Дыхание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 13:33, контрольная работа

Описание работы

Дыхание ,пожалуй, является одним из самых главных элементов исполнительского аппарата. Фактически именно дыхание является нашим основным музыкальным инструментом. Однако ,если быть более последовательным, то надо признать ,что все наше тело является муз. инструментом (амбушюр, дыхание и т.д.),ведь работа наших мышц, нашей психики “оживляет” безмолвное акустическое приспособление (инструмент),которое выступает в роли передатчика и усилителя наших эмоций и мыслей. Дыхание заменяет нам смычок скрипача, и мы должны уметь им пользоваться с филигранной точностью, ведь именно с помощью дыхания мы создаем и поддерживаем звук, влияем на соединение звуков, на динамику звука, именно дыхание может сделать игру гибкой и выразительной.

Содержание работы

1.Введение.
2. Часть 1. Механическое устройства дыхательного аппарата.
3.опора дыхания.
4.Постановка дыхания.
5.Метафоры для постановки дыхания.
6.Часть2 .Произношения гласных и согласных звуков.
7. Фонетическая транскрипция текста .
8.Заключение.
9.Список литературы.

Файлы: 1 файл

контрольная работа по словестному действию часть1.docx

— 28.57 Кб (Скачать файл)

                                                          Введение.

Дыхание ,пожалуй, является одним  из самых главных элементов исполнительского аппарата. Фактически именно дыхание является нашим основным музыкальным инструментом. Однако ,если быть более последовательным, то надо признать ,что все наше тело является муз. инструментом (амбушюр, дыхание и т.д.),ведь работа наших мышц, нашей психики “оживляет”  безмолвное акустическое приспособление (инструмент),которое выступает в роли передатчика и усилителя наших эмоций и мыслей. Дыхание заменяет нам смычок скрипача, и мы должны уметь им пользоваться с филигранной точностью, ведь именно с помощью дыхания мы создаем и поддерживаем звук, влияем на соединение звуков, на динамику звука, именно дыхание может сделать игру гибкой и выразительной.

  

1.МЕХАНИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЫХАТЕЛЬНОГО  АППАРАТА . ЧАСТЬ 1.

 Начнем с  рассмотрение  вопроса о дыхании мы начнем  с ознакомления с механическим  устройством нашего дыхательного  аппарата.

 Механика дыхания заключается: 1) в эластических движениях легких  и 2) в движениях боков и низа  грудной клетки, в которой легкие  находятся. Грудная клетка это  та часть туловища человека, которая  находится между шеей и брюшной  полостью, и которая в большей  части занята легкими и сердцем.  Она ограничивается спинным хребтом,  ребрами, грудной костью и снизу  диафрагмой. Ее можно сравнить  с коническим, со всех сторон  закрытым, ящиком, которого конический  конец направлен кверху, задняя  сторона образуется спинным хребтом,  передняя - грудной костью и бока - ребрами.  Ребер всего - двадцать  четыре, по двенадцати с каждой  стороны. Они идут от спинного  хребта, и семь верхних пар  соединяются впереди с грудной  костью, пять же нижних называются "ложными ребрами", и из них  только две верхних пары соединены  с грудной костью хрящами, а  три нижних хрящей не имеют,  и концы их свободны. Ребра  приводятся в движение рядом  поверхностных мускулов, называемых  межреберными мускулами. При дыхании  мускулы растягивают легкие, так  что в них образуется пустота,  в которую по известному закону  физики и устремляется воздух. В этом процессе дыхания все  зависит от так называемых "дыхательных  мускулов". Без их помощи легкие  не могут ,двигаться и изучение способов пользоваться и управлять этими мускулами составляет науку о дыхании. Успешное управление этими мускулами состоит в умении расширить легкие насколько возможно больше, чтобы захватить в грудь наибольшее количество животворного воздуха.

        

                                                      2. Типы  дыхания :              

 

   Дыхание – это врожденный акт, рефлекторный, бессознательный. Родившийся человек дышит одним из типов дыхания: верхнее – грудное дыхание, нижнее грудное дыхание или диафрагмальное дыхание. При верхнем грудном дыхании в процессе принимает участие 5-7 пар ребер. При нижнем грудном дыхании кислородом заполняются нижние 5-7 пар ребер. Диафрагмальное дыхание самое глубокое (свойственно спортсменам).                                                  

1. Грудное дыхание. При нем  наиболее активно работают мышцы  грудной клетки. Внешние дыхательные  движения сводятся к активным  движениям стенок грудной клетки. Диафрагма малоподвижна. Живот при  вдохе втянут. Разновидностью грудного  дыхания является ключичное (клавикулярное), или верхне-грудное, дыхание, при котором очень энергично участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса и шеи. Это дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, ограничены движения гортани и потому затруднено голосообразование.

 

2. Смешанное, грудобрюшное (косто-абдоминальное) дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма.

