Функции риторики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 12:26, реферат

Описание работы

Главная функция риторики: практическая — владение искусством целесообразного слова. Искусство слова — самое нужное, но и самое сложное из всех искусств, поэтому освоение его требует серьезного труда и основательной подготовки. Не существует легких путей к трудным целям.
Но у риторики есть и образовательная функция, быть может, не менее важная. Освоение искусства слова невозможно без свободного владения литературным языком, без систематического образования — знания богословия, истории, философии, права, художественной литературы. В противном случае искусство слова становится пустословием.
Изучение риторики предполагает совершенное знание русского литературного языка — инструмента аргументации. Поэтому в ходе изучения риторики следует постоянно обращаться к учебникам русского языка, к руководствам по стилистике, к толковым и энциклопедическим словарям, повторяя и оживляя в памяти те разделы школьного курса русского языка, которые, может быть, забыты или не освоены достаточным образом.
Чтобы научиться строить письменную и устную публичную речь, необходимо:
-понимать, как устроена аргументация, то есть знать теорию;
-читать и понимать классические произведения, развить в себе умение понимать строение произведения и замысел его автора;
-упражняться в построении различного рода устных и письменных высказываний, усвоить навыки самостоятельной творческой работы со словом;
-говорить и писать публично.

Содержание работы

1)Введение
2)Для чего существуют функциональные стили
3)Образцы функциональных стилей
4)Заключение
5)Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 35.22 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

1)Введение

2)Для чего существуют функциональные  стили

3)Образцы функциональных стилей

4)Заключение

5)Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Главная функция риторики: практическая — владение искусством целесообразного слова. Искусство  слова — самое нужное, но и  самое сложное из всех искусств, поэтому освоение его требует  серьезного труда и основательной  подготовки. Не существует легких путей  к трудным целям.

Но у риторики есть и  образовательная функция, быть может, не менее важная. Освоение искусства  слова невозможно без свободного владения литературным языком, без  систематического образования —  знания богословия, истории, философии, права, художественной литературы. В  противном случае искусство слова  становится пустословием.

Изучение риторики предполагает совершенное знание русского литературного  языка — инструмента аргументации. Поэтому в ходе изучения риторики следует постоянно обращаться к  учебникам русского языка, к руководствам по стилистике, к толковым и энциклопедическим  словарям, повторяя и оживляя в  памяти те разделы школьного курса  русского языка, которые, может быть, забыты или не освоены достаточным  образом.

Чтобы научиться строить  письменную и устную публичную речь, необходимо:

-понимать, как устроена аргументация, то есть знать теорию;

-читать и понимать классические произведения, развить в себе умение понимать строение произведения и замысел его автора;

-упражняться в построении различного рода устных и письменных высказываний, усвоить навыки самостоятельной творческой работы со словом;

-говорить и писать публично.

 

 

 

 

Для чего существуют функциональные стили

 

Наша  речь при официальном общении (в  выступлениях по радио и телевидению, на научных конференциях, педагогических совещаниях, родительских собраниях) отличается от той, которая используется в быту.

В зависимости  от целей и задач, которые ставятся в процессе общения, происходит отбор  различных языковых средств. В результате создаются своеобразные разновидности  единого литературного языка, называемые функциональными стилями.

Термин  функциональный стиль подчеркивает, что разновидности литературного  языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в  каждом конкретном случае.

Обычно  различают следующие функциональные стили: 1) научный, 2) технический, 3) официально-деловой, 4) газетно-публицистический, 5) разговорно-обиходный.

Стили литературного  языка чаще всего сопоставляются на основе анализа их лексического состава, так как именно в лексике  заметнее всего проявляется различие между ними.

Закрепленность  слов за определенным стилем речи объясняется  тем, что в лексическое значение многих слов, помимо предметно-логического  содержания, входит и эмоционально-стилистическая окраска. Сравнение: мать, мама, мамочка, мамуля, ма; отец, папа, папочка, папуля, па. Слова каждого ряда имеют одно и то же значение, но различаются стилистически, поэтому используются в разных стилях. Мать, отец преимущественно употребляются в официально-деловом стиле, остальные слова — в разговорно-обиходном.

Если  сопоставить синонимические слова: обличье — облик, нехватка — дефицит, напасть — злоключение, потеха —  развлечение, переделка — преобразование, вояка — воин, глазник — окулист, врун — лжец, большущий — гигантский, растранжирить — расточить, плакаться  — сетовать, то нетрудно заметить, что  эти синонимы тоже отличаются друг от друга не по смыслу, а своей стилистической окраской. Первые слова каждой пары употребляются в разговорно-обиходной, а вторые — в научно-популярной, публицистической, официально-деловой речи.

