями (ЗАО «Бош — Саратов»),
а также, являясь владельцем контрольного
пакета акций Энгельсского завода запальных
свечей, проводит на этом предприятии
работы по расширению рынков сбыта выпускаемой
продукции.
Заслуживает
внимания предложение фирмы «Дойтц» (ФРГ)
и Уральского автомобильного завода об
организации совместного производства
дизельных двигателей для грузовых автомобилей
и автобусов, отвечающих перспективным
требованиям по экологии.
Вместе с тем
на сегодня предложений зарубежных инвесторов
по проектам создания производства автомобильных
компонентов явно недостаточно.
В настоящее
время настроение на российском автомобильном
рынке отнюдь не радостное. Однако надежда
на лучшие времена привлекает сюда все
больше крупных концернов.
50000 нераспроданных
"Жигулей скопилось на заводе в волжском
городе Тольятти и у дилеров по всей стране.
Последние требуют наконец-то сократить
объемы производства. Теперь джип Chevrolet
Niva, продукция совместного предприятия,
в которое, в частности, вложился Европейский
банк реконструкции и развития (ЕБРР),
призван исправить положение.
В 2003 году новые
автомобили российско-американского производства
в количестве 35000 штук будут продаваться
по цене от 6000 до 8000 долларов. Далее 40 процентов
машин будет экспортироваться в Западную
Европу и Мексику. GM и "АвтоВАЗ", по
российским данным, с 2003 года также планируют
производство автомобилей Opel Astra. С этой
целью совместное предприятие построило
новый цех стоимостью в 333 млн долларов.
С 2004 года новая
жизнь начнется и в старых заводских цехах,
с конвейеров которых будут сходить автомобили
"Лада-Калина". Эта модель, разработанная
еще в 1996 году, очень напоминает Opel Corsa.
Однако ввиду сегодняшнего кризиса сбыта
"Жигулей" эксперты сомневаются,
удастся ли увеличить сбыт с 767 300 штук
в 2001 году до запланированных 950 000.
При этом отраслевые
специалисты видят хорошие шансы для сбыта
в России современных машин. Устаревшие
российские модели покупать уже никто
не хочет. Несмотря на значительное повышение
импортных пошлин на подержанные автомобили,
большинство покупателей отдает предпочтение
старой западной машине, а не новой отечественной.
Однако из проданных в прошлом году в России
1,2 млн легковых автомобилей 969 000 было
сделано на российских автозаводах, 72000
были новыми машинами иностранного производства,
а 194 000 (по официальным данным) – иностранными
подержанными автомобилями.
В то время как
"АвтоВАЗ" с оборудованием фирмы
Fiat, которое эксплуатируется вот уже три
десятилетия, держит 74% рынка, положение
его конкурента "ГАЗа", известного
своей маркой "Волга", выглядит удручающим.
Вообще-то здесь ведется успешное производство
грузовичков и микроавтобусов, в будущем,
возможно, при участии фирмы Iveco. Однако,
что касается легковых автомобилей, то
поводы для радости здесь отсутствуют:
выпуск новейшей модели "ГАЗ-3111" был
приостановлен через три года после начала
производства – на нее нашлось всего 500
покупателей. Нашпигованная немецкой
электроникой фирмы Hella машина по цене
от 14000 до 16000 долларов оказалась для русских
слишком дорогой. Цены на "Жигули"
начинаются от отметки ниже 4000 долларов.
По представлениям
российского правительства, местный автопром
должен вырасти до 2005 года примерно вполовину
и достичь показателя в 1,7 млн машин ежегодно.
Это предусмотрено планом. В соответствии
с ним сбыт к 2010 году увеличится более
чем в два раза и достигнет 2,5 млн. Шансов
для этого достаточно. Однако чтобы ими
воспользоваться, нужны миллиардные инвестиции
(для примера: только внедрение в производство
"Лады-Калины" обойдется в 268 млн долларов)
в каждый из трех крупнейших отечественных
заводов: "АвтоВАЗ" и "Русавтопром"
под руководством алюминиевого барона
Олега Дерипаски и концерн "Северсталь",
который снабжает моторные и автомобильные
заводы.
"АвтоВАЗу"
нужны деньги для выхода на западные биржи;
наряду с этим в страну надо привлекать
иностранных производителей. Фирма BMW
уже представлена здесь маленьким сборочным
заводом в калининградском анклаве. Ford
в этом году открыл завод, который обошелся
ему в 150 млн долларов, и для начала хочет
наладить выпуск модели Focus в количестве
25000 в год. Renault собирается оживить свое
находящееся в кризисе совместное предприятие
с "Москвичом" – фирму "Фрамос".
