Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:03, реферат
Фигуры – приёмы выразительности, приёмы стилистического синтаксиса которые реализуются в тексте, равном предложению или большем, чем предложение. Иногда фигуры понимаются шире: как любые обороты речи, отступающие от некоторой нормы разговорной «естественности», изменение «естественного» порядка слов (перестановка слов, пропуск необходимых или использование «лишних»). В настоящее время существует множество классификаций стилистических фигур, в основу которого положен тот или иной – количественный или качественный признак, мы рассмотрим одну из самых распространённых. Специалисты выделяют три группы фигур:
2.
Фигуры
Фигуры – приёмы выразительности, приёмы стилистического синтаксиса которые реализуются в тексте, равном предложению или большем, чем предложение. Иногда фигуры понимаются шире: как любые обороты речи, отступающие от некоторой нормы разговорной «естественности», изменение «естественного» порядка слов (перестановка слов, пропуск необходимых или использование «лишних»). В настоящее время существует множество классификаций стилистических фигур, в основу которого положен тот или иной – количественный или качественный признак, мы рассмотрим одну из самых распространённых. Специалисты выделяют три группы фигур:
1. Фигуры, основанные на соотношении значений слов: антитеза, градация, инверсия, эллипсис.
2.Фигуры,
основанные на повторе
3.Фигуры,
основанные на выражении
Если
рассмотреть соотношение тропов
и фигур, то можно сделать заключение,
что фигуры – более сильные приёмы
выразительности, чем тропы, потому что
они часто дают возможность охватить текст
целиком как единую структуру, построенную
по определённому принципу.
2.1
Антитеза
Антитеза
– приём, основанный на сопоставлении
противоположных явлений и
«Ты и убогая, ты и обильная,
Ты
и могучая, ты и бессильная…» (Н.Некрасов)
А вот строки Державина, который
сумел достичь цели – сильнее
подействовать на душу читателя быстрой
сменой противоположных впечатлений:
«Где стол был яств, там гроб стоит;
Где пиршеств раздавались крики,
Надгробные там воют лики…
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я
царь – я раб, я червь – я
Бог»
А вот ещё один пример, более сложный, но не менее интересно тут применена всё та же антитеза:
«Не отстать тебе. Я - острожник,
Ты конвойный. Судьба одна»
А
вот, например, пролог к поэме А.Блока
«Возмездие» целиком построен на
противопоставлении антонимичных слов:
начало-конец, ад-рай, свет-тьма, свято-грешно,
жар-холод и др.:
«Жизнь – без начала и конца…
Познай где свет, - поймёшь где тьма.
Пускай же всё пройдёт неспешно
Что в мире свято, что в нём грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума…»
2.2 Градация
Градация
– фигура речи, суть которой состоит
в расположении нескольких перечисляемых
в речи элементов (слов, словосочетаний,
фраз) в порядке возрастания их значения
(«восходящая градация») или в порядке
убывания значений («нисходящая градация»).
Под «возрастанием», «убыванием» значений
понимают степень экспрессивности (выразительности),
эмоциональной силы, «напряжённости»
выражения, слова, оборота или фразы. Пример
восходящей градации: «Осенью ковыльные
степи совершенно изменяются и получают
свой особенный, самобытный, ни с чем не
сходный вид»; «Ни позвать, ни крикнуть,
ни помочь» (М.Волошин). А вот пример нисходящей
градации: «Все грани чувств, все грани
правды стерты в мирах, в годах, в часах»
(А.Белый); или такой:
«Присягаю ленинградским ранам,
Первым разорённым очагам:
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Не
крупицы не прощу врагам» (О.Берггольц).
Приведу ещё несколько примеров использования градации в своих произведениях писателями: «Она была там, во враждебном мире, который он не признавал, презирал, ненавидел» (Ю.Бондарев);
Как же всё-таки градация усиливает эмоциональное значение и прозы, и стиха! Кому не известны эти прекрасные строки поэта?!:
«Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым…» (С.Есенин)
Градация, как и антитеза, часто встречается в фольклоре, что свидетельствует об универсальности данных риторических фигур. Они делают речь лёгкой для восприятия, выразительной, запоминающейся.
2.3 Инверсия
Ценное
средство выразительности – инверсия,
т.е. изменение обычного порядка
слов в предложении со смысловой
и стилистической целью. Перестановка
частей фразы придаёт речи своеобразный
выразительный оттенок:
«Швейцара мимо он стрелой
Взлетел
по мраморным ступеням…» (А.С.Пушкин)
Другими словами, инверсия проявляется в расположении слов в словосочетании или предложении в порядке, отличном от естественного. В русском языке естественным является, к примеру, порядок «подлежащее + сказуемое», «определение + определяемое слово» или «предлог + имя существительное в падежной форме», а неестественным – обратный порядок. Чтобы привлечь внимание читателя к тому или иному члену предложения, применяют самые различные перестановки, вплоть до вынесений в повествовательном предложении сказуемого в самое начало фразы, а подлежащего – в конец: «Как бы трудно ни было, сделать это должны мы…» (И.Тургенев).
