Значение заведующего в системе дошкольного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2014 в 14:56, контрольная работа

Описание работы

Представление о деятельности управления руководителя образовательного учреждения как профессиональной, базирующейся на науке управления образованием, стало формироваться только в 90х годах XX века. Сегодня заведующий дошкольным образовательным учреждением - это не только должность, но и профессия со всеми присущими профессиональной деятельности структурными компонентами.
В дошкольном образовательном учреждении субъектом управления является заведующая и её заместитель. Кроме того создаются и коллегиальные органы, решающие управленческие задачи (совет педагогов и т. д.). Субъектами управления в той или иной мере являются педагоги и родители

Содержание работы

1. Значение заведующего в системе дошкольного учреждения
2. Функции управления в деятельности заведующего
3. Характеристика направлений деятельности заведующего
4. Должностные обязанности и квалификационные требования к заведующему дошкольного учреждения
5. Практико-ориентированные задания

Выводы

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. ЗАВЕДУЮЩИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении требует, чтобы им управляли. А это возможно только в том случае, если заведующий хорошо знает состояние дел в управляемом дошкольном учреждении, если ему известны Возможности своих помощников, если он знает все особенности воспитательно-образовательного процесса. Условием для этого является четко организованный поток оперативной информации.

Соблюдение норм взаимоотношений между сотрудниками, определенный ритм работы учреждения, способствующий выполнению плана, обеспечивает контроль.

 Контроль в дошкольном  учреждении – это система наблюдений и проверок соответствия воспитательно-образовательного процесса планам, приказам.

Отсутствие системы контроля вызывает стихийность в его осуществлении. Устраняясь от контроля или осуществляя его не систематически, заведующий теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им.

Контроль является важнейшим фактором воспитания молодых кадров, усиления личной ответственности молодого специалиста за исполнение своих обязанностей. Он позволяет также установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с принятым решением, выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недостатков. При отсутствии контроля за исполнением ранее принятых решений все остальные виды его малоэффективны. Таким образом, контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным.

Контроль заведующего должен быть предметным и конкретным, его осуществление – соответствовать составленному плану-графику на неделю или месяц. Выбор форм контроля во многом зависит от времени его проведения.

Например, посещая в начале гола занятия в разных возрастных группах, заведующий придает особое значение контролю за тем, как воспитатель знает программу; какие пособия и атрибуты приготовил, какой дидактический материал подобрал; какой дополнительной методической и детской литературой располагает; какие темы и разделы программы считает более трудными для усвоения; посетили ли воспитатели вновь поступивших детей на дому; все ли сведения о родителях собраны и др.

Формы контроля могут быть разнообразными: изучение документации и календарных планов, беседы с воспитателями и последующее посещение группы, проверка наличия и исправности оборудования.

От того, какие требования в начале учебного года предъявит руководитель к воспитателям и другим сотрудникам детского сада, во многом будут зависеть дальнейшие успехи в работе учреждения[1, с. 7].

Заведующий должен заботиться о создании условий для строго выполнения режима дня

Итогом обзорного контроля может быть собеседование, запись предложений в специально тетради, где анализируется работа педагогов.

Проверка работы воспитателей требует от руководителя тщательной подготовки. Прежде всего, необходимо установить цель проверки, которая должна определяться основными задачами, поставленными перед коллективом на текущий учебный год, а также необходимостью, выявившейся в процессе работы. Проверка пройдет целенаправленно, если будет разработан ее план.

Процесс подготовки включает и планирование всех видов контроля в годовом плане работы дошкольного учреждения. Воспитатели уже в начале учебного года знают, чья работа и что именно в ней будет проверяться в течение года. Знание темы и сроков проверки мобилизует их на самостоятельное выявление своих недостатков, на поиск путей их преодоления.

Заведующий, предупреждает воспитателя о проверке заранее, но это не исключает контроля и без предупреждения. Заведующий имеет право в любое время контролировать работу воспитателя, соблюдая правило: не делать ему замечаний по поводу работы в присутствии детей, родителей, посторонних.

Регулирование направлено на постоянное поддержание необходимого уровня организованности в дошкольном учреждении. Регулирование проявляется при согласовании планов, сроков проведения мероприятий, назначении ответственных исполнителей, что помогает избежать дублирования.

