Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 22:20, реферат
Целью данного исследования является определение особенностей выступлений Анатолия Федоровича Кони, их дальнейший анализ и систематизация. Изучить уникальность А. Ф. Кони как оратора и юриста. Для выполнения поставленной цели необходимо разрешить ряд задач:
•изучить историю риторики и ораторской деятельности;
•рассмотреть изменение риторических идеалов с течением времени;
•проанализировать теорию и отличительные черты судебного красноречия;
•определить основные особенности речи А. Ф. Кони;
•на основе одного из выступлений проанализировать и систематизировать особенности речевой культуры оратора.
Введение
1. Краткая история риторики
2. Биография Анатолия Федоровича Кони
2.1 Юридическая деятельность
2.2 Научная и педагогическая деятельность
3. Сила ораторского искусства А. Ф. Кони
3.1 Характерные приемы подготовки и построения речи
3.2 Характерные приемы выразительной речи
Заключение
Список литературы
Министерство сельского хозяйства РФ
ФГОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет»
Институт заочного образования и повышения квалификации
Отделение: Экономики и управления
Кафедра: Философии
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Риторика»
Тема: «Анатолий Федорович Кони как оратор»
Новосибирск 2013
Содержание:
Введение
1. Краткая история риторики
2. Биография Анатолия Федоровича Кони
2.1 Юридическая деятельность
2.2 Научная и педагогическая деятельность
3. Сила ораторского искусства А. Ф. Кони
3.1 Характерные приемы подготовки и построения речи
3.2 Характерные приемы выразительной речи
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
С древних времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова, врожденный ли это дар или результат длительного кропотливого обучения и самообразования. Наука под названием риторика дает ответ на эти вопросы. Значение риторики в древности, ее влияние на жизнь общества и государства были столь велики, что древние греки, называли ее "искусством управлять умами" и ставили в один ряд с другими видами искусств.
Люди, приобщаясь к культуре, получают представление о речевом поведении, его идеале, которому нужно следовать. Этот идеальный образец речевого поведения соответствует, в своих основных чертах, эстетическому и этическому идеалам, сложившимся исторически в данной культуре. С развитием риторики изменялось, и представление о риторическом идеале и появлялись новые великие ораторы своего времени. Одним из них является видный деятель судебного ораторского искусства Анатолий Федорович Кони, русский юрист, литератор и общественный деятель XX столетия.
Актуальность данной темы определяется отсутствием ярких выдающихся представителей ораторского красноречия в наше время.
Целью данного исследования является определение особенностей выступлений Анатолия Федоровича Кони, их дальнейший анализ и систематизация. Изучить уникальность А. Ф. Кони как оратора и юриста.
Для выполнения поставленной цели необходимо разрешить ряд задач:
Для раскрытия содержания каждой из поставленных задач использована общая литература по риторике, литературные источники, посвященные биографии, избранным трудам и речам А.Ф. Кони, а также некоторые периодические издания, посвященные вопросам эффективности государственного обвинения.
Первые систематические работы по теории ораторского искусства появились в Древней Греции. Их возникновение было связано с потребностью точно и красиво выражать мысли в философских беседах и судебной деятельности. В Древней Элладе существовал демократичный способ управления государством, каждый гражданин имел право публично выступить с речью. Это давало толчок развитию риторики. Первый известный риторический трактат принадлежал писателю и политическому оратору Кораксу из Сицилии, открывшему школу красноречия. Его ученик – Лисий, создал своеобразный эталон стиля, композиции и самой аргументации.
Риторика в своем общепринятом смысле начинается с утверждения величайшим мыслителем античности Платоном, учеником Сократа, задач и целей публичной аргументации и с определения ее этического и познавательного статуса. Истинное искусство риторики, согласно Платону, далеко выходит за пределы техники аргументации, а истинный ритор предстает перед слушателями как философ. Далее задача превращения риторики в научную дисциплину была решена Аристотелем и Демосфеном. Практическими потребностями греческого общества была рождена теория красноречия, и обучение риторике стало высшей ступенью античного образования. Задачам этого обучения отвечали создаваемые учебники и наставления.
