Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 16:14, реферат
Задача формирования речевых навыков устного творчества стала особенно актуальной для системы образования в последние десятилетия. Это связано с резким изменением коммуникационной, и, соответственно, языковой ситуации в обществе, с политическими демократическими процессами.
Современному человеку очень важно уметь строить свое устное высказывание, понимать и адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения.
Введение 3
1.Коммуникативная целесообразность речи 4
2.Техника звучащей речи 5
3.Приемы произнесения речи 7
4.Комплекс упражнений речевой гимнастики 9
Заключение 15
Список литературы 16
Министерство образования и науки Российской Федерации
Тверской
государственный технический
Тема: Что такое техника речи?
Выполнила: Студентка 1 курса
Социологического факультета
Заочного отделения
Нечаева М.В.
Работу проверила: Токмина Т.А.
Тверь 2010
Содержание
Введение 3
1.Коммуникативная целесообразность речи 4
2.Техника звучащей речи 5
3.Приемы произнесения речи 7
4.Комплекс упражнений речевой гимнастики 9
Заключение 15
Список литературы 16
Задача формирования речевых
навыков устного творчества стала
особенно актуальной для системы
образования в последние
Современному человеку очень
важно уметь строить свое
устное высказывание, понимать
и адекватно реагировать на
чужую речь, убедительно отстаивать
собственную позицию, соблюдая речевые
и этико-психологические
В процессе профессиональной деятельности представители разных специальностей пользуются устной речью для того, чтобы планировать работу, согласовывать усилия, проверять и оценивать результаты; для усвоения, приобретения и передачи информации; наконец, для воздействия- влияния на взгляды и убеждения, поступки других, чтобы изменить отношение к определенным фактам и явлениям действительности.
Деловому человеку необходима также способность эффективно слушать, точно воспринимать однократно звучащую речь.
Поэтому, подготовка высококвалифицированных и компетентных специалистов невозможна без обучения культуре устной вербальной коммуникации.
К качествам «хорошей» речи относятся
те, которые определяют ее коммуникативную
целесообразность. Это точность, выразительность
и богатство (иногда к коммуникативным
качествам относят также
Точность речи связывается с точностью словоупотребления, правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Важнейшее условие точности - соблюдение лексических норм. Речь является точной, если говорящий отбирает слова и конструкции которые точнее других передают оттенки смысла, существенные именно для данного высказывания.
Если говорящий заботится о том, чтобы обеспечить обратную связь, вызвать у слушателя нужную реакцию на сообщение - интеллектуальную (сделать понятным), эмоциональную (пробудить чувство), волевую (заставить действовать), то это является свидетельством выразительности его речи.
Процесс словесного оформления мысли
и их понимание с неизбежностью
порождает деформацию смысла сообщения.
И все же люди понимают друг друга.
Понимание постоянно
Высказывание без ориентации на
собеседника носит форму
Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога - умение задавать вопрос себе и другим.
Культура поведения в любом общении не мыслима без соблюдения правил вербального этикета, связанного с формами и манерами речи, словарным запасом, т. е. со всем стилем речи, принятым в общении людей.
Голос человека производит определенное впечатление на окружающих, служит инструментом воздействия. По характеру речевого звучания мы судим о темпераменте, мироощущении говорящего. Звуковое оформление речи составляет эмоциональный фон выступления, разговора, который может быть положительным (приятным) или отрицательным (неприятным). Недостатки произношения (крикливость, одышка, хрипота, резкость, гортанность, гнусавость, нечетность артикуляции) являются «барьерами» коммуникационного обмена, «режут ухо». Кроме того, хорошо звучащий голос тонизирует нервную систему самого говорящего, придает уверенность, создает настроение.
Речевые изъяны очень устойчивы. Из бытовой речи они часто «перекочевывают» в публичную, в деловое общение. Однако официальная обстановка, в отличие от непринужденной, требует управления голосом, владения полным стилем произношения, т. е. внятного проговаривания при среднем темпе. К примеру, фразы «здравствуйте», «она говорит» в полном стиле звучат так: [здраствуjть], [Ùна гÙвърит], а в неполном наблюдается сильное редуцирование (сокращение гласных), иногда даже пропуск слогов: [здрас’т’ь], [Ùна грит].
Таким образом, техника речи включает:
- фонационное дыхание, которое дает силу голосу
- голос, который обладает громкостью, силой, выразительностью
- дикция – отчетливое произношение каждого звука и сочетаний звуков
- интонация –
ритмико-мелодичное и
- высота тона
- сила голоса
- внутри фазовые паузы
- темп
- тембр – эстетическая окраска голоса
Владеть речевой техникой - это значит добиться интонационной подвижности и выразительности, мягкого, свободного, четкого звучания; уметь пользоваться нюансами тембра.
Тренировка интонации включает:
- интонационная развертка
- работа над темпом и стилем речи
- различные виды пауз:
физиологические
грамматические
смыслоразличительные
психолингвистические, которые
позволяют выразить
- работа над голосом
А также фонетическую культуру:
- правильное произношение слов
- правильное ударение в словах
Охарактеризуем произносительный аппарат человека, состоящий из четырех частей: дыхательных органов, вибраторов, резонаторов, артикуляторов. Дыхательные органы (мускулатура) позволяют втягивать воздух в легкие и выталкивать наружу.