В процессе выполнения принятых решений регулирование способствует поддержанию порядка в реализации намеченных мер.

Регулирование, основанное на результатах контроля, помогает устранению отклонений от первоначальной цели. На этом этапе важно выявлять и закреплять положительные моменты деятельности и развивать их.

Регулирование требует от руководителя управленческих знаний, оперативности и большого искусства во взаимодействии с людьми. Регулирование нередко связано с перестановкой воспитателей и обслуживающего персонала, перераспределением поручений, что ведет к перестройке отношений с исполнителями. Исполнители не всегда понимают необходимость этих действий, и заведующий проявляет большую выдержку и тактичность, чтобы их убедить.

Регулирование осуществляется через беседы, оперативные совещания и в связи с принятием управленческих решений по частным вопросам.

 

 

3. Характеристика  направлений деятельности заведующего

 

Содержание работы заведующего вытекает из задач, стоящих перед детским учреждением, и включает следующие разделы: руководство административно-хозяйственной и организационно-педагогической деятельностью; руководство методической и воспитательной работой, а также работой с родителями. Все разделы работы учреждения взаимосвязаны и важны для его нормального функционирования.

Руководство административно-хозяйственной и организационно-педагогической работой направлено на создание и совершенствование материальных условий, необходимых для жизни и деятельности детей, их воспитания и обучения (достаточное и разнообразное питание, правильный режим дня и т. д.). Заведующий обеспечивает оборудование и благоустройство всех помещений, участка, проведение ремонтных работ, приобретение педагогических пособий и игрушек. Он руководит всей планово-финансовой деятельностью дошкольного учреждения, осуществляет подбор и расстановку кадров, организует летне-оздоровительные мероприятия, подготовку к новому учебному году, проведение детских праздников, контроль за санитарно-гигиеническим состоянием помещения и др. [4, с. 97]

Важное место в руководстве занимают вопросы организации работы педагогического и обслуживающего персонала в соответствии с «Уставом детского сада» и «Правилами внутреннего трудового распорядка для работников детских садов».

При расстановке воспитателей необходимо учитывать уровень их образования, опыт практической работы с детьми, личные качества. Воспитатель, как правило, должен вести группу детей до передачи их в школу.

К обслуживающему персоналу дошкольного учреждения относятся: заведующий хозяйством, бухгалтер, повар, помощник повара, няни-уборщицы, кладовщик, прачка, столяр и др. На заведующего хозяйством возлагается руководство работой обслуживающего персонала и материальная ответственность за сохранность имущества дошкольного учреждения.

Обслуживающий персонал создает условия, без которых нельзя осуществить процесс воспитания детей: его заботливыми руками поддерживается в детском саду чистота и порядок, обеспечивается полноценное питание, уход за детьми.

Воспитатели и обслуживающий персонал должны составлять единый, слаженный коллектив, способный решать задачи коммунистического воспитания дошкольников.

Важнейшим разделом деятельности заведующего дошкольным учреждением является руководство методической и воспитательной работой в коллективе. Он организует разнообразные ее формы, направленные на повышение идейно-теоретического уровня и педагогической квалификации всех сотрудников. Методические мероприятия вооружают педагогический коллектив новыми знаниями, умениями, рациональными методами и приемами воспитания и обучения детей и содействуют улучшению качества работы.

Методическое руководство осуществляется в различных формах: педагогические советы, открытые просмотры занятий, прогулок, игр и т. д.; организация работы педагогического кабинета; целевые посещения возрастных групп, фронтальные и тематические проверки их работы; просмотр и анализ планов воспитательной работы; индивидуальные и коллективные консультации.

 

4. Должностные  обязанности и квалификационные  требования к заведующему дошкольного  учреждения

 

Должностные обязанности и квалификационные требования к заведующему дошкольным учреждением определяются в Квалификационном справочнике «Должности служащих, занятых в образовании» Республики Беларусь. В соответствии с данным квалификационным справочником:

Должностные обязанности заведующего:

1. Осуществляет руководство  ДУ в соответствии в его  Уставом и законодательством  РБ.

2. Определяет стратегию, цели и задачи развития дошкольного учреждения. Совместно с Советом педагогов и общественными организациями, осуществляет разработку, утверждение и внедрение программы развития ДУ.

