Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 16:14, реферат
Задача формирования речевых навыков устного творчества стала особенно актуальной для системы образования в последние десятилетия. Это связано с резким изменением коммуникационной, и, соответственно, языковой ситуации в обществе, с политическими демократическими процессами.
Современному человеку очень важно уметь строить свое устное высказывание, понимать и адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения.
Введение 3
1.Коммуникативная целесообразность речи 4
2.Техника звучащей речи 5
3.Приемы произнесения речи 7
4.Комплекс упражнений речевой гимнастики 9
Заключение 15
Список литературы 16
II.Голосовые упражнения.
1) «Баюканье». Вам предстоит убаюкать малыша тихим мычанием сквозь сомкнутые губы: «м».
2) «Колокола». Имитируйте голосом звучание большого колокола: «бом - м - м! бим - м -м ! , бам - м - м !» , стараясь «тянуть» согласный. Изменяйте регистры: от низкого (бом) до высокого (бим) и среднего (бам).
3) Постепенно и плавно повышайте и понижайте голос, делайте его то громким, то тихим от начала до конца текста:
Раскинулось поле волнистою тканью
И с небом слилось темно - синюю гранью,
И в небе прозрачном щитом золотым
Блестящее солнце сияет над ним.
4)Если у вас чересчур тихий
голос, то прочитайте громко
клич глашатая из пьесы А.
Н. Островского «Снегурочка»
Слушайте - послушайте,
Государевы люди,
Государеву волю!
Идите в красные ворота
5)Определите, какой у вас темп
речи, прочитав за одну минуту
стихотворение С. Есенина «Не
жалею, не зову, не плачу ...».
Стремитесь выработать
6)Произнесите фразу «Вам не интересно», обращенную к слушателям, не соблюдающим тишину, с разными интонациями: с гневом, с угрозой, с удивлением, порицанием, в виде просьбы, равнодушно, с обидой.
7)Попробуйте произносить
8)Прочитайте строки К. С.
III.Артикуляционные упражнения.
1)Широко открывая рот, четко произносите звуки и слоги:
-И, Э, А, О, У, Ы;
-Е, Я, Й, Ю;
-иа, эа, аа, оа, уа, ыа;
-еа, яа, йа, юа;
Б - П, Г - К, Д - Т, В - Ф;
-АБ, АБИ, АБЭ, АБА, АБУ, АБЫ;
-БИБ - БИБ - БИП; БЭБ - БЭБ - БЭП;
БАБ - БАБ - БАП; БОБ - БОБ - БОП;
БУБ - БУБ - БУП; БЫБ - БЫБ - БЫП;
-ДА, ДИ, ДО, ДУ, ГА, ГИ, ГО, ГУ, ВА, ВИ,
ВО, ВУ, БА, БИ, БО, БУ;
-ша, шо, шу, ши,
шо, шу, ши, ше,
шу, ши, ше, ша,
ши, ше, ша, шо;
-ша, жа, жа, жа, ша,
шо, жо, жо, жо, шо,
ши, жи, жи, жи, щи,
ше, же, же, же, ше;
-С - З - З -...; ТР - Р ..., ДР - Р ...;
-ПТК, ПКТ, КТП
2)Читайте чистоговорки (фразы с
неоднократно повторяющимися
Б-ык тупогуб, тупогубенький бычок; у быка бела губа была тупа.
От топота копыт пыль по полю летит.
Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.
Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.
4)Прочитайте реплики в
Реплика – стимул |
Реплика - реакция |
1.Вопрос – сомнение Яблоко от яблони недалеко падает? Шила в мешке не утаишь?! До поры остры топоры?! Топоры остры до поры?!
Около кола - колокола?! |
Утверждение Яблоко от яблони недалеко падает. Шила в мешке не утаишь! Топоры остры до поры! До поры остры топоры! Около кола - колокола! Около кола колокола! |
2.Вопрос – удивление Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом? |
Восхищение Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом! |
3.Восхищение. Стоит поп на копне, колпак на попе! Копна - под попом! Сам под колпаком! Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка. |
Сомнение (недоверие). Стоит поп на копне! Колпак на попе? Копна под попом? Сам - под колпаком? Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка? |
Читайте «информационное сообщение» четко, спокойно:
«Из - под Костромы, из - под Костромищи везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева - тень тетерева, мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перевыскороговорил».
6)Просклоняйте имена
7)Произносите слова шепотом, но ясно и отчетливо, чтобы их слышал человек, сидящий на некотором расстоянии от вас:
корреспонденция, предшествовавший,
Как ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т. е. принимает вербальную или словесную форму.
Вряд ли можно сомневаться в том, что знания основ ораторского искусства, техники речи необходимо каждому, кто участвует в общественной жизни. Детальность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций, докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства.
Идея речи, ее содержание доходит до сознания через эмоциональную сферу. Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей.
Речь есть нечто большее, чем механически производимый ряд звуков, который выражает мимолетные наблюдения и настроения, занимающие в данную минуту того, кто говорит. Речь - это человек в целом. Каждое высказывание и фактически, и в сознании воспринимающего ее представляет собой мгновенное раскрытие всего опыта и характера, намерений и чувств человека
В наши дни речь, более
чем когда -либо прежде, представляет
собой главное средство, с помощью
которого люди живут вместе
и сотрудничают в местных,
1.Атватер И. Я. Вас слушаю - М. , 1988.
2.Введенская Л. А. , Червинский П. П. Теория и практика русской речи. - Ростов - на - Дону, 1997.
3.Жинкин Н. И. Механизмы речи. - М. , 1958.
4.Козлянинова И. П. Произношение и дикция. - М. , 1977.
5.Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М. , 1972.
6.Мельникова С.В. Деловая риторика (речевая культура делового общения): Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 1999
7.Никольская С. Т. Техника речи. - М. , 1978.
8.Панов Е. Н. Знаки, символы, языки. - М. , 1983.
9.Реформатский А. А. Введение в языкознание. - М. , 1996.
10.Сахарный Л. В. К тайнам мысли и слова - М. , 1983.
11.Тумина Л. Е. Учимся слушать // Русский язык в школе, 1993, №1.
12.Шилов Л. А. Голоса, зазвучавшие вновь. - М. , 1987.
13.Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. - М. , 1974.