Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 14:27, курсовая работа
Русский алфавит, имея предназначение быть инструментом письма, вошел в русскую культуру ещё и как ее особенное явление, получившее отражение в словаре. В настоящее время он активно включается в систему имен собственных. Возникает необходимость проследить пути развития алфавита, выявить взаимосвязь наименований букв с современностью. Обозначив цель работы – определение места и роли алфавита в ономастиконе, нами были выделены следующие задачи:
- выяснить семантику букв азбуки;
- установить функционирование имен букв в устойчивые выражениях;
- наглядно продемонстрировать вхождение алфавита и его элементов в систему имен собственных (ономастикон).
I. Введение…………………………………………………………..……………………….2
II. Алфавит в ономастиконе
2.1 Ономастика как раздел лингвистики………………………….…………………...4
2.2. От старой азбуки до современного алфавита…………………….………………7
2.3 Алфавит в ономастиконе……………….………………………………………….12
III. Алфавит в русской культуре
3.1 Алфавит, азбука, кириллица……………………………………….………………18
3.2 Буквы и их имена ………………………………………………….……………….21
IV. Заключение……………………………………………………………………….……..33
V. Приложение 1…………………………………………………………….………...…….35
Приложение 2 …………..……………………………………..………………………....38
VI. Список используемой литературы…………………………….………….……………57
Что касается выражения начать (или начинать) с азов, то оно значило «с самого начала, с самых основ, закладывая фундамент на пустом, голом месте». В та¬ком обобщенном значении выражение начинать с азов употреблялось еще в конце прошлого века. В книге Г. В. Плеханова «История русской общественной мысли»35 о деятельности русского писателя А. Д. Кантемира говорится так: «Он терпеливо и добросовестно исполнял труд просветителя, вынужденного начинать с азов».
В современном русском языке выражение начинать с азов имеет несколько иное значение, связанное с первоначальным объемом знаний, сведений в той или иной области знаний, с зачатками мастерства.
АЛЬФА И ОМЕГА. Альфа и омега — названия первой и последней букв греческого алфавита. В переносном смысле альфа и омега значит «начало и конец чего-нибудь» или «все целиком, от начала до конца».
Выражение альфа и омега восходит к библейскому тексту: «Я есмь альфа и омега, начало и конец... первый и последний».
Книжное выражение альфа и омега в русском языке употребляется в двух значениях. Первое значение — исконное, буквальное: «начало и конец чего-нибудь». В рецензии на «Фауста» И.-В. Гёте И. С. Тургенев писал: «Первым и последним словом, альфой и омегой всей его жизни было, как у всех поэтов,— его собственное я...»36
Второе значение выражения — более общее: «сущность, основа чего-нибудь, самое главное в чем-то». В одной из критических статей Д. И. Писарева читаем: «Размножать мыслящих людей — вот альфа и омега всякого общественного развития». Здесь выражение альфа и омега употреблено именно в значении «основа, существо».
В современном русском языке, даже в устном употреблении, выражение альфа и омега сохраняет стилистическую окраску книжности. По существу, оно выходит из активного запаса, становясь устарелым, архаичным.
БУКВА В БУКВУ. Очень точно, ничего не изменяя, буквально (передавать, повторять, запоминать и т. п.).
Выражение отражает степень грамотности на Руси и отношение к книге. До XVI в. книгопечатания не было и книги переписывались от руки. При переводе с греческого и при переписывании богослужебных книг требовалась большая точность, так как церковь наказывала за невольное или сознательное изменение смысла текста, за ошибки. Книги переписывались очень тщательно, буква за буквой, и потому долго: например, «Остромирово Евангелие» писалось с октября 1056 по май 1057 г.
МЁРТВАЯ БУКВА. Книжн. неодобр. О формальной, внешней стороне какого-л. дела.
1.Оборот относится к библейскому источнику. В 3-й главе Второго послания апостола Павла к Коринфянам говорися: «Буква мертва, но дух животворит».
2.Оборот считают калькой с фр. lettre morte, возникшего в XIX в., и связывают с представлением кабалистов (сторонников мистического течения в иудаизме) о том, что Бог на Синае раскрыл Моисею дух закона, предназначенный для избранных, и букву закона для народа, в которой темная сущность скрыта под оболочкой, внешностью слов. Ср. согласно духу и букве закона.
С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. Книжн. Настоящий, лучший, достойный.
Выражение связано с обыкновением писать каждую новую фразу с заглавной (прописной) буквы. С большой буквы пишутся все собственные имена, прозвища, географические названия или те нарицательные слова, которым хотят придать особое значение. Ср. выражение человек с большой буквы.