Помимо  понятия и стилистической окраски, слово способно выражать чувства, а  также оценку различных явлений  реальной действительности. Выделяются две группы эмоционально-экспрессивной  лексики: слова с положительной  и отрицательной оценкой. Сравним: отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, изумительный, роскошный, великолепный (положительная оценка) и скверный, гадкий, отвратительный, безобразный, наглый, нахальный, противный (отрицательная оценка). Приведем слова с разной оценкой, которые характеризуют человека: умница, герой, богатырь, орел, лев, глупец,осел, корова, ворона.

В зависимости  от того, какая эмоционально-экспрессивная  оценка выражается в слове, оно употребляется  в различных стилях речи. Эмоционально-экспрессивная  лексика наиболее полно представлена в разговорно-обиходной речи, которая  отличается живостью и меткостью  изложения. Характерны экспрессивно окрашенные слова и для публицистического  стиля. Однако в научном, техническом  и официально-деловом стилях речи эмоционально окрашенные слова, как правило, неуместны.

В обиходно-бытовом  диалоге, характерном для устной речи, употребляется преимущественно  разговорная лексика. Она не нарушает общепринятых норм литературной речи, однако ей свойственна известная  свобода. Например, если вместо выражений  промокательная бумага, читальный зал, сушильный аппарат употребить слова  промокашка, читалка, сушилка, то, вполне допустимые в разговорной речи, они  неуместны при официальном, деловом  общении.

Помимо  слов, составляющих специфику разговорного стиля во всем объеме их значения и  не встречающихся в других стилях, например: крохобор, буквоед, огорошить, — имеются и такие слова, которые являются разговорными только в одном из переносных значений. Так, слово развинченный (причастие от глагола развинтить) в основном значении воспринимается как стилистически нейтральное, а в смысле «утративший способность сдерживаться» — как разговорное.

Слова разговорного стиля отличаются большой смысловой  емкостью и красочностью, придают  речи живость и экспрессивность.

Разговорные слова противопоставляются книжной  лексике. К ней относятся слова  научного, технического, газетно-публицистического и официально-делового стилей, представленных обычно в письменной форме.

Лексическое значение книжных слов, их грамматическая оформленность и произношение подчиняются установившимся нормам литературного языка, отклонение от которых недопустимо.

Сфера распространения книжных слов неодинакова. Наряду со словами, общими для научного, технического, газетно-публицистического и официально-делового стилей, в книжной лексике есть и такие, которые закреплены только за каким-нибудь одним стилем и составляют их специфику. Например, терминологическая лексика употребляется главным образом в научном и техническом стилях. Ее назначение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях (например, технические термины — биметалл, центрифуга, стабилизатор; медицинские термины — рентген, ангина, диабет; лингвистические термины — морфема, аффикс, флексия и др.

Для публицистического  стиля характерны отвлеченные слова  с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый).

В деловом  стиле — официальной переписке, правительственных актах, речах — употребляется лексика, отражающая официально-деловые отношения (пленум, сессия, решение, постановление, резолюция). Особую группу в составе официально-деловой лексики образуют канцеляризмы: заслушать (доклад), зачитать (решение), препровождать, входящий (номер).

В отличие  от разговорно-бытовой лексики, для  которой характерна конкретность значения, книжная лексика является преимущественно  абстрактной. Термины книжная и  разговорная лексика являются условными, так как они не обязательно  связываются с представлением только об одной какой-либо форме речи. Книжные слова, типичные для письменной речи, могут употребляться и в устной форме речи (научные доклады, публичные выступления и др.), а разговорные — в письменной (в дневниках, бытовой переписке и т. д.).

К разговорно-обиходной примыкает просторечная лексика, которая находится за пределами стилей литературного языка. Просторечные слова употребляются обычно в целях сниженной, грубоватой характеристики явлений и предметов реальной действительности. Например: братва, обжора, брехня, глотка, плюгавый, бузить и др. В официально-деловом общении эти слова недопустимы, а в обиходно-разговорной речи их следует избегать.

 

Образцы функциональных стилей

 

Чтобы нагляднее  представить особенности каждого  функционального стиля литературного  языка, приведем примеры текстов, относящихся к разным стилям.

1. Научный стиль

Педагогика  — совокупность теоретических и  прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение. Педагогикой  называется также учебный курс, который  преподается в педагогических институтах и других учебных заведениях по профилированным  программам. Педагогика включает проблемы учебно-воспитательной, культурно-просветительной, агитационно-пропагандистской работы со взрослыми...

Воспитание  изучают и другие науки: социология рассматривает воспитание как функцию  общества и государства; психология — как условие духовного развития личности. Педагогика исследует закономерности процесса воспитания, его структуру и механизмы, разрабатывает теорию и методику организации учебно-воспитательного процесса, его содержание, принципы, организационные формы, методы и приемы (Педагогическая энциклопедия: В 4 т. Т. 3. М., 1966. С. 282).