На пути прохождения воздушной струи через гортань находятся голосовые связки - вибраторы. Это эластичные образования, расположенные с левой и правой сторон гортани и вытянутые спереди назад. Передние концы связок находятся под углом друг к другу. Голос создается в результате периодических колебаний этих речевых мышц, которые сближаются и натягиваются. Именно в гортани рождается звуковая волна. Затем она попадает в резонаторы (носоглотка, носовая и ротовая полость), которые усиливают и обогащают звучание. Работу завершают артикуляторы: язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо. Они превращают музыкальный тон (голос) в звуки речи родного языка.
Все части речевого аппарата участвуют в создании акустических характеристик: темпа, громкости, высоты, тембра, ясности и четкости произношения.
Темп - скорость говорения - может быть быстрым, средним, медленным. Оптимальным условием легкого восприятия является средний темп - примерно 100 - 120 слов в минуту. Скорость речи зависит от смысла высказывания, эмоционального настроя, жизненной ситуации. Замедление позволяет изобразить предмет, подчеркнуть его важность, выделить.
Эффективное использование голоса состоит в изменении темпа. Быстрая речь в течение нескольких секунд, паузу, возврат к нормальному темпу, затем опять быстрая. Количество слов, произнесенное в среднем в одну минуту, останется таким же, но монотонности – как не бывало.
Громкость - это интенсивность звучания, большая или меньшая сила произношения, зависящая также от обстановки общения, словесного содержания. По высоте голос бывает высоким, средним и низким, это зависит от его природы.
Русская речь склонна к некоторой минорности, и часто в голосе слышатся высокие плаксивые нотки, капризно - просительное звучание, хорошей профилактикой против которых служит понижение тона. Высота звука должна изменяться при произношении речи, иначе возникает монотонность.
Особое повышение тона, сопровождающееся усилением словесного ударения, большей интенсивностью ударного слога, называют логическим ударением.
Тембр - дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, его колорит, «цвет». У каждого человека свой тембр - глухой, дрожащий, звонкий, острый, жесткий, бархатный, металлический и т. п.
Ясность и четкость произношения называются хорошей дикцией. Она подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков. Помогает выразительности слова. Хорошая дикция предполагает умение «держать паузу», разнообразить ритмическую организацию речи.
Различают физиологическую (добор дыхания), грамматическую (знаки препинания), логическую (смыслоразличительную) и психолингвистическую паузу (подтекст, эмоциональная окраска).
Оратор, собеседник, умеющий легко
изменять темп, громкость и высоту
речи, обладающий хорошей дикцией
и тембром, может выражать голосом
различные чувства и
Его основой является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются за счет изменения объема грудной клетки вследствие сокращения диафрагмы, межреберных и брюшных мышц.
При произношении речи после короткого
вдоха следует пауза для
Расслабление мышц, удерживающих грудную
клетку в расширенном состоянии,
должно происходить постепенно, подчиняясь
воле говорящего. Через нос вдыхают
только перед началом монолога или
на больших паузах. Неправильное дыхание
порождает недостаточную звучно
Процесс голосообразования наиболее продуктивен, когда спина прямая, крепкая, а руки, плечи, шея, органы артикуляции свободны и не напряжены.
Систему вышеперечисленных фонетических средств (высотных, силовых, временных) часто называют интонацией, а также просодикой.
Таким образом, использование
же этих приемов при
-акцентирование главных слов предложения;
- изменение тона голоса;
- изменение темпа речи;
- использование пауз.
Голоса, поставленные самой природой, встречаются редко. Каждый человек может «воспитать» голос, т. е. развить и укрепить.
Техника речи - важный элемент культуры речевой деятельности - включает работу над дыханием, голосом, дикцией. Техническая сторона звучащей речи поддается тренировке путем специальных упражнений.
Их надо выполнять регулярно, а также обращаться к ним, готовясь к ораторскому выступлению, к встрече с людьми, чтобы в момент контакта «быть в голосе».
Комплекс упражнений речевой гимнастики составлен по рекомендациям С. Т. Никольской, содержащимся в работе «Техника речи» (М. , 1978).
1.Тренировка речевого дыхания.
1) «Теплый воздух». Представьте себе, что у вас замерзли руки, - отогрейте их дыханием. Выдох должен быть ровным, медленным. Одну руку держите на животе.
2) «Свеча». Медленно дуйте на
пламя. Вместо свечи можно
3) «Свечи». На одном вдохе (без добора) погасите 3 свечи (4, 5... 10), разделив выдох на порции.
4) «Насос». Встаньте прямо, ноги
на ширине плеч. Наклонитесь вперед
и возьмитесь за рукоятку
5) «Пильщики». Возьмитесь вдвоем за руки крест - накрест. Правые руки - ваша пила, левые бревно. Один тянет на себя «пилу», имитируя на выдохе звук «з», другой берет пилу на себя: «с».
6) «Старт». Возьмите в руки
часы с с секундной стрелкой
и начните вслух вести отсчет
времени по секундам: «Десять!
Девять... Один! Пуск!». Отсчет ведите
громко, отрывисто, равномерно, на
одном дыхании, без добора
7) «Егорки». Распределите выдох на три порции, читая громко, равномерно текст, делайте паузу после каждого третьего (пятого, восьмого, одиннадцатого) «Егорки»: «Как на горке, на пригорке (вдох), стоят тридцать три Егорки (вдох): раз Егорка, два Егорка, три Егорки (вдох), четыре Егорки, пять Егорок, шесть Егорок (вдох) и т. д.