Анатолий Федорович Кони как оратор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 22:20, реферат

Описание работы

Целью данного исследования является определение особенностей выступлений Анатолия Федоровича Кони, их дальнейший анализ и систематизация. Изучить уникальность А. Ф. Кони как оратора и юриста. Для выполнения поставленной цели необходимо разрешить ряд задач:
•изучить историю риторики и ораторской деятельности;
•рассмотреть изменение риторических идеалов с течением времени;
•проанализировать теорию и отличительные черты судебного красноречия;
•определить основные особенности речи А. Ф. Кони;
•на основе одного из выступлений проанализировать и систематизировать особенности речевой культуры оратора.

Содержание работы

Введение
1. Краткая история риторики
2. Биография Анатолия Федоровича Кони
2.1 Юридическая деятельность
2.2 Научная и педагогическая деятельность
3. Сила ораторского искусства А. Ф. Кони
3.1 Характерные приемы подготовки и построения речи
3.2 Характерные приемы выразительной речи
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная по риторике.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского  хозяйства РФ

ФГОУ ВПО «Новосибирский государственный  аграрный университет»

Институт заочного образования  и повышения квалификации

Отделение: Экономики и управления

Кафедра: Философии

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Риторика»

 

Тема: «Анатолий Федорович Кони как оратор»

 

 

 

 

 

                                                                                                 Выполнила: Конюхова Т.С.

                                                                                                 1 курс группа У8146

                                                                                                 Шифр БУП 12007у

                                                                                                 Проверил: Рожков В.В.

                                                                    

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013

Содержание:

Введение

1. Краткая история риторики

2. Биография Анатолия Федоровича Кони

2.1 Юридическая деятельность

2.2 Научная и педагогическая  деятельность

3. Сила ораторского искусства А. Ф. Кони

3.1 Характерные приемы  подготовки и построения речи

3.2 Характерные приемы  выразительной речи

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С древних времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова, врожденный ли это дар или результат длительного кропотливого обучения и самообразования. Наука под названием риторика дает ответ на эти вопросы. Значение риторики в древности, ее влияние на жизнь общества и государства были столь велики, что древние греки, называли ее "искусством управлять умами" и ставили в один ряд с другими видами искусств.

Люди, приобщаясь к культуре, получают представление о речевом  поведении, его идеале, которому нужно следовать. Этот идеальный образец речевого поведения соответствует, в своих основных чертах, эстетическому и этическому идеалам, сложившимся исторически в данной культуре. С развитием риторики изменялось, и представление о риторическом идеале и появлялись новые великие ораторы своего времени. Одним из них является видный деятель судебного ораторского искусства Анатолий Федорович Кони, русский юрист, литератор и общественный деятель  XX столетия.

 Актуальность данной темы определяется отсутствием ярких выдающихся представителей ораторского красноречия в наше время.

Целью данного исследования является определение особенностей выступлений Анатолия Федоровича Кони, их дальнейший анализ и систематизация. Изучить уникальность А. Ф. Кони как оратора и юриста.

Для выполнения поставленной цели необходимо разрешить ряд задач:

  • изучить историю риторики и ораторской деятельности;
  • рассмотреть изменение риторических идеалов с течением времени;
  • проанализировать теорию и отличительные черты судебного красноречия;
  • определить основные особенности речи А. Ф. Кони;
  • на основе одного из выступлений проанализировать и систематизировать особенности речевой культуры оратора.

Для раскрытия содержания каждой из поставленных задач использована общая литература по риторике, литературные источники, посвященные биографии, избранным трудам и речам А.Ф. Кони, а также некоторые периодические издания, посвященные вопросам эффективности государственного обвинения.

 

  1. Краткая история риторики

Первые систематические  работы по теории ораторского искусства  появились в Древней Греции. Их возникновение было связано с потребностью точно и красиво выражать мысли в философских беседах и судебной деятельности. В Древней Элладе существовал демократичный способ управления государством, каждый гражданин имел право публично выступить с речью. Это давало толчок развитию риторики. Первый известный риторический трактат принадлежал писателю и политическому оратору Кораксу из Сицилии, открывшему школу красноречия. Его ученик – Лисий, создал своеобразный эталон стиля, композиции и самой аргументации.