Дальнейшее развитие теория и практика ораторского искусства получили в Древнем Риме. Выдающиеся сочинения по риторике были созданы древнеримским оратором Марком Туллием Цицероном. Теорию риторики разрабатывал и Квинтилиан. Его школа в Риме стала первой государственной риторской школой. Сочинения Квинтилиана применялись как практическое руководство по риторике и в последующие эпохи. Таким образом, античные теоретики заложили фундамент науки об ораторском искусстве, элементы которой используются вплоть до наших дней.
Средние века добавили к теоретическому наследию античности не так много. Среди видных деятелей эпохи раннего средневековья, можно выделить испанского архиепископа Исидора Севильского, англосаксонского летописца и монаха Беду Достопочтенного, а также Юлия Руфиния. В их трудах систематизирован перечень риторических фигур, упорядочена терминология. В числе риторов позднего средневековья вплоть до эпохи Возрождения следует упомянуть о немецком филологе, профессоре греческого и латинского языков Филиппе Меланхтоне.
Кризис риторики начинается вместе с эпохой Возрождения. К началу XIX в. почти повсеместно риторика перестает рассматриваться как наука и устраняется из сферы образования. Упадок риторики зашел настолько далеко, что люди того времени думали о риторике как о напыщенной малосодержательной речи.
Примеры ораторского искусства в России известны с XVII века. Первой оригинальной русской риторикой был учебник, написанный митрополитом Макарием. Книга пользовалась большой популярностью, ее знали и изучали в Москве, Новгороде, Ярославле, во многих монастырях. В самом конце XVIII в. Эта книга была переработана и дополнена Михаилом Усачевым. В 1705 г. Появляется курс лекций Феофана Прокоповича написанный на латинском языке. Первой научной русской риторикой, было «Краткое руководство к красноречию», написанное М.В. Ломоносовым. Это фундаментальный научный труд, определивший развитие риторики, как науки в России.
Конец XVIII в. характеризовался падением престижа риторики, пока в России не были проведены судебные реформы Александра II. Они положили начало расцвету конфронтационного судебного красноречия, и в золотой фонд русского ораторского искусства вошли речи известных юристов: П.А. Александрова, С.А. Андреевского, А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасовича, Н.И. Холева. Одновременно пришелся и расцвет академического красноречия, представленного именами виднейших ученых: И.С. Сеченова, Д.И. Менделеева, В.О. Ключевского, К.А. Тимирязева, С.П. Боткина, И.В. Склифосовского. И уже в 1918 г. В Петрограде усилиями С.М. Бонди, В.Э. Мейерхольда, А.В. Луначарского, Л.В. Щербы, Н.А. Энгельгардта, Л.П. Якубовского открывается первый в мире Институт живого слова.
2. Биография Анатолия Федоровича Кони
Анатолий Федорович Кони родился 28 января 1844 года в Санкт-Петербурге в семье Федора Алексеевича Кони, известного водевилиста и редактора журнала "Пантеон". Мать А.Ф. Кони - Ирина Семеновна Кони, урожденная княгиня Юрьева, была незаурядной личностью, сочетавшей в себе самые широкие дарования. Она была писательницей и актрисой. Религиозная и добрая женщина, сохранившая нежную и заботливую привязанность к сыну до конца своих дней, она привила ему раннюю страсть к чтению. Кони навсегда сохранил светлые воспоминания о своем детстве.
Начальное образование Анатолий получил в доме родителей, где наукам обучали домашние учителя. Фёдор Алексеевич увлекавшийся идеями немецкого философа И. Канта и в воспитании детей следовал следующему его правилу: «человек должен пройти четыре ступени воспитания — обрести дисциплину; получить навыки труда; научиться вести себя; стать морально устойчивым». Главной целью воспитания в семье Кони было научить детей думать. Сын семьи писателей не собирался идти по стопам своих родителей и поступил на математический факультет Санкт-Петербургского Императорского Университета. Но ввиду студенческих беспорядков он был вынужден переехать в Москву и поступить на юридический факультет Московского Университета, который успешно закончил со степенью кандидата.