3. Определяет структуру  управления учреждением, штатное  расписание.

4. Решает методические, административные, финансовые и др. вопросы.

5. Планирует, координирует  и контролирует работу структурных  подразделений, педагогических, медицинских  и др. работников ДУ.

6. Определяет должностные  обязанности работников.

7. Создает условия для  повышения их профессионального мастерства.

8. Поощряет и стимулирует  творческую инициативу работников, поддерживает благоприятный морально  – психологический климат в  коллективе.

9. Обеспечивает рациональное  использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников.

10. Представляет учреждение  в государственных, муниципальных, общественных и других органах, учреждениях.

11. Обеспечивает учет, сохранность  и пополнение материальной базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического  режима и охраны труда, учет и хранение документации.

12. Несет ответственность  за реализацию образовательных  программ, качество воспитания и  образования выпускников детского  сада, жизнь и здоровье, соблюдение  прав и свобод воспитанников  и работников ДУ во время  воспитательно-образовательного процесса в установленном законодательством РБ порядке.

13. Формирует контингент  воспитанников, обеспечивает их  социальную защиту. Является государственным  опекуном воспитанников из числа  детей – сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, защищает их законные права и интересы.

14. Принимает меры к  созданию условий для поддержки  их родственных связей.

15. Обеспечивает взаимодействие  с органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, общественностью и родителями (лицами, их заменяющими). 

Квалификационные требования: Высшее педагогическое (инженерно-педагогическое) или высшее специальное образование и сертификаты о прохождении интегрированных курсов психолого-педагогической подготовки и управленческой деятельности, стаж педагогической, руководящей или иной работы по специальности в учреждениях, организациях, предприятиях, соответствующих профилю учреждения образования, не менее 5 лет.

 

5. Практико-ориентированные задания

 

1. Рассмотреть на практических примера руководство заведующего выполнением управленческих  обязанностей  руководителей  второго  уровня  организационной структуры управления ДУ: зам. заведующего, ст. медсестрой, завхозом.

 

Зам. заведующей:

 

В наш детский сад (ВСТАВИТЬ НОМЕР СВОЕГО ДЕТСКОГО САДА) был направлен молодой специалист. В обязанности зам. заведующего входило его знакомство с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом ДОУ , а также зам. заведующей должен был в первое время посещать занятия молодого специалиста и контролировать его работу.

Заведующая ДУ после того как зам. заведующей провел консультирование молодого специалиста и посещал его занятия, проконтролировал деятельность зам. заведующего по работе с молодым специалистом: побеседовала с молодым специалистам на предмет его знаний своих должностных инструкций, устава ДУ, а также посетила занятия молодого специалиста совместно с зам. заведующего.

 

Ст. медсестра:

 

Старшая медсестра в детском саду ежедневно снимает пробу с готовящейся для детей еды, одобряет и подписывает меню для детей на каждый день. Так заведующая нашим ДОУ. Проконтролировала, чтобы в детском саду было вовремя вывешено меню по питанию детей с обязательной подписью ст. медсестры, а также проверила снимает ли пробу медсестра с еды для детей.

Завхоз.:

 

В нашем детском саду в обязанности завхоза входит получать и доставлять моющие и дезинфицирующие средства для уборки в детском саду. Заведующая детским садом проконтролировала наличие  в каждой группе детского сада моющих и дезинфицирующих средств, а также в беседе с нянечками выяснила вовремя ли завхоз доставляет моющие и дезинфицирующие средства для уборки, после их окончания.

 

2.   Показать на практических  примерах влияние степени зрелости  коллектива на стиль управления  дошкольным учреждением.

 

В нашем детском саду (ВСТАВИТЬ НОМЕР СВОЕГО ДЕТСКОГО САДА), по результатам диагностики, которую проводил психолог, было выяснено, что у коллектива достаточная степень зрелости, что выражается в том, что в нашем коллективе отсутствую конфликты, коллектив сплочен, в нем хорошо принимают новых членов коллектива. Так, исходя из этого заведующей детским садом, был выбран демократический стиль управления, что выразилось в  открытом обсуждении возникающих вопросов в среде коллектива детского сада.

Информация о работе Значение заведующего в системе дошкольного учреждения