Риторика в своем общепринятом смысле начинается с утверждения величайшим мыслителем античности Платоном, учеником Сократа, задач и целей публичной аргументации и с определения ее этического и познавательного статуса. Истинное искусство риторики, согласно Платону, далеко выходит за пределы техники аргументации, а истинный ритор предстает перед слушателями как философ. Далее задача превращения риторики в научную дисциплину была решена Аристотелем и Демосфеном. Практическими потребностями греческого общества была рождена теория красноречия, и обучение риторике стало высшей ступенью античного образования. Задачам этого обучения отвечали создаваемые учебники и наставления.

Дальнейшее развитие теория и практика ораторского искусства  получили в Древнем Риме. Выдающиеся сочинения по риторике были созданы древнеримским оратором Марком Туллием Цицероном. Теорию риторики разрабатывал и Квинтилиан. Его школа в Риме стала первой государственной риторской школой. Сочинения Квинтилиана применялись как практическое руководство по риторике и в последующие эпохи. Таким образом, античные теоретики заложили фундамент науки об ораторском искусстве, элементы которой используются вплоть до наших дней.

Средние века добавили к  теоретическому наследию античности не так много. Среди видных деятелей эпохи раннего средневековья, можно выделить испанского архиепископа Исидора Севильского, англосаксонского летописца и монаха Беду Достопочтенного, а также Юлия Руфиния. В их трудах систематизирован перечень риторических фигур, упорядочена терминология. В числе риторов позднего средневековья вплоть до эпохи Возрождения следует упомянуть о немецком филологе, профессоре греческого и латинского языков Филиппе Меланхтоне.

Кризис риторики начинается вместе с эпохой Возрождения. К началу XIX в. почти повсеместно риторика перестает рассматриваться как наука и устраняется из сферы образования. Упадок риторики зашел настолько далеко, что люди того времени думали о риторике как о напыщенной малосодержательной речи.

Примеры ораторского  искусства в России известны с XVII века. Первой оригинальной русской риторикой был учебник, написанный митрополитом Макарием. Книга пользовалась большой популярностью, ее знали и изучали в Москве, Новгороде, Ярославле, во многих монастырях. В самом конце XVIII в. Эта книга была переработана и дополнена Михаилом Усачевым. В 1705 г. Появляется курс лекций Феофана Прокоповича написанный на латинском языке. Первой научной русской риторикой, было «Краткое руководство к красноречию», написанное М.В. Ломоносовым. Это фундаментальный научный труд, определивший развитие риторики, как науки в России.

Конец XVIII в. характеризовался падением престижа риторики, пока в России не были проведены судебные реформы Александра II. Они положили начало расцвету конфронтационного судебного красноречия, и в золотой фонд русского ораторского искусства вошли речи известных юристов: П.А. Александрова, С.А. Андреевского, А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасовича, Н.И. Холева. Одновременно пришелся и расцвет академического красноречия, представленного именами виднейших ученых: И.С. Сеченова, Д.И. Менделеева, В.О. Ключевского, К.А. Тимирязева, С.П. Боткина, И.В. Склифосовского. И уже в 1918 г. В Петрограде усилиями С.М. Бонди, В.Э. Мейерхольда, А.В. Луначарского, Л.В. Щербы, Н.А. Энгельгардта, Л.П. Якубовского открывается первый в мире Институт живого слова.

 

2. Биография  Анатолия Федоровича Кони

Анатолий Федорович  Кони родился 28 января 1844 года в Санкт-Петербурге в семье Федора Алексеевича Кони, известного водевилиста и редактора журнала "Пантеон". Мать А.Ф. Кони - Ирина Семеновна Кони, урожденная княгиня Юрьева, была незаурядной личностью, сочетавшей в себе самые широкие дарования. Она была писательницей и актрисой. Религиозная и добрая женщина, сохранившая нежную и заботливую привязанность к сыну до конца своих дней, она привила ему раннюю страсть к чтению. Кони навсегда сохранил светлые воспоминания о своем детстве.

Начальное образование  Анатолий получил в доме родителей, где наукам обучали домашние учителя. Фёдор Алексеевич увлекавшийся идеями немецкого философа И. Канта и в воспитании детей следовал следующему его правилу: «человек должен пройти четыре ступени воспитания — обрести дисциплину; получить навыки труда; научиться вести себя; стать морально устойчивым». Главной целью воспитания в семье Кони было научить детей думать. Сын семьи писателей не собирался идти по стопам своих родителей и поступил на математический факультет Санкт-Петербургского Императорского Университета. Но ввиду студенческих беспорядков он был вынужден переехать в Москву и поступить на юридический факультет Московского Университета, который успешно закончил со степенью кандидата.

