Что такое техника речи?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 16:14, реферат

Описание работы

Задача формирования речевых навыков устного творчества стала особенно актуальной для системы образования в последние десятилетия. Это связано с резким изменением коммуникационной, и, соответственно, языковой ситуации в обществе, с политическими демократическими процессами.
Современному человеку очень важно уметь строить свое устное высказывание, понимать и адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения.

Содержание работы

Введение 3
1.Коммуникативная целесообразность речи 4
2.Техника звучащей речи 5
3.Приемы произнесения речи 7
4.Комплекс упражнений речевой гимнастики 9
Заключение 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

Реферат по риторике марина.docx

— 36.14 Кб (Скачать файл)

 

 

II.Голосовые упражнения.

 

1) «Баюканье». Вам предстоит убаюкать  малыша тихим мычанием сквозь  сомкнутые губы: «м».

2) «Колокола». Имитируйте голосом  звучание большого колокола: «бом - м - м! бим - м -м ! , бам  - м - м !» , стараясь «тянуть»  согласный. Изменяйте регистры: от  низкого (бом) до высокого (бим)  и среднего (бам).

3) Постепенно и плавно повышайте  и понижайте голос, делайте  его то громким, то тихим  от начала до конца текста:

Раскинулось поле волнистою тканью

И с небом слилось темно - синюю  гранью,

И в небе прозрачном щитом золотым

Блестящее солнце сияет над ним.

4)Если у вас чересчур тихий  голос, то прочитайте громко  клич глашатая из пьесы А.  Н. Островского «Снегурочка» на  открытом воздухе или в большом,  шумном помещении:

Слушайте - послушайте,

Государевы люди,

Государеву волю!

Идите в красные ворота

5)Определите, какой у вас темп  речи, прочитав за одну минуту  стихотворение С. Есенина «Не  жалею, не зову, не плачу ...».  Стремитесь выработать нормальный  темп.

6)Произнесите фразу «Вам не  интересно», обращенную к слушателям, не соблюдающим тишину, с разными  интонациями: с гневом, с угрозой,  с удивлением, порицанием, в виде  просьбы, равнодушно, с обидой.

7)Попробуйте произносить слова:  «здравствуйте». «я слушаю вас», «добрый день», «добрый вечер», «приятно вас видеть», «привет», «алло» и подобные с максимальной  доброжелательностью в голосе.

8)Прочитайте строки К. С. Паустовского  выразительно, находя в каждой  фразе слово с логическим ударением,  сделайте магнитофонную запись: «Чайковский садился за рояль.  Сейчас начнется удивительное  и веселое: рассохшийся дом  запоет от первых же звуков  рояля. Самая простая  музыкальная  тема разыгрывалась этим домом,  как симфония.

 

III.Артикуляционные упражнения.

 

1)Широко открывая рот, четко  произносите звуки и слоги:

-И, Э, А, О, У, Ы;

-Е, Я, Й, Ю;

-иа, эа, аа, оа, уа, ыа;

-еа, яа, йа, юа;

Б - П, Г - К, Д - Т, В - Ф;

-АБ, АБИ, АБЭ, АБА, АБУ, АБЫ;

-БИБ - БИБ - БИП; БЭБ - БЭБ  - БЭП;

БАБ - БАБ - БАП; БОБ - БОБ - БОП;

БУБ - БУБ - БУП; БЫБ - БЫБ - БЫП;

-ДА, ДИ, ДО, ДУ, ГА, ГИ, ГО, ГУ, ВА, ВИ,

ВО, ВУ, БА, БИ, БО, БУ;

-ша, шо, шу, ши,

шо, шу, ши, ше,

шу, ши, ше, ша,

ши, ше, ша, шо;

-ша, жа, жа, жа, ша,

шо, жо, жо, жо, шо,

ши, жи, жи, жи, щи,

ше, же, же, же, ше;

-С - З - З -...; ТР - Р ..., ДР - Р  ...;

-ПТК, ПКТ, КТП

2)Читайте чистоговорки (фразы с  неоднократно повторяющимися звуками  или сочетаниями звуков):

Б-ык тупогуб, тупогубенький бычок; у быка бела губа была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как  в капюшоне он смешон.

