Фигуры речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:03, реферат

Описание работы

Фигуры – приёмы выразительности, приёмы стилистического синтаксиса которые реализуются в тексте, равном предложению или большем, чем предложение. Иногда фигуры понимаются шире: как любые обороты речи, отступающие от некоторой нормы разговорной «естественности», изменение «естественного» порядка слов (перестановка слов, пропуск необходимых или использование «лишних»). В настоящее время существует множество классификаций стилистических фигур, в основу которого положен тот или иной – количественный или качественный признак, мы рассмотрим одну из самых распространённых. Специалисты выделяют три группы фигур:

Файлы: 1 файл

фигуры речи.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)

     2. Фигуры 

     Фигуры  – приёмы выразительности, приёмы стилистического  синтаксиса которые реализуются  в тексте, равном предложению или  большем, чем предложение. Иногда фигуры понимаются шире: как любые обороты  речи, отступающие от некоторой нормы  разговорной «естественности», изменение «естественного» порядка слов (перестановка слов, пропуск необходимых или использование «лишних»). В настоящее время существует множество классификаций стилистических фигур, в основу которого положен тот или иной – количественный или качественный признак, мы рассмотрим одну из самых распространённых. Специалисты выделяют три группы фигур:

     1. Фигуры, основанные на соотношении  значений слов: антитеза, градация, инверсия, эллипсис.

     2.Фигуры, основанные на повторе одинаковых  элементов: анафора, эпифора, параллелизм, период.

     3.Фигуры, основанные на выражении риторической  адресованности к читателю или  слушателю: обращение, вопрос, восклицание.

     Если  рассмотреть соотношение тропов и фигур, то можно сделать заключение, что фигуры – более сильные приёмы выразительности, чем тропы, потому что они часто дают возможность охватить текст целиком как единую структуру, построенную по определённому принципу. 

     2.1 Антитеза 

     Антитеза  – приём, основанный на сопоставлении  противоположных явлений и признаков. Антитеза широко представлена в пословицах и поговорках: «Велик телом, да мал делом», «На голове густо, да в голове пусто», «Ученье свет, а неученье тьма», «Не было бы счастья, да несчастье помогло», «Как аукнется, так и откликнется» и т.д. Для сравнения двух явлений могут использоваться антонимы – слова с противоположными значениями – на этом принципе построены многие строки из художественных, поэтических произведений. Можно привести массу примеров использование антитезы писателями и поэтами. Возьмём такой пример:

     «Ты и убогая, ты и обильная,

     Ты  и могучая, ты и бессильная…» (Н.Некрасов) А вот строки Державина, который  сумел достичь цели – сильнее  подействовать на душу читателя быстрой  сменой противоположных впечатлений: 

     «Где  стол был яств, там гроб стоит;

     Где пиршеств раздавались крики,

     Надгробные  там воют лики…

     Я телом в прахе истлеваю,

     Умом  громам повелеваю,

     Я царь – я раб, я червь – я  Бог» 

     А вот ещё один пример, более сложный, но не менее интересно тут применена  всё та же антитеза:

     «Не отстать тебе. Я - острожник,

     Ты  конвойный. Судьба одна»

     А вот, например, пролог к поэме А.Блока  «Возмездие» целиком построен на противопоставлении антонимичных слов: начало-конец, ад-рай, свет-тьма, свято-грешно, жар-холод и др.: 

     «Жизнь  – без начала и конца…

     Познай  где свет, - поймёшь где тьма.

     Пускай  же всё пройдёт неспешно

     Что в мире свято, что в нём грешно,

     Сквозь  жар души, сквозь хлад ума…»

 

      2.2 Градация 

     Градация  – фигура речи, суть которой состоит  в расположении нескольких перечисляемых  в речи элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения («восходящая градация») или в порядке убывания значений («нисходящая градация»). Под «возрастанием», «убыванием» значений понимают степень экспрессивности (выразительности), эмоциональной силы, «напряжённости» выражения, слова, оборота или фразы. Пример восходящей градации: «Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид»; «Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь» (М.Волошин). А вот пример нисходящей градации: «Все грани чувств, все грани правды стерты в мирах, в годах, в часах» (А.Белый); или такой: 

     «Присягаю ленинградским ранам,

     Первым  разорённым очагам:

     Не  сломлюсь, не дрогну, не устану,

     Не  крупицы не прощу врагам» (О.Берггольц). 

     Приведу ещё несколько примеров использования градации в своих произведениях писателями: «Она была там, во враждебном мире, который он не признавал, презирал, ненавидел» (Ю.Бондарев);

     Как же всё-таки градация усиливает эмоциональное  значение и прозы, и стиха! Кому не известны эти прекрасные строки поэта?!:

     «Не жалею, не зову, не плачу,

     Всё пройдёт, как с белых яблонь дым…» (С.Есенин)

     Градация, как и антитеза, часто встречается  в фольклоре, что свидетельствует  об универсальности данных риторических фигур. Они делают речь лёгкой для восприятия, выразительной, запоминающейся.

 

      2.3 Инверсия 

     Ценное  средство выразительности – инверсия, т.е. изменение обычного порядка  слов в предложении со смысловой  и стилистической целью. Перестановка частей фразы придаёт речи своеобразный выразительный оттенок: 

     «Швейцара мимо он стрелой

     Взлетел по мраморным ступеням…» (А.С.Пушкин) 

     Другими словами, инверсия проявляется в  расположении слов в словосочетании или предложении в порядке, отличном от естественного. В русском языке  естественным является, к примеру, порядок «подлежащее + сказуемое», «определение + определяемое слово» или «предлог + имя существительное в падежной форме», а неестественным – обратный порядок. Чтобы привлечь внимание читателя к тому или иному члену предложения, применяют самые различные перестановки, вплоть до вынесений в повествовательном предложении сказуемого в самое начало фразы, а подлежащего – в конец: «Как бы трудно ни было, сделать это должны мы…» (И.Тургенев).