Семья родителей в 1860-е годы окончательно распалась, гражданской женой отца стала ровесница Анатолия, Анастасия Васильевна Каирова, и у Кони появились единокровные сёстры: Ольга и Людмила. После смерти отца хлопоты по организации похорон, переговоры с кредиторами и заботы о сёстрах полностью легли на его плечи. Кроме того, Анатолий Федорович оказывал помощь брату и его семье находившимся в ссылке под Тюменью.
Женат Кони никогда не был. Первой любовью Анатолия была Надежда Морошкина, с которой он познакомился в Харькове. В переписке родственников уже обсуждалась возможная свадьба, но врачи предсказывали недолгую жизнь Анатолию Фёдоровичу и, по словам его самого, он не мог «быть ничьим мужем… при моем крайне расстроенном здоровье и ужасном состоянии нервов». С Еленой Васильевной Пономарёвой, которая была моложе Анатолия Фёдоровича на 24 года, они познакомились в один из приездов Кони в Харьков. В 1924 году Елена Васильевна переехала в квартиру Кони и до самой смерти, была его помощницей, секретарём и хозяйкой дома.
Весной 1927 года А.Ф. Кони читал лекцию в холодном нетопленом зале Дома учёных и заболел воспалением лёгких. 17 сентября 1927 года в пять утра Анатолий Фёдорович умер. На похороны собралось много народу: вся Надеждинская улица была запружена, желающими проститься с ним. В настоящее время на доме, в котором он жил установлена мемориальная доска.
Всю жизнь А.Ф. Кони отличала высокая внутренняя культура, унаследованная от родителей и их окружения. Он был не только очень начитанным человеком, но и прекрасным, интересным писателем, собеседником, другом многих великих людей своего времени. Он умудрялся ладить с теми людьми, с которыми все были в ссоре. "Спешите делать добро!" - жизненный девиз А.Ф. Кони, который он пронес через всю свою жизнь.
2.1 Юридическая деятельность
Анатолий Федорович Кони занимает особое место среди великих русских судебных ораторов. Свой путь он начал в «эпоху реформ» 60-х годов XIX в. и завершил его в годы Советской власти. Кони сначала был назначен на должность секретаря Петербургской судебной палаты (18 апреля 1866г.), затем - секретаря Московской прокуратуры (23 декабря 1866 г.). Осенью 1867 г. Анатолий Федорович был командирован в Харьков на должность товарища прокурора окружного суда, в 1870 г. его переводят в Петербург, далее направляют губернским прокурором в Самару, а затем прокурором окружного суда в Казань. Год спустя, он возвращается в Петербург, чтобы принять на себя обязанности прокурора столичного округа. На этих постах, как и в Харькове, Кони бесстрашно преследовал «сильных мира сего», преступивших закон.
Летом 1875 г. министр граф К. И. Пален, уже давно оценивший высокие деловые и личные качества А. Ф. Кони, назначил его на должность вице-директора Департамента юстиции, на который в то время возлагалась основная часть функций министерства: законопроектная работа, судебный надзор, руководство прокуратурой и т.д. Отношения между А. Ф. Кони и К. И. Паленом достигли своего апогея в 1878 г. при рассмотрении дела о выстреле Веры Засулич. Дело рассматривалось судом присяжных, где Анатолий Федорович был назначен председателем окружного суда. Граф Пален и Александр II требовали от Кони гарантий, что Засулич будет признана присяжными виновной, Анатолий Фёдорович таких гарантий не дал. В результате, решение суда присяжных о невиновности Засулич было единогласным.
После данного дела имя А. Ф. Кони звучало не только в советских периодических изданиях, но и во всех газетах Западной Европы и США. Публицисты обсуждали роль Анатолия Федоровича в оправдании Веры Засулич, высказывая мнения о его участии в подборе присяжных и подталкивании их к оправдательному приговору. После провала обвинения в деле Засулич, он подвергся четырехлетним гонениям со стороны чиновников. Особо эти гонения сказались на его преподавании в Училище правоведения, которое ему пришлось прекратить в связи с агитацией воспитанников училища против него. Несмотря на все эти провокации, А. Ф. Кони стоял на своем во имя принципа несменяемости судей как гарантии их независимости, без которой нет подлинного правосудия.