Цапля мокла, цапля сохла, цапля  чахла, цапля сдохла.

 

4)Прочитайте реплики в диалоге,  выделяя интонационно важные  по смыслу слова:

 

Реплика – стимул

Реплика - реакция

1.Вопрос – сомнение

Яблоко от яблони недалеко падает?

Шила в мешке не утаишь?!

До поры остры топоры?!

Топоры остры до поры?!

 

Около кола - колокола?!

Утверждение

Яблоко от яблони недалеко падает.

Шила в мешке не утаишь!

Топоры остры до поры!

До поры остры топоры!

Около кола - колокола!

Около кола колокола!

2.Вопрос – удивление

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с  творогом?

Восхищение

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с  творогом!

3.Восхищение.

Стоит поп на копне, колпак на попе! Копна - под попом! Сам под  колпаком!

Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка.

Сомнение (недоверие).

Стоит поп на копне!

Колпак на попе?

Копна под попом?

Сам - под колпаком?

Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка?


 

 

Читайте «информационное сообщение» четко, спокойно:

«Из - под Костромы, из - под Костромищи везет Сенька Саньку с Сонькой  на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел  на дереве, от дерева - тень тетерева, мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перевыскороговорил».

6)Просклоняйте имена числительные: 253, 749, следя за артикуляцией.

7)Произносите слова шепотом,  но ясно и отчетливо, чтобы  их слышал человек, сидящий  на некотором расстоянии от  вас:

корреспонденция, предшествовавший,

Заключение

 

Как ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько  передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т. е. принимает  вербальную или словесную форму.

Вряд ли можно сомневаться в  том, что знания основ ораторского  искусства, техники речи необходимо каждому, кто участвует в общественной жизни. Детальность человека, профессия  которого связана с постоянным произнесением  речей, чтением лекций, докладов, просто немыслима без основательных  знаний принципов и правил ораторского  искусства.

Идея речи, ее содержание доходит  до сознания через эмоциональную  сферу. Задача оратора состоит в  том, чтобы воздействовать на чувства  слушателей.

Речь есть нечто большее, чем  механически производимый ряд звуков, который выражает мимолетные наблюдения и настроения, занимающие в данную минуту того, кто говорит. Речь - это  человек в целом. Каждое высказывание и фактически, и в сознании воспринимающего  ее представляет собой мгновенное раскрытие  всего опыта и характера, намерений  и чувств человека

 В наши дни речь, более  чем когда -либо прежде, представляет  собой главное средство, с помощью  которого люди живут вместе  и сотрудничают в местных, национальных  и даже международных масштабах.  Для мира, перед любой грозящей  ему опасностью, слово будет тем  средством, которым люди добьются  победы, если оно восторжествует.

 

 

 

 

 

  Список литературы

1.Атватер  И. Я. Вас слушаю - М. , 1988.

2.Введенская  Л. А. , Червинский П. П. Теория  и практика русской речи. - Ростов - на - Дону, 1997.

3.Жинкин  Н. И. Механизмы речи. - М. , 1958.

4.Козлянинова  И. П. Произношение и дикция. - М. , 1977.

5.Леонтьев  А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М. , 1972.

6.Мельникова  С.В. Деловая риторика (речевая  культура делового общения): Учебное  пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 1999

7.Никольская  С. Т. Техника речи. - М. , 1978.

8.Панов  Е. Н. Знаки, символы, языки. - М. , 1983.

9.Реформатский  А. А. Введение в языкознание. - М. , 1996.

10.Сахарный  Л. В. К тайнам мысли и  слова - М. , 1983.

11.Тумина  Л. Е. Учимся слушать // Русский  язык в школе, 1993, №1.

12.Шилов  Л. А. Голоса, зазвучавшие вновь. - М. , 1987.

13.Щерба  Л. В. Языковая система и  речевая деятельность. - М. , 1974.

 

 




Информация о работе Что такое техника речи?