Семья родителей в 1860-е годы окончательно распалась, гражданской женой отца стала ровесница Анатолия, Анастасия Васильевна Каирова, и у Кони появились единокровные сёстры: Ольга и Людмила. После смерти отца хлопоты по организации похорон, переговоры с кредиторами и заботы о сёстрах полностью легли на его плечи. Кроме того, Анатолий Федорович оказывал помощь брату и его семье находившимся в ссылке под Тюменью.

Женат Кони никогда не был. Первой любовью Анатолия была Надежда Морошкина, с которой он познакомился в Харькове. В переписке родственников уже обсуждалась возможная свадьба, но врачи предсказывали недолгую жизнь Анатолию Фёдоровичу и, по словам его самого, он не мог «быть ничьим мужем… при моем крайне расстроенном здоровье и ужасном состоянии нервов». С Еленой Васильевной Пономарёвой, которая была моложе Анатолия Фёдоровича на 24 года, они познакомились в один из приездов Кони в Харьков. В 1924 году Елена Васильевна переехала в квартиру Кони и до самой смерти, была его помощницей, секретарём и хозяйкой дома.

Весной 1927 года А.Ф. Кони читал лекцию в холодном нетопленом зале Дома учёных и заболел воспалением лёгких. 17 сентября 1927 года в пять утра Анатолий Фёдорович умер. На похороны собралось много народу: вся Надеждинская улица была запружена, желающими проститься с ним. В настоящее время на доме, в котором он жил установлена мемориальная доска.

Всю жизнь А.Ф. Кони отличала высокая  внутренняя культура, унаследованная от родителей и их окружения. Он был не только очень начитанным человеком, но и прекрасным, интересным писателем, собеседником, другом многих великих людей своего времени. Он умудрялся ладить с теми людьми, с которыми все были в ссоре. "Спешите делать добро!" - жизненный девиз А.Ф. Кони, который он пронес через всю свою жизнь.

 

2.1 Юридическая деятельность

Анатолий Федорович Кони занимает особое место среди великих русских судебных ораторов. Свой путь он начал в «эпоху реформ» 60-х годов XIX в. и завершил его в годы Советской власти. Кони сначала был назначен на должность секретаря Петербургской судебной палаты (18 апреля 1866г.), затем - секретаря Московской прокуратуры (23 декабря 1866 г.). Осенью 1867 г. Анатолий Федорович был командирован в Харьков на должность товарища прокурора окружного суда, в 1870 г. его переводят в Петербург, далее направляют губернским прокурором в Самару, а затем прокурором окружного суда в Казань. Год спустя, он возвращается в Петербург, чтобы принять на себя обязанности прокурора столичного округа. На этих постах, как и в Харькове, Кони бесстрашно преследовал «сильных мира сего», преступивших закон.

Летом 1875 г. министр граф К. И. Пален, уже давно оценивший высокие деловые и личные качества А. Ф. Кони, назначил его на должность вице-директора Департамента юстиции, на который в то время возлагалась основная часть функций министерства: законопроектная работа, судебный надзор, руководство прокуратурой и т.д. Отношения между А. Ф. Кони и К. И. Паленом достигли своего апогея в 1878 г. при рассмотрении дела о выстреле Веры Засулич. Дело рассматривалось судом присяжных, где Анатолий Федорович был назначен председателем окружного суда. Граф Пален и Александр II требовали от Кони гарантий, что Засулич будет признана присяжными виновной, Анатолий Фёдорович таких гарантий не дал. В результате, решение суда присяжных о невиновности Засулич было единогласным.

После данного дела имя  А. Ф. Кони звучало не только в советских периодических изданиях, но и во всех газетах Западной Европы и США. Публицисты обсуждали роль Анатолия Федоровича в оправдании Веры Засулич, высказывая мнения о его участии в подборе присяжных и подталкивании их к оправдательному приговору. После провала обвинения в деле Засулич, он подвергся четырехлетним гонениям со стороны чиновников. Особо эти гонения сказались на его преподавании в Училище правоведения, которое ему пришлось прекратить в связи с агитацией воспитанников училища против него. Несмотря на все эти провокации, А. Ф. Кони стоял на своем во имя принципа несменяемости судей как гарантии их независимости, без которой нет подлинного правосудия.

Информация о работе Анатолий Федорович Кони как оратор