Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:03, реферат
Фигуры – приёмы выразительности, приёмы стилистического синтаксиса которые реализуются в тексте, равном предложению или большем, чем предложение. Иногда фигуры понимаются шире: как любые обороты речи, отступающие от некоторой нормы разговорной «естественности», изменение «естественного» порядка слов (перестановка слов, пропуск необходимых или использование «лишних»). В настоящее время существует множество классификаций стилистических фигур, в основу которого положен тот или иной – количественный или качественный признак, мы рассмотрим одну из самых распространённых. Специалисты выделяют три группы фигур:
Иногда
повторяются несколько раз
«Почему, как сидишь озарённой,
Над работой пробор наклонят,
Мне сдаётся, что круг благовонный
Все к тебе приближает меня?
Почему светлой речи значенья
Я с таким затрудненьем ищу?
Почему и простые реченья
Словно тёмную тайну шепчу?
Почему как горячее жало
Чуть заметно впивается в грудь?
Почему мне так воздуху мало,
Что
хотел бы глубоко вздохнуть? (А.Фет)
2.6
Эпифора
В
противовес анафоре, как бы в паре
с ней, существует ещё одна фигура
повтора, которая называется эпифора
или «единоконцовка», повтор слова
или группы слов в конце нескольких
стихов, строф или фраз: «Фестончики, всё
фестончики: пелеринка из фестончиков,
на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков,
внизу фестончики, везде фестончики…»
или «Мне бы хотелось знать отчего я титулярный
советник, почему именно титулярный советник?»
(Н.В.Гоголь).
А вот пример использования эпифоры в поэзии:
«Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьёт меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле
мирного огня!» (А.Блок)
В
чистом виде эпифора употребляется
реже, чем анафора и она менее заметна
в произведениях, однако нельзя говорить
о том, что русские писатели и поэты её
игнорировали. Известно, что эпифора очень
полюбилась С.Есенину, вот лишь один пример
из обилия его стихов, которые я перечитывала:
«Я обманывать себя не стану,
Залегла забота в сердце мглистом.
Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?
И теперь уж я болеть не стану.
Прояснилась омуть в сердце мглистом.
Оттого прослыл я хулиганом,
Оттого
прослыл я скандалистом»
2.7 Параллелизм
Следующая
фигура называется параллелизм – тождественное
или сходное расположение элементов речи
в смежных частях текста, которые, соотносясь,
создают единый образ; ну или если сказать
немного иначе, то параллелизм – одинаковое
синтаксическое построение соседних предложений,
расположенных в них сходных членов предложения,
например: «В каком году – рассчитывай,
в какой земле – угадывай…» (Н.Некрасов)
или «Твой ум глубок, что море. Твой дух
высок, что горы» (В.Брюсов); «Спит животное
Собака, дремлет птица Воробей» (Заболоцкий
«Меркнут знаки зодиака…»); «Помедли,
помедли вечерний день. Продлись, продлись
очарованье…» («Последняя любовь» Тютчева);
«Забором крался конокрад, загаром крылся
виноград…» (Б.Л.Пастернак) А вот, я считаю,
ещё один прекрасный пример использования
параллелизма нашим любимым классиком,
А.С.Пушкиным:
«В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут
Бочка по морю плывёт,
Туча
по небу идёт…»
Параллелизм особенно характерен для произведений устного народного творчества (былин, частушек, пословиц) и близких к ним по своим художественным особенностям литературных произведений («Песня про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова, «Василий Тёркин» (А.Т.Твардовского).
Различают
также параллелизм
«Не стая воронов слеталась
На груды тлеющих костей,
За Волгой, ночью, вкруг огней
Удалых
шайка собиралась…» (А.С.Пушкин)
Чаще
всего параллелизм встречается в
периодах.
2.8
Период
Период – особая ритмическая конструкция, мысль и интонация в которой постепенно нарастают, достигают вершины, после чего тема получает своё разрешение, и, соответственно снижается интонационное напряжение: «Как ни старались люди, собравшиеся в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углём и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц,- весна была весною в городе» (Л.Толстой)
Т.к.