     Приведу ещё несколько примеров использования  инверсии писателями и поэтами: «Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства» (А.Коптяева) – здесь имеет место инверсия главных членов.

     «Вышел  месяц ночью тёмной, одиноко глядит из чёрного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние» (А.Неверов) – в этом отрывке инверсия согласованных определений. А вот в следующем примере инверсия дополнений: «Мы щуку с яиц согнали, мы Волгу толокном замесили» (М.Салтыков – Щедрин).

     «Сначала  очень была огорчена…» (А.С.Пушкин) – инверсия обстоятельства меры и степени.

     А вот ещё: «Сметливость его и тонкость чутья меня поразили» (А.С.Пушкин); «Досадно было. Боя ждали» (М.Ю.Лермонтов); «Ослепительно  – яркое вырвалось из печи пламя» (Ф.Гладков); «Все уговорились держать себя с нею при Степане Михайловиче ласково» (С.Аксаков); «Да, мы дружны были очень» (Л.Н.Толстой);

     «Тут  сгорел мой приятель со стыда» (И.Тургенев).

     Благодаря всевозможным перестановкам, в предложении, даже состоящем из небольшого количества слов, зачастую можно создать несколько вариантов, и каждый из них будет иметь различные смысловые оттенки, т.к. необычная позиция отдельного слова влияет на его интонационное выделение и инверсионная конструкция будет звучать выразительно и боле веско. 

     2.4 Эллипсис 

     Эллипсис  – фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого). Этим достигается динамичность и сжатость речи, передаётся напряжённая смена  действий. Эллипсис – один из видов умолчания. В художественной речи передаёт взволнованность говорящего или напряжённость действия: 

     «Мы сёла – в пепел, грады – в  прах,

     В мечи – серпы и плуги…» (В.Жуковский) 

     Данный  приём часто используется в эпических  и драматических произведениях при построении диалогов персонажей: с его помощью авторы придают жизнеподобие сценам общения своих героев. Эллиптическая речь в художественном тексте производит впечатление достоверной, потому что в жизненной ситуации эллипсис является одним из основных средств композиции фраз: при обмене репликами он позволяет пропускать ранее прозвучавшие слова.

     Между тем, использование эллипсиса как  выразительного средства в речи художественной может быть мотивированно и установкой автора на психологизм повествования. Писатель, желая изобразить различные эмоции, психологические состояния своего героя, может от сцены к сцене менять его индивидуальный речевой стиль. Так в романе Ф.М. Достоевского «преступление и наказание» Раскольников часто изъясняется эллиптическими фразами. В его разговоре с кухаркой Настасьей эллипсисы служат дополнительным средством выражения его отчуждённого состояния:

     - …Прежде, говоришь, детей учить  ходил, а теперь пошто ничего  не делаешь?

     - Я делаю… - нехотя и сурово  проговорил Раскольников

     - Что делаешь?

     - Работу…

     - Какую работу?

     - Думаю, - серьёзно отвечал он помолчав.

     Здесь мы видим, что пропуск одних слов подчёркивает особую смысловую нагрузку оставшихся других.

     Можно привести ещё несколько примеров использования эллипсиса в произведениях писателей: «Мужики – за топоры» (А.Толстой); «Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчики» (А.Толстой); «Шампанского!...» (А.П.Чехов); «Вместо хлеба – камень, вместо поучения – колотушки» (М.Салтыков – Щедрин) 

 

      2.5 Анафора 

     Нередко для усиления высказывания, придания речи динамичности, определённого ритма прибегают к такой фигуре, как повторы. Такие формы повтора бывают самые разнообразные. Анафора или «единочатие» – повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф или фраз: 

     «Клянусь я первым днём творенья,

     Клянусь его последним днём,

     Клянусь позором преступленья

     И вечной правды торжеством…» (М.Ю.Лермонтов) 

     или такой пример: 

     «Это - круто налившийся свист,

     Это – щёлканье сдавленных льдинок,

     Это – ночь, леденящая лист,

     Это - двух соловьёв поединок…» (Б.Пастернак) 

     Анафора бывает:

     1) звуковой (повторение одних и  тех же сочетаний звуков): «Грозой  снесённые мосты, гроба с размытого  кладбища…» (А.С.Пушкин);

     2) морфемной (повторение одних и  тех же морфем или частей  сложных слов): «…Черноглазую девицу, черногривого коня!» (М.Лермонтов);

     3) лексической (повторение одних  и тех же слов): «Не напрасно  дули ветры, не напрасно шла  гроза…» (С.Есенин);

     4) синтаксической (повторение одних  и тех же синтаксических конструкций): 

 

      «Брожу ли я вдоль улиц шумных,

     Вхожу ль во многолюдный храм,

     Сижу  ль меж юношей безумных,

     Я предаюсь моим мечтам…» (А.С.Пушкин) 

     5) строфической (повторение одних  и тех же элементов в начале  строф). Пример строфической анафоры  – стихотворение М.Ю.Лермонтова  «Когда волнуется желтеющая нива…»

Информация о работе Фигуры речи