 

3. Брюшное или диафрагматическое дыхание. При этом типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости, в частности, видимые нами мышцы брюшной стенки, при относительном покое стенок грудной клетки. Существует некоторое различие в дыхании у мужчин и женщин. Мужчинам присуще "низкое" дыхание, близкое к брюшному. А женщины дышат более "высоко", и их дыхание ближе к грудному дыханию.

                                                 3.ОПОРА ДЫХАНИЯ

Опора дыхания - это "игра" дыхательных мышц, четко координированное взаимодействие их во время сокращения, т.е. движения. Опора должна быть пластичной, упругой, гибкой.

Основным критерием певческой  опоры является качество воспроизводимого звука. Звук собранный, богатый тембровым красками, хорошо несущийся, округленный вокалисты определяют как опёртый звук. В противоположность ему не опертый звук беден по тембру, вялый, тусклый, недостаточно "полетный", несобранный, ниже оптимальной силы.

                  .                                                  4.ПОСТАНОВКА  ДЫХАНИЯ                                       

          вдох – пауза – выдох.

1. организованный вдох,

2. распределение воздуха,

3. организованный выдох,

3. добор дыхания в процессе  речи.

 Добор дает организму  кислород почти в 2 раза больше, чем вдох. Этот навык необходимо  довести до автоматизма Также в момент речи ваше тело должно находиться в определенном положении, которое называется «на колок», она дает ощущение опоры корпуса. Голова гордо поднята, спина прямая, свободная шея, плечи, руки. Добор воздуха следует делать незаметно, бесшумно. Плечи при дыхании не поднимать.

 Прежде, чем начать  говорить перед аудиторией, следует  провести артикуляционную гимнастику. Для этого выполняются различные  упражнения, например такие:

 Разработка мягкого  неба.

1) «Пасть льва» – зевок  с закрытым ртом.

2) «Маляр» – расслабленным  языком в виде лопатки достать  до мягкого неба и вернуться  к верхним альвеолам (основания  нижних и верхних зубов).

3) Произносить гласные  звуки с позевыванием.

4) Имитировать полоскание  горла.

5) «Улыбка»

6) «Вверх-вниз» - язык попеременно  вверх – вниз.

8) «Рупор» - зубы слегка  разомкнуты, губы слегка вытянуты  и округлены.

9) «Часики» Движение языка  с одновременным движением кистей  рук и глаз вправо-влево (голова  при этом неподвижна). Выполняется  в течение 5-7 секунд.

Упражнения для постановки дыхания:

1. Лечь на спину на  пол. Ноги согнуть в коленях.Положить на живот книгу .Вдыхая ,медленно считая до 4 ,поднимать книгу,выдыхая ,также медленно считая до 4 ,опускать.(Позже можно увеличивать счет до 6,8 и т.д.)Далее ,делать тоже самое ,но добавить паузу между вдохом и выдохом, удерживая книгу поднятой в течении нескольких счетов. Далее,вдохнув и подняв книгу,сделать маленькую паузу и начать выдыхать,стремясь чтобы книга осталась на прежней высоте (длинну выдоха можно постепенно увеличивать). Выполняя эти упражнения следует анализировать свои ощущения, чтобы сохранить их в положении стоя при игре на инструменте.

2. Стоя ,набрать дыхание  в живот ( как при дыхании  лежа).Приставить пальцы обеих  рук к передней стенке живота.Выдыхая, отталкивать от себя свои пальцы животом( пальцы постоянно должны ощущать давление со стороны живота).Во время этих упражнений ваши губы должны имитировать амбушюр, т.е. быть сжатыдовольно плотно, чтобы воздух не выходил широкой струей.В качестве варианта :Сначала выдохните несколько раз коротко и резко( ваш живот синхронно с выдохом несколько раз выпячивается вперед) и затем выдыхайте одной длинной и плавной струей,сохраняя на протяжении всего выдоха давление животом на пальцы.Позже вы можете приставлять пальцы к разным частям брюшной стенки, к подреберью,к бокам, к поясничной области спины.Во время выдоха ваш живот должен расширятся во все стороны и   как бы книзу.

3. После освоения упражнений  без инструмента и анализа  и запоминания ощущений ,можно начать с извлеченияотдельных пунктирных и выдержаных звуков на инструменте, воссоздавая ощущения в упр.2. 

1.Вдохните расширяя живот.

   2.Сделайте мгновенную  паузу, фиксируя живот в расширенном  положении.

3. Выдыхайте, стремясь  сохранить живот в расширином положении и даже представляйте, что живот еще больше расширяется наружу и вниз(так называемая «прогрессирущая опора»).