период является так же фигурой из
разряда повтора, на примере мы видим,
что первая большая часть текста
делится на несколько единообразных,
сходных частей, а вторая является короткой,
заключительной. Совершенно очевидно,
что для представления серьёзной глубокой
мысли, сформулированной в рамках одного
предложения, очень хорошо подходит структура
периода. Как может быть проинтерпретирована
подобная периоду синтаксическая структура?
Первая часть – обоснование, вторая –
вывод. Первая часть – аргументация, вторая
– тезис. Или первая часть – как условие,
а вторая – как следствие, результат и
т.д. Любая глубокая мысль имеет внутреннее
обоснование, систему причинно-следственных
связей, что легко представимо в периоде:
«Мало того что осуждена я на такую страшную
участь; мало того что перед концом своим
должна видеть, как станут умирать в невыразимых
муках отец и мать, для спасения которых
двадцать раз готова была бы отдать жизнь
свою, - мало всего этого: нужно, чтобы перед
концом своим мне довелось увидеть и услышать
слова и любовь, какой не видала я…» (Н.В
Гоголь)
2.9
Риторический вопрос, риторическое
обращение и восклицание
Риторический вопрос – эффективный стилистический приём, является средством выделения смысловых и эмоциональных центров речи. Особенность его заключается в том, что он не требует ответа, а служит для утверждения или отрицания чего-либо. Риторический вопрос усиливает воздействие на читателя, слушателя, пробуждает соответствующие чувства, несёт большую смысловую и эмоциональную нагрузку, например: «Разве я не знаю его, эту ложь, которою он весь пропитан?» (Л.Толстой). Риторический вопрос всегда синонимичен повествовательному предложению, например: «Кому в голову придёт, что заключённый решится бежать днём, на глазах всей тюрьмы?» (М.Горький), т.е. «никому в голову не придёт…»; «Почему мы должны скучно скрипеть перьями, когда наши идеи, мысли, образы должны греметь, как золотая труба нового мира?» (А.Н.Толстой); «Где, когда, какой великий выбирал путь, чтобы протоптанней и легче?» (В.Маяковский)
Риторическое
восклицание – эмоционально окрашенное
предложение, в котором эмоции обязательно
выражены интонационно и в нём
утверждается то или иное понятие. Риторическое
восклицание звучит с поэтическим воодушевлением
и приподнятостью:
«Да так любить, как любит наша кровь
Никто
из вас давно не любит!» (А.Блок);
«Вот оно, глупое счастье
С
белыми окнами в сад!» (С.Есенин);
«Увядающая сила!
Умирать так умирать!
До кончины губы милой
Я
хотел бы целовать…» (С.Есенин)
Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь, имеющее целью выразить отношение автора к тому или иному объекту, дать характеристику: «Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный…» (М.Ю.Лермонтов) Данная стилистическая фигура заключает в себе экспрессию, усиливая напряжённость речи: «О ты, чьих писем много, много в моём портфеле берегу…» (Н.Некрасов) или «Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душою» (А.С.Пушкин)
По
форме риторическое обращение носит
условный характер. Оно сообщает поэтической
речи нужную авторскую интонацию: торжественность,
патетичность, сердечность, иронию и
т.д.:
«Звёздочки ясные, звёзды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звёзды, таящие мысли глубокие,
Силой
какою вы душу пленяете?» (С.Есенин)
В
некоторых случаях пространное
обращение поэтической речи становится
содержанием предложения:
«Солдатский сын, что вырос без отца
И раньше срока возмужал заметно,
Ты памятью героя и отца
Не
отлучён от радостей земных…» (А.Твардовский)
В
поэтической речи риторические обращения
могут выстраиваться в
«О, город! О, ветер! О, снежные бури!
О, бездна разорванной в клочья лазури!
Я здесь! Я невинен. Я с вами! Я с вами!..» (А.Блок)