Однако имеются и обратные тенденции:
планы концерна Fiat по сотрудничеству с
"ГАЗом" заморожены, а Volkswagen недавно
отказался от намерений по развертыванию
производства в России. Однако в процессе
обсуждения находятся планы по созданию
завода Skoda, дочернего предприятия Volkswagen,
на Украине. Mercedes также намеревается там
собирать по несколько машин ежегодно.
В стране представлены
также «смежники»: производитель шин Continental
создает в Москве совместное предприятие,
его финский конкурент Nokian Renkaat уже наладил
производство. Michelin строит под Москвой
завод, а Pirelli решил обосноваться в Нижнекамске.
Bosch и Hella тоже уже производят запчасти
в России. И все ждут подъема.
По сообщениям
в прессе, "ГАЗ" в 2003г. инвестирует
в развитие производства 800 млн руб. Средства
будут направлены на доработку обновленных
моделей легких коммерческих грузовиков
"ГАЗель" и "Соболь", производство
которых началось в январе 2003г, а также
модернизированной версии легкового автомобиля
ГАЗ-3110 "Волга", производство которой
начнется весной с.г. Кроме того, часть
инвестиций будет направлена на модернизацию
оборудования предприятия и на разработку
новых моделей автомобилей.
В 2002г. ОАО "Горьковский
автомобильный завод" произвело 198 тыс.
135 автомобилей, что на 3,5% больше, чем в
2001г. За прошедший год на конвейерах ГАЗа
собрано 65 тыс. 648 легковых, 132 тыс. 487 грузовых
автомобилей, из них 32 тыс. 229 микроавтобусов.
Отметим также,
что ЗАО "Автотор" в январе 2003г. собрало
346 автомобилей, на 30% меньше, чем в январе
2002г., сообщает пресс-служба компании.
За указанный период было выпущено 108 автомобилей
BMW, 238 автомобилей KIA, включая 18 малотоннажных
грузовых автомобилей К2700, К3000, К3600. Плановое
30-процентное сокращение объемов производства
было связано с ожидаемым сезонным спадом
продаж в январе-феврале 2003г., отмечается
в сообщении. ЗАО "Автотор" осуществляет
сборку автомобилей марок BMW и KIA, является
генеральным дистрибьютором KIA в России.
В настоящее время компания ведет переговоры
с еще одной иностранной автомобилестроительной
фирмой об организации сборочного производства
на территории Калининградской области.
В 2002г. предприятие произвело 5 тыс. 714 автомобилей,
в том числе 3 тыс. 473 шт. KIA и 2 тыс. 241 шт.
BMW.
государственное значение транспорта в СССР. Социально-экономические основы формирования в СССР единой транспортной системы.
Значение транспорта для
страны, занимающей 1/6 часть суши земного
шара, исключительно велико. Он выполняет
важные экономические, политические, социальные,
культурные и оборонные функции
в государстве.
Заключение
Данная курсовая работа была посвящена выявлению и изучению основных проблем транспортного комплекса и перспектив его развития. Для наиболее полного и
многостороннего изучения темы, а
также более глубокого Для понимания специфики транспорта как особой сферы материального производства, был рассмотрен целый комплекс особенностей, характерных только для транспортного комплекса. Для изучения способов взаимодействия различных видов транспорта и причин их возникновения особое внимание было уделено рассмотрению структуры транспортного комплекса. Рассмотрение географии
транспортного комплекса Для понимания ситуации,
сложившейся на российском рынке
транспортных услуг, как сложившихся
экономических условий для И, наконец, большое внимание
при написании данной курсовой работы
было уделено рассмотрению проблем
транспортного комплекса и |
список литературы
1. Федеральный
закон от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном
контроле за осуществлением
2. Постановление
Правительства РФ от 16 октября 2001 г. N 730
"Об утверждении Положения о допуске
российских перевозчиков к осуществлению
международных автомобильных перевозок"
// Справочно-правовая система «ГАРАНТ-Студент»
3. Постановление
Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 265 "О
лицензировании деятельности по транспортно-экспедиционному
обслуживанию юридических и физических
лиц на автомобильном транспорте". //
Справочно-правовая система «ГАРАНТ-Студент»
4. Постановление
Главы администрации Томской области
" О переводе автотранспорта и сельскохозяйственной
техники на газомоторное топливо"; //
Справочно-правовая система «ГАРАНТ-Студент»
5. Автомобильный
дилер: практическое пособие по маркетингу
и менеджменту сервиса и запасных частей.
- М.: Ось-89, 1997;
Информация о работе Значение транспортного комплекса в экономике страны