Приведу ещё несколько примеров использования инверсии писателями и поэтами: «Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства» (А.Коптяева) – здесь имеет место инверсия главных членов.
«Вышел месяц ночью тёмной, одиноко глядит из чёрного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние» (А.Неверов) – в этом отрывке инверсия согласованных определений. А вот в следующем примере инверсия дополнений: «Мы щуку с яиц согнали, мы Волгу толокном замесили» (М.Салтыков – Щедрин).
«Сначала очень была огорчена…» (А.С.Пушкин) – инверсия обстоятельства меры и степени.
А вот ещё: «Сметливость его и тонкость чутья меня поразили» (А.С.Пушкин); «Досадно было. Боя ждали» (М.Ю.Лермонтов); «Ослепительно – яркое вырвалось из печи пламя» (Ф.Гладков); «Все уговорились держать себя с нею при Степане Михайловиче ласково» (С.Аксаков); «Да, мы дружны были очень» (Л.Н.Толстой);
«Тут сгорел мой приятель со стыда» (И.Тургенев).
Благодаря
всевозможным перестановкам, в предложении,
даже состоящем из небольшого количества
слов, зачастую можно создать несколько
вариантов, и каждый из них будет иметь
различные смысловые оттенки, т.к. необычная
позиция отдельного слова влияет на его
интонационное выделение и инверсионная
конструкция будет звучать выразительно
и боле веско.
2.4
Эллипсис
Эллипсис
– фигура поэтического синтаксиса,
основанная на пропуске одного из членов
предложения, легко восстанавливаемого
по смыслу (чаще всего сказуемого). Этим
достигается динамичность и сжатость
речи, передаётся напряжённая смена
действий. Эллипсис – один из видов умолчания.
В художественной речи передаёт взволнованность
говорящего или напряжённость действия:
«Мы сёла – в пепел, грады – в прах,
В
мечи – серпы и плуги…» (В.Жуковский)
Данный приём часто используется в эпических и драматических произведениях при построении диалогов персонажей: с его помощью авторы придают жизнеподобие сценам общения своих героев. Эллиптическая речь в художественном тексте производит впечатление достоверной, потому что в жизненной ситуации эллипсис является одним из основных средств композиции фраз: при обмене репликами он позволяет пропускать ранее прозвучавшие слова.
Между тем, использование эллипсиса как выразительного средства в речи художественной может быть мотивированно и установкой автора на психологизм повествования. Писатель, желая изобразить различные эмоции, психологические состояния своего героя, может от сцены к сцене менять его индивидуальный речевой стиль. Так в романе Ф.М. Достоевского «преступление и наказание» Раскольников часто изъясняется эллиптическими фразами. В его разговоре с кухаркой Настасьей эллипсисы служат дополнительным средством выражения его отчуждённого состояния:
- …Прежде, говоришь, детей учить ходил, а теперь пошто ничего не делаешь?
- Я делаю… - нехотя и сурово проговорил Раскольников
- Что делаешь?
- Работу…
- Какую работу?
- Думаю, - серьёзно отвечал он помолчав.
Здесь мы видим, что пропуск одних слов подчёркивает особую смысловую нагрузку оставшихся других.
Можно
привести ещё несколько примеров
использования эллипсиса в
2.5 Анафора
Нередко
для усиления высказывания, придания
речи динамичности, определённого ритма
прибегают к такой фигуре, как повторы.
Такие формы повтора бывают самые разнообразные.
Анафора или «единочатие» – повтор слова
или группы слов в начале нескольких стихов,
строф или фраз:
«Клянусь я первым днём творенья,
Клянусь его последним днём,
Клянусь позором преступленья
И
вечной правды торжеством…» (М.Ю.Лермонтов)
или
такой пример:
«Это - круто налившийся свист,
Это – щёлканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это
- двух соловьёв поединок…» (Б.Пастернак)
Анафора бывает:
1)
звуковой (повторение одних и
тех же сочетаний звуков): «Грозой
снесённые мосты, гроба с
2) морфемной (повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов): «…Черноглазую девицу, черногривого коня!» (М.Лермонтов);
3) лексической (повторение одних и тех же слов): «Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза…» (С.Есенин);
4)
синтаксической (повторение одних
и тех же синтаксических
«Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я
предаюсь моим мечтам…» (А.С.Пушкин)
5)
строфической (повторение одних
и тех же элементов в начале
строф). Пример строфической анафоры
– стихотворение М.Ю.