СМОТРЕТЬ (ГЛЯДЕТЬ) ГЛАГОЛЕМ. Устар. неодобр. О ссутулившемся человеке, выглядящем недовольным, понурым.
Выражение связано с названием буквы Г — «глаголь» и ее формой.
ХОДИТЬ ГЛАГОЛЕМ. Устар. неодобр. О ходящем согнувшись, скрючившись человеке.
Буква Г — «глаголь» имеет форму круто изогнутой линии, что объясняет мотивировку выражения. Встречается в литературе XIX в., например в «Бесприданнице».
НЕ МИНОВАТЬ ГЛАГОЛЯ. Устар. книжн. О неизбежности сурового наказания за плохие дела, проступки.
Буква Г — «глаголь» очертаниями напоминает виселицу. Отсюда значение «быть повешенным, погибнуть на виселице», которое затем расширилось.
ПРОПИСЫВАТЬ / ПРОПИСАТЬ ИЖИЦУ кому. Устар. шутл. 1. Высечь, выпороть, наказать кого-л. (розгами или ремнем) за что-л. невыученное. 2. Строго выбранить, проучить, наказать кого-л., сделать внушение кому-л.
1. Выражение собственно русское, Употребляется примерно с XVIII в.. Возникло в старой школярской среде, в бурсацком обиходе. Ижица — старинное название последней, 43-й буквы церковно-славянской азбуки, старого, кириллического алфавита, наряду с «фитой» и «ятем» «ижица» была символом трудного письма и обучения грамоте на Руси. Эти буквы писались Редко, в нескольких десятках слов, их нужно было зазубрить. Сделать это было непросто, а за невыполнение прописывалась «ижица», т. е. секли розгами.
Происхождение оборота часто связывают с формой буквы «ижица» близкой к лат. V. Она напоминала бурсакам и пучок розог, и плетку, и перевернутый кнут. Русские народные пословицы также связывают ижицу с телесными наказаниями: Аз, буки — бери указку в руки; фита, ижица — плетка ближится; Фита и ижица, к ленивому плетка движется; От фиты подвело животы.
2.Глаг. прописать в выражении значил «тщательно выписать». Образ мотивирован тем, что при наказании учеников следы от порки были похожи на ижицу.
3.Ижица напоминает развилку, глаг. прописать в данном обороте употребляется в значении «очень хорошо, образцово написать, так, как пишут для прописи». Прописные буквы выписывались красной краской, а не чернилами, отсюда понятна меткость иронии выражения прописать ижицу. Ведь при «хорошей», старательной порке (когда удары ложатся под углом друг к другу) на теле действительно возникает что-то вроде прописной ижицы.
4.Выражение сложилось в рамках модели «ударных» фразеологизмов прописать по первое число, прописать встрепку, прописать порку, которые имеют скорее значение «прописать лекарство или лечение больному», чем «старательно выписать букву в прописи».
5. Выражение связывается с диалектным (арх.) словом иж, которое обозначает рыбацкую сеть, плетенную из прутьев. Возможно возникновение новой связи: «прут для наказания», «название буквы».
6. Мотивировка выражения объясняется тем, что у наказуемого появляется выражение лица, похожее на ижицу.
ДОХОДИТЬ ДО ИЖИЦЫ Устар. Дойти до конца, завершить что-либо.
В обороте отражено последнее место ижицы в древнерусской азбуке.
НИ НА ЙОТУ. Книжн. Абсолютно ни на сколько, без всяких отклонений от чего-л.
Выражение восходит к евангельскому изречению: «Ни одна йота, ни одна черта не пройдет (т. е. не исчезнет) из закона, пока не исполнится все». Йота — не только название буквы в греческом алфавите, но и название тонкой черточки под строчными гласными, которая использовалась для различения значений этих звуков. Пропуск этой черточки не имеет значения для произношения, но указывает некоторые грамматические формы и по правилам не допускается. Отсюда значение «что-л. крайне мелкое, незначительное».
В евангельском изречении говорится о том, что недопустимы даже малейшие изменения в законе (т. е. в религиозных предписаниях Моисея): не только текст закона не может быть изменен, но даже ни одна буква, ни одна черточка в нем.
СТОЯТЬ (ХОДИТЬ, ПОДПЕРЕТЬСЯ) ФЕРТОМ. Устар. Держаться высокомерно, гордо.
Ферт — старинное название буквы Ф. Когда человек положит ладони на пояс, он напоминает собой букву Ф. В сочетаниях руки фертом, стоять фертом употреблен тв. падеж сравнения как ферт.
НА ЯТЬ. Устар. 1. Как следует, очень хорошо, как полагается (знать, делать что-л.). 2. Очень хорош, превосходен по своим качествам, состоянию и т. п.