Для данного  текста характерна научная терминология: педагогика, воспитание, образование, обучение, учебно-воспитательная работа, общество, государство, социология, психология и др. Преобладает абстрактная  лексика: теория, проблемы, функция, развитие, процесс, структура, механизмы, методика, содержание, принципы, формы, методы, приемы. Слова употребляются в прямом, номинативном значении, образные средства языка, эмоциональность отсутствуют. Предложения носят повествовательный характер, преимущественно имеют прямой порядок слов.

2. Технический стиль

Арматура, предназначенная для герметического отключения аппаратов, приборов или  частей трубопровода, является запорной. Одно из основных требований к запорной арматуре — минимальное гидравлическое сопротивление при открытом проходе.

 На  газопроводах в качестве запорной  арматуры применяют краны, задвижки  и вентили. Наиболее широкое  применение имеют краны и задвижки. Вентили применяют в качестве запорной арматуры, в основном тогда, когда потеря давления не имеет существенного значения (Газовое оборудование, приборы и арматура: Справочное пособие. М., 1985. С. 8).

В тексте преобладают технические термины: арматура, герметическое отключение, аппараты, трубопровод, приборы, гидравлическое сопротивление, краны, задвижки, вентили, давление. Используются отглагольные существительные — отключение, применение. Как и в научном стиле, в техническом тексте образные средства не используются, употребляются повествовательные предложения. Нередко технический стиль рассматривается как разновидность научного стиля.

3. Официально-деловой стиль

С благодарностью подтверждаем получение Вашего письма с приложенными каталогами и сообщаем, что этот информационный материал мы направили на рассмотрение нашим  заказчикам.

В случае проявления ими интереса к изделиям Вашей фирмы мы Вам сообщим  об этом дополнительно (Официальное  письмо-подтверждение).

Особенность этого текста — сжатое, компактное изложение, экономное использование  языковых средств. Используются характерные для данного стиля клише (с благодарностью подтверждаем; сообщаем, что...; в случае проявления; сообщим дополнительно), отглагольные существительные {получение, рассмотрение, проявление). Документ характеризуется «сухостью» изложения, отсутствием выразительных средств, употреблением слов в прямом значении.

4. Газетно-публицистический стиль

Но каким  же образом уловить тайну личности поэта в его творениях? Что  должно делать для этого при изучении произведений его?

Изучить поэта, значит не только ознакомиться, через усиленное и повторяемое  чтение, с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их. Всякий истинный поэт, на какой бы ступени  художественного достоинства ни стоял, а тем более-всякий великий  поэт никогда и ничего не выдумывает, но облекает в живые формы общечеловеческое.

 И  потому, в созданиях поэта, люди, восхищающиеся ими, всегда находят  что-то давно знакомое им, что-то  свое собственное, что они сами  чувствовали или только смутно  и неопределенно предощущали  или о чем мыслили, но чему  не могли дать ясного образа, чему не могли найти слово  и что, следовательно, поэт  умел только выразить. Чем выше  поэт, то есть чем общечеловечественнее содержание его поэзии, тем проще его создание, так что читатель удивляется, как ему самому не вошло в голову создать что-нибудь подобное: ведь это так просто и легко! (Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина//Собр. соч.: В 3 т. Т. 3. М., 1948. С. 376).

Характерными  особенностями приведенного отрывка  являются актуальность содержания, острота  и яркость изложения, авторская  страстность. Цель текста — оказать  воздействие на разум и чувства  читателя, слушателя. Используется весьма разнообразная лексика: термины литературы и искусства {поэт, произведение, образ, поэзия, художественное достоинство), общелитературные слова {тайна, личность, творение, чтение). Многие слова имеют окраску высокого стиля: перечувствовать, облекать, предощущать, восхищаться. Активно применяются средства речевой выразительности, например, художественное определение (истинный-поэт, живые формы, ясный образ, общечеловечественное содержание, предощущали смутно и неопределенно), инверсия (Что должно делать для этого при изучении произведений его).

5.Разговорно-обиходный стиль

Петербург 13 августа, понедельник/73.

Милый мой  голубчик Анечка, получил твое милое  письмо, и очень мне грустно  было читать, как детишки заплакали, когда я уехал. Милые голубчики! Скажи им сейчас же, что папа их помнит, целует и в Петербург зовет. Обнимаю  и целую беспрерывно и благословляю. Я, Аня, все не здоров: нервы очень  раздражены, а в голове как туман, все- точно кружится. Никогда еще даже после самых сильных припадков не бывало со мной такого состояния. Очень тяжело. <..> Точно сон и дремота и меня все разбудить не могут. Отдохнуть бы надо хоть недельки две от работы и заботы беспрерывной — вот что (Достоевский Ф. М. Поли, собр. соч.: В 30 т. Т. 29. Кн. 1. М., 1986. С. 289).

Информация о работе Функции риторики