Во время упражнений важно  следить чтобы не напрягались  мышцы не участвующие в работе.Фактически ,напрягается только брюшной пресс, все же остальные мышцы (грудь,плечи,руки и т.д.) должны быть свободны.  Таков один из механизмов дыхания, при котором скорость выдоха регулируется брюшным прессом. Есть еще один способ, которым пользуются некоторые саксофонисты и кларнетисты в Франции.Он заключается в использовании горла.Вы регулируете выдох с помощью голосовых связок.Горло должно работать как при шепотной речи. Для начала попробуйте протянуть на инструменте выдержанный тон издавая голосом звук( “гудеть ” голосом во время игры на инструменте, т.е. играть и петь одновременно.).При этом ваши голосовые связки сближаются и поток воздуха из легких в рот становится меньше, звук при этом становится мягким и несколько “расплывчатым”. При шепотной речи  голосовые связки сближаются в меньшей степени и звук становится менее расплывчатым, но остается мягким.Вы должны играть на инструменте и одновременно издавать горлом нечто вроде “ххххааа” , “хххиии” ,”ххххооо”, “хххууу”,”ххххэээ” в зависимости от нюанса и регистра.Важно уметь регулировать сближение голосовых связок для получения звука желаемого качества.

  Следует сказать ,что важнейшим “экзаменатором”  правильного  дыхании является способность вести и соединять звуки  максимально гладко и чисто (legato) без изменения тембра ,лишних призвуков и микропауз между звуками ( во всех нюансах , регистрах ) .

                                    5.  МЕТАФОРЫ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ДЫХАНИЯ

 Метафоры для контролирования  скорости выдоха.

1. Во время выдоха думать  и представлять ,что вы вдыхаете.

2.  “Вдыхать”  тонкий  аромат цветка во время выдоха.

3. “Зевание ” во время  выдоха.

Эти три метафоры помогают сохранять вдыхательные установки  при выдохе.

4. “Играйте “горячим”  дыханием, каким согреваете руки  в морозную погоду”.

Метафора “придерживает  ”  выдох  и  “ставит” горло. Помогает избежать форсированного звука, особенно в верхнем регистре .

5. Представьте, что вы  одели слишком широкие в талии  штаны, которые  все время  с вас спадают.Чтобы этого не произошло вы вынуждены “надувать”,расширять живот как при вдохе, так и при выдохе (“не позволяйте штанам упасть”).

6.Представьте ,что вы  очень толстый человек с большим  животом.Пусть ваш живот остается таким же большим даже во время выдоха.

Метафоры для звуковедения.

1. “Представьте , что ваше дыхание это смычок скрипача”.

  Это помогает понять ,что каждая нота начинается , поддерживается  и соединяется с другими только с помощью дыхания и ничто иное не поможет   добиться качественного звука и звуковедения.

2. “Постоянно поддерживайте  колонну воздуха в инструменте”.   Влияет на гладкость звуковедения (соединение звуков)

3. “Играйте не отдельными  нотами , а фразами”

   В каждой фразе  есть важные и кульминационные  ноты ,к которым  нужно “придти”, “привести ” звук.

4. “Представьте, что ваш  инструмент это баллон, наполненый легким газом, и что он все время норовит взлететь  вверх, а вы своим дыханием не даете ему этого сделать, “заземляете ” его.”

 

                                                       7 .Заключение.

« Дыхание значит жизнь». Эта фраза бесспорна и так глубоко сидит в нашем сознании. Но этим умением нужно владеть и делать это правильно. Особенно, для актеров, певцов, ораторов и т.д.- это неотемлимая часть их профессионального успеха. Без ежедневных тренировок эти люди не смогли передать красоту песен, пьес или произнести речь с трибуны ,если бы не следили за своим дыханием. Это важно, в первую очередь. В начале обучения актерскому или вокальному мастерству ,главная задача - научиться правильно дышать. Уделите данному разделу особое внимание. Продвигаясь вперед, периодически возвращайтесь к нему, повторяя дыхательные упражнения. Полезно использовать их в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием или произношением текста . Задача и сложность упражнений по дыханию  состоит в разрушении неверных навыков и формировании и закреплении новых, правильных. Это осуществляется воспитанием координированной работы дыхания, голосоведения и артикуляции, что способствует также общему укреплению вокального аппарата и не только.

Закончить хотелось бы словами  одного мудреца ,жившего много веков назад: «Будете заботиться о своем дыхании, проживете долго и счастливо». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. «Дыхательная гимнастика  по Стрельниковой» О.Асташенко
  2. «Трактата об искусстве пения» М.Гарсия
  3. «Тайны вокальной речи» Морозов В.П.
  4. Интернет: «Театральная студия «Этюд».(введение в ораторское искусства глава 12)»
  5. Учебники «Русского языка» 5,7,9 класс
  6. «Шпаргалка по Русскому языку»
  7. Интернет : «Фонетика русского языка»; «Фонетическая транскрипция текстов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.       ЧАСТЬ 2 

Произношение гласных и согласных  звуков.

Орфоэпические нормы –  это произносительные нормы устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания – орфоэпия. Соблюдение единообразия в произношении имеет  важное значение. Орфоэпические ошибки мешают воспринимать содержание речи, а произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает, ускоряет процесс общения.

Информация о работе Дыхание