Ять — название буквы, обозначавшей в старославянском и древнерусском языках особый звук, совпавший уже в древности со звуком е. Реформой орфографии 1918 г. буква была упразднена. Правила «на ять» считались в ученической среде мерилом орфографических знаний. Поэтому знать на ять — «знать крепко, назубок». Это выражение, возникшее в дореволюционном школьном и гимназическом жаргоне, живет и в современном литературном языке, сохраняя шутливый оттенок.
Подробно проанализировав фразеологические обороты, в которых так или иначе употребляются наименования букв алфавита, можно заключить, что особенностью славянской азбуки является семантизация букв, и, как следствие, наделение их особым символическим значением: характер человека, степень и качество выполнения работы, отношением к делу и т.д. Так, очертания буквы ФЕРТ напоминали облик гордого, высокомерного человека; ИЖИЦА имела первоначальное толкование «прут», вследствие чего и появился знакомый нам фразеологизм «Прописывать ижицу» - наказывать.
IV. Заключение
История русской системы письма – это история выполнения звуковых требований языка, история согласования графической системы с развивающейся системой фонем – звуков, выполняющих в языке смыслоразличительную функцию.
Русский алфавит перерос свое предназначение – быть инструментом письма, он вошел в русскую культуру как ее особенное явление, получившее отражение в словаре.
Проблема алфавита, какой она выглядит при первом рассмотрении, расширяется до проблем письма как культурного достояния нации с его многовековой историей, с одной стороны, и практической дидактики, озабоченной тем, как сделать письмо достоянием каждого носителя языка.
Установление семантических значений и связи букв алфавита и азбуки, выраженных на конкретных примерах – фразеологизмах – дало нам представление об эволюции значений и различных толкований обозначений имен букв.
Активное вовлечение букв кириллицы в идиомы говорит о тесной связи народного мышления, миросозерцания и культуры языка с историческим развитием России. Элементы быта и духовной культуры существовали в народе в органическом сплетении, о чем свидетельствует содержание фразеологических оборотов: описание внешности человека, образа действия и мысли, оценка поступков и характеров.
А вхождение алфавита и его элементов в систему имен собственных – ономастикон – указывает на неразрывную связь вековых традиций, накопленного опыта и современных тенденций.
Стоит отметить, что появление новых смыслов у букв относится не только к прошлому. В целом факты современной речевой практики говорят о том, что алфавит остаётся в активном поле культурного языкового сознания русских не только как код, но и как текст – один из ресурсов лексикона и ономастикона. Он «больше, чем алфавит»37 – используется для манифестации культурных и даже политических предпочтений. И языковая работа над алфавитом, и его культурное освоение не завершено, оно продолжается, обещая нам возможность новых исследований.
Приложение 1
Алфавитная идиоматика
Азбучная истина
Буква закона
Как А и Б
На глаголь лезть
На ять
Начинать с азов
Не видеть аза в глаза
Не знать не мыслить не понимать ни аза
Не миновать глаголя
Не понимать ни а, ни бэ
Ноги ижицей
От а до ижицы
От а до я
От аза до ижицы
Поставить буквой П покоем
Прописать ижицу ижицу прописать
Прописным азом ноги растопырить
С большой буквы
Мёртвая буква
Буква в букву
Сидеть на азах
Смотреть глаголем
Фертом ходить подпереться стоять смотреть
Ходить буквой Г
Азбучный паремийник
Аз да буки — и все науки
Аз да буки не избавят от муки
Аз-алашки, буки-букашки (барашки), веди-валяшки, глаголь-голяшки
Азбука велика, а тридцать слов
Азбука наука, а ребятам бука (мука)
Азбуки не знает, а читать садится
Азбуку учат, во всю избу кричат
Все люди, как люди, а мы, как мыслете.
Выгон на ять - голубей гонять
Ер да еры - упали с горы, ерь да ять - некому поднять
За аз да за буки, так и указку в руки
Како он - кон, буки ерык - бык, глаголь, аз – глаз
Ни аза в глаза не знает
От фиты подвело животы
Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет
Сказав А, придется сказать Б Кто сказал а, тот должен сказать и б
Сперва аз да буки, а там и науки
У Николы две школы: азбуки учат да каноны твердят
Фита да ижица - к ленивому плеть ближится
Фита, ижица к розге ближится
Что было муки, докуки, а ни аза ни буки
Я – последнее слово в азбуке (ответ: да аз первое)
Алфавит в ономастиконе
АВС (Азбука ваших снов) (сеть магазинов)
Азбука
Азбука вкуса (сеть продовольственных магазинов)
Азбука души
Азбука счастья (магазин в Новгорде)
Азбуковник